Типичные ошибки в семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить роль родителей в развитии ребенка и рассмотреть ошибки семейного воспитания.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть роль семьи в воспитании и развитии ребенка;

- изучить родительские стили воспитания и установки;

- раскрыть типичные ошибки в семейном воспитании.</h4>

Содержание

Введение 3
1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5
1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка 5
1.2 Родительские стили воспитания и установки 12
2 Типичные ошибки в семейном воспитании 19
2.1 Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей 19
2.2 Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания 26
2.3 Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания 27
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

семья.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

     Если  для ребенка с высокой тревожностью основная проблема - постоянное неодобрение взрослых, то для демонстративного ребенка - недостаток похвалы.

     Вариант третий - "уход от реальности". Наблюдается тогда, когда у детей демонстративность сочетается с тревожностью. Такие дети также имеют очень сильную потребность во внимании к себе, но реализовать ее не могут благодаря своей тревожности. Они мало заметны, опасаются вызвать неодобрение своим поведением, стремятся к выполнению всех требований взрослых. Неудовлетворенная потребность во внимании приводит к нарастанию еще большей пассивности, незаметности, что затрудняет и так недостаточные контакты. При поощрении взрослыми активности детей, проявлении внимания к результатам их учебной деятельности и поисках путей творческой самореализации достигается относительно легкая коррекция их развития.

     Самые неблагоприятные, довольно крайние для развития ребенка случаи - почти полное отсутствие контроля, когда ребенок оказывается предоставленным самому себе, безнадзорным и жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании. Существует много промежуточных вариантов:

     Родители  регулярно указывают детям, что  им делать;

     Ребенок может высказать свое мнение, но родители принимая решение, к его  голосу не прислушиваются;

     Ребенок может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителей, родители и ребенок имеют почти равные права, принимая решение;

     Решение часто принимает сам ребенок;

     Остановимся на наиболее распространенных стилях семейного воспитания, определяющего  особенности отношений ребенка с родителями и его личностное развитие.

     Демократичные родители ценят в поведении ребенка  и самостоятельность, и дисциплинированность. Они требуют выполнения обязанностей, но в тоже время сами предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях своей жизни; не ущемляя его прав. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

     Авторитарные  родители требуют от ребенка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих  указаний и запретов. Они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. В таких семьях обычно дети замыкаются, и общение с родителями нарушается. Некоторые дети  идут на конфликт, но чаще всего при авторитарных родителях приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

     Если высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку, ситуация осложняется. В данном случае неизбежна полная потеря контакта.

       К сожалению существует еще более тяжелый случай - равнодушные и жестокие родители. Из таких семей дети редко относятся к людям с доверием, часто сами жестоки, испытывают трудности в общении,  хотя имеют сильную потребность в любви, нежности и добром слове.

     Сочетание безразличного родительского отношения с отсутствие контроля - гиперопека - тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Детям позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А дети, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

     Гиперопека - чрезмерный контроль за всей его жизнью, излишняя забота о ребенке, основанная на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

         

    <h4>1.2 Родительские стили воспитания и установки

     Родительские  установки, или позиции, - один из наиболее изученных аспектов родительско-детских отношений. Под родительскими установками понимается система, или совокупность, родительского эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним. Понятие «родительский стиль» или «стиль воспитания» часто употребляется синонимично понятию «позиции», хотя и целесообразнее сохранить термин «стиль» для обозначения установок и соответствующего поведения, которые не связаны именно с данным ребенком, а характеризуют отношение к детям вообще.</h4>

     Стиль семейного воспитания это наиболее характерные способы отношений родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.3

     Дети, воспитанные без материнской заботы и ласки в детских учреждениях, отличаются более низким интеллектуальным уровнем, эмоциональной незрелостью, уплощенностью, расторможенностью. Таким детям свойственна также повышенная агрессивность в отношениях со однокласниками, отсутствие избирательности и постоянства в эмоциональной привязанности ко взрослым («прилипчивы», быстро привязываются к любому лицу, но столь же быстро отвыкают). Отдаленные последствия материнской депривации проявляются на уровне личностных искажений. Привлекает внимание в этой связи описанный впервые Джайнотт Х. вариант психопатического развития с ведущим радикалом в виде эмоциональной бесчувственности — неспособность к эмоциональной привязанности и любви, отсутствие чувства общности с другими людьми, глобальное отвержение себя и мира социальных отношений.4

     Другой  вариант искаженного развития по своей феноменологии соответствует классическому типу «невротической личности» — с низким самоуважением, повышенной тревожностью, зависимостью, навязчивым страхом потери объекта привязанности.5

     Но  не только грубые нарушения родительского  поведения сказываются на ходе психического развития ребенка. Разные стили ухода и обращения с ребенком начиная с первых дней его жизни формируют те или иные особенности его психики и поведения.

     Четыре типа материнского отношения (С. Броди)

     1. Матери первого типа легко  и органично приспосабливались к потребностям ребенка. Для них характерно поддерживающее, разрешающее поведение. Интересно, что самым показательным тестом того или иного материнского стиля была реакция матери на приучение ребенка к туалету. Матери первого типа не ставили себе задачу к определенному возрасту приучить ребенка к навыкам опрятности. Они ждали, пока ребенок сам «дозреет».

     2. Матери второго типа сознательно  старались приспособиться к потребностям ребенка. Не всегда успешная реализация этого стремления вносила в их поведение напряженность, недостаток непосредственности в общении с ребенком. Они чаще доминировали, а не уступали.

