Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 16:00, доклад
Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности или неправильности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но, в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообще учитывает в общении, он может облегчить себе деловое общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или даже сделать его невозможным.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Типы совместной деятельности…………………………………………...5
2. Общение в трудовом коллективе……………………………………….…7
3. Деловое общение и деловой этикет в коллективе………………….…….8
Заключение…………………………………………………………………….12
Список использованной литературы………………………………………..13
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Типы совместной деятельности…………………………………………..
2. Общение в трудовом коллективе……………………………………….…7
3. Деловое общение и деловой этикет в коллективе………………….…….8
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………..13
ВВЕДЕНИЕ
Деловое общение является
необходимой частью человеческой жизни,
важнейшим видом отношений с
другими людьми. Вечным и одним
из главных регуляторов этих отношений
выступают этические нормы, в
которых выражены наши представления
о добре и зле, справедливости
и несправедливости, правильности или
неправильности поступков людей. И
общаясь в деловом
Специфика делового общения
обусловлена тем, что оно возникает
на основе и по поводу определенного
вида деятельности, связанной с производством
какого-либо продукта или делового
эффекта. При этом стороны делового
общения выступают в формальных
(официальных) статусах, которые определяют
необходимые нормы и стандарты
(в том числе и этические) поведения
людей. Как и всякий вид общения,
деловое общение имеет
Кроме того, в современных
условиях постоянно растет интерес
к явлению социально-
Эффективность совместной деятельности
во многом зависит от оптимальной
реализации личностных и групповых
возможностей. Благоприятная атмосфера
в группе не только продуктивно влияет
на результаты ее, но и перестраивает
человека, формирует его новые
возможности и проявляет
1. ТИПЫ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Испытывая потребность в
каком-либо виде деятельности, общество
создает соответствующие
Технологический тип определяется особенностями технологического цикла. Жесткие технологические связи приводят к наиболее тесным контактам (не только деловым, но и личным) между работниками, рабочие места которых находятся рядом. Контакты с другими членами коллектива затруднены. Поэтому возникают отдельные подгруппы наиболее тесно связанных между собой людей.
Функциональный тип связан
с разделением
Экономический тип объединяет людей распределением коллективного заработка между ними. Здесь основной проблемой является точная оценка индивидуального вклада каждого члена бригады. Особое значение приобретают коллективность решения вопросов материального вознаграждения, высокий авторитет руководителя и доверие к нему, уровень развития в коллективе отношений взаимного контроля и ответственности.
Социально-психологический тип - особый тип взаимоотношений, возникающий на основе осознания людьми своей принадлежности к одному коллективу. В таких коллективах нормой становится взаимопомощь и сотрудничество, коллективная ответственность.
Формально-организационный тип - характеризует те коллективы, где реально никакой общности не возникает. Между работниками нет взаимозависимости, фактически отсутствуют контакты, деловое общение, психологическое единство.
2. ОБЩЕНИЕ В ТРУДОВОМ
КОЛЛЕКТИВЕ
Вместе с тем, общую картину взаимодействия
между людьми в первичных трудовых коллективах
дополняют личные взаимоотношения. Взаимоотношения
- это система взаимосвязей людей между
собой в различных группах. Взаимоотношения
могут быть официальными и неофициальными,
деловыми и личными. Межличностные взаимоотношения
людей связаны с общественными отношениями
и определяются ими. Особенности поведения
человека в коллективе, результаты его
работы вызывают определенные реакции
со стороны других членов группы, формируют
у каждого из них отношение к этому человеку,
и таким образом в группе развивается
система взаимоотношений. Удовлетворенность
взаимоотношениями по горизонтали (с сотрудниками)
и по вертикали (с руководителями) рассматривается
как важный показатель социально- психологического
климата в трудовом коллективе. В самой
официальной обстановке между людьми
так или иначе складываются личные отношения
и они не могут не влиять на общую атмосферу
в коллективе, на общий характер, стиль,
тон взаимоотношений в группе.
Общение в трудовом коллективе - это сложный процесс, протекающий от установления контактов до развития взаимодействия и складывания взаимоотношений. Главная функция общения - это организация совместной деятельности людей, которая предполагает выработку единой стратегии взаимодействия, что возможно только на основе согласования их позиций. Другая функция общения - это познание людьми друг друга, а также формирование и развитие межличностных отношений.
3. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И
ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В КОЛЛЕКТИВЕ
Трудовые коллективы возникают ради целей
совместного достижения определенных
целей. Поэтому на первый план в них выходит
именно деловое общение. Деловое общение
- процесс взаимосвязи и взаимодействия,
в котором происходит обмен деятельностью,
информацией и опытом, предполагающим
достижение определенного результата,
решение конкретной проблемы или реализацию
определенной цели.
Деловое общение можно условно разделить на прямое (непосредственный контакт) и косвенное (когда между партнерами существует пространственно-временная дистанция).
Прямое деловое общение
обладает большей результативностью,
силой эмоционального воздействия
и внушения, чем косвенное, в нем
непосредственно действуют
В целом деловое общение отличается от обыденного (неформального) тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В деловом общении мы не можем прекратить взаимодействие с партнером (по крайней мере, без потерь для обеих сторон). В обычном дружеском общении чаще всего не ставятся конкретные задачи, не преследуются определенные цели. Такое общение можно прекратить (по деланию участников) в любой момент.
Деловое общение реализуется в различных формах: деловая беседа, деловые переговоры, деловые совещания, публичные выступления.
Деловое общение - это сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, т. е. подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.
Известны "писаные" и "неписаные" нормы поведения в той или иной ситуации официального контакта. Принятый порядок и форма обхождения на службе называется деловым этикетом. Его основная функция - формирование правил, способствующих взаимопониманию людей. Второй по значению является функция удобства, т. е. целесообразность и практичность.
Деловой этикет включает в себя две группы правил: нормы, действующие в сфере общения между равными по статусу, членами одного коллектива (горизонтальные); наставления, определяющие характер контакта руководителя и подчиненного (вертикальные).
Общим требованием считается
приветливое и
Умение вести себя с
людьми надлежащим образом является
одним из важнейших, если не важнейшим,
фактором, определяющим шансы добиться
успеха в бизнесе, служебной или
предпринимательской
В этом контексте легко объяснимы попытки, многих исследователей сформулировать и обосновать основные принципы этики делового общения или, как их чаще называют на Западе, заповеди personal public relation (весьма приближенно можно перевести как "деловой этикет"). Выделяют шесть следующих основных принципов:
1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Принцип делать все вовремя распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25 процентов к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.
2. Конфиденциальность (не
болтайте лишнего). Секреты учреждения,
корпорации или конкретной
3. Любезность, доброжелательность
и приветливость. В любой
4. Внимание к окружающим
(думайте о других, а не только
о себе). Внимание к окружающим
должно распространяться на
Всегда прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Когда кто-то ставит под сомнение качество вашей работы, покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна мешать быть скромным.
5. Внешний облик (одевайтесь,
как положено). Главный подход - вписаться
ваше окружение по службе, а
внутри этого окружения - в
контингент работников вашего
уровня. Необходимо выглядеть самым
лучшим образом, то есть
6. Грамотность (говорите
и пишите хорошим языком). Внутренние
документы или письма, направляемые
за пределы учреждения, должны
быть изложены хорошим языком,
а все имена собственные
Как в процессе прямого, так и косвенного
общения используются различные методы
влияния или воздействия на людей. Среди
наиболее употребительных из них И.Браим
выделяет следующие - убеждение, внушение,
принуждение.
Деловая беседа, как правило,
состоит из следующих этапов: ознакомление
с решаемым вопросом и его изложение;
уточнение влияющих на выбор решения
факторов; выбор решения; принятие решения
и доведение его до собеседника.
Залог успеха деловой беседы - компетентность,
тактичность и