Теория Джорджа Келли

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 09:24, реферат

Описание работы

Джордж Келли подчеркивал, что все теории личности в своей основе имеют определенные философские положения о природе человека, и взгляд на сущность человеческой природы имеет большое влияние на разработанную психологом модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Дж. Келли определенно признавал, что все концепции природы человека, включая и его собственную, исходят из неких априорных положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской позиции - конструктивного альтернативизма.

Работа содержит 1 файл

Джордж Келли подчеркивал.docx

— 42.72 Кб (Скачать)

Джордж Келли подчеркивал, что  все теории личности в своей основе имеют определенные философские  положения о природе человека, и взгляд на сущность человеческой природы имеет большое влияние  на разработанную психологом модель личности. В отличие от многих теоретиков личности, Дж. Келли определенно  признавал, что все концепции  природы человека, включая и его  собственную, исходят из неких априорных  положений. Он построил свою теорию личности на основе целостной философской  позиции - конструктивного альтернативизма.

Как доктрина, как система философских  взглядов, конструктивный альтернативизм базируется на утверждении, что "все  наше современное толкование мира нуждается в пересмотре или замене". Ничто не свято и ничто не оставляет неизгладимого следа. Не существует политики, религии, экономических принципов, социальных льгот или чего-нибудь другого, которые были бы абсолютно и непреложно "верными". Все изменится, если люди просто посмотрят на мир с другой стороны. Дж. Келли утверждал, что не существует такой вещи в мире, относительно которой "не может быть двух мнений". Осознание человеком действительности - это всегда предмет для истолкования. По мнению Дж. Келли, объективная реальность, конечно, существует, но разные люди осознают ее по-разному. Следовательно, ничто не постоянно и не окончательно. Правда, как и красота, существует только в сознании человека.

Здесь, конечно, возникает вопрос: а насколько именно истолкования разных людей различаются между  собой? Ведь, в конце концов, люди все же как-то договариваются между  собой. Поэтому задачей научного работника является попытка выделить нечто общее в столь разных мнениях и толкованиях людей. Теория 2АИА позволяет выделить такие  общие закономерности. А что же Дж. Келли? Продолжим рассмотрение его  подхода.

Природу конструктивного альтернативизма  можно понять, если сравнить ее с  одним из философских принципов  Аристотеля. Аристотель выдвигает на первое место принцип идентичности: А есть А. Вещь в себе и вне себя переживается и интерпретируется одинаково каждым человеком. Из этого следует, что факты социальной реальности должны быть одинаковы для всех,.

Дж. Келли же полагает, что А - это то, что индивид объясняет как А! для него реальность - это то, что мы истолковываем как реальность. Факты всегда можно рассматривать с различных точек зрения. Тогда, если быть последовательным, нет истинного способа интерпретации поведения человека. Пытаемся ли мы понять поведение другого человека, или наше собственное, или саму природу Вселенной, всегда существуют "конструктивные альтернативы", открытые для нашего разума. Более того, концепция конструктивного альтернативизма предполагает, что наше поведение никогда полностью не определено. Мы всегда свободны до некоторой степени в пересмотре или замене нашего толкования действительности.

Однако в то же время Дж. Келли полагает, что некоторые наши мысли и поведение определены предшествующими событиями. То есть, когнитивная теория построена на стыке свободы и детерминизма. Говоря словами Дж. Келли:

"Детерминизм и свобода неразрывны, так как то, что определяет  одно, есть, по тому же признаку, свобода от другого." (цитировано  по книге Хьелл Л., Зиглер Д.  Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). –  СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Дж. Келли придавал большое значение тому, как люди осознают и интерпретируют свой жизненный опыт. Теория личностного  конструкта сосредоточена на процессах, которые позволяют людям понять психологическую сферу своей жизни. Это приводит к модели личности Дж. Келли, основанной на аналогии "человек как исследователь". А именно, он делает предположение, что подобно ученому, который изучает некий феномен, любой человек выдвигает рабочие гипотезы о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события жизни. Разумеется, Дж. Келли не утверждал, что каждый человек буквально является ученым, который наблюдает какие-то явления природы или социальной жизни и использует сложные методы для сбора и оценки данных. Такая "механическая" аналогия чужда его точке зрения. Но он все-таки предположил, что все люди - ученые в том смысле, что они формулируют гипотезы и следят за тем, подтвердятся они или нет, вовлекая в эту деятельность те же психические процессы, что и ученый в ходе научного поиска.

