Тесты и их виды. Тесты достижений.

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Тесты достижений не относятся к ряду психологических. Тем не менее, разработка психологических тестов во многом влияла на разработку инструментов оценки знаний и умений. К их созданию приложили руку многие видные психологи. Поэтому, психодиагностика не обходит вниманием тесты достижений, основным потребителем которых была и остается сфера образования.
Для того чтобы дать наиболее полную характеристику тестов и определить их место, значение, взаимосвязи в общей системе тестовых методик, необходимо дать представление о существующих на данный момент видах тестов.

Содержание

Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
Глава 1. Тесты и их виды
1.1. Виды тестов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .5
1.2. Классификация тестов по содержанию . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
1.3.Требования, предъявляемые к тестам . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
Глава 2. Тесты достижений, область их применения
2.1. Тесты достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .19
2.2. Классификация тестов достижений . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .20
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25
Список литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .26

Работа содержит 1 файл

реферат.doc

— 106.00 Кб (Скачать)

· другие.

По виду нормирования:

· ориентированные  на статистические нормы - тесты, основанием для сравнения в которых служат соответствующим образом обоснованные статистически полученные значения выполнения данного теста репрезентативной выборкой испытуемых;

· критериально ориентированные - тесты, предназначенные  для определения уровня индивидуальных достижений испытуемого относительно некоторого заданного критерия, существующего в реальной практике и заранее известного уровня знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения определенного вида деятельности. Критерий может быть определен на основании экспертной оценки (например, критерий школьной успешности может быть определен путем опроса педагогов, работающих в данном классе или с данным ребенком) либо практической деятельности испытуемых (критерий школьной успешности может быть определен по оценкам за четверть или год);

· прогностические, ориентированные на успешность дальнейшей деятельности;

· ненормированные.

По характеру  ответов на вопросы:

· открытого  типа (со свободными ответами - когда  испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т. д.)

· закрытого типа (с предписанными ответами - когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответов тот или иной вариант) [4].

Кроме этого, выделяют следующие возможные  варианты ответов, используемые в тестах открытого типа:

· задания  дополнения - испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений;

· свободного изложения - испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответы, ибо никакие  ограничения на них в задании  не накладываются.

Варианты  тестов закрытого типа:

· альтернативных ответов, испытуемый должен ответить «да» или «нет»;

· соответствия (на восстановление соответствия) - испытуемому  предлагается восстановить соответствие элементов двух списков;

· множественного выбора (ответы с вариантами выбора) - испытуемому необходимо выбрать, как правило, один правильный ответ из приведенного списка возможных ответов;

· исключения лишнего (устранения лишнего элемента, «встретил лишнее - убери»);

· аналогии - испытуемый должен выделить отношение  аналогии между парами элементов (слов, свойств, качеств и т. д.);

· последовательности (на завершение последовательности) - испытуемый должен запершить некоторую последовательность элементов.

Кроме классификации по приведенным выше одиннадцати основаниям, можно выделить, так называемые, «объективные» тесты - тесты, объективность оценки результатов которых обусловливается тем обстоятельством, что в процессе обработки результатов тестирования не предусматривается использование их субъективных толкований тестирующим[4].

Проективные тесты - совокупность методик, разработанных  в рамках проективного подхода в  психологии, характеризующихся неопределенностью, неоднозначностью используемых в ходе тестирования стимулов, что допускает  чрезвычайно большое разнообразие ответов и проявление определенной субъективности при их толковании тестирующим; индивидуально ориентированные тесты, специально создаваемые или являющиеся модификацией уже известных, но предназначенные для обследования определенного испытуемого.

Классификация тестов по содержанию

По содержанию тесты обычно делятся на четыре класса, или направления: тесты интеллекта, тесты способностей, тесты достижений и тесты личности.

Тесты интеллекта. Предназначены для исследования и измерения уровня интеллектуального  развития человека. Они являются наиболее распространенными психодиагностическими приемами.

Под интеллектом  как объектом измерения подразумеваются  не любые проявления индивидуальности, а прежде всего те, которые имеют  отношение к познавательным процессам  и функциям (к мышлению, памяти, вниманию, восприятию). По форме тесты интеллекта могут быть групповыми и индивидуальными, устными и письменными, бланковыми, предметными и компьютерными.

Тесты способностей. Это тип методик, предназначенных  для оценки возможностей индивида в овладении знаниями, навыками, умениями, необходимыми для одной или нескольких деятельностей[4].

Принято выделять общие и специальные  способности. Общие способности  обеспечивают овладение многими  видами деятельности. Общие способности  отождествляются с интеллектом, и поэтому часто они называются общими интеллектуальными (умственными) способностями.

В отличие  от общих специальные способности  рассматриваются в отношении  к отдельным видам деятельности. В соответствии с таким делением разрабатываются тесты общих и специальных способностей.

По своей  форме тесты способностей носят  разнообразный характер (индивидуальный и групповой, устный и письменный, бланковый, предметный, аппаратурный и  т.д.) [4,5].

