Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2011 в 03:24, контрольная работа
Конфликт – состязание сторон с разнонаправленными интересами. Избежать конфликтов невозможно, тем не менее, возможно научиться вести себя наиболее эффективным образом в конфликтных ситуациях, снижать, по возможности, их отрицательные последствия. Любой конфликт связан с эмоциональными переживаниями, является источником стресса. За стрессом следует депрессия, неконструктивные способы «выхода» из ситуации – переедание, алкоголизм, курение, употребление наркотических веществ.
Введение 3
Конфликтная личность 4
Типы конфликтных личностей 4
Как вести себя с трудными людьми различных типов 8
Список использованной литературы 12
Контрольная
работа
Предмет:
Тренинг личностного
роста.
Тема:
Типы конфликтных
личностей.
Выполнил: студент 3 курса
группа №32,
заочное отделение
специальность:
Связи с общественностью
Проверил: Ф.И.О…………………..
Москва 2010
Содержание
Введение
Конфликт
– состязание сторон с разнонаправленными
интересами. Избежать конфликтов невозможно,
тем не менее, возможно научиться
вести себя наиболее эффективным
образом в конфликтных
Под конфликтностью личности понимают свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. Такие люди часто инициируют конфликты, независимо от того имеется ли объективный повод. Выделяют несколько типов конфликтных личностей: демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный. Их характеристики рознятся.
Демонстративный
тип. Стремится быть в центре внимания,
часто оказывается источником конфликтов,
хотя и не признает этого. Реагирует
бурно и эмоционально. Ригидный
тип. Подозрителен, негибок, отсутствует
критическое восприятие окружающей действительности.
Нуждается в постоянном подтверждении
своей значимости. Неуправляемый тип.
Его поведение практически непредсказуемо.
Импульсивная личность, пренебрегающая
общепринятыми нормами. Высокий уровень
агрессии. Сверхточный тип. Отличается
повышенными требованиями к себе и окружающим,
обидчив, тревожен. Сдержан в эмоциональных
проявлениях. Бесконфликтный тип. Неустойчив
в оценках и мнениях, чрезмерно подвержен
чужому мнению. Стремится к избеганию
конфликтных ситуаций. Имеет слабую волю.
Конфликтная
личность
Под конфликтностью личности понимается ее интегральное свойство, отражающее частоту вступления в межличностные конфликты. При высокой конфликтности индивид становится постоянным инициатором напряженных отношений с окружающими независимо от того, предшествуют ли этому проблемные ситуации. [2]
Представленные в Таблице «Типы конфликтных личностей» характеристики (демонстративный, ригидный, неуправляемый, сверхточный, бесконфликтный») встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня.
Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро «остывает» и переходит к неконфликтному взаимодействию.
Завышенный
или заниженный уровень
притязаний также способствует возникновению
межличностных или внутриличностных конфликтов.
Уровень притязаний влияет на определение
идеальной перспективной цели, на выбор
цели очередного действия, и, наконец,
на желаемый уровень
самооценки личности. Завышенная самооценка
обычно вызывает негативную реакцию со
стороны окружающих, заниженная – имеет
следствием повышенную тревожность, неуверенность
в своих силах, избегание ответственности
и т. п. [1]
Типы
конфликтных личностей
Люди
вступают в общение с разными
уровнями культуры, при-вычками, правилами
поведения. Эти различия могут быть
обусловлены как чертами
Но наиболее часто, по мнению психологов, встречаются следующие разновидности конфликтных личностей [2]:
Демонстративный. Хочет быть в центре внимания. Любит хорошо выглядеть в глазах других. Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся. Ему легко даются поверхностные конфликты, любуется своими страданиями и стойкостью. Хорошо приспосабливается к различным ситуациям. Рациональное поведение выражено слабо. Налицо поведение эмоциональное. Планирование своей деятельности осуществляется ситуативно и слабо воплощается в жизнь. Кропотливой, систематической работы избегает. Не уходит от конфликтов, в ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо.
Ригидный. Подозрителен. Обладает завышенной самооценкой. Постоянно требует подтверждения собственной значимости. Часто не учитывает изменения ситуации и обстоятельств Прямолинеен и не гибок. С большим трудом принимает точку зрения окружающих, не очень считается с их мнением. Почтение со стороны окружающих воспринимается как должное. Выражение недоброжелательства со стороны окружающих воспринимает как обиду. Мало критичен по отношению к своим поступкам. Болезненно обидчив, повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям.
Неуправляемый. Импульсивен, недостаточно контролирует себя. Поведение такого человека плохо предсказуемо. Ведет себя вызывающе, агрессивно. Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы общения. Характерен высокий уровень притязаний. Несамокритичен. Во многих неудачах, неприятностях склонен обвинять других. Не может грамотно планировать свою деятельность или последовательно претворять планы в жизнь. Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами. Из прошлого опыта (даже горького) извлекает мало уроков.
Сверхточный. Скрупулезно относится к работе. Предъявляет повышенные требования к себе. Предъявляет повышенные требования к окружающим, причем делает это так, что людям, с которыми он работает, кажется, что он придирается. Обладает повышенной тревожностью. Чрезмерно чувствителен к деталям. Склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих. Иногда вдруг разрывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется, что его обидели. Страдает от себя сам, переживает свои просчеты, неудачи, подчас расплачивается за них даже болезнями (бессонницей, головными болями и т.п.). Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, проявлениях. Слабо чувствует реальные взаимоотношения в группе.
«Бесконфликтный». Неустойчив в оценках и мнениях. Обладает легкой внушаемостью. Внутренне противоречив. Характерна некоторая непоследовательность поведения. Ориентируется на сиюминутный успех в ситуациях. Недостаточно хорошо видит перспективу. Зависит от мнения окружающих. Излишне стремится к компромиссу. Не обладает достаточной силой воли. Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих.
Представленные "типы конфликтных личностей" встречаются наиболее часто, но не дают полного перечня. Например, холерический тип темперамента человека часто может приводить к решению им противоречивых ситуаций конфликтным способом. Это связано с тем, что холерик обладает неустойчивым и подвижным типом нервной системы. В то же время, он быстро "остывает" и переходит к неконфликтному взаимодействию. Завышенный или заниженный уровень притязаний также способствует возникновению межличностных или внутриличностных конфликтов. Уровень притязаний влияет на определение идеальной перспективной цели, на выбор цели очередного действия, и, наконец, на желаемый уровень самооценки личности. Завышенная самооценка обычно вызывает негативную реакцию со стороны окружающих, заниженная – имеет следствием повышенную тревожность, неуверенность в своих силах, избегание ответственности и т. п.
Кроме этих выделяют еще некоторые типы конфликтных личностей.
В своей работе "Общение с трудными людьми" Роберт М. Брэмсон выделил целый ряд таких типов трудных в общении людей. Назовем некоторые из них [3].
1) "Агрессивисты" - они постоянно задирают других, говорят колкости и раздражаются, если их не слушают.
2)
"Жалобщики" - у них всегда
найдется что-нибудь, на что они
будут сетовать. Обычно они мало
что делают для решения
3) "Молчуны" - спокойны и немногословны; никто не знает, что в действительности они думают об окружающих или чего хотят.
4)
"Сверхпокладистые" - они согласятся
с вами по любому поводу
и пообещают поддержку, однако
слова у них часто расходятся
с делом. Они не выполняют
своих обещаний и не
5) "Вечные пессимисты" - всегда предсказывают неудачу в деле и стараются сказать "нет", поскольку обычно полагают, что из-за затеваемого ничего не получится.
6)
"Всезнайки" - считают себя выше
других, ибо полагают, что знают
истину в последней инстанции
и все на свете. При этом они к тому же хотят,
чтобы об этом "превосходстве" знали
и другие. Они могут действовать как "бульдозер",
расталкивающий всех на своем пути со
своими "знаниями". Но довольно часто
оказывается, что они ошибаются, ибо в
основном только играют свои роли.
Американский конфликтолог Джини Г. Скотт
добавляет к этому перечню трудных в общении
людей еще целый ряд типов [3]:
Встречаются
"игроки" различных типов, например,
такие люди, которые говорят и
поступают в стиле "да, но…",
описанные Эриком Берном в его
книге "Игры, в которые играют
люди". Внешне они поступают так,
а думают совсем иначе. Вы не будете
знать, что происходит, пока не попадете
в их ловушку.
Как
вести себя с трудными
людьми различных
типов
Вот какие рекомендации дает по этому поводу конфликтолог Дж. Г. Скотт.
Ключевой момент состоит в том, чтобы сохранять гибкость, применять к конкретному человеку соответствующий подход, учитывая его скрытые нужды и интересы, а также ваши собственные приоритеты в сложившейся ситуации. [4]
1 Тип «паровой каток». Если предмет конфликта не особенно важен для вас, то лучше уклониться от него или приспособиться. Уйдите с дороги или уступите этому человеку в малом, чтобы успокоить его. Если же вы избрали иной подход, то лучше начать с того, чтобы дать такому человеку «выпустить пар».
2
Тип «скрытый агрессора («
Бели вы решили, что уклониться или терпеть такого человека — это не для вас, то наилучший способ — выявить конкретный факт причинения зла, а затем скрытые причины. Дайте понять атакующему вас человеку, что вы выше этого, сказав что-нибудь наподобие: «Чего вы добиваетесь этим?». Если он начнет отрицать факты, приведите доказательства.
3 Тип «разгневанный ребенок» («взрывной человек»). Обычно человек, который ведет себя подобным образом, испуган и беспомощен, а взрыв эмоций отражает его желание взять ситуацию под контроль.
Основной принцип, которому необходимо следовать для того, чтобы избежать эскалации конфликта (если вы решили не уклоняться от него совсем), дать человеку накричаться, дать выход его эмоциям. Надо убедить человека в том, что вы слушаете его. Необходимо также дать ему понять, что он контролирует ситуацию, и тем самым успокоить его.
4 Тип «жалобщик». Он часто охвачен некоторой идеей и обвиняет других (кого-то конкретно или весь мир в целом) во всех грехах.
Сначала выслушайте жалобщика. Не важно, прав он или нет. Он страстно желает быть услышанным. Это одна из причин того, что он постоянно недоволен; он считает, что никто не хочет его слушать или относиться к его словам серьезно. Его жалобы обычно возникают на почве разочарования и сознания собственного бессилия. Выслушивая его, вы возвращаете ему ощущение собственной значимости и предоставляете возможность выразить свои чувства. Вам следует признать или оценить этого человека, показав, что вы поняли сказанное им; возможно, повторив это иными словами. Затем, после высказывания сути его основной жалобы, необходимо искать способ прекращения или перевода разговора на иную тему.