Таким образом, по мнению Дж. Келли  каждый человек строит "для себя" свою личную картину мира, постоянно  ее исправляя в соответствии со своей  практикой, со своей деятельностью. Получается своего рода "итерационная процедура": выдвижение гипотезы - ее проверка - корректировка гипотезы - проверка - и т.д.. Итак, в теории Дж. Келли "человек всегда учится"!

В результате, в основе теории личностных конструктов лежит предположение  о том, что наука является квинтэссенцией тех способов и процедур, с помощью  которых каждый из нас выдвигает  новые идеи о мире. Цель науки - предсказать, изменить и понять события, то есть основная цель ученого - уменьшить неопределенность. Но не только ученые - все люди имеют  такие цели. Мы все заинтересованы в предвидении будущего и построении планов, основанных на ожидаемых результатах.

Именно представление о том, что психолог не отличается от испытуемого, которого он изучает, резюмирует когнитивную теорию личности Дж. Келли. Оно подтверждает веру Дж. Келли в то, что все люди действуют как ученые в повседневной жизни. Для него различие между ученым и неученым было недостоверным. Это привело к ряду важных последствий для теории Дж. Келли.

Во-первых, это предполагает, что  люди главным образом ориентированы  на будущие, а не на прошлые или  настоящие события их жизни. Фактически Дж. Келли утверждал, что все поведение  можно понимать как предупреждающее  по своей природе. Он также отмечал, что точка зрения человека на жизнь  преходяща, она редко бывает сегодня  такой же, как была вчера или  будет завтра. В попытке предвидеть и проконтролировать будущие события человек постоянно проверяет свое отношение к действительности: "Прогноз делается не просто ради него самого; он проводится так, чтобы будущую реальность можно было лучше представить. Именно будущее беспокоит человека, а не прошлое. Он всегда стремится к будущему через окно настоящего." (цитировано по книге Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные приложения, исследования и применения). – СПб: Питер, 2001. – 608с.).

Второе следствие уподобления  всех людей ученым - это то, что  люди обладают способностью активно формировать представление о своем окружении, а не просто пассивно реагировать на него. Как психолог рационально формулирует и проверяет теоретические представления о наблюдаемых явлениях, так и человек, не принадлежащий к этой профессии, может толковать и объяснять свое окружение. Для Дж. Келли жизнь характеризуется постоянной борьбой за то, чтобы осмыслить реальный мир опыта; именно это качество позволяет людям творить их собственную судьбу. Люди не нуждаются в том, чтобы быть рабами своего прошлого опыта или актуальной ситуации - если только они сами не соглашаются с таким истолкованием собственной персоны. Короче, человек не контролируется настоящими событиями (как предлагает Б. Скиннер) или прошлыми (как предлагает З. Фрейд), а скорее контролирует события в зависимости от поставленных вопросов и найденных ответов.

Другими словами: человек - управляет  реальностью, включая и свою собственную  жизнь. Но это уже, фактически, переносит  нас на поле теории 2АИА.

Рассмотрим теперь практическую реализацию данного философского подхода.

В основе когнитивной теории Дж. Келли  лежит способ, с помощью которого индивиды постигают и интерпретируют явления (или людей) в своем окружении. Назвав свой подход теорией личностных конструктов, Дж. Келли концентрирует  внимание на психологических процессах, которые позволяют людям организовать и понять события, происходящие в  их жизни.

Ученые создают теоретические  конструкты, чтобы описать и объяснить  события, которые они изучают. В  системе Дж. Келли ключевой теоретический  конструкт - это сам термин конструкт.

Человек судит о своем мире с  помощью понятийных систем, или моделей, которые он создает и затем  пытается приспособить к объективной  действительности. Это приспособление не всегда является удачным. Все же без таких систем мир будет представлять собой нечто настолько недифференцированное и гомогенное, что человек не сможет осмыслить его.

Именно эти "понятийные системы, или модели" Дж. Келли определил  как личностные конструкты.

Иначе говоря, личностный конструкт  это идея или мысль, которую человек  использует, чтобы осознать или интерпретировать, объяснить или предсказать свой опыт. Он представляет собой устойчивый способ, которым человек осмысляет какие-то аспекты действительности в терминах схожести и контраста. Примерами личностных