Теория Джорджа Келли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

Джордж Келли подчеркивал, что все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека, и взгляд на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную психологом модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Дж. Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая и его собственную, исходят из неких априорных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции - конструктивного альтернативизма.

Работа содержит 1 файл

Джордж Келли подчеркивал.docx

— 42.72 Кб (Скачать)

Вероятно, с помощью теории 2АИА, рассматривая типы 2АИА как специфические  личностные конструкты (точнее - их "неразделимые комбинации"), можно получить корректные экспериментальные данные. В рамках теории 2АИА уже сегодня имеется  огромный блок проверенных предсказаний поведения как того или иного  типа 2АИА, так и того или иного  конкретного человека.

Применение теории 2АИА в рамках теории личности Дж. Келли, несомненно, позволит разработать корректные экспериментальные  процедуры и измерительные инструменты.

3) Цикл 0-В-И.

Дж. Келли представил различные  модели для иллюстрации действий человека перед лицом новой или неопределенной ситуации. Ключевым моментом является цикл ориентировка - выбор - исполнение (0-В-И), который состоит в последовательном обдумывании нескольких возможных конструктов и выбора того из них, который окажется лучшим для интерпретации ситуации.

В ориентировочной фазе человек  рассматривает несколько конструктов, которые можно использовать для интерпретации данной ситуации - то есть он намеренно обдумывает различные возможности, которые могут иметь место. Это аналогично рассмотрению вопроса со всех сторон.

Фаза выбора наступает, когда человек  ограничивает число альтернативных конструктов (гипотез) до количества, наиболее приемлемого в данной ситуации. В этот момент он решает, какие преимущественные альтернативы наиболее уместно использовать.

И наконец, во время фазы исполнения он выбирает направление действий и  сопровождающее его поведение. Выбор  делается, иначе говоря, на основании  оценки, какой альтернативный конструкт наиболее вероятно приведет к расширению или к определению системы.

В теории 2АИА имеется более детальное  дробление на фазы принятия и реализации решения или выбора (см., например, главу 12) - однако перечисленные Дж. Келли фазы также имеют место. Как следует из теории 2АИА, реализация той или иной процедуры выбора действительно организована дихотомически, и выбор того или иного полюса соответствующей дихотомии определяется типом 2АИА для данного конкретного  человека.

4) Изменение в конструктной системе.

Вывод об опыте: Дж. Келли утверждает: "Конструктная система человека меняется в соответствии с успешностью  интерпретации повторных явлений" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Другими словами, конструктная система  данного человека изменяется в соответствии с оптимальностью тех способов управления, которые он осуществляет. Отметим, что  тип 2АИА определяет не саму систему, не сам набор конструктов для  конкретного человека, а определенную систему организации этих конструктов. Причем тип 2АИА сам является конструктом - однако конструктом неизменным, постоянным и инвариантным для данного человека. он, по своей функциональной сути, Определяет (задает) своего рода "систему для  упорядочения" личностных конструктов  человека.

Конструктная система позволяет  человеку прогнозировать будущие события так точно, насколько это возможно. Из этого следует, что конструктная система меняется, если с ее помощью невозможно правильно прогнозировать разворачивающуюся последовательность событий. В этой связи Дж. Келли постулирует, что изменение в нашей конструктной системе имеет место тогда, когда мы встречаемся с новыми или незнакомыми явлениями, которые не согласуются с нашей предыдущей системой конструктов.

Личностные конструкты, которые  здесь подразумевает Дж. Келли, фактически, есть наборы альтернативных способов организации управления для конкретных интерьеров. Таким образом, можно  сказать, что при рассмотрении конкретных примеров в теории Дж. Келли личностный конструкт неотделим от интерьера. С этим связан и его вывод о  научении, который предполагает, что  система личностных конструктов - это  набор гипотез о нашем вечно  меняющемся мире, которые постоянно проверяются опытом. Обратная связь, позволяющая судить о том, насколько хорошо эти гипотезы помогли нам прогнозировать будущее, приводит к изменению конструктов, которые, в свою очередь, используются как новые гипотезы для последовательного изменения системы. Те конструкты, которые оказываются полезными, сохраняются, а остальные пересматриваются или отбрасываются.

По Дж. Келли, опыт человека - это  перестройка его жизни, основанная на пересмотре конструктов под влиянием текущих событий. Это означает, что человек приобретает мало опыта или вообще не приобретает его, если после наблюдения реальной последовательности событий он все же интерпретирует события по-старому.

