Тесты и их виды. Тесты достижений.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Тесты достижений не относятся к ряду психологических. Тем не менее, разработка психологических тестов во многом влияла на разработку инструментов оценки знаний и умений. К их созданию приложили руку многие видные психологи. Поэтому, психодиагностика не обходит вниманием тесты достижений, основным потребителем которых была и остается сфера образования.
Для того чтобы дать наиболее полную характеристику тестов и определить их место, значение, взаимосвязи в общей системе тестовых методик, необходимо дать представление о существующих на данный момент видах тестов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Тесты и их виды
1.1. Виды тестов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Классификация тестов по содержанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3.Требования, предъявляемые к тестам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава 2. Тесты достижений, область их применения
2.1. Тесты достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2. Классификация тестов достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

· Надежность - характеризует возможность получения  с помощью данной методики устойчивых показателей.

Надежность  психодиагностической методики можно  установить двумя способами:

· путем  сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми

· путем  сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в  различных условиях.

  1. Однозначность методики - характеризуется тем, в какой степени получаемые с ее помощью данные отражают изменения именно и только того свойства, для оценки которого данная методика применяется.
  2. Точность - отражает способность методики тонко реагировать на малейшие изменения оцениваемого свойства, происходящие в ходе психодиагностического эксперимента. Чем точнее психодиагностическая методика, тем тоньше с ее помощью можно оценивать градации и выявлять оттенки измеряемого качества, хотя в практической психодиагностике не всегда требуется очень высокая степень точности оценок [2,3].
 
 

Глава 2.

Тесты достижений, область  их применения

2.1. Тесты достижений

   Тест достижений - это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний [4].

Выделяют две группы тестов достижений:

1. Тесты  успешности бучения (используются  в системе образования)

2. Тесты  профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).

   Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то [4].

  Цель применения тестов способностей и тестов достижений:

· тесты  способностей - для предсказания различия успешности выполнения деятельности

· тесты  достижений - делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.

Ни тесты  способностей, ни тесты достижений не диагностируют способности, навыки, одаренность, а только успешность предшествующего достижения. Идет оценка того, чему человек научился. 

2.2. Классификация тестов  достижений

   Широкоориентированные - для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов [3].

   Узкоспециализированные - усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов.

Например: усвоение темы в математике - раздел простые числа - как усвоен этот раздел.

1. Диагностика учебных достижений

Для диагностики  успешности обучения разрабатываются  специальные методы, которые разными  авторами называются тестами учебных  достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.

В литературе встречается следующее определение тестов достижений.

Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).

Одним из важных преимуществ тестов достижений над учительской оценкой является их объективность и непредвзятость. Поскольку, зачастую оценка учителя  выступает также методом воздействия, отражая в себе отношение учителя к личности ученика [4].

Удобство  тестов достижения состоит в том, что они очень компактны и  пригодны для оценки достижений больших групп.

Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).

Такие тесты выполняют несколько функций:

· выступают как средство оценки знаний,

· определяют готовность ребенка к обучению в школе,

· выявляют недостатки обучения,

· подсказывают направление последующего обучения,

· обеспечивают мотивацию учащегося,

· помогают приспособить обучение к потребностям индивида,

· дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.

Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в формулировании конкретных заданий тестов того и другого типа [4].

Отдельные тесты достижений можно объединять в батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным школьным предметам. Как правило, тестовые батареи предназначены для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от класса к классу. Наряду с ними созданы батареи, которые позволяют получать такие данные. Это, например, тесты основных навыков (штата Айова) и успехов в обучении, тесты достижений и тесты учебных навыков Стэнфордского университета и др.

В США  тесты достижений получили очень  широкое распространение и используются не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например, для определения уровня грамотности тех или иных слоев населения) [4].

2. Тесты профессиональных достижений

Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности - профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель - оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.

Выделяют  три формы тестов профессиональных достижений:

1. Тесты  исполнения. Выполнение ряда заданий,  обнаруживающих владение основными  навыками или действиями. Используются  те механизмы, аппаратура, инструменты, которые используются в трудовой деятельности или моделировании отдельных элементов профессиональной деятельности, способность воспроизводить отдельные операции.

2. Письменные  тесты достижений. Используются  там, где требуется выяснить, насколько  человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.

3. Устные  тесты профессиональных достижений. В период первой мировой войны  тесты профессиональных достижений  использовались для отбора персонала. Серии вопросов, выявляющих специальные знания. Диагностика в виде интервью. Проводилась индивидуально. Удобны в применении. Не нужно распечатывать. Испытуемый должен в заданной форме отвечать [5].

   Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:

1. эксперты высокой квалификации

2. новички

3. представители смежных профессий.

Задание включается в тест, если:

· задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)

· задание  выполнено меньшим процентом  новичков (приблизительно 60-70%)

· и, если еще меньший процент представителей смежных профессий выполнило задание.

   Тесты профессиональных достижений способны помочь в решении целого ряда проблем:

1. Оценка  эффективности профессионального обучения.

2. Сравнение  разных методов и учебных программ  путем сопоставления достижений  групп, обучающихся разными способами.

3. Выявление  пробелов в знаниях у начинающих профессионалов и их своевременного доучивания с помощью индивидуализированных методов и приемов.

4. Аттестации  работников на разряд, для оценки квалификации.

Однако  работа по созданию таких тестов не проста, она требует специальных  знаний и квалификации [5]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

   Из проделанной мною работа я могу сделать выводы. Тесты - это стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.

   Стандартизированность методики означает, что она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.

Также в данной теме я рассмотрела, что тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности - профотбор. Они используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель - оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам [4].

   Тесты достижений в настоящее время широко распространены за рубежом, например в США они разработаны более чем для 250 различных профессий В нашей стране таких тестов практически нет, что обусловлено сложностью создания и валидизации данных методик.

Оценивая  тесты учебных и профессиональных достижений в целом, следует отметить их хорошие возможности в осуществлении  контроля за процессами обучения и  формирования профпригодности. 
 
 
 

Список  литературы

1. Анастази  А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд.  Спб., 2007. 688 с.

2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Спб., 2007.243с.

3. Словарь-справочник  по психологической диагностике  / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М., отв.  ред. С.Б. Крымский. Киев, 1989.

4. Шамова Т.И., БеловаС. Н., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М., 2008. 192 с.

5. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. М., 1996. 202с.


Информация о работе Тесты и их виды. Тесты достижений.