Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 20:38, реферат
В основе когнитивной теории Келли лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Келли концентрирует внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовывать и понять события, происходящие в их жизни.
Ученые создают теоретические конструкты, чтобы описать и объяснить события, которые они изучают. В системе Келли ключевой теоретический конструкт - это сам термин конструкт:
То, в чем два элемента
считаются похожими или подобными,
называется эмерджентным полюсом, или
полюсом сходства конструкта; то, в
чем они противоположны третьему
элементу, называется имплицитным полюсом,
или полюсом контраста
К сожалению, Келли отказался от исследований процессов, путем которых человек интерпретирует свой жизненный опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению к происхождению и развитию личностных конструктов.
В определенной степени это понятно, так как теория Келли «неисторична» в том смысле, что в ней не акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны из чего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что они являются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.
2.3.Практическое применение концепции Джорджа Келли.
В какой мере теория личностных конструктов обладает эмпирическими доказательствами валидности своих основных концепций? Этому вопросу был посвящен литературный обзор, сделанный свыше 25 лет назад Бонариусом, который на основании оценки почти 100 опубликованных исследований, толчком для которых послужили идеи Келли, пришел к заключению, что было бы преждевременным утверждать, что теория Келли в этом смысле валидна. Однако более поздние источники представляют экспериментальные данные в поддержку определенных аспектов теории Келли. Тщательное исследование показывает, что многие из этих работ используют тест, который Келли разработал для оценки личностных конструктов, с помощью которых люди интерпретируют жизненные события. Этот тест носит название «Репертуарный тест ролевого конструкта». Этот тест позволяет получить данные, в какой-то мере подтверждающие идеи Келли о расстройстве мышления при шизофрении. Оказывается, его описание довольно интересной природы этих расстройств подтверждалось еще до принятия во внимание исследований, подсказанных когнитивной теорией Келли.
Келли разработал Реп-тест для оценки важных конструктов, которые человек использует при интерпретации значимых людей в его жизни. первоначально Реп-тест мыслился как диагностический инструмент для того, чтобы помочь психотерапевту понять систему личностных конструктов клиента и то, как он использует ее для оценки своего социального и материального окружения. К сожалению, характер Реп-теста не вписывается в традиционную систему психометрической оценки; нет данных о его надежности, валидности или стандартизации, которые позволяют потенциальному пользователю применять тест практически. Но в том, что делал Келли, вообще очень мало традиционного. Итак, хотя Реп-тест был разработан в рамках теории Келли, исследования, касающиеся его клинического и экспериментального применения, не обязательно показывают валидность самой теории.
Существует много форм Реп-теста, индивидуальных и групповых, но одна методика является общей для всех. Испытуемому предлагается список названий ролей людей, которые предположительно важны или были важны для тестируемого. Испытуемого просят написать для каждой роли имя лично знакомого ему человека, который больше всего подходит к этой роли.
Люди, которых испытуемый внес в список, называются фигурами. После того, как перечень ролей заполнен, испытуемому предъявляют три имени фигур из перечня и просят установить «самое важное, что делает похожими две, но отличает их от третьей». Данную процедуру повторяют с несколькими другими триадами (Келли рекомендует от 20 до 30 таких проб) для того, чтобы определить, как испытуемый классифицирует и дифференцирует перечисленных им людей. Все роли используются в триадах приблизительно в равной степени, чтобы не оказывать выборочное давление на исследование основных конструктов испытуемого. Основываясь на вербальном содержании выведенных конструктов, психолог может сделать предположение о том, как испытуемый воспринимает значимых для него людей и общается с ними. Эта форма Реп-теста называется формой перечня и применяется индивидуально.
