Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Психологическое консультирование – это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Консультант в большей степени ответственен, состоится или не состоится диалог. Именно он выбирает тот профессиональный инструментарий, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование эффективным

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Общее представление о психологическом консультировании…4-7
2. Роль и место консультанта в консультировании………………..7-10
3. Типичные ошибки психологов-консультантов…………………10-22
4. Классификация ошибок психологов-консультантов
по Р.С. Немову……………………………………………………..22-27
5. Общие правила эффективного процесса консультирования….27-28
Заключение…………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая по теории ипрактики консультирования.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

   Психологическая консультация как  монолог психолога-консультанта

   Довольно  часто на консультацию приходят клиенты, неуверенные в себе, впервые обратившиеся к психологу. Они не знают, с чего начать, о чем говорить, как держаться  и чего, собственно, можно ждать от психолога.

   В такой ситуации психолог-консультант  может полностью захватить инициативу в разговоре: разворачивать общие  размышления, поучать, строить беседу с позиции более спокойного, всезнающего  человека.

   Психологическая консультация превращается в монолог психолога-консультанта и в том случае, если он испытывает внутренний страх перед молчанием. Клиент замолчал, «ушел в себя», замкнулся, и психолог пытается собственной активностью заполнить наступившую паузу. На короткое время это снимает возникшее напряжение, но снижает общий результат консультации.

   Дело  в том, что в момент паузы, молчания клиентом совершается важная внутренняя работа. Он может грустить, испытывать страдание и печаль, размышлять или  что-то интуитивно чувствовать, не находя нужных слов. Но в любом случае он получает необходимый для него внутренний опыт. Как правило, если возникшая пауза выдерживается психологом в нужный момент и достаточна по времени, после нее беседа строится по-новому, как бы на более высоком уровне понимания клиентом собственных проблем.

   Психологу следует помнить, что, если в ходе консультации возникла пауза, необходимо «включать» собственное интуитивное  видение и почувствовать, какой  эмоциональный заряд несет эта  пауза. В том случае, если молчание клиента имеет мрачный, тяжелый эмоциональный оттенок и вызвано его скованностью и зажатостью, следует при помощи одного-двух вопросов активизировать беседу, но ни в коем случае не начинать собственный длинный монолог.

   Если  же в период молчания ваш собеседник переживает или размышляет – не мешайте. Отодвиньте себя на второй план, и пусть между вами и клиентом возникнет одухотворенная тишина.

   Желательно, чтобы после паузы первым начал  говорить ваш клиент, значит, он почувствовал себя внутренне готовым к продолжению  беседы.

   Психолог  переносит (проецирует) собственные трудности  на проблемы клиента

   - Какие у тебя проблемы? 
- Проблем нет, вроде все в порядке. 
- Да ты расскажи мне о своей жизни: проблемы мы найдем!

   Из  разговора двух психологов

   Сейчас  нам важно вспомнить, что психолог – человек, имеющий, как и все, свои слабости, проблемы, тревоги, страхи. Практически всякий раз имеется опасность проекции психологом собственных трудностей на проблемы клиента.

   Например, психолог – одинокий человек. Прежде всего он может увидеть и почувствовать одиночество своего собеседника и не заметить, возможно, другой проблемы, более важной для клиента

   Психолог-мужчина  психологически зависим от своей  матери. В любом своем клиенте-мужчине  он пытается выявить проблему его  взаимоотношений с матерью: задает вопросы на эту тему, поворачивает внимание клиента в сторону анализа его отношений с матерью. В результате психолог может неосознанно для самого себя внушить клиенту, что подобная проблема у него тоже есть.

   Еще один пример. Психолог-женщина, пережившая семейную драму: муж ушел к другой женщине. Если на консультацию пришла молодая девушка, поддерживающая от-ношения с женатым мужчиной и желающая получить совет, как увести этого мужчину из семьи, поскольку она его любит и хочет быть вместе с ним, женщина-психолог может почувствовать к своей клиентке негативное отношение (проекция отношения к своей «разлучнице»).

   Почему  возникает ошибка проецирования  психологом собственных трудностей на проблемы клиента?

