Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 06:42, курсовая работа

Описание работы

Психологическое консультирование – это диалог индивидуальностей, диалог уникальных личностей. Для диалога недостаточно обычного языка общения, недостаточно слов. Необходимо соединение разных взглядов на мир, взаимопонимание, контакт внутренних миров. Клиент выбирает консультанта интуитивно, часто ориентируясь на его формальные характеристики, воспринимая как специалиста или испытывая доверие и притяжение к нему как к личности. Консультант в большей степени ответственен, состоится или не состоится диалог. Именно он выбирает тот профессиональный инструментарий, который позволит сделать общение действительно глубоким, а консультирование эффективным

Содержание

Введение………………………………………………………………..3
1. Общее представление о психологическом консультировании…4-7
2. Роль и место консультанта в консультировании………………..7-10
3. Типичные ошибки психологов-консультантов…………………10-22
4. Классификация ошибок психологов-консультантов
по Р.С. Немову……………………………………………………..22-27
5. Общие правила эффективного процесса консультирования….27-28
Заключение…………………………………………………………..29
Список используемой литературы…………………………………30

Работа содержит 1 файл

курсовая по теории ипрактики консультирования.doc

— 144.00 Кб (Скачать)

   Самолюбию начинающего консультанта может  льстить, что люди, ищущие ответы на сложные вопросы своей жизни, обращаются именно к нему, и существует опасность, что консультант возомнит себя знающим ответы на все вопросы клиента или еще хуже - будет навязывать клиенту свои решения. В этой ситуации неправильное понимание консультантом своей роли только увеличит зависимость клиента от него и помешает помочь клиенту в самостоятельном принятии решений. Никакой консультант не может указывать другому человеку, как ему жить. В практике психологического консультирования и психотерапии следует чаще вспоминать слова знаменитого психотерапевта J. Bugental (1987) о тайне и знании: "Тайна охватывает знание, в ней скрыта информация. Тайна бесконечна, знание имеет предел: когда возрастает знание, еще больше становится тайна... Психотерапевтов подстерегает соблазн вступить в сговор с клиентами и отвергнуть тайну. В этой отвратительной сделке подразумевается, но редко раскрывается иллюзия, что существуют ответы на все жизненные проблемы, что можно раскрыть значение каждого сна или символа и что идеальной целью здоровой психической жизни является рациональный контроль. Психотерапевты обязаны много знать, но одновременно испытывать преклонение и покорность перед тайной. Будем откровенны - мы никогда не обладаем и не способны обладать полнотой знаний. Притворяться, что мы знаем нужды клиента и можем подсказать ему правильный выбор, - значит предать клиента. В любой терапии следует помочь клиенту принять тайну в себе и нашу всеобщую тайну..."

   Самый общий ответ о роли консультанта кроется в понимании сущности процесса консультирования. Основная задача консультанта состоит в том, чтобы помочь клиенту в выявлении своих внутренних резервов и в устранении факторов, мешающих их использованию. Консультант также должен помочь клиенту понять, каким он хочет стать. Клиентам во время консультирования следует искренне оценивать свое поведение, стиль жизни и решить, каким образом и в каком направлении они хотели бы изменить качество своей жизни.

   М. Сох  называет это "структурированием процесса терапии", который может быть первичным и вторичным. Под первичным структурированием имеется в виду личное присутствие консультанта (психотерапевта) в терапевтическом пространстве и значение этого присутствия для клиента. Вторичное структурирование - это деятельность консультанта, обеспечивающая максимальный уровень раскрытия клиентов. В первом случае мы отвечаем на вопрос, кем является консультант, а во втором - что он делает. Структурируя терапевтический процесс, консультант предоставляет клиенту инициативу в самораскрытии. Иногда инициативу приходится ограничивать, если консультант чувствует, что в данный момент клиент слишком энергичен. Другими словами, консультант активирует и контролирует "потенциал раскрытия" клиентов.

   Руководствуясь  таким пониманием процесса консультирования, С. Wrenn (1965) сформулировал важнейшие  ролевые функции консультанта:

   - построение отношений с клиентом  на взаимном доверии;

   - выявление альтернатив самопонимания  и способов деятельности.

   3. Типичные ошибки  психологов-консультантов.

   О. Р. Бондаренко осуществила исследование, результаты которого показали, что большая часть ошибок начинающих психологов-консультантов связана с двумя противоположными тенденциями:

         1. Сверзабота о клиенте. Клиента сравнивают с больным, которому нужны своеобразные таблетки - слова консультанта, его внимание, или с утопающим, которому требуется спасательный круг, далее с беспомощным котенком. Консультанта же отождествляют с советчиком, спасателем, поводырем. Выражается полное недоверие ресурсам клиента, он воспринимается как неспособный заботиться о себе.

   2. Сверхсамоценность консультанта. Проявляется в стремлении реализовывать себя в консультировании, игнорируя при этом потребности и права клиента. Например, клиент сравнивается с катком, на котором приятно скользить, если у тебя хорошие коньки и ты умеешь классно кататься. Консультант же сравнивается, например, со сталеваром, который направляет огненное, расплавленное железо в нужное (кому?) русло. Или с ювелиром, дворником, который хочет навести порядок в душе клиента.

   Преодоление этих двух тенденций О.Р. Бондаренко  связывает с развитием у новичков доверия к «ситуации незнания», которая возникает всякий раз при встрече с индивидуальным способом переживания мира. Тогда консультант будет открыт для восприятия любых форм переживаний, установок, особенностей перцептивной сферы клиента. Консультант должен научиться чувствовать себя комфортно в ситуации неопределенности, не стремясь знать точно, что происходит с клиентом, доверяя естественному ходу взаимоотношений.

   В силу самых разных причин, иногда заранее  не предвидимых и трудно устранимых, в процессе проведения психологического консультирования могут возникать ошибки, снижающие его результативность. Знание сути и источников этих ошибок, способов их предупреждения и устранения позволяет свести данные ошибки к минимуму, хотя, вероятно, полностью исключить их из практики проведения психологического консультирования.

   Самоутверждение психолога на консультации

   Клиент  приходит на консультацию к психологу  со своей проблемой и болью. Он находится в ситуации психологического неблагополучия, испытывает трудности, ждет помощи и поддержки. Очевидно, что по сравнению с клиентом психолог находится в более выигрышной ситуации. Действительно, рассказывать о своих проблемах будет клиент, а трудности самого психолога, которые, скорее всего, также существуют, остаются «за кадром» консультационной ситуации. Внешне это выглядит так: неблагополучный клиент беседует с благополучным психологом.

   Обсуждая  консультационные случаи с коллегами, женщина-психолог так рассказывает о своей клиентке: «Клиентка жаловалась на мужа. В последние годы он встречался с другой женщиной и недавно ушел к ней. А я сама смотрела на нее и думала: располневшая, неухоженная, растрепанная... Не удивительно, что ее бросил муж! Нельзя же так распускаться!»

   Клиент  смотрит на психолога чаще всего снизу вверх: он слаб, неуверен, страдает и ждет помощи. Психолог относится к клиенту несколько сверху вниз: как специалист, он должен быть сильным, уверенным в себе, готовым помочь.

   В такой ситуации у психолога есть большое искушение в самоутверждении: почувствовать и показать себя в качестве человека более успешного, мудрого и сильного, чем клиент. В голосе психолога могут появиться еле заметные нотки снисхождения, жалости или высокомерия, холодной отстраненности.

   Клиент  всегда тонко чувствует отношение психолога к себе и может испытать унижение. А если это так, то консультация проходит довольно формально: клиент начинает жалеть, что пришел («Зачем я сюда пришел? Он все равно ничего не понял, только жалеет и все...»).

   Для того чтобы избежать искушения самоутверждения на консультации, психологу необходимо:

  • в ходе разговора ощущать себя не только специалистом, но и человеком, имеющим свои проблемы. Не забывать о собственных кризисных периодах жизни. Воспоминания о собственной душевной боли помогут относиться к клиенту без высокомерия или снисхождения;
  • укреплять в себе способность к состраданию и сочувствию;
  • видеть в каждом клиенте по-человечески своего брата или сестру: все мы братья и сестры в этом мире.

   Излишняя  естественность или  искусственность в поведении психолога-консультанта

   Если  психолог по-человечески не принимает  клиента, в его поведении появляются либо излишняя естественность (говорит  и делает то, что ему хочется), либо искусственность (играет роль, надевает «маску», психологически защищается при помощи выстроенного искусственного «фасада»).

   В первом случае не осуществляется процесс  профессиональной психологической  работы, а идет обычный разговор собеседников, в котором один рассказывает свои проблемы, а другой демонстрирует  к ним свое отношение.