Келли также разработал технику репетуарной решетки. Метод применения этой версии Реп-теста состоит в том, что испытуемому предъявляют специально подготовленную решетку, или матрицу, в которой на одной оси перечислены значимые фигуры его жизни, а на другой - различные разряды, к которым он их относит. Испытуемый заполняет форму, обозначая людей, которые подходят к ролям. Затем испытуемого просят заполнить первый ряд матрицы под колонками, обозначив трех людей кружками. Эти кружки обозначают три фигуры, которых испытуемый считает перворазрядными. Испытуемого просят подумать о важной характеристике, которая делает двух из этих трех людей похожими друг на друга и отличает их от третьего человека. Решив, чем эти две фигуры похожи, но отличаются от третьей, испытуемый перечеркивает два кружка, которые соответствуют двум похожим людям. Третий кружок остается не перечеркнутым. Затем испытуемый пишет слово или короткую фразу, которая показывает, чем эти две фигуры похожи, в колонке «полюс конструкта». В колонке «противоположный полюс» он пишет слово или короткую фразу, из которой ясно, чем третья фигура отличается от двух других. Наконец, испытуемый проверяет оставшиеся фигуры в первом ряду (не рассматривавшиеся a разряде, который выявлял величину конструкта) и делает пометку в клетке, если характеристику полюса конструкта можно использовать для интерпретации этой фигуры. Этот процесс продолжается до тех пор, пока испытуемый не заполнит все оставшиеся ряды. В результате получается решетка с фигурами вверху, различными конструктами в правых колонках и пустыми и помеченными клеточками внутри прямоугольника.
Конечным результатом Реп-теста является модель конструктов, которые человек использует для интерпретирования своей социальной действительности. Данные формы перечня обычно подвергаются клиническому анализу, в котором исследователь рассматривает: 1) количество и разнообразие выявленных конструктов; 2) содержание и характер конструктов; 3) связь различных фигур с конструктами и между собой; 4) дополнительные характеристики конструктов испытуемого, такие как их проницаемость, открытость или закрытость и коммуникабельность. Это субъективная интерпретация результатов Реп-теста. Келли разработал математическую схему анализа формы решетки для того, чтобы уменьшить вероятность интерпретационных ошибок или отклонений. При этой форме статистического анализа решетка сокращается до нескольких основных конструктов, которые наиболее точно отражают систему взглядов испытуемого.
Другой способ анализа результатов Реп-теста был предложен Байери. Он предположил, что, изучая пометки в различных рядах формы решетки, можно определить относительную когнитивную сложность - простоту конструктной системы индивида. Одинаковые пометки обозначают малое количество конструктов и, следовательно, недифференцированное мнение о других (когнитивная простота). С другой стороны, неодинаковые пометки означают большое количество конструктов и, следовательно, высоко дифференцированную конструктную систему (когнитивную сложность). По Байери, люди характеризующиеся когнитивной простотой, вероятно, будут игнорировать информацию, которая противоречит их сложившемуся впечатлению о других. Они чрезмерно просты и не разнообразны в межличностном общении. Далее им трудно увидеть разницу между собой и другими (они стремятся предположить, что другие похожи на них). И напротив, люди с когнитивной сложностью, вероятно, будут кодировать все нюансы и тонкости личности другого человека, включая неизбежные противоречия. Они также смогут прогнозировать поведение других лучше, чем те, кто отличается когнитивной простотой.
Келли сознавал, что и исследователи, и психотерапевты должны делать некоторые допущения, используя Реп-тест для измерения личностных конструктов. Одним из таких допущений является то, что конструкты, выявленные с помощью теста, не ограничиваются людьми, перечисленными в перечне названий ролей, они будут использовать новых людей в новых ситуациях. Если бы респондент использовал конструкты, выявленные с помощью теста, только по отношению к людям, упомянутым в перечне, это уменьшило бы ценность результатов для исследователя, пытающегося понять, как человек интерпретирует социальный мир в целом. В этой связи существует допущение, что люди, упомянутые в тесте, являются представителями тех, с кем, возможно, испытуемые общаются в повседневной жизни. Образцы конструктов, используемых только для отдельных людей, которых испытуемые редко встречают, не столь ценна для понимания того, как испытуемые интерпретируют большинство людей, с которыми они регулярно общаются.
Наиболее слабым местом в теории Келли является предположение, что люди могут точно описать (определить) конструкты, которые они используют, чтобы объяснить, в чем другие люди похожи друг на друга, а в чем различны. Однако, ограничения, свойственные нашему языку, предполагают, что конструкты не могут всегда быть адекватно вербализованы. Келли признавал, что точные слова не всегда приходят на ум, когда людей просят описать их конструктные системы. Фактически он полагал, что иногда люди формулируют «превербальные конструкты», еще до того, как научатся говорить. Тем не менее, даже когда испытуемые находят слова, наиболее точно выражающие то, что они подразумевают, исследователи по-разному могут интерпретировать их. Слова, которые испытуемые выбирают для описания конструктов, могут быть интерпретированы исследователем так, что у него может сложиться неправильное впечатление о мировоззрении испытуемого.
Учитывая тот факт, что Реп-тест имеет существенные ограничения, вероятно, лучше всего рассматривать его только в качестве одного из нескольких источников информации о том, как люди интерпретируют свой мир (как и большинство методов самооценки). А именно: если исследователи и психотерапевты осведомлены о некоторых допущениях, лежащих в основе этого метода, то Реп-тест может быть полезным инструментом в изучении конструктной системы испытуемых.
2.4. Применение репертуального теста ролевых конструктов для исследования Я- концепции.
Репертуарный тест ролевых конструктов в форме решетки
Цель этой длинной и временами, может быть, скучной главы – познакомить вас и помочь справиться со сложностями, возникающими при разработке решеток. Репертуарная решетка (такая, какой мы знаем ее в настоящее время) есть производная репертуарного теста ролевых конструктов (РТРК), разработанного Келли для «познания того, что стоит за словами». Во второй главе мы уже знакомили вас с этим тестом, правда только в свете задачи выявления конструктов человека.
Теперь мы коснемся основных положений методоло-гии Келли, предложенной им для обоснования матема-тического описания личного психологического про-странства человека. Основное предположение Келли было следующим: математические зависимости между суждениями человека отражают психологические процессы, лежащие в основе этих суждений.
Существует множество разновидностей конкретных форм репертуарного теста ролевых конструктов. Некоторые из них мы рассмотрим подробно. Однако сначала мы опишем тот тип решетки, который предложил Келли.
Таблица 1. Бланк для Репертуарного теста ролевых конструктов Келлн
Репертуар ролей. Первое, что должен сделать человек, заполняющий эту форму решетки,– подставить имена своих знакомых в ролевой список, приведенный в табл. 2.
Испытуемого инструктируют следующим образом: «Начиная с самого себя, напишите имена всех описанных мною лиц. Затем запишите их имена в соответствующие графы. Если вы не можете вспомнить имя данного человека, напишите его фамилию или что-нибудь такое, что позволит вам сразу его вспомнить»
Таблица 2. Список персонажей для Репертуарного теста ролевых конструктов Келли (к Таблице 1.)
1. Напишите в первой графе свое имя.
2.Напишите имя вашей матери. Если вы росли с мачехой, напишите ее имя.
3. Напишите имя вашего отца. Если вы росли с отчимом, напишите его имя.
4. Напишите имя вашего брата (наиболее блиакого вам по возрасту). Если у вас не было брата. напишите имя мальчика, примерно одного с вами года рождения, который был вам за брата в в подростковом возрасте.
5. Напишите имя вашей сестры (наиболее близкой вам по возрасту). Если у вас не было сестры, впишишите имя девочки, примерно одного с вами года рождения, которая была вам вместо сестры в подростковом возрасте.
Начиная С ШЕСТОГО ПУНКТА. ПОДСТАВЛЯЙТЕ ИМЕНА ЗНАКОМЫХ ВАМ ЛЮДЕЙ, Но не ПОВТОРЯЙТЕСЬ. ВЫБИРАЙТЕ КАЖДЫЙ РАЗ НОВОГО ЧЕЛОВЕКА.
6. Ваша жена (муж) или, если вы не женаты (не замужем), ваша возлюбленная (возлюбленный)
7. Ваша возлюбленная (возлюбленный),
непосредственная
8.Наиболее близкий в настоящее время друг одного с вами пола.
9. Человек, одного с вами попа, которого вы считали близким другом, но в котором вы разочаровались.
10. Министр, священник
или раввин, с которым вы бы
хотели поделиться вашими
11. Наш врач.
12. Ваш сосед в настоящее время, которого вы знеете лучше других.
13. Человек, с которым вы были связаны, но котроый по каким-то необъяснимым причинам не излюбил вас.
14. Человек, по отношению к которому вы испытываете чувство жалости или которому вам бы очень хотелось помочь,
15. Человек, в присутствии
которого вы испытываете
16. Человек, с которым
вы недавно познакомились и
которого вам хотелось бы
17. Учитель, который оказал
на вас наиболее сильное