Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Психологическое консультирование – это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Консультант в большей степени ответственен, состоится или не состоится диалог. Именно он выбирает тот профессиональный инструментарий, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование эффективным

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Общее представление о психологическом консультировании…4-7
2. Роль и место консультанта в консультировании………………..7-10
3. Типичные ошибки психологов-консультантов…………………10-22
4. Классификация ошибок психологов-консультантов
по Р.С. Немову……………………………………………………..22-27
5. Общие правила эффективного процесса консультирования….27-28
Заключение…………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая по теории ипрактики консультирования.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

   2. Неправильные рекомендации, предлагаемые психологом-консультантом клиенту. В данном случае психолог-консультант может, в общем, правильно воспринимать и оценивать проблему клиента, но предлагать не вполне верные практические рекомендации по ее решению — такие, реализация которых в действительности ничего или почти ничего полезного клиенту не даст.

   а) Неверные рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

   Для того чтобы избежать этой ошибки, психологу-консультанту рекомендуется некоторое время  поработать, особенно в начальный  период его самостоятельной практики, в условиях так называемого супервизорства, а также время от времени приглашать к сотрудничеству и работать вместе с другими психологами-консультантами, проверяя по их заключениям правильность своих собственных выводов и рекомендаций.

   б) Односторонние рекомендации, данные психологом-консультантом клиенту.

   Эта ошибка может произойти по одной  из следующих причин:

   • в силу неполноты информации, полученной психологом-консультантом от клиента;

   • по причине невнимания психолога-консультанта к деталям того, о чем ему говорит клиент;

   • вследствие поспешности психолога-консультанта в выводах относительно проблемы клиента;

   • из-за недостаточной теоретической  подготовки и односторонней теоретической  ориентации психолога-консультанта в  интерпретации исповеди клиента.

   Исключить полностью эту ошибку из практики психологического консультирования можно только в том случае, если своевременно будут устранены все ее возможные причины, указанные выше. Игнорирование любой из них грозит повторением данной ошибки.

   в) В целом правильные, но практически полностью не выполнимые или же вовсе не исполнимые рекомендации психолога-консультанта клиенту.

   Причина совершения данной ошибки чаще всего  состоит в том, что, предлагая  клиенту рекомендации, психолог-консультант  не учитывает индивидуальные особенности  клиента или не принимает в расчет такие условия его жизни, которые могут стать серьезным препятствием на пути практической реализации полученных от консультанта рекомендаций.

   Для того чтобы избежать этой ошибки, необходимо, прежде чем давать практические рекомендации клиенту, узнать его как личность и выяснить условия его жизни.

   3. Неправильные действия клиента по выполнению рекомендаций, полученных от психолога-консультанта. Это тот тип ошибок в консультировании, который обычно возникает в том случае, когда клиент, чья проблема в процессе проведения психологического консультирования была определена правильно и, которому были даны верные рекомендации по ее решению, приступая к практическому решению своей проблемы, допускает неточности. В результате этого клиент не добивается нужного эффекта в решении своей проблемы.

   а) Неправильные действия клиента, порождаемые его непониманием или недопониманием того, что ему советует психолог-консультант.

   Причина данной ошибки состоит в том, что, предлагая практические рекомендации клиенту по решению его проблемы, консультант недостаточно учитывает индивидуальные особенности клиента, в частности общий уровень его культуры и интеллектуального развития, или не заботится о том, чтобы прежде, чем расстаться с клиентом, убедиться в том, что клиент все правильно понял из того, что советует ему психолог-консультант.

   Устранить эту ошибку можно следующим способом: работая с клиентом, на каждом этапе психологического консультирования проверять правильность понимания клиентом того, что ему говорит психолог-консультант. Этого, в частности, можно добиться за счет постановки перед клиентом продуманных и правильно сформулированных вопросов.

   б) Неправильные действия клиента, порожденные его нежеланием поступать именно так, как ему рекомендует поступать психолог-консультант.

   Эту ошибку можно предупредить следующим  способом. Внимательно наблюдая за клиентом в тот момент, когда он получает практические рекомендации по решению его проблемы, по результатам наблюдения установить, как клиент на самом деле к этим рекомендациям относится. Если отношение клиента отрицательно, то лучше отказаться от этих рекомендаций выяснить, почему клиент их не принимает, и в конечном счете предложить ему что-то иное, более подходящее для него.

   в) Неправильные действия клиента, вызванные объективной возможностью вести себя так, как ему советует вести себя психолог-консультант, в силу, например, изменившихся условий или каких-либо других объективных жизненных обстоятельств.

   Данная  ошибка может быть исключена из практики психологического консультирования, если консультант, прежде чем давать рекомендации клиенту, поинтересуется его условиями жизни и личным мнением о том, насколько эти условия позволяют выполнять полученные рекомендации.

   Каждый  из перечисленных типов ошибок способен существенно снизить эффективность консультирования, поэтому их следует всячески избегать.

   Заметим, что каждый из названных выше основных типов ошибок может встречаться  как в отдельности, так и в  сочетании друг с другом. Поэтому, практически анализируя неудачи, возникающие в психологическом консультировании, следует искать все возможные типы ошибок, не довольствуясь несколькими найденными. Это предупредит психолога-консультанта от возникновения подобных и других ошибок в его деятельности. 