   К психологу-консультанту обратилась мать подростка, которая жаловалась, что  отец (ее муж) жестоко обращается с  сыном: унижает его, придирается  по мелочам, бьет. На вторичную консультацию пришел муж, он выразил несогласие с  позицией психолога, стал отстаивать свою точку зрения, повысил голос. Психолог не сдержался, сказал клиенту несколько резких фраз, обвиняя его в жестокости по отношению к собственному сыну. В результате – разговор на повышенных тонах. Клиент вышел, хлопнув дверью.

   Трудно  оценить эффективность такой ситуации, поскольку произошел обычный «коммунальный разговор» – со взаимным раздражением, упреками, непониманием друг друга. Профессиональный статус психолога в такой ситуации был потерян.

   Во  втором случае, когда консультация проводится психологом в искусственной форме, на основе принципа «главное – техника», клиент не получает «эмоционально-энергетического лекарства», в котором он нуждался. Разговор произошел как обмен информацией, а душа осталась «голодной». Была беседа, но не произошла Встреча.

   Чтобы найти «золотое сечение» в ходе психологической  консультации, сохранив одновременно профессиональный статус и в то же время задавая модальность искренности  и открытости разговору с клиентом, необходимо хорошо чувствовать и  играть «себя в своей профессии». Другими словами, психологу важно искать свою технику, свой стиль, свое амплуа.

   Для формирования у психолога представления  о своей профессиональной роли в  психологии попробуйте ответить на следующие  вопросы.

   Каким (какой) вы представляете себя в профессии? Опишите внешне привлекательный для вас образ практического психолога.

   Представьте, что вы на сцене, играете свою профессиональную роль. Придумайте сценарий. Какие события  развиваются в спектакле? Какая  роль в этих событиях принадлежит вам?

   Кто из знакомых вам психологов вызывал  у вас чувство восхищения и  желания подражать? Какую профессиональную роль играл этот психолог?

   Стремление  психолога-консультанта обязательно дать полезный совет

   Начиная рассказывать собственную проблемную ситуацию, клиент реконструирует и выстраивает ее не только для психолога, но и для самого себя. Во многих случаях, проговаривая сложные моменты своей жизни, он начинает лучше понимать как самого себя, так и то, что с ним произошло.

   Рассказ о самом себе и связанные с ним процессы самоанализа и самопонимания требуют от клиента особой сосредоточенности и внимания к самому себе. Кроме этого, для успешного продвижения клиента «по пути к себе самому» требуется определенное время, во многих случаях не исчерпывающееся единичной встречей с психологом.

   Психологическая консультация – это только начало «пути к самому себе», только момент нащупывания направления движения и проявление желания начать «путь  к себе». Как будет вырисовываться линия пути, будет ли она прямой или изломанной, короткой или запутанной и длинной – это зависит от внутренних потенций клиента, его интуиции, желаний. Психолог на этом пути – временный попутчик. Осуществлять движение клиент должен самостоятельно.

   Торопясь  сразу дать совет или рекомендацию, психолог закрывает перед своим клиентом его внутренний путь. И действительно: зачем преодолевать трудности, прикладывать усилия и искать «путь к самому себе»? Ведь результат уже получен - совет психолога! Совет – это результат. Получен результат – исчезает мотив движения и поиска пути.

   На  самом деле основную ценность имеет  как раз движение клиента «по  пути к самому себе». Выдавая совет-результат, психолог может ошибиться. Вступая  же на свой путь и осуществляя свое движение, клиент никогда не ошибается, поскольку это движение идет изнутри его души, его жизненных устремлений.

  • Не спешите советовать своему клиенту, активизируйте его движение по «пути к самому себе»;
  • Если клиент открыт к диалогу, воздержитесь от совета, пусть он подумает самостоятельно, т.е. начнет сам свое движение «по пути к самому себе»;
  • Совет следует давать в таких случаях: если клиент находится в кризисной, опасной для его жизни ситуации и в данный момент не способен принимать решения; если клиент закрыт для диалога, а его действия наносят психологический ущерб его близким, совет психолога может быть изложен в директивной форме, буквально как предписание, «рецепт»; если клиент активен, действует и нуждается только в квалифицированной информации типа «как делать».

Информация о работе Типичные ошибки психолога-консультанта и работа с ними