Управляющий
в состоянии существенно повысить
шансы совместного разрешения конфликтов,
если при обсуждении конфликтов своим
поведение он дает понять, что он
считает конструктивные конфликты
нормальным явлением и, участвуя в их
решении, выступает не в качестве
доминирующей силы, а на равных со всеми
основаниях.
Приведенный
ниже перечень правил дает ориентиры
для линии поведения, которая
противодействует возникновению конфликтов.
Основные
правила:
- Признать
друг друга.
- Слушать не
перебивая.
- Демонстрировать
понимание роли другого.
- Выяснить,
как другой воспринимает конфликт, как
он себя при этом чувствует.
- Четко формулировать
предмет обсуждения.
- Устанавливать
общие точки зрения.
- Выяснить,
что вас разъединяет.
- После этого
снова описать содержание конфликта.
- Искать общее
решение.
- Принять общее
«коммюнике».
Общие
рекомендации по разрешению конфликтной
ситуации могут быть сведены к
следующему.
- Признать
существование конфликта, т.е. признать
наличие противоположных целей, методов
у оппонентов, определить самих этих участников.
Практически эти вопросы не так просто
решить, бывает достаточно сложно сознаться
и заявить вслух, что ты находишься в состоянии
конфликта с сотрудником по какому-то
вопросу. Иногда конфликт существует уже
давно, люди страдают, а открытого признания
его нет, каждый выбирает свою форму поведения
и воздействия на другого, однако совместного
обсуждения и выхода из создавшейся ситуации
не происходит.
- Определить
возможность переговоров. После признания
наличия конфликта и невозможности его
решения «с ходу» целесообразно договориться
о возможности проведения переговоров
и уточнить, каких именно переговоров:
с посредником или без него и кто может
быть посредником, равно устраивающим
обе стороны.
- Согласовать
процедуру переговоров. Определить, где,
когда и как начнутся переговоры, т.е. оговорить
сроки, место, процедуру ведения переговоров,
время начала совместной деятельности.
- Выявить круг
вопросов, составляющих предмет конфликта.
Основная проблема состоит в том, чтобы
определить в совместно используемых
терминах, что является предметом конфликта,
а что нет. Уже на этом этапе вырабатываются
совместные подходы к проблеме, выявляются
позиции сторон, определяются точки наибольшего
разногласия и точки возможного сближения
позиций.
- Разработать
варианты решений. Стороны при совместной
работе предлагают несколько вариантов
решений с расчетом затрат по каждому
из них, с учетом возможных последствий.
- Принять согласованное
решение. После рассмотрения ряда возможных
вариантов, при взаимном обсуждении и
при условии, что стороны приходят к соглашению,
целесообразно это общее решение представить
в письменном виде: коммюнике, резолюции,
договоре о сотрудничестве и др. В особо
сложных или ответственных случаях письменные
документы составляются после каждого
этапа переговоров.
- Реализовать
принятое решение на практике, если процесс
совместных действий заканчивается только
принятием проработанного и согласованного
решения, а дальше ничего не происходит
и не меняется, то такое положение может
явиться детонатором других, более сильных
и продолжительных конфликтов. Причины,
вызвавшие первый конфликт, не исчезли,
а только усилились невыполненными обещаниями.
Повторные переговоры проводить будет
намного сложнее.
Заключение
Когда
люди думают о конфликте, они чаще
всего ассоциируют его с агрессией,
угрозами, спорами, враждебностью, войной
и т.п. В результате, бытует мнение,
что конфликт - явление всегда нежелательное,
что его необходимо, по возможности
избегать и что его следует
немедленно разрешать, как только он
возникнет. Такое отношение четко
прослеживается в трудах авторов, принадлежащих
к школе научного управления, административной
школе и разделяющих концепцию
бюрократии по Веберу. Эти подходы
к эффективности организации
в большей степени опирались
на определение задач, процедур, правил,
взаимодействий должностных лиц
и разработку рациональной организационной
структуры. Считалось, что такие
механизмы, в основном, устранят условия
способствующие появлению конфликта,
и могут быть использованы для решения
возникающих проблем.
У
каждого человека в жизни есть
свои цели, связанные с различными
областями приложения. Каждый стремится
достичь чего-то своего или по-своему.
Но часто люди, связанные узами
совместной деловой активности сталкиваются
в своих интересах, и тогда
происходит конфликт, который - один из
самых главных врагов менеджера,
т. к. он дезорганизует людей, переводит
их в эмоции, а не разум. Поэтому
одна из функций менеджера, как человека,
работающего с людьми, - предотвращение
возникновения, сглаживание последствий
конфликта, разрешение споров, умение
подвести людей из вражды интересов
к сотрудничеству и взаимопониманию.
Благодаря
существующим установкам на конфликт
как отрицательное явлении большинство
людей считает, что они не могут ими управлять
и стараются их избежать, когда это возможно.
Но конфликт плохо поддается коррекции,
когда он уже приобрел разрушительную
силу. Это нужно знать, и менеджеры и служащие
должны понимать, что конфликт обогащает
жизнь, если им правильно управлять.
Если
же умело управлять конфликтом, он
укрепляет и коллектив, и организацию
в целом.
Управление
конфликтом представляет собой сознательную
деятельность по отношению к нему,
осуществляемую на всех этапах его
возникновения, развития и завершения
участниками конфликта или третьей
стороной. Важно не блокировать развитие
противоречия, а стремиться разрешить
его неконфликтными способами.
Управление
конфликтом требует от руководителей
высокой компетентности не только в
организационно-экономических и
юридических вопросах управления, но
и в специальных разделах психологических
знаний, обеспечивающих решение задач
самоорганизации и организации
рационального взаимодействия людей
в условиях, провоцирующих противодействие
и психологическую напряженность.
Разрешение
конфликта - это совместная деятельность
его участников, направленная на прекращение
противодействия и решения проблемы,
которая привела к столкновению.
Разрешение конфликта предполагает
активность обеих сторон по преобразованию
условий, в которых они взаимодействуют,
по устранению причин конфликта. Для
разрешения конфликта необходимо изменение
самих оппонентов, их позиций, которые
они отстаивали в конфликте. Часто
разрешение конфликта основывается
на изменении отношения оппонентов
к его объекту или друг к другу.
В
завершение выше перечисленного можно
добавить, что умелое поведение и, как
следствие, разрешение конфликта может
быть получено при учете менеджером личностных
качеств каждого члена коллектива, его
темперамента, характера, интересов. Но
зато в конечном итоге можно иметь коллектив
друзей, сплоченных общей идеей, где ссоры
могут уже не нести значения и не затрагивать
душевных качеств индивида.
Список
используемой литературы
- Анцупов
А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник
для вузов. – М., 1999.
- Вагин
И., Киршева Н. Переговоры: выиграй каждый
раунд. – СПб., 2002.
- Доценко
Е.Л. Психология манипуляции. – М., 1996.
- Емельянов
С.М. Практикум по конфликтологии. –
СПб., 2004.
- КозловВ.В.,
Козлов А.А. Управление конфликтом. –
М., 2006.
- Конфликтология
/ Под ред. В.П. Ратникова. – М., 2001.
- Самоукина
Н.В. Психология профессиональной деятельности.
– СПб., 2004.