Таким образом, здесь Дж. Келли, фактически, вводит понятие о нормативном  управлении - то есть о ситуации, которая  индивидом рассматривается "как  старая". В этом случае тип 2Аиа  не проявляется, - Дж. Келли интерпретирует это как событие, которое "ничего не дает" для системы личностных конструктов человека.

Вывод о модуляции, сделанный Дж. Келли, уточняет условия, при которых  изменяется конструктная система человека: "Изменение конструктной системы человека ограничено проницаемостью конструктов в пределах того диапазона применимости, в котором находятся эти изменения" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Понятие "проницаемость" относится к степени, с которой конструкт может ассимилировать новый опыт и события в пределах своего диапазона применимости. Таким образом, этот вывод подразумевает, что чем более проницаемы (открыты) подчиняющие конструкты человека, тем больше возможность изменения внутри структур, к которым они относятся. Если у человека нет подчиняющих конструктов для интерпретированного изменения, то изменение не может иметь места в его системе. Такой человек психологически ригиден. Следовательно, человек должен быть способен не только интерпретировать новые события или пересматривать старые, но также анализировать само изменение. Иначе говоря, так как изменение конструкта или набора конструктов само по себе является событием, человек должен иметь какую-то концептуальную структуру для того, чтобы интерпретировать изменения своей конструктной системы. Иначе будет не изменение, а хаос.

Для осуществления этой интерпретации, для реализации способа упорядочения конкретных личностных конструктов (то есть личностных конструктов, которые  неразрывно связаны с конкретным интерьером)  и служит и служит тип 2АИА.

Таким образом, мы опять приходим к  необходимости ввести два набора личностных конструктов для данного  реального человека. Один набор является типом 2АИА, который характеризуется  неизменностью, заданностью и фиксированностью, и служит для упорядочения конструктов  более низкого уровня иерархии. Он расположен на самом верху "пирамиды конструктов" у человека. Ниже расположена  система конкретных конструктов, связанных  с конкретными интерьерами, с  которыми сталкивался человек на всем протяжении своей жизни. Эта  система конструктов пластична, подвижна пластична и изменчива. Способ ее построения, фиксации и изменения  определяется (задается) типом 2АИА - самым  высоким уровнем в системе  личностных конструктов человека.

Таким образом, личность в теории личности Дж. Келли может быть описана типом 2АИА и системой конкретных личностных конструктов, которые человек выработал  на протяжении своей жизни. Можно  сказать и проще: "личность есть тип 2АИА + система нормативных способов управления".

5) Социальные отношения и личностные  конструкты.

Вывод об общности: "Если человек  интерпретирует опыт в какой-то мере подобно тому, как это делает другой человек, то его психические процессы подобны психическим процессам другого человека" писал Дж. Келли (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Если, как Дж. Келли утверждал в своем выводе об индивидуальности, люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют ситуации, то, следовательно, они могут быть похожими друг на друга, если схожим образом интерпретируют свой опыт. Рыбак рыбака видит издалека. Итак, если два человека разделяют взгляды на мир (то есть схожи в своей интерпретации личного опыта), вероятно, и вести себя они будут похоже (то есть они будут схожими личностями).

Необходимо заметить, что люди похожи не потому, что они пережили одни и те же события в жизни, и не потому, что их поведение похоже - они похожи потому, что события  для них имеют приблизительно одинаковое психологическое значение. В соответствии со своей когнитивной  ориентацией, Дж. Келли опирается  на интерпретацию, а не на прошлый опыт или наблюдаемое поведение.

В теории 2АИА этому есть не только теоретическое объяснение - теория интертипных отношений, но также  и достаточно большой массив экспериментальной  проверки этой теории.

Вывод о содружестве: он уточняет условия, необходимые для эффективных  межличностных отношений: "Один человек может играть роль в социальном процессе, включающем другого человека, в той мере, в какой первый анализирует интерпретационные процессы второго" - писал Дж. Келли (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Это относится к отношениям между людьми и их конструктными системами.

Этим выводом Дж. Келли подчеркнул, что социальное взаимодействие состоит, в первую очередь, из попыток одного человека понять, как другой человек осознает действительность. Иначе говоря, чтобы плодотворно взаимодействовать с кем-то, человеку необходимо интерпретировать какую-то часть конструктной системы другого человека. Это утверждение отличается от допущения, что люди могут взаимодействовать только когда у них схожая конструктная система или если они в чем-то похожи. По Дж. Келли, для гармоничного социального взаимодействия необходимо, чтобы один человек психологически поставил себя на место другого, чтобы лучше понимать и прогнозировать его настоящее и последующее поведение. Для того, чтобы "исполнить роль" вашего отца, например, необходимо понять его взгляды (и на вас тоже) с помощью своих конструктов и соответственно построить ваши действия. Отметим, что в системе Дж. Келли понятие "роль" определяется как "форма поведения, которая логически вытекает из того факта, что человек понимает, как мыслят другие люди, связанные с ним в его деятельности" (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Другими словами, здесь Дж. Келли  попытался описать явления, связанные  с совместным управлением. Действительно, интерпретация другого человека - она как раз и включает в  себя, прежде всего, тип 2АИА данного  человека. рассматривая поступки другого  человека, первый "сравнивает" их с теми, которые сделал бы он сам - то есть с теми, которые характерны для его типа. Отметим, что свой тип - это единственное, чем не может, не способе "поступиться" человек  без полного разрушения всей системы, всей пирамиды своих личностных конструктов. Поэтому, по сути, основной плане взаимодействия двух людей в новых для них условиях определяется взаимоотношением их типов 2АИА, то есть их систем построения и организации конкретных, зависящих от интерьера, личностных конструктов.

Интересно, что многие исследователи  вывод о содружестве Дж. Келли  интерпретируют именно в указанном  выше смысле - как тезис о том, что у человека есть некая стержневая система конструктов, которая определяет конструкты более низкого уровня и связана, по сути, с проблемой  самоидентификации человека.

Дж. Келли определял психическое  здоровье в рамках свой теории личности следующим образом.

Такие четыре характеристики определяют нормальное функционирование человека, с точки зрения теории:

Здоровые люди хотят оценивать  свои конструкты и проверять правильность своих ощущений по отношению к другим людям. Иначе говоря, такие люди оценивают прогностическую эффективность своих личностных конструктов на основе социального опыта.

На языке 2АИА это звучит так: здоровые люди хотят управлять.

Здоровые люди могут отбросить  свои конструкты и переориентировать  системы стержневой роли, как только окажется, что они не действуют. В  терминологии Дж. Келли, конструкты здорового человека проницаемы. Под этим подразумевается не только то, что он в состоянии признать свою неправоту, но также и то, что он может пересмотреть их, когда этого требует жизненный опыт.

В теории 2АИА можно сказать, что  здоровые люди стремятся управлять  оптимально. Для этого они вырабатывают оптимальную систему нормативных  способов управления.

Третья характеристика психического здоровья - это желание расширить диапазон, объем и охват конструктной системы. С точки зрения Дж. Келли, здоровые люди остаются открытыми для новых возможностей личностного роста и развития.

Здоровые люди, по теории 2АИА, стремятся  расширить свое управление на как  можно более широкий набор  интерьеров и на как можно более  широкую область. Достигается это  их участием в пирамидах управления.

Четвертая и последняя характеристика психического здоровья - хорошо развитый репертуар ролей. Дж. Келли предполагает, что человек здоров, если он может эффективно выполнять разнообразные социальные роли и понимать других людей, вовлеченных в процесс социальных взаимодействий.

Фактически, здесь говорится о  том, что человек управлять должен совместно с другими людьми - что  и отражено в теории 2АИА.

***

Подведем итог сравнения теории личности Дж. Келли с теорией 2АИА  и с  Социальными Технологиями.

Человек в теории личности Дж. Келли  рассматривается как исследователь, для которого единственный и главный  смысл имеют новые для него ситуации, - те, в которых он осуществляет сознательный выбор. То есть те, в которых  он может осуществлять управление! Но как раз в этих ситуациях  и проявляется тип 2АИА.

Тип 2АИА может рассматриваться  в рамках теории Дж. Келли, если принять, что тип 2АИА являет собой совокупность определенных 4-х дихотомий, а не одну дихотомию, как у Дж. Келли. Другими  словами, тип 2АИА есть ядро личности, сформированное неразделимой и неизменной (для данного человека) совокупностью  конструктов "высшего порядка", не зависящим от конкретных ситуация (можно сказать - не зависящих от интерьера). Именно этими личностными  конструктами - типом 2Аиа - и определяется как само строение, так и процесс  изменения всей иерархической системы  личностных конструктов "более низкого  порядка" для реального человека, - то есть тех конструктов, которые  зависят от интерьера.

Таким образом, так как человек  в теории Дж. Келли является исследователем, теория 2АИА дает ему систему конструктов, которые могут быть объективизированы  в достаточной степени и, пользуясь  которыми, он сознательно может формировать  у себя систему "конструктов второго  порядка" (более низкого уровня, "ситуационных", зависящих от интерьера).

Информация о работе Теория Джорджа Келли