Типичные ошибки в семейном воспитании

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 16:40, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучить роль родителей в развитии ребенка и рассмотреть ошибки семейного воспитания.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть роль семьи в воспитании и развитии ребенка;

- изучить родительские стили воспитания и установки;

- раскрыть типичные ошибки в семейном воспитании.</h4>

Содержание

Введение 3
1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка 5
1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка 5
1.2 Родительские стили воспитания и установки 12
2 Типичные ошибки в семейном воспитании 19
2.1 Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей 19
2.2 Конфликты, возникающие в связи с неправильными стратегиями воспитания 26
2.3 Родительские директивы как проявление ошибок семейного воспитания 27
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 35

Работа содержит 1 файл

семья.doc

— 176.00 Кб (Скачать)

    </h2>

<h3>Содержание

Введение 3

1 Семья как  социальный институт формирования  личности ребенка 5

1.1 Роль семьи  в воспитании и развитии ребенка   5

1.2 Родительские  стили воспитания и установки 12

2 Типичные ошибки  в семейном воспитании 19

2.1 Ошибки воспитания, вызванные мотивацией родителей 19

2.2 Конфликты,  возникающие в связи с неправильными  стратегиями воспитания 26

2.3 Родительские  директивы как проявление ошибок  семейного воспитания 27

Заключение 32

Глоссарий 34

Список использованных источников 35

Приложение А 36

</h3> 
<h4>Введение

     Влияние родителей очень велико на развитие ребенка. Дети   которые растут  в атмосфере любви, понимания и внимания имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и  как правило, наоборот, нарушение отношений между родителями и детьми ведет к формированию различных комплексов и психологических проблем.

     Для маленьких детей семья – это мир, в котором он живёт, растет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать, огорчаться. Будучи  членом своей семьи, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Исходя из этого ребёнок растёт или спокойным, доброжелательным, открытым, жизнерадостным, общительным, либо грубым, лицемерным, тревожным, лживым.</h4>

     В принципе,  никто не вправе посягать на определенную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных действий. Но многочисленные ошеломляющие факты того, что дети становятся жертвами или оказались перед угрозой смерти от действий и рук своих - же родителей становятся последнее время обычными и не могут остаться без внимания.

     До 10% жертв насилия погибает, у остальных появляются отклонения в физическом, психическом развитии, в эмоциональной сфере – это говорит об очень жестоком отношении к детям. Это травмирует психику ребенка, наносит непоправимый вред его здоровью , тормозит развитие его личности, и к тому - же влечет за собой другие очень тяжелые социальные последствия, формирует социально дезадаптивных, инфантильных людей, не умеющих трудиться, не способных создать здоровую семью, быть хорошими родителями. В наше время это стало серьезной проблемой социальной и общечеловеческой.

     Изучая  типы отношения родителей к ребенку в связи с влиянием их на развитие его личности, особенностей характера в психолого-педагогической литературе представлено большое количество работ.

     В этих работах описываются качества матери, которые способствуют формированию прочной и непрочной привязанности ребенка; выявляются характеристики «оптимальной матери» или «достаточно хорошей матери», рассматриваются различные модели родительского поведения.

     Наблюдения и исследования убедительны и демонстративны, посвященные влиянию неправильных или нарушенных родительских отношений, например, материнской депривации.

     Объект  курсовой работы – детско-родительские  отношения.

     Предмет курсовой работы – влияние семейного воспитания в развитии ребенка.

     Цель курсовой работы – изучить роль  родителей в развитии  ребенка и рассмотреть ошибки семейного воспитания.

     Задачи курсовой работы:

     - рассмотреть роль  семьи в воспитании  и развитии ребенка;

     - изучить родительские стили воспитания  и установки;

     - раскрыть типичные ошибки в семейном воспитании.</h4>

 

     <h4>1 Семья как социальный институт формирования личности ребенка

    1.1 Роль семьи в воспитании и развитии ребенка

     Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. В современном обществе семья рассматривается как институт первичной социализации ребенка. Родительство  характеризуется системой предписанных культурой и обществом правил норм, которые регулируют распределение между родителями функций ухода за детьми и их воспитания в семье и имеет социокультурную природу: определяющих содержание ролей, модели ролевого поведения. Родители несут ответственность перед обществом за организацию системы условий, соответствующих возрастным особенностям ребенка на каждой из ступеней онтогенеза и обеспечивающих оптимальные возможности его личностного и умственного развития.</h4>1

     В истории воспитания все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или до начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.

     Все-таки главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка — это потребность в социальном контакте, привязанности в младенчестве и базового доверия ко всему  миру. Формирование предметно-орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, эмоциональная насыщенность и эмоционально-позитивный характер межличностных отношений, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития детей.