   Во-первых, сам психолог-консультант в момент беседы находится в состоянии внутреннего напряженного переживания, и неосознанно для него срабатывает механизм психологической защиты в форме проекции. Об этом следует всегда помнить и, по-видимому, решить для самого себя вопрос о том, консультируете ли вы в те моменты своей жизни, когда вам самим очень плохо?

   На  мой взгляд, консультировать приходится практически всегда, независимо от того в форме вы сейчас или нет. Однако перед консультацией психологу  важно «настроить самого себя»: успокоиться, активизировать собственный внутренний тонус, почувствовать себя в «рабочем состоянии».

   Во-вторых, проецирование может возникнуть, если психолог недооценивает тот факт, что в содержание консультативной беседы вносит вклады не только клиент, но и сам психолог. Консультация – это взаимодействие двоих: психолога и клиента. То, что говорит клиент, во многом определяется вопросами психолога и его отношением к беседе и клиенту. Поэтому предметом анализа для психолога должен выступать не только клиент, но и он сам. Другими словами, консультация – это слитые воедино процессы анализа и самоанализа.

   Психологу необходимо всегда стараться видеть консультацию как бы со стороны, «в зеркале», и постоянно отслеживать  свое собственное влияние на ход  беседы.

   Психолог  оценивает клиента

   Трудности взаимопонимания между психологом и его клиентом могут возникнуть не только тогда, когда клиент не умеет рассказать о себе и своих проблемах. В некоторых ситуациях взаимопонимание двух собеседников нарушается, если психолог не открыт для своего клиента, а оценивает его. Оценочное отношение психолога может быть выражено во фразах, внешне, может быть, не проговариваемых, но произносимых во внутренней речи: «Удивительно умный человек: сам все понимает», Господи, да что это?! Интеллект – на нуле! «Как хорошо говорит: налицо литературные способности», «Каждое слово из него вытягиваешь! Двух фраз связать не может!» и др.

   Оценочное суждение психолога – это барьер на пути его понимания состояния  и проблем клиента. Оценка возникает  всякий раз, когда психолог обращается к клиенту, имея «центр тяжести ситуации» в самом себе, а не в клиенте, когда психолог строит общение через самого себя, отталкиваясь от своих ценностей и установок.

   В результате клиент видится психологу  не в истинном свете, а как бы через  призму взглядов и оценок психолога: портрет клиента получается субъективным, искаженным. Любая оценка – это соотнесение с нормативом. В данном случае «нормой» психолог спонтанно, не всегда осознанно, считает самого себя. Давайте задумаемся: так ли это на самом деле? Имеет ли психолог право отталкиваться только от самого себя?

   Психолог  переживает проблемы клиента как свои собственные.

   Психологи спорят между собой, что первично на консультации: профессионально-культурная техническая работа консультанта или  его искреннее, по-человечески теплое отношение к клиенту? Одни считают, что на первом месте стоит профессионализм психолога. Другие утверждают, что если клиент не почувствует заинтересованного отношения психолога к себе, консультация «не получится». Где же находится истина?

   Истина, как водится, лежит на «золотой середине». Если на консультации будет преобладать  профессиональная техника психолога, беседа получится формальной, суховатой, искусственной. Если же консультация превратится  в процесс сопереживания одного человека (психолога) другому (клиенту), будет достигнут только «коммунальный результат», как в беседе двух друзей на кухне. Следовательно, нельзя строить консультацию на основе только техники: не будет душевного, живого общения. Нельзя также и превращать консультацию в обычную человеческую беседу: психолог примет проблемы клиента слишком близко к сердцу и сам расстроится, перегорит, потеряет внутреннее равновесие и не сможет в полной мере осуществить действительную психологическую помощь своему клиенту.

   Многочасовая консультация как ошибка психолога.

   Во  многих случаях на консультации клиент старается выговориться сполна. Проходят час за часом, а клиент говорит  и говорит о себе. Психолог молчит и терпеливо все выслушивает. В результате консультация длится 4-5 часов, появляется усталость, а к анализу проблемы клиента еще и не подступали.

   Отчасти такая ситуация возникает из-за внутренней неуверенности психолога: он не может  определиться в собственных действиях  и занимает позицию пассивного слушателя. Подобное может происходить и потому, что психолог имеет внутреннюю установку на выслушивание клиента, полагая, что, если клиент выговорится, он получит психологическое облегчение вне зависимости от того, сумел «сработать» сам психолог или нет.

