Теория личности по Адлеру

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:38, реферат

Описание работы

В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовывать и понять события, происходящие в их жизни.
Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт - это сам термин конструкт:

Работа содержит 1 файл

Рефират личность.docx

— 94.07 Кб (Скачать)

18. Учитель, чьи взгляды  вызывали у вас сильное возражение.

19. Работодатель, управляющий  или офицер, под чьим руководством  вы пережили тяжелые времена.

20. Самый удачливый человек,  из всех, кого вы знаете лично.

21. Самый счастливый человек,  из всех, кого вы знаете лично.

22. Самый выско нравственный человек иа всех, кого вы знаете лично.

Испытуемому сообщается, что  имена сами по себе не представляют интереса для экспериментатора. Решетка  предъявляется испытуемому в  том виде, в котором она представлена в табл. 1 и 2.

Келли логично обосновал  выбор тех триад, с которыми работает испытуемый. Эти триады (или классы) разбиты на семь групп:

Я

1. Я сам

Семья

2. Мать

3. Отец

4. Брат

5. Сестра

Близкие

6. Муж (жена)

7. Бывший возлюбленный (возлюбленная)

8. Друг (подруга)

9. Бывший друг (подруга)

Ситуативные персонажи

10. Министр

11. Врач

12. Сосед

Отношения

13. Человек, который вас  отвергает

14. Человек, которого вы  жалеете

15. Человек, который представляет  для вас угрозу

16. Человек, который вас  привлекает

Авторитет

17. Принимаемый учитель

18. Отвергаемый учитель

19. Начальник

Ценности

20. Преуспевающий человек

21. Счастливый человек

22. Высоконравственный человекОснования для выбора каждой триады следующие:

1. Класс ценностей. Испытуемого просят сравнить между собой людей, олицетворяющих успех, счастье и нравственность, и назвать соответствующие полюса конструктов.

2. Класс авторитетов. Испытуемого просят сравнить между собой следующих людей: Человека, чьи идеи он принимал, Человека, чьи идеи он отвергал, хотя от него ждали, что oн их примет, и Человека, в чьей поддержке он сильно нуждался в какой-то период своей жизни.

3. Класс отношении (валентностей). Испытуемого просят сравнить: Человека, который отвергал испытуемого по непонятным для него причинам, Человека, который нуждается в испытуемом, и Человека, которого испытуемый знает не очень хорошо, но хотел бы узнать лучше. Это скорее фантомы, а не реальные люди, поэтому предполагается, что при их сравнении испытуемый будет опираться на проецируемые содержания.

4. Класс близких. Это наиболее сложный класс, включающий Супруга (Супругу), бывшего Возлюбленного (Возлюбленную) и Друга (Подругу). Этот класс выявляет личностные конфликты как в отношении испытуемого к двум близким ему людям противоположного пола, так и в отношениях между близким человеком противоположного пола и близким человеком одного пола с испытуемым.

5. Класс семьи. В него включаются Отец, Мать и Брат. Испытуемый должен сформулировать конструкт, который определяет его взаимоотношения с членами семьи.

6. Класс сестры. Здесь испытуемому предлагается реконструировать образ своей Сестры. Использование этой триады представляет возможность увидеть сестру в качестве Принимаемого учителя в его противопоставлении Счастливому человеку, в качестве Счастливого человека в противопоставлении Принимаемому учителю, а также противопоставить Сестру как Счастливому человеку, так и Принимаемому учителю.

1. Класс матери. Здесь для сравнения с Матерью выбирается Человек, в котором испытуемый разочаровался, и Принимаемый учитель.

8. Класс отца. Здесь в качестве персонажей для

сравнения с Отцом выбираются Начальник и Преуспе-вающи человек.

9. Класс брата. В качестве персонажей для сравне-ния избираются Человек, отвергающий испытуемого, и отвергаемый самим испытуемым учитель.

10). Класс сестры. Сравниваемые персонажи те же, что и в предыдущей триаде (класс брата).

11. Класс хорошего отношения. В него включены Сестра, Человек, которого испытуемый жалеет, и Высоконравственный человек.

12. Класс угрозы. В него включены Брат, Бывший друг и Человек, представляющий угрозу для испытуемого

13. Класс супруга (супруги). Супруг сравнивается с Человеком, представляющим угрозу, и Счастливым человеком.

14. I класс брака. Мать сравнивается с Супругом (Cупругой) и бывшим Возлюбленным (Возлюбленной).

15. II класс брака. Отец сравнивается с аналогичными лицами.

16. Класс приятелей. В него включены Друг, Бывший друг и Человек, который привлекает испытуемого.

17. Класс сибсов. «Я сам», Брат и Сестра.

18. Класс мотивации достижения. В него включены Начальник, Человек, достигший успеха, и Высоконравственный человек.

19. Класс предпочитаемого родителя. В него включены Мать, Отец и Человек, представляющий угрозу для испытуемого.

20. Класс потребностей. «Я» сравнивается с Человеком, которого испытуемый жалеет, и с Привлекательным для него человеком. Такое сопоставление дает возможность клиницисту изучить соотношение субъективного и объективного направления потребностей испытуемого.

21. Класс компенсаций. В него включены Бывший друг, Человек, отвергающий испытуемого, и Человек, которого испытуемый жалеет. Этот класс дает клиницисту возможность выяснить, как испытуемый реагирует на утрату близких отношений с людьми.

22. Класс идентификаций. Это основной класс. В него включены «Я», Супруг (Супруга) и Друг

Таблица 3. Пример заполненного бланка Репертуарного теста ролевых конструктов

Решетка

Конструкты выявляются следующим  образом: испытуемого спрашивают, чем  двое из троих людей, отмеченных кружками в первой строке (см. решетку в табл. 1), «сходны между собой и тем самым отличны от третьего человека». Когда испытуемый примет решеки, его просят поставить крестики в кружки, соответствующие тем двум людям, которые сходны между собой. Кружок, соответствующий третьему, отличному от них человеку, остается пустым. Затем испытуемому предлагается написать в графе «Конструкты. Выявленный полюс» (см. решетку в табл. 3) слово или короткую фразу, разъясняющую, чем именно эти люди сходны между собой. Противоположная по смыслу характеристика записывается под заголовком «Подразумеваемый полюс». После этого испытуемый отмечает галочкой всех других лиц, обладающих этой важной характеристикой (по выявленному полюсу). Подобным же образом заполняются и остальные строки решетки.

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Когнитивное направление  персонологии подчеркивает влияние интеллектуальных или мыслительных процессов на поведение человека. Джордж Келли был одним из пионеров этого направления со своей теорией личностных конструктов. Он основал свой подход на философии конструктивного альтернативизма, которая гласит, что любое событие для любого человека открыто для многократного интерпретирования. Келли сравнивал людей с учеными, постоянно высказывающими и проверяющими гипотезы о природе вещей для того, чтобы можно было дать адекватный прогноз будущих событий.

Келли полагал, что люди воспринимают свой мир при помощи четких систем или моделей, называемых конструктами. Каждый человек обладает уникальной конструктной системой (личность), которую он использует для интерпретации жизненного опыта. Келли создал теорию, в которой все конструкты имеют определенные формальные свойства: диапазон применимости и проницаемость – непроницаемость. Келли описал различные типы личностных конструктов: упредительный, констеляторный, предполагающий, всесторонний, частный, стержневой, периферический, жесткий и свободный.

Келли утверждал, что личность эквивалентна личностным конструктам, используемым человеком для прогноза будущего. Он полагал, что не требуется  никаких специальных концепций (влечения, поощрения, потребности) для объяснения мотивации человека. Вместо этого  он высказал предположение, что люди мотивированы просто очевидностью того факта, что они живы, и желанием прогнозировать события, которые они  переживают.

Теория Келли сформулирована в одном основном постулате и 11 вытекающих из него выводах. Первый утверждает, что личностные процессы имеют психологически проложенные русла, в которых  люди прогнозируют события, а выводы объясняют, как функционирует конструктная система, как она изменяется и влияет на социальные взаимодействия. В частности Келли рассматривал конструкты как биполярные и дихотомичные. Он также охарактеризовал организацию конструктов в терминах иерархической системы, в которой какие-то конструкты являются подчиняющими, а какие-то – подчиненными по отношению к другим частям системы. Эта организация не закреплена жестко, так же как не постоянны и сами конструкты. Были также рассмотрены другие многочисленные аспекты и приложения личностных конструктов.

Келли более ясно, чем большинство  персонологов, осознавал влияние философских взглядов ученого на разрабатываемую им теорию личности. Тем не менее его позиция основывалась на исходных положениях, касающихся природы человека. Теория личностных конструктов отражает:

- сильную приверженность  положениям рациональности, изменяемости, субъективности, непознаваемости;

- умеренную приверженность  положению холизма – инвайроментализма;

Промежуточную позицию по положению свобода – детерминизм.

Положения проактивности – реактивности и гомеостаза – гетеростаза не применимы к позиции Келли, поскольку он рассматривал мотивацию как излишний конструкт.

Хотя теоретические концепции  Келли мало разрабатывались другими  исследователями, он изобрел инструмент оценки личности – Реп-тест, который широко применялся в разнообразных исследованиях. Реп-тест оценивает личностные конструкты, которые люди используют в интерпретации ролевых отношений и других аспектов своего опыта.

Теория личностного конструкта Келли применима к областям, далеким  от тех, которые традиционно определяют как когнитивные. Его теорию применяют  к нуждам клинических психологов – эмоциональные состояния, психологическое  здоровье и расстройства и психотерапия.

 

 

Список используемой литературы.

 

  1. Келли Дж. Психология личности. Теория личных конструктов. С-П., 2000.
  2. Козлова И. Н. Личность как система конструктов: некоторые вопросы психологической теории Дж. Келли. // Системные исследования. М., 1975.
  3. Хьел Л, Зиглер. Теория личности. Пер.с агл. – СП6 Питер- Пресс, 1997-608.
  4. Психология личности. Учебное пособие / под ред.П.Н. Ермакова, В.А. Лабунской. – М.: Эксмо, 2008
  5. Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея, В.В. Архангельской. – М.: АСТ: Астрель, 2009.
  6. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учебн. для студ. Высш. Пед. учеб. зав. – М., 1998.
  7. Психология и психодиагностика личности. Теория, методы исследования, практикум / А.А. Реан. – Спб.: Прайм – ЕВРОЗНАК, 2008.
  8. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1996
  9. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М., Прогресс, 1988 или другое издание.
  10. В.М. Минияров Диагностика и коррекция характерологических свойств личности. Самара, 1997 г. (код в Ленинку 3 97-9/378-5)
  11. Савенко Ю.С. К обоснованию некоторых методик по изучению личности // Проблемы личности. - М., 1969. - С.238-242.
  12. Елисеев О.П. Практикум по психологии личности. -2-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 508 с.
  13. Рахматуллина Р.С. Структура свойств личности и особенностей черт характера и их роль в психической регуляции педагогической деятельности учителя на уроке : Автореф. дис. канд. психол. наук. - М., 1996. - 23 с.
  14. http://www.ippli-genesis.ru/recommend/lit/
  15. http://vch.narod.ru/file.htm
  16. http://www.psiholognew.com/
  17. http://albest.ru/
  18. http://psychologi.net.ru/

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теория личности по Адлеру