Тесты достижений, или, как их можно назвать по-другому, тесты объективного контроля успешности (школьной, профессиональной, спортивной) предназначены для оценки степени продвинутости способностей, знаний, навыков, умений после прохождения человеком обучения, профессиональной и другой подготовки. Таким образом, тесты достижений в первую очередь измеряют влияние, которое оказывает на развитие индивида относительно стандартный набор воздействий. Они широко используются для оценки школьных, учебных, а также профессиональных достижений. Этим объясняется их большое количество и разнообразие [4].

Тесты школьных достижений являются в основном групповыми и бланковыми, но могут  быть представлены и в компьютерном варианте.

Профессиональные  тесты достижений обычно имеют три  разные формы: аппаратурные (тесты исполнения или действия), письменные и устные.

Тесты личности. Это психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально-волевых  компонентов психической деятельности -- мотивации, интересов, эмоций, отношений (в том числе и межличностных), а также способностей поведения индивида в определенных ситуациях. Таким образом, тесты личности диагностируют неинтеллектуальные проявления.

Повторю выше сказанное тесты можно классифицировать:

По предмету тестирования:

· Интеллектуальные. Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов - восприятие, внимание, воображение, память, речь.

· Личностные. Связаны с психодиагностикой  устойчивых инд. особенностей чел., определяющих его поступки - темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности[4].

· Межличностные. Оценивают чел. отношения в различных  социальных группах

По особенностям используемых задач:

· Практические тестовые задания

Задачи  и упражнения, которых испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.

· Образные задания

Упражнения  с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями, предполагают активное использование воображения.

· Вербальные тесты

Задания на оперирование словами, определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п.

По характеру  тестового материала, предъявляемого испытуемым:

· Бланковые

Используется  тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.

· Аппаратурные

С применением  различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования - аудио- и ТV техника, ЭВМ.

По объекту  оценки:

· Процессуальные

Исследуют какой-либо психологический или  поведенческий процесс, напр. процесс  запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.

· Тесты  достижений

Оцениваются успехи человека в различных видах  деятельности, или сферах познания - продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.

· Тесты  состояний и свойств

Диагностика более-менее стабильных психологических  качеств человека - черты личности, свойства темперамента, способности  и др.

Особая  группа:

Проективные тесты. Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка - результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, например, бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. Д [4]. 
 
 

1.3. Требования, предъявляемые к тестам

   К тестам, как методам точной психодиагностики предъявляется ряд особых требований, а именно:

   Социокультурная адаптированность теста - соответствие тестовых заданий и оценок особенностям культуры, сложившимся в обществе, где данный тест используется, будучи заимствованным в другой стране[3].

   Простота формулировок и однозначность тестовых заданий - в словесных и иных заданиях теста не должно быть таких моментов, которые могут по-разному восприниматься и пониматься людьми.

   Ограниченное время выполнения тестовых заданий - полное время выполнения заданий психодиагностического теста не должно превышать 1,5-2 часов, т. к. сверх этого времени человеку трудно сохранить свою работоспособность на достаточно высоком уровне [3].

   Наличие тестовых норм для данного теста -репрезентативные средние показатели по данному тесту, - т. е. показатели, представляющие большую совокупность людей, с которыми можно сравнивать показатели данного индивида, оценивая уровень его психологического развития.

Норма теста - средний уровень развития большой совокупности людей, похожих  на данного испытуемого по ряду социально - демографических характеристик. Особые требования, предъявляемые к психодиагностическим методикам [3].

Для уверенности  в достоверности результатов  психодиагностических исследований необходимо, чтобы используемые психодиагностические методы были научно обоснованы, т. е. отвечали ряду требований.

Такими  требованиями являются:

  1. Валидность - “полноценность”, “пригодность”, “соответствие”. Есть несколько разновидностей валидности.
  2. Валидность теоретическая - определяется по соответствию показателей исследуемого качества, получаемых с помощью данной методики, показателям, получаемым с помощью других методик. Теоретическую валидность проверяют по корреляциям показателей одного и того же свойства, получаемым при помощи различных методик, опирающихся или исходящих из одной и той же теории.
  3. Валидность эмпирическая - проверяется по соответствию диагностических показателей реальному поведению, наблюдаемым действиям и реакциям испытуемого. По критерию эмпирической валидности методику проверяют путем сравнения ее показателей с реальным жизненным поведением людей.
  4. Валидность внутренняя - означает соответствие содержащихся в методике заданий, субтестов, суждений и т. п. общей цели и замыслу методики в целом. Она считается внутренне не валидной, когда все или часть вопросов, заданий или субтестов измеряют не то, что требуется от данной методики.
  5. Валидность внешняя - примерно то же, что и эмпирическая валидность, но тут речь идет о связи между показателями методики и наиболее важными внешними признаками, относящимися к поведению испытуемого [2,3].

Валидность  методики проверяется и уточняется в процессе ее достаточно длительного  использования.

Критерии  валидности:

· Поведенческие  показатели - реакции, действия и поступки испытуемого в разных жизненных  ситуациях.

· Достижения испытуемого в различных видах  деятельности: учебной, трудовой, творческой и др.

· Данные о выполнении различных контрольных  проб и заданий.

· Данные, полученные от других методик, валидность которых или связь с данной методикой считаются достоверно установленными.

Информация о работе Тесты и их виды. Тесты достижений.