   5. Общие правила эффективного процесса консультирования.

   В процессе консультирования важны не столько схемы (хотя общее представление  и понимание хода консультирования обязательны), сколько профессиональная и человеческая компетенция консультанта. Перечислим общие правила и установки консультанта, структурирующие процесс консультирования и делающие его эффективным:

   1. Не бывает двух одинаковых  клиентов и ситуаций консультирования. Человеческие проблемы только  извне могут казаться схожими,  однако поскольку они возникают, развиваются, существуют в контексте уникальных человеческих жизней, то и сами проблемы в действительности являются уникальными. Поэтому каждое консультативное взаимодействие уникально и неповторимо.

   2. В процессе консультирования  клиент и консультант постоянно изменяются сообразно их отношениям; в психологическом консультировании нет статичных ситуаций.

   3. Самым лучшим экспертом собственных  проблем является клиент, поэтому  при консультировании следует  помочь ему принять на себя  ответственность за решение его проблем. Видение собственных проблем клиентом не менее, а может быть, и более важно, нежели представление о них консультанта.

   4. В процессе консультирования  чувство безопасности клиента  важнее, чем требования консультанта. Таким образом, в консультировании неуместно добиваться цели любой ценой, не обращая внимания на эмоциональное состояние клиента.

   5. Стремясь помочь клиенту, консультант  обязан "подключить" все свои  профессиональные и личностные  возможности, однако в каждом  конкретном случае он не должен забывать, что он всего лишь человек и поэтому не способен полностью отвечать за другого человека, за его жизнь и трудности.

   6. Не следует ожидать непосредственного  эффекта от каждой отдельно  взятой консультативной встречи - решение проблем, а также успех консультирования не похожи на равномерно поднимающуюся вверх прямую; это процесс, в котором заметные улучшения сменяются ухудшениями, потому что самоизменение требует многих усилий и риска, которые не всегда и не сразу завершаются успехом.

   7. Компетентный консультант знает  уровень своей профессиональной  квалификации и собственные недостатки, он ответственен за соблюдение  правил этики и работу на  благо клиентов.

   8. Для обозначения и концептуализации  каждой проблемы могут быть  использованы различные теоретические подходы, но нет и не может быть наилучшего теоретического подхода.

   9. Некоторые проблемы - это сущностные человеческие дилеммы и в принципе неразрешимы (например, проблема экзистенциальной вины). В таких случаях консультант должен помочь клиенту понять неизбежность ситуации и смириться с ней.

   10. Эффективное консультирование - это процесс, который выполняется вместе с клиентом, но не вместо клиента. 

Заключение.

   Проведенный мной анализ подтвердил, что в ходе консультирования психологи допускают те или иные ошибки по двум основным причинам.

   Во-первых, многие специалисты, особенно молодые, считают, что, для того чтобы провести консультацию, нет необходимости  приобретать особые навыки: выслушал клиента, дал ему совет и все  в порядке. Среди психологов бытует мнение, хотя оно и не афишируется, что консультирование – один из самых легких видов работ в психологии. Именно поэтому неэффективное консультирование связано прежде всего с недостатком опыта у психолога-консультанта.

   Во-вторых, чтобы успешно консультировать, психолог должен обладать определенными личностными особенностями. Так, психологу-консультанту необходимо иметь спокойные, сдержанные манеры, быть неторопливым человеком, уметь проникновенно и задушевно беседовать; обладать обаянием, вызывать к себе доверие клиента. Поэтому напрашивается вывод: эффективно консультировать могут далеко не все психологи.

     Кроме знаний и умений, психолог-консультант  должен обладать рядом специальных  личностных качеств. К примеру,  он должен любить людей, быть способным без слов понимать и чувствовать их состояние, быть добрым, терпеливым, общительным и ответственным. К данному перечню можно было вполне добавить слова, в свое время сказанные о психологе-консультанте известным специалистом в этой области Р. Меем. Консультант-психолог, писал он, должен уметь привлекать к себе людей, чувствовать себя свободным в любом обществе, быть способным к эмпатии. Главное у настоящего психолога-консультанта – это «доброжелательность и стремление понять клиента, помочь ему увидеть себя с лучшей стороны и осознать свою ценность как личности». 

                     Список используемой литературы.

  1. Алешина Ю.Е. Индивидуальное семейное психологическое консультирование. – М.: «Независимая фирма «Класс», 2000.
  2. Бондаренко О.Р. Умное незнание психолога-консультанта: Из опыта подготовки психологов-консультантов//Журнал практического психолога. 1998. - №7.
  3. Бельская Е.Г. Основы психологического консультирования и психотерапии: Учеб. Пособие. Обнинск: ИАТЭ, 1998.
  4. Гулина М.А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Речь, 2001.
  5. Елизаров А.Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2005.
  6. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. - М., Академический проект, 1999.
  7. Меновщиков В.Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 1998.
  8. Нельсон-Джоунс Теория и практика консультирования. – СПб.: Питер, 2002.
  9. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования: Учеб. Пособие для студентов и практических работников. М.: Сфера, 2000.
  10. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: Лекции, консультирование, тренинги. М.: Интор, 1997.

Информация о работе Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними