Теория Джорджа Келли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

Джордж Келли подчеркивал, что все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека, и взгляд на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную психологом модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Дж. Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая и его собственную, исходят из неких априорных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции - конструктивного альтернативизма.

Работа содержит 1 файл

Джордж Келли подчеркивал.docx

— 42.72 Кб (Скачать)

Тип 2АИА вполне подпадает под  это определение, данное Дж. Келли: нужно  только принять, что тип 2АИА являет собой совокупность 4-х дихотомий, а не одну дихотомию, как у Дж. Келли

Во-вторых, у каждого конструкта есть фокус применимости. Он относится  к явлениям в рамках диапазона  применимости, к которым конструкт  наиболее применим. Например, конструкт "честный-нечестный" у одного человека имеет фокусом применимости то, что следует держать руки подальше от чужих денег и имущества. А другой человек может применить тот же конструкт к политическим событиям. Следовательно, фокус применимости конструкта всегда специфичен для человека, применяющего его.

Тип 2АИА вполне подпадает под  это определение также, - естественно, с таким же оговорками. Фактически, здесь Дж. Келли ведет речь о  том, что в теории 2АИА называется "интерьером".

Проницаемость-непроницаемость - еще  один параметр, по которому конструкты могут различаться. Проницаемый конструкт допускает в свой диапазон применимости элементы, еще не истолкованные в пределах его границ. Он открыт для объяснения новых явлений. С другой стороны, непроницаемый конструкт, охватывая явления, которые составляют его первоначальную основу, остается закрытым для интерпретации нового опыта. Существует относительная степень проницаемости и непроницаемости. Конструкт "компетентный врач-некомпетентный врач" у одного человека может быть вполне проницаемым для интерпретации любого нового доктора, которого он встречает, то есть, общаясь какое-то время с любым новым доктором, человек может понять, компетентен он или некомпетентен. Но другой человек может сделать тот же конструкт совершенно непроницаемым, настаивая на том, что компетентных врачей больше нет, что последним компетентным врачом был его педиатр, который уже умер. Следовательно, различие между компетентными и некомпетентными докторами для него больше не релевантно. Все доктора некомпетентны! Заметьте, что проницаемость относится только к области пригодности конструкта - конструкт по определению непроницаем для какого-то опыта, выходящего за диапазон применимости. Так, понятие "компетентный-некомпетентный" не имеет смысла, если судить о вкусе крабов.

И здесь мы можем сделать аналогичное  заключение - с теми же оговорками! Можно  сказать, что здесь идет речь о  так называемых в теории 2АИА "нормативных" способах управления, или же о "чужих" полюсах дихотомий, которыми определяется тип 2АИА для данного человека!

Таким образом, тип 2АИА можно рассматривать  как некий обобщенный личностный конструкт в смысле теории личности Дж. Келли, с тем только отличием, что он не является собой дихотомию, а состоит из фиксированного "жесткого" (неизменного) набора полюсов 4-х дихотомий.

Дж. Келли предложил несколько  разных классификаций личностных конструктов, основанных на разных системах параметров - фактически, такие классификации  ориентированы на конкретные классы решаемых задач. Здесь мы не будем  описывать эти классификации, так  как они ориентированы на практическую деятельность специалиста-психолога. Отметим, однако, что теория 2АИА  позволяет психологу, специалисту  в теории Дж. Келли, получить новые  методики и инструменты для работы с клиентом.

Дж. Келли никогда не предлагал  точного определения термина "личность". Однако он обсуждал эту концепцию  в одной статье, утверждая, что  личность "наша абстракция деятельности человека и последующая генерализация  этой абстракции на все аспекты ее связи с другими людьми, знакомыми  и незнакомыми, а также с тем, что может представлять определенную ценность" (цитировано по книге Хьелл  Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). Следовательно, Дж. Келли полагал, что личность есть абстракция, созданная психологами-персонологами  из психических процессов, которые  они наблюдают и/или подразумевают  в других. Это не отдельная реальность, открытая ими.

Кроме того, он утверждал, что личность по своей природе включена в межличностные  отношения человека.