     3. Матери третьего типа не проявляли большого интереса к ребенку. Основу материнства составляло чувство долга. В отношениях с ребенком почти не было теплоты и совсем не было спонтанности. В качестве основного инструмента воспитания такие матери применяли жесткий контроль, например, последовательно и сурово старались приучить ребенка полутора лет к навыкам опрятности.

     4. Матери четвертого типа поведения  характеризуются непоследовательностью. Они вели себя неадекватно возрасту и потребностям ребенка, допускали много ошибок в воспитании, плохо понимали своего ребенка. Их прямые воспитательные воздействия, так же как и реакция на одни и те же поступки ребенка, были противоречивыми.

     С. Броди считал, что  наиболее вредным для ребенка является четвертый стиль материнства, потому, что постоянная непредсказуемость материнских реакций лишает ребенка ощущения стабильности окружающего мира и провоцирует повышенную тревожность. В то время как сензитивная, принимающая мать (первый тип), своевременно и безошибочно реагирующая на все требования ребенка, как бы создает у него бессознательную уверенность в том, что он может контролировать действия других и достигать своих целей.

     Если  в отношении матери преобладает игнорирование потребностей ребенка из-за погруженности в собственные дела и переживания, отвержение, у ребенка возникает чувство непредсказуемости, опасности, неподконтрольности среды, минимальной собственной ответственности за ее изменения в направлении обеспечения комфортного существования. Дефицит материнской отзывчивости на нужды ребенка способствует возникновению чувства «выученной беспомощности», что как правило приводит к апатии и нередко депрессии, избеганию новых ситуаций, и контактов с новыми людьми, недостатку любознательности и инициативы.

     Описанные выше типы материнского отношения в значительной мере инициируются самим младенцем, а именно необходимостью удовлетворения базальных потребностей в афиляции (присоединении) и безопасности. Все они могут быть расположены в континууме «принятие — отвержение». Можно выделить и более сложные типы родительского отношения, адресованные ребенку более старшего возраста (3-6 лет), где важным социализирующим моментом начинает выступать параметр воспитательного контроля.6

     В цикле исследований Минияров В. М. попытался преодолеть описательность предшествующих работ, вычленив совокупность детских черт, связанных с фактором родительского контроля. Были выделены три группы детей.7

     Компетентные  — с устойчиво хорошим настроением, уверенные в себе, с хорошо развитым самоконтролем собственного поведения, умением устанавливать дружеские отношения со сверстниками, стремящиеся к исследованию, а не избеганию новых ситуаций.

     Избегающие  — с преобладанием уныло-грустного  настроения, трудно устанавливающие контакты со сверстниками, избегающие новых и фрустрационных ситуаций.

     Незрелые  — неуверенные в себе, с плохим самоконтролем, с реакциями отказа во фрустрационных ситуациях.

     Из  анализа вышеизложенного следует, что наиболее распространенным механизмом формирования характерологических черт ребенка, ответственных за самоконтроль и социальную компетентность, выступает интериоризация средств и навыков контроля, используемых родителями. В данном случае адекватный контроль предполагает сочетание эмоционального приятия с высоким объемом требований, их ясностью, непротиворечивостью и последовательностью в предъявлении ребенку. Дети с адекватной практикой родительского отношения характеризуются хорошей адаптированностью к школьной среде и общению со сверстниками инициативны, активны, эмпатичны ,независимы и доброжелательны.

     Гиппенрейтер  Ю. Б. с соавторами выделили три типа неправильного воспитания, практикуемых родителями детей, больных неврозами. Воспитание по типу А (неприятие, эмоциональное отвержение) — неприятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки «улучшения», «коррекции» врожденного типа реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка, с императивным навязыванием ему единственно «правильного» типа поведения. В некоторых случаях неприятие может проявляться в крайней форме — реального отказа от ребенка, помещения его в интернат, психиатрическую больницу и т. д. В нашей время подобное отношение можно отметить у одиноких матерей, воспитывающих родных или приемных детей, или в тех семьях, где ребенок родился «случайно» или «не вовремя», в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитания тип А может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством.8

     Воспитание  по типу Б (гиперсоциализирующее) выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей; и особенно в школе, ожидании успехов в учебе и будущей профессиональной деятельности. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание, технические и спортивные кружки и т. д.), однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.

     Воспитание  по типу В (эгоцентрическое) — «кумир семьи», «маленький», «единственный», «смысл жизни» — культивирование  внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

     Наиболее  патогенным оказывается воздействие  неправильного воспитания в подростковом возрасте, когда фрустрируются базовые потребности этого периода развития — потребности в автономии, уважении, самоопределении, достижении наряду с сохраняющейся, но уже более развитой потребностью в поддержке и присоединении (семейном «мы»).

     Отечественными психологами предложена довольно широкая классификация стилей семейного воспитания подростков; с акцентуациями характера и психопатиями, а также указывается, какой тип родительского отношения способствует возникновению той или иной аномалии развития.9

     1. Гипопротекция: недостаток опеки  и контроля за поведением, доходящий  иногда до полной безнадзорности; чаще всего проявляется как недостаток внимания и заботы к физическому и духовному благополучию подростка, интересам, тревогам, делам. Скрытую гипопротекцию можно наблюдать при формально-присутствующем контроле, реальном недостатке тепла и заботы, невключенности в жизнь ребенка.  Данный тип воспитания особенно неблагоприятен для подростков с акцентуациями по неустойчивому и конформному типам, провоцируя асоциальное поведение — побеги из дома, бродяжничество, праздный образ жизни. В основе вышесказанного типа психопатического развития может лежать фрустрация потребности в любви и принадлежности, эмоциональное отвержение подростка, невключение его в семейную общность.

Информация о работе Типичные ошибки в семейном воспитании