Типология личности студента и преподавателя

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:18, реферат

Описание работы

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, а тем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 5
2 ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА 7
3 ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 18

Работа содержит 1 файл

!Типология личности студента и преподавателя.doc

— 151.00 Кб (Скачать)


Министерство образования Республики Беларусь

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА»

 

Кафедра возрастной и педагогической психологии

 

 

 

 

 

ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ

Реферат

 

 

Выполнила

магистрантка 2 группы

заочного отделения

Ковзель Лидия Владимировна

 

 

 

 

 

 

 

 

Минск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ              3

1 ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ – ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА              5

2 ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА              7

3 ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ             

ЗАКЛЮЧЕНИЕ              17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ              18

3

 

 

5

 

8

 

15

 

20

 

21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Понятие личности начало складываться уже в древности. Первоначально термин «личность» обозначал маску, которую надевал актёр древнего театра, а тем самого актёра и его роль в представлении. Термин «личность» впоследствии стал обозначать реальную роль человека в общественной жизни.

Проблема личности, являясь одной из центральных в теоретической и прикладной психологии, выступает как исследование характеристики психических свойств и отношений личности, индивидуальных особенностей и различий между людьми, межличностных связей, статуса и ролей личности в различных общностях, субъекта общественного поведения и конкретных видов деятельности.

Личность всегда выступает как член общества, как исполнитель определённых общественных функций или, как ещё говорят, социальных ролей. Социальная роль – это выработанная обществом программа действий человека в определённых обстоятельствах. Изучение личности как условия деятельности и её продукта составляет специальную, хотя и не «отдельную» психологическую проблему. Проблема эта является одной из самых сложных.

Личность, по Леонтьеву – это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создаёт основание личности, формирование которой происходит в онтогенезе прижизненно. Понятие индивид выражает, во-первых, целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Личность – не есть обогащённый предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Хотя и трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя предпосылки и условия её формирования. Личность, как и индивид, есть продукт интеграции процессов, осуществляющих жизненные отношения субъекта.

Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются несущественными для оценки личности индивида и не получают условий для развития подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени «втянутые» в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Ни одна из общественных наук не может абстрагироваться от личности как общественного явления. Одна из основных проблем личности - вопрос о типизации. Типология личности – фундаментальная проблема психологического познания. Одним из первых ее постановку и тщательный анализ осуществил Карл Густав Юнг в классическом труде «Психологические типы». Следует отметить, что вопросы типологии не ограничиваются общими принципами группировки отдельных личностных свойств и подструктур, но предполагают рассмотрение личности как цельного субъекта, отличающегося от других субъектов не только по темпераменту и характерологическим проявлениям, но и по специфическому образу жизни, способу восприятия окружающего мира, мировоззрению, системе ценностей [4].

Т.о, при исследовании личности построение типологии – средство выявления многообразия личностных конструктов. Применение типологизации в научном познании становится особо актуальным, когда необходимо сконструировать нечто общее. Целью типологического подхода является вычленение подгрупп индивидов, обладающих достаточным сходством по множеству выделенных свойств. Типологический подход позволяет выявить несколько независимо существующих разных структур изучаемых процессов и явлений.  Впоследствии анализируются внутренняя взаимосвязь этих характеристик или общих особенностей деятельности, реакций, поведения и других психических проявлений, узко специфичных для каждой из обнаруженных типических совокупностей.  В качестве предмета изучения  при типологическом подходе выступает целостная организация определенных черт или свойств личности, обусловливающая как специфичность, так и устойчивость ее психических феноменов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 ЛИЧНОСТЬ СТУДЕНТА И ПРЕПОДАВАТЕЛЯ –

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т.е. овладевающий знаниями. Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:

1) психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне - психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2) социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т.д.

3) биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т.д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни.

Психологическое развитие личности студента – диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий, перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой [13].

Личность преподавателя – не менее интересная и разнообразная для изучения сфера. Педагогическая деятельность предусматривает наличие, по крайней мере, двух своих сторон:

             объективная – это набор методов и приемов работы, которые преподаватель традиционно использует,

             и личностная – это то, как он в зависимости от своих личностных качеств и способностей, эти методы и приемы использует.

Чаще всего мастером своего дела является преподаватель, владеющий педагогическим мастерством, обладающий своим индивидуальным стилем, при этом объективная сторона его работы может ничего принципиально нового не содержать.

Можно выделить ряд компонентов, занимающих существенное место в  структуре педагогических личностных способностей.

Дидактические способности – способности преподавателя передавать студентам учебный материал, делать его доступным для них, преподносить им проблему ясно и понятно, вызывать интерес к предмету, возбуждать у аудитории активную самостоятельную мысль.

Академические способности – способности к соответствующей области науки. Способный преподаватель знает предмет не только в объеме, а значительно шире и глубже, постоянно следит за открытиями в своей науке, абсолютно свободно владеет материалом, проявляет к нему интерес.

Перцептивные способности – способности проникать во внутренний мир обучаемого, как личности, психологическая наблюдательность, связанная с тонким пониманием личности обучаемого и его временных психологических состояний. Способный преподаватель по незначительным признакам, небольшим внешним проявлениям улавливает малейшие изменения внутреннего состояния обучаемого.

Речевые способности – способность четко и ясно выражать мысли и чувства с помощью речи, а также мимики и пантомимики, это одна из важнейших способностей профессии преподавателя, так как передача информации от преподавателя к обучаемому носит в основном невербальный характер. Изложение материала должно строится так, чтобы максимально активизировать мысль и внимание аудитории. Соответственно, преподавателю необходимо избегать длинных фраз, сложных словесных конструкций, трудных терминов и формулировок. Наряду с этим надо учитывать, что излишне лаконичная, краткая речь часто бывает мало понятой учащимися.

Организаторские способности – способности организовывать аудиторию, свою собственную работу. Организация собственной работы предполагает умение правильно планировать и самому контролировать ее.

Коммуникативные способности – способности к общению с обучаемыми, умение найти правильный подход к обучаемым, установить с ними контакт.

Педагогическое воображение – это способность предвидения последствий своих действий, это умение прогнозировать развитие тех или иных событий. Эта способность тесно связана с оптимизмом, верой в обучаемого, его способности и ум.

Способности к распределению внимания одновременно между несколькими видами деятельности имеет особое значение для деятельности преподавателя.

Преподаватель, разумеется, должен обладать целым рядом положительных качеств, таких как устремленность, справедливость, настойчивость, трудолюбие. Особое значение имеет такое качество как выдержка, умение владеть собой, своим настроением, темпераментом.

Самое первое, самое обязательное нравственное требование к педагогу - он должен любить своих учеников [8].

В психолого-педагогической литературе рассматриваются различные модели профессионально-важных качеств преподавателя. Среди них: системные (например, модель Ф.Н. Гоноболина), структурные (например, позиция В.А. Сластенина), прогностические (например, модель Дж. Райниса).

В основном в научной литературе делается акцент на различных профессионально важных качествах: эмоциональность (А.О.Прохоров, Т.Г.Сырицо), общительность (Н.В.Кузьмина), идейно-политическая активность (М.Анчилов, Ф.Н.Гоноболин), способность понимать учащихся и руководить ими (Э.А.Гришин), владение в совершенстве методами преподавания (Л.М.Портнов), любовь к детям (Ш.А.Амонашвили), эмпатия (В.Н.Козиев) [10].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 ТИПОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА

Факторы, определяющие социально-психологический портрет студента и в немалой степени влияющие на успешность обучения, можно разделить на две категории: те, с которыми студент пришел в вуз, – их только можно принимать во внимание, и те, которые появляются в процессе обучения, – ими можно управлять.

К первой категории в том числе относятся: уровень подготовки, система ценностей, отношение к обучению, информированность о вузовских реалиях, представления о профессиональном будущем. Эти факторы во многом определяются общей атмосферой в стране и конкретными «бытовыми знаниями» тех, кто являлся непосредственным источником информации. Влиять на них можно лишь косвенно, констатируя и используя их как отправную точку для воздействий на студентов. Факторы первой категории работают преимущественно на этапе адаптации. 

Информация о работе Типология личности студента и преподавателя