     Как правило в каждой семье складывается определенная, но далеко не всегда осознанная система воспитания. Здесь имеется в виду более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношениях к  ребенку. Выделим 4 тактики воспитания в семье и отвечающие им 4 типа семейных взаимоотношений, являющиеся и предпосылкой и результатом их возникновения: диктат, "невмешательство",  сотрудничество и опека.

     Диктат  проявляется в семье в систематическом поведении одними членами семейства (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других его членов.

     Родители, конечно, должны и могут предъявлять требования к своему ребенку, исходя из норм морали, целей воспитания,  конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те родители, которые предпочитают всем видам воздействия насилие и приказ, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на давление, принуждение, угрозы своими контрмерами: обманом, лицемерием, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: характер, самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Чрезмерная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, которые касаются его, - все это гарантия серьезных неудач формирование его личности.

     Опека в семье - это система отношений, при которых родители, обеспечивая  своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Проблема активного формировании личности отходит на последний план. В самом центре воспитательных действий оказывается совсем другая проблема – это проблема удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от различных жизненных трудностей. По сути родители блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью сего мира за порогом родного дома. Именно такие дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе и в целом в обществе.

     Сотрудничество  как тип взаимоотношений в  семье предполагает опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Именно в данной ситуации преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Если в семье ведущим типом взаимоотношений является сотрудничество, то эта семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития - коллективом.

     Огромное значение в становлении самооценки имеет стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности.

     Можно выделить три стиля семейного воспитания: - демократический - авторитарный - попустительский (либеральный) (см. приложение А).

     Школьник  видит себя глазами воспитывающих его близких взрослых. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребенка, его представление о себе кажутся искаженными.

     В зависимости от особенностей семейного воспитания Петровский А. В. проследил развитие самосознания дошкольников. Дети  имеющие точное представление о себе воспитываются в семьях, где родители уделяют им достаточно много времени; положительно оценивают их умственные и физические  данные, но не считают уровень их развития выше, чем у большинства сверстников; прогнозируют хорошую успеваемость в школе. Этих детей часто поощряют, но не подарками; наказывают, в основном, отказом от общения. Или - же дети с заниженным представлением растут в семьях, где с ними не занимаются, но требуют послушания; часто упрекают, низко оценивают, наказывают, иногда - при посторонних; не ожидают от них успехов в школе и значительных достижений в дальнейшей жизни.2

     Можно сказать, что от условий воспитания в семье зависит адекватное и неадекватное поведение ребенка. У детей которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит потому, что родители постоянно порицают ребенка, или ставят перед ним завышенные задачи. В свою очередь ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям своих родителей. (Говорить ребенку, что он некрасив не стоит, от этого возникают комплексы, от которых потом невозможно избавиться.)

     Неадекватность  также может проявляться с  завышенной самооценкой. Когда ребенка часто хвалят, и за мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Наказывают ребенка весьма очень редко, система требования очень мягкая.

       При адекватном представлении – нужна более гибкая система наказания и похвалы. Исключается восхищение и похвала при нем. Подарки за поступки дарятся редко, не используются крайние жесткие наказания. В тех семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка (его интересам, вкусам, отношениям с друзьями) сочетаются с достаточной требовательностью. Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает. Дети с пониженной самооценкой (не обязательно очень низкой) пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, - бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

     Родители  задают и исходный уровень притязаний ребенка - то, на что он претендует в  учебной деятельности и отношениях. Дети с завышенной самооценкой и престижной мотивацией, высоким уровнем притязаний,  рассчитывают только на успех. Их представления о будущем столь же оптимистичны. С низкой самооценкой не претендующие на многое ни в будущем, ни в настоящем, - это дети  с низким уровнем притязаний. Они постоянно сомневаются в своих возможностях, не ставят перед собой высоких целей и, быстро смиряются с тем уровнем  который складывается в начале обучения.

     Демонстративность  - следующий вариант - особенность личности, связанной с повышенной потребностью в успехе и внимании к себе окружающих. Недостаток внимания взрослых к детям, которые чувствуют себя в семье заброшенными, "недолюбленными" обычно становится источником демонстративности. Но бываети так, что ребенку оказывает  довольно много  внимания, а оно его не удовлетворяет в силу гипертрофированной потребности в эмоциональных контактах. Завышенные требования к взрослым предъявляются не безнадзорными, а наоборот, наиболее избалованными детьми. Это дитя будет добиваться внимания различными способами, даже нарушая правила поведения. ("Лучше пусть ругают, чем не замечают"). В данном случае задача взрослых - как можно менее эмоционально делать замечания,  обходиться без нотаций и назиданий,   не обращать внимание на легкие проступки и наказывать за крупные (скажем, отказом от запланированного похода в цирк,  аттракционы). Это довольно труднее для взрослого, чем бережное отношение к тревожному ребенку.

Информация о работе Типичные ошибки в семейном воспитании