Фактически, Дж. Келли предполагал, что последовательная теория личности должна дать также объяснение и отношениям между людьми. К сожалению, это  направление в его теории практически  не развито - однако в теории 2АИА  это предположение Дж. Келли  получило свое выражение: интертипные отношения появляются как следствие из наличия типов 2АИА!

Соединив эти две идеи, можно  дать более точное определение личности в теории Дж. Келли, а именно:

Личность индивида представляет организованную систему более или менее важных конструктов; человек использует личностные конструкты, чтобы интерпретировать мир переживаний и предвидеть будущие события.

Для Дж. Келли личность эквивалентна конструктам, используемым индивидом  в целях предвидения будущего. Чтобы понять другого человека, надо знать что-то о конструктах, которые он использует, о событиях, включенных в эти конструкты, и о том, как они соотносятся друг с другом. Короче, узнать личность - значит узнать, как человек истолковывает свой личный опыт.

Теория 2АИА позволяет выделить блок конструктов, которые определяют неизменную часть личности, ее главный  способ осуществления как прогноза, так и своей деятельности по его  проверке, а также и истолкования полученных результатов.

Перейдем теперь к рассмотрению связи основного постулата теории Дж. Келли и важнейших выводов  из него с теорией 2АИА.

Итак, основной постулат теории личностного  конструкта Дж. Келли состоит в  следующем:

Поведение определяется тем, как люди прогнозируют будущие события.

Иначе говоря, все поведение человека (мысли и поступки) направлено на прогноз событий. Постулат также подразумевает, что Дж. Келли интересует человек как таковой, а не какие-то отдельные аспекты его поведения (например, межгрупповые отношения). Его интересует развитие личности, - Дж. Келли уподобляет человека исследователю и считает, что люди управляются своими конструктами, ориентированными на будущее.

"Процессы личности - это проложенные  в психике каналы, в русле которых  человек прогнозирует события" - так говорит Дж Келли (цитировано  по книге Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). –  СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Основной постулат Дж. Келли также  показывает, что его система лежит  в пределах психологии и диапазон ее применимости ограничен пониманием поведения человека. Выражение "проложенные каналы" означает, что поведение относительно стабильно во времени и ситуациях. Иначе говоря, люди прокладывают или направляют свои процессы к предупреждению будущего.

Слово "каналы" синонимично слову  конструкты, а упоминание личности выдвигает на первый план индивидуальность интерпретации явлений. Относительно последних Дж. Келли отмечал, что каждый человек прокладывает и характерным способом использует разные каналы (конструкты), а также что выбор определенного канала определяет его психические процессы. И, наконец, выражение "прогнозирует события" отражает прогностические и мотивационные черты, присущие когнитивной теории. Подобно ученому, человек пытается объяснить действительность, чтобы научиться предвосхищать события, влияющие на его жизнь. Именно это соображение объясняет направленность деятельности в теории Дж. Келли. Согласно ей, люди смотрят на настоящее так, чтобы предвидеть будущее с помощью уникальной системы своих личностных конструктов.

Таким образом, мы, сравнивая теорию личностных конструктов Дж. Келли  с теорией 2АИА, можем сказать, что  для своей прогностической деятельности в новых для себя ситуациях, в "ситуациях принятия решений", человек использует вполне определенный личностный конструкт - тип 2АИА. Этот конструкт - тип 2АИА - вполне может быть выражен  на языке, который описывает как  окружение человека, так и его  самого. А, точнее - который описывает  его поведение.

Одиннадцать выводов, которые можно  сделать из основного постулата, служат для разработки теории личностных конструктов Дж. Келли. Рассмотрим важнейшие  их них.

1) Индивидуальность и организация.

Вывод об индивидуальности: "Люди отличаются друг от друга тем, как они интерпретируют события" - писал Дж. Келли (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Имеется большое количество примеров, показывающих, что система конструктов каждого человека уникальна. Люди имеют разные точки зрения по политическим вопросам, студенты могут не соглашаться с профессорами, дети - с родителями. Во всех этих примерах люди расходятся во взглядах, потому что каждый действует в пределах своей системы конструктов. Неудивительно, что люди не могут согласиться друг с другом - с точки зрения Дж. Келли, они даже говорят не об одном и том же!

В теории 2АИА выведены классы таких  конструктов - типов 2АИА - и описаны  специфические для них особенности  восприятия мира и проявлений своей  активности в нем. Чрезвычайно интересно, что при этом становится понятным - и прогнозируемым, как раз в  духе требований Дж. Келли!  - причины такого "несовпадения во взглядах" между людьми. А также то, что они действительно в одной и той же ситуации - замечают разное! Даются характеристики этого "разного" - в терминах введенных в теории 2АИА компонент информации.

Вывод об организации: "Каждый человек  специфически развивает в соответствии со своей возможностью прогнозировать события систему анализа, определяющую ранговые отношения между конструктами" - писал Дж. Келли (цитировано по книге  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и  применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.). По его мнению, личностные конструкты организованы в каждом человеке по-разному: люди организуют свои личностные конструкты иерархически, чтобы свести до минимума несовместимость и несоответствия. И отличаются люди также по тому, как именно они организуют свои конструкты.

Здесь мы имеем, фактически, почти  текстуальное сходство с теорией 2АИА: типы различаются именно организацией - расположение компонент информации в программном и творческом блоках "черного ящика". При этом иерархия проявляется на уровне логического  наполнения терминов-понятий, на уровне иерархической организации системы  сжатия информации к терминам все  более высокого логического уровня. Фактически, Дж. Келли разъясняет это, когда утверждает, что некоторые  из конструктов находятся либо в  подчиняющей, либо в подчиненной  позиции относительно других частей системы -  подчиняющий конструкт включает в себя другие конструкты, а подчиненный конструкт включен в другой (подчиняющий) конструкт.  (Конечно, конструкт может быть и совершенно независимым от всех других.)

По Дж. Келли, люди создают различную  иерархию личностных конструктов. Подчиняющие и подчиненные конструкты в системе одного человека не обязательно занимают такое же положение в системе другого. Дж. Келли предположил, что только если мы знаем, как человек организует конструкты, мы можем правильно судить о его поведении.

Фактически, тип 2АИА как раз  и задает схему, структуру иерархической  организации таких конструктов. Например, он позволяет выделить информацию, которую тип воспринимает "некритически", и "месторасположение" которой  в иерархии он будет изменять под  давлением внешнего окружения и  экспертов. Другими словами, тип 2АИА  задает также и систему реконструкции, перестройки конструктов данным человеком.

2) Интерпретировать или не интерпретировать.

Вывод о выборе показывает, как  человек проводит отбор как конструкта, так и его полюса для интерпретации  своей жизни и событий: "Человек  выбирает для себя ту альтернативу в дихотомическом конструкте, с помощью которой, как он ожидает, он получит большие возможности для расширения и определения своей системы" - писал Дж. Келли (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Итак, по Дж. Келли, если мы стоим перед  выбором (то есть перед ситуацией, в  которой мы должны использовать наши конструкты тем или иным образом), мы выберем то, что наиболее вероятно либо расширит наше понимание мира, либо уточнит нашу конструктную систему. Иначе говоря, мы выберем полюс конструкта, который позволит понять событие более полно - то, что будет полезнее всего для прогностической эффективности нашей конструктной системы. Дж. Келли назвал это "продуманный выбор".

Другими словами, личностные конструкты проявляются в новой для человека ситуации, когда он должен принять  какое-то решение. Это именно те условия, в которых проявляется тип 2АИА. И выбирает человек тот полюс  дихотомии (по теории 2АИА, конечно), который  соответствует "его" типу. Именно в этом случает он сможет "распознать" правильность своего выбора, "явно увидеть" оптимальность своего решения. И, следовательно, либо подтвердить свою "картину  мира" - иерархически организованную систему понятий (терминов, символов для описания реальности), либо получить необходимые для ее перестройки  сведения.

Хотя Дж. Келли подробно описал признаки, позволяющие узнать, определяет или расширяет человек свою конструктную систему, все же в рамках его теории не имеется достаточных эмпирических фактов или теоретических обоснований, чтобы понять, почему и когда он предпочтет выбрать то, а не другое.

Информация о работе Теория Джорджа Келли