Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа
Тесты достижений не относятся к ряду психологических. Тем не менее, разработка психологических тестов во многом влияла на разработку инструментов оценки знаний и умений. К их созданию приложили руку многие видные психологи. Поэтому, психодиагностика не обходит вниманием тесты достижений, основным потребителем которых была и остается сфера образования.
Для того чтобы дать наиболее полную характеристику тестов и определить их место, значение, взаимосвязи в общей системе тестовых методик, необходимо дать представление о существующих на данный момент видах тестов.
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Тесты и их виды
1.1. Виды тестов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Классификация тестов по содержанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3.Требования, предъявляемые к тестам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава 2. Тесты достижений, область их применения
2.1. Тесты достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2. Классификация тестов достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26
· Надежность
- характеризует возможность
Надежность психодиагностической методики можно установить двумя способами:
· путем сравнения результатов, получаемых по этой методике разными людьми
· путем сравнения результатов, получаемых по одной и той же методике в различных условиях.
Глава 2.
Тесты достижений, область их применения
2.1. Тесты достижений
Тест достижений - это группа психодиагностических методик, направленных на оценку достигаемого уровня развития навыков и знаний [4].
Выделяют две группы тестов достижений:
1. Тесты
успешности бучения (
2. Тесты профессиональных достижений (тесты диагностики специальных знаний и трудовых навыков, необходимых для выполнения профессионально-трудовых действий).
Тест достижения противоположен тесту способностей. Различия: между этими тестами существует различие в степени единообразия предшествующего опыта, который и диагностируется. Если тест способностей отражает влияние совокупного разнообразного опыта, получаемого учащимися, то тест достижений отражает влияние относительно стандартного курса обучения чему-то [4].
Цель применения тестов способностей и тестов достижений:
· тесты способностей - для предсказания различия успешности выполнения деятельности
· тесты достижений - делают конечную оценку знаний и навыков по завершении обучения.
Ни тесты
способностей, ни тесты достижений
не диагностируют способности, навыки,
одаренность, а только успешность предшествующего
достижения. Идет оценка того, чему человек
научился.
2.2. Классификация тестов достижений
Широкоориентированные - для оценки знаний и навыков, соответствие основным целям обучения (рассчитанным на продолжительное время). Например: тесты достижений на понимание научных принципов [3].
Узкоспециализированные - усвоение отдельных принципов, отдельных или учебных предметов.
Например: усвоение темы в математике - раздел простые числа - как усвоен этот раздел.
1. Диагностика учебных достижений
Для диагностики успешности обучения разрабатываются специальные методы, которые разными авторами называются тестами учебных достижений, тестами успешности, дидактическими тестами и даже тестами учителя (под последними могут также подразумеваться тесты, предназначенные для диагностики профессиональных качеств педагогов). Как утверждает А.Анастази, по численности этот тип тестов занимает первое место.
В литературе встречается следующее определение тестов достижений.
Тесты - это достаточно краткие, стандартизированные или не стандартизированные пробы, испытания, позволяющие за сравнительно короткие промежутки времени оценить преподавателями и студентами результативность познавательной деятельности студентов, т.е. оценить степень и качество достижения каждым студентом целей обучения (целей изучения).
Одним
из важных преимуществ тестов достижений
над учительской оценкой
Удобство тестов достижения состоит в том, что они очень компактны и пригодны для оценки достижений больших групп.
Тесты достижений по конкретным предметам (достижения в чтении и математике) ориентированы на оценку усвоения элементов учебных программ, конкретных тем, уровня владения навыками (например, счетными).
Такие тесты выполняют несколько функций:
· выступают как средство оценки знаний,
· определяют готовность ребенка к обучению в школе,
· выявляют недостатки обучения,
· подсказывают направление последующего обучения,
· обеспечивают мотивацию учащегося,
· помогают приспособить обучение к потребностям индивида,
· дают информацию об уровне знаний, усвоенных учащимися.
Тесты достижений отличаются также и от тестов интеллекта Последние направлены не на диагностику конкретных знаний или фактов, а требуют от учащегося умения совершать с понятиями (пусть даже и учебными) определенные умственные действия, такие, как проведение аналогии, классификации, обобщение и др. Это отражено и в формулировании конкретных заданий тестов того и другого типа [4].
Отдельные тесты достижений можно объединять в батареи, что позволяет получать профили показателей успешности обучения по разным школьным предметам. Как правило, тестовые батареи предназначены для разных образовательно-возрастных уровней и не всегда дают результаты, которые можно сопоставлять друг с другом для получения целостной картины успешности обучения от класса к классу. Наряду с ними созданы батареи, которые позволяют получать такие данные. Это, например, тесты основных навыков (штата Айова) и успехов в обучении, тесты достижений и тесты учебных навыков Стэнфордского университета и др.
В США тесты достижений получили очень широкое распространение и используются не только в школе, но и в дошкольных учреждениях и для выборок взрослых людей (например, для определения уровня грамотности тех или иных слоев населения) [4].
2. Тесты профессиональных достижений
Тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности - профотбор. Используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель - оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам.
Выделяют три формы тестов профессиональных достижений:
1. Тесты
исполнения. Выполнение ряда заданий,
обнаруживающих владение
2. Письменные тесты достижений. Используются там, где требуется выяснить, насколько человек владеет специальными знаниями. Задания на бланках. Выполняются в письменной форме с определенной формой ответов.
3. Устные
тесты профессиональных
Тесты профессиональных достижений создаются, как и тесты достижений. Создается большое количество заданий, заведомо больше в несколько раз. Проверяют. Испытывают три группы работников:
1. эксперты высокой квалификации
2. новички
3. представители смежных профессий.
Задание включается в тест, если:
· задание выполнено большинством экспертов (это есть признак валидности)
· задание выполнено меньшим процентом новичков (приблизительно 60-70%)
· и, если
еще меньший процент
Тесты профессиональных достижений способны помочь в решении целого ряда проблем:
1. Оценка эффективности профессионального обучения.
2. Сравнение
разных методов и учебных
3. Выявление
пробелов в знаниях у
4. Аттестации работников на разряд, для оценки квалификации.
Однако
работа по созданию таких тестов не
проста, она требует специальных
знаний и квалификации [5].
Заключение
Из проделанной мною работа я могу сделать выводы. Тесты - это стандартизированные методики психодиагностики, позволяющие получить сопоставимые количественные и качественные показатели степени развитости изучаемых свойств.
Стандартизированность методики означает, что она должна применяться всегда и везде одинаковым образом, от начала ситуации до способа интерпретации результатов.
Также в данной теме я рассмотрела, что тесты профессиональных достижений используются для оценки эффективности обучения профессионалов или профессиональных тренировок. Для отбора людей на наиболее ответственные должности - профотбор. Они используется для оценки уровня квалификации работников, при переходе на другую должность. Цель - оценить уровень обученности профессиональным знаниям, навыкам [4].
Тесты достижений в настоящее время широко распространены за рубежом, например в США они разработаны более чем для 250 различных профессий В нашей стране таких тестов практически нет, что обусловлено сложностью создания и валидизации данных методик.
Оценивая
тесты учебных и
Список литературы
1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. 7-е изд. Спб., 2007. 688 с.
2. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. Спб., 2007.243с.
3. Словарь-справочник
по психологической
4. Шамова Т.И., БеловаС. Н., Ильина И.В. Современные средства оценивания результатов обучения в школе. М., 2008. 192 с.
5. Шмелев А. Г. Основы психодиагностики. М., 1996. 202с.