   Насколько верна такая форма поведения психолога-консультанта?

   Безусловно, на консультации клиент должен как  можно подробнее и детальнее  описать свою ситуацию. Несомненно, также и то, что он имеет право  «выговориться». Но важно не забывать и о том, что процесс консультирования нельзя пускать на самотек: может быть потеряна важная информация, искажен диагноз, упущена инициатива со стороны психолога. Консультант должен вовремя почувствовать «центр проблем» клиента, его основную «болевую точку» и начать задавать вопросы, направляя беседу по нужному, конструктивному руслу.

   Психолог  как объект манипулирования  со стороны клиента

   «Скажите, ведь вы – психолог, права я или  нет?», «Рассудите нас, как психолог, у вас такой большой опыт», «Повлияйте на него, может, вас он послушается!»  – такие и другие подобные просьбы высказывают клиенты на консультации. Психолога пытаются использовать в борьбе с ближним, как мощное, «дальнобойное орудие», как своеобразного «жизненного судью», как авторитет, мнение которого для «обычных» людей может выступать в качестве «закона поведения».

   Если  психолог позволяет использовать себя как средство, он теряет свой профессиональный статус и превращается в обычного, слабого и безвольного человека. Такая ситуация недопустима на консультации.

   В случае если клиент обращается к психологу с подобной просьбой, необходимо сразу же отказаться от ее выполнения и приложить усилия к тому, чтобы повысить собственную активность клиента в решении своих проблем. Ответы психолога могут быть следующими: «Я не могу быть судьей между вами и вашими близкими. Ваши проблемы вы должны научиться решать самостоятельно, а я в этом вам помогу», «Так у нас ничего не получится, я не имею права вторгаться в вашу жизнь», «Мы сейчас вместе обсудим вашу проблему, и вы сами поймете, что вам нужно делать».

   4. Классификация ошибок психологов-консультантов по Р.С.Немову.

   Р.С. Немов предлагает следующую классификацию ошибок и способов их устранения.

   1. Неверное заключение психолога-консультанта о сути проблемы клиента. Это тот случай, при котором психолог-консультант или не видит реальной проблемы у клиента (хотя на самом деле такая проблема существует), или приписывает клиенту проблему, которой у него в действительности нет.

   а) Ошибки, совершаемые психологом-консультантом в силу недостаточно точной информации, получаемой им от клиента в процессе проведения консультантрования, особенно на стадии диагностики и исповеди.

   В данном случае бывает так, что, полностью  доверяя клиенту, психолог-консультант (а клиент может ошибаться в фактах, сообщаемых им психологу, по разным причинам, в том числе из-за неточности их припоминания) вынужден делать выводы о сути проблемы клиента или способах ее практического решения на основе неверной информации, которой его снабдил клиент.

   б) Ошибки, допускаемые по причине неполноты информации, получаемой психологом-консультантом от клиента.

   Это довольно часто встречающаяся ошибка, так как любой клиент может  невольно что-то существенное забыть в  своей исповеди, а психолог-консультант  — даже не подозревать о том, что  клиент сообщил ему неполную информацию о себе и о своей проблеме.

   Данную  ошибку в силу непроизвольности забывания также невозможно полностью исключить из практики психологического консультирования. Однако можно постараться свести эту ошибку к минимуму с помощью следующего, например, технического приема: время от времени в ходе исповеди спрашивать клиента о том, все ли он рассказал о себе и о своей проблеме, не забыл ли чего-нибудь существенного.

   в) Ошибки, допускаемые психологом-консультантом по причине его собственной склонности делать преждевременные выводы до того, как будет собрана вся необходимая для этого информация о клиенте и от клиента.

   г) Ошибки, допускаемые в силу неправильной интерпретации психологом-консультантом тех фактов, которые ему были сообщены клиентом.

   Основная  причина этих ошибок — недостаточность практического опыта проведения консультирования у психолога-консультанта, а также его невнимание или непонимание того, что ему говорил клиент во время исповеди. Выработка психологом-консультантом у себя привычки внимательно слушать клиента, не упуская ни одной сообщенной им детали, - единственный способ предупредить возникновение подобной ошибки. 

Информация о работе Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними