Типология руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Сентября 2011 в 09:01, курсовая работа

Описание работы

Руководителей-экстравертов можно разделить на две группы: ориентированных на людей и против людей.
Руководители, ориентированные на людей, оценивают внешнюю среду как благоприятную; в основе власти у них лежат «правила игры», стиль управления - демократический (основан на выработке решения с учетом мнения сотрудников, является самым лучшим в спокойной, устоявшейся обстановке.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 51.10 Кб (Скачать)

 
  Именно на них ложится вся тяжесть  повседневного  управления  персоналом: 
распределение  заданий;   разработка   графиков   работы,   организация   и 
координация труда  подчинённых;  обеспечение  условий  для  выполнения  ими 
качественно и  в  срок  производственных  заданий;  контроль  за  ходом  их 
осуществления,    соблюдением    сроков,    рациональным     использованием 
оборудования, материальных и иных ресурсов,  производственной  дисциплиной, 
техникой  безопасности;  содействие  рационализаторству,  изобретательству, 
внедрению передовых методов работы.

 
  Руководители  низового  звена   имеют  право   в   установленном   порядке 
премировать подчинённых, налагать на  них  дисциплинарную  ответственность, 
делать   соответствующие   представления   руководству   подразделений    и 
организации. 
  Низовой уровень управления  — технический,  обеспечивающий  стабильную, 
эффективную  работу  персонала  —   рабочих   и   других   неуправленческих 
работников. Большая часть руководителей принадлежит к нему  (и  большинство 
начинает здесь свою  карьеру).  Их  работа  характеризуется  частой  сменой 
небольших по масштабам задач: мастера решают проблемы в  среднем  не  более 
минуты, а решения охватывают срок не  более  двух  недель.  Около  половины 
времени мастера при этом затрачивают на общение с работниками. 
  Таким образом, в сфере управления  происходит  разделение  труда:  одни 
руководители обладают первичными полномочиями и  несут  ответственность  за 
определение  характера  и   направленности   выработки   решений;   другие, 
подчинённые им руководители, непосредственно осуществляют этот процесс. 
  Помимо   официальных   обязанностей,   закреплённых   в   соответствующих 
документах, руководители несут по отношению к своим подчинённым обязанности 
неофициальные. Они  состоят  в  справедливом  и  уважительном  отношении.
 

 
                  Качественные характеристики  руководителя

 

 
  Руководствуясь принципами японской  народной педагогики,  провозглашающей,

 
что "усидчивость  и интенсивная  работа над собой всегда  ведут  к  успеху",

 
определяются качества, необходимые  руководителям. Большинство  специалистов

 
разделяет на три группы: профессиональные, личные и деловые.

 
  К профессиональным относят те, которые характеризуют любого  грамотного

 
специалиста и обладание которыми  является  лишь  необходимой предпосылкой

 
выполнения им обязанностей руководителя. Это - компетентность, т.е. система

 
специальных  знаний  и  практических  навыков.  Это   культура   -   общая,

 
техническая,   экономическая,    правовая,    информационная,    психолого-

 
педагогическая.  Обязанности руководителя:

 
  — высокий уровень образования,  производственного опыта, компетентности  в

 
соответствующей профессии;

 
  — широта взглядов, эрудиция, глубокое знание как  своей,  так и смежных

 
сфер деятельности;

 
  — стремление к постоянному  самосовершенствованию, критическому  восприятию

 
и переосмыслению окружающей действительности;

 
  — поиск новых форм и  методов работы, помощь окружающим, их обучение;

 
  — умение планировать свою  работу.

 
  Личные качества руководителя  в принципе мало  чем  должны  отличаться  от

 
личных качеств других работников, желающих,  чтобы  их  уважали  и  с  ними

 
считались, поэтому обладание  положительными  качествами  тоже  всего  лишь

 
предпосылка успешного руководства. Но в первую очередь, здесь можно  сказать

 
о  честности  и  порядочности,  предполагающие   всегда   соблюдение   норм

 
общечеловеческой  морали,  скромность  и  справедливость  по  отношению   к

 
окружающим;  упомянуть  физическое  и  психологическое  здоровье;   высокий

 
уровень внутренней культуры; отзывчивость,  заботливость,  благожелательное

 
отношение к людям; оптимизм, уверенность  в себе.

 
  Однако руководителем делают  человека не профессиональные  или личные,  а

 
деловые качества, к которым необходимо отнести:

 
   .  умение  создать  организацию,   обеспечить   её   деятельность   всем

 
     необходимым,  ставить и распределять  среди   исполнителей   задачи,

 
     координировать и контролировать  их осуществление, побуждать к  труду;

 
   . энергичность, честолюбие, стремление  к власти, к личной независимости,

 
     к лидерству в любых  обстоятельствах, а порой и  любой ценой, завышенный

 
     уровень притязаний, смелость  и  решительность,  напористость  и  воля,

 
     требовательность, бескомпромиссность  в отстаивании своих прав;

 
   . контактность, коммуникабельность, умение  расположить  к  себе  людей,

 
     убедить в правильности  своей точки зрения, повести за  собой;

 
   . целеустремлённость, инициативность, оперативность в  решении   проблем,

 
     умение быстро выбрать  главное и  сконцентрироваться  на  нём,  но  при

 
     необходимости легко  перестроиться;

 
   . стремление к преобразованиям,  нововведениям, готовность идти  на  риск

 
     самому и увлекать  за собой подчинённых.

 
  Деловые качества присущи  любому управляющему независимо  от пола. Наиболее

 
значимым качеством, на мой взгляд, является единство слова и  дела.  Именно

 
деловой руководитель всегда верен  взятым на  себя  обязательствам,  в  этом

 
проявляется его профессионализм. По своей природе женщина более  обязательна

 
по сравнению с мужчиной, она  может не выполнить дело к определенному  сроку,

 
но она постарается довести  его  до  конца,  а  не  бросить  при  появлении

 
трудностей и заняться чем-то более  важным.  Самый  трудный  психологический

 
барьер при этом – заставить  себя делать не  то,  что  хочется,  а  то,  что

 
нужно. А.М. Коллонтай называла это  преодоление – «застегнуть  себя  на  все

 
пуговицы». Если дело и руководитель – не одно целое, напрасно ждать  от него

 
убежденности. У деловой женщины,  по сравнению  с  мужчиной  при  доведении

 
начатого дела до конца есть своеобразное преимущество – она  умеет  вовремя

 
остановиться. Мужчина обычно неуклонно  стремится к цели.  Всякая  остановка

 
задевает его самолюбие. Постоянно  налегая на дело, он быстро выдыхается.  У

 
женщины несколько другая тактика: если дело не идет,  она  останавливается,

 
исподволь накапливая  силы  и  изыскивая  более  эффективные  средства  для

 
«наступления». Вопрос о гибкой тактике  при достижении результатов –  один из

 
ключевых в процессе руководства.  Деловитость руководителя  проявляется в

 
умении кратко и ясно изложить суть проблемы,  длинные и пространные речи

 
можно  расценивать  как  расточительство  времени.   Многословие   –   враг

 
деловитости.   Единство   слова   и   дела   является   важным    признаком

 
профессионализма руководителя, будь он  мужчиной  или  женщиной.  Лучше  не

 
говорить, но делать, чем не делать, но говорить. Еще  одно  из  характерных

 
проявлений деловитости – знание цифр, фактов, умение  оценить  ситуацию.  У

 
деловой женщины с хорошо развитым чувством интуиции свои фирменные  методы.

 
Сколько мужчин погорело из-за  своей  мужской  привычки  доверяться  одному

 
источнику информации.

 
  Требования к  руководителям   в  отношении  этих  качеств   неодинаковы  на

 
различных уровнях управления. На низшем уровне  ценятся -   решительность,

 
коммуникабельность, некоторая агрессивность; на высшем  уровне — на  первое

 
место  выдвигаются  умение  стратегически  мыслить  и  оценивать  ситуацию,

 
ставить новые цели, осуществлять преобразования, организовывать  творческий

 
процесс подчинённых.

 

 

 
 
 
 
 
 
 

Лидер

 

 
       Лидерство  возникает   там,  где  есть  потребность   в   инициативных 
действиях.  Люди следуют за лидером прежде всего потому, что он в состоянии 
предложить  им  средства  для  удовлетворения  их  важнейших   потребностей, 
указать нужное  направление  деятельности.  Власть  лидера  основывается  на 
хорошем  знании  подчиненных,  анализе  ситуации,  определении  ближайших  и 
отдаленных последствий своих действий, стремлении к   самосовершенствованию, 
способности  вселять  в  подчиненных  уверенность,  сознание   необходимости 
совершать те  или  иные  поступки,  ибо  поведение  сотрудников  чаще  всего 
отражает то, чего от них ждут.

 
  Должность формально создаёт  для руководителя необходимые  предпосылки быть 
лидером коллектива, но автоматически таковым  его  не  делает.  Можно  быть 
первым лицом в организации, но не являться фактически лидером, так  как  он 
не утверждается  приказом,  а  психологически  признаётся  окружающими  как 
единственный, кто способен  обеспечить  удовлетворение  их  потребностей  и 
показать выход из, казалось бы,  безвыходных ситуаций. 
  Существует два типа лидеров:

 
  инструментальный — в деловых отношениях;

 
  экспрессивный — в межличностных  отношениях  (обычно  наиболее  уважаемый

 
человек), который обычно сглаживает  конфликты,  напряжение,  что  повышает 
эффективность  работы;  в  противном  случае  он  может  стать   зачинщиком 
асоциального поведения. В качестве лидеров, как правило,  выступают  разные 
люди, но они больше других склонны к сотрудничеству и взаимной поддержке. 
  Человек, претендующий на место лидера, должен психологически стремиться к 
превосходству  и  действительно  чем-то  превосходить  остальных,  обладать 
чётким видением будущего  и  путей  движения  к  нему.  Лидерам  приходится 
выполнять три основных роли:   Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой

Информация о работе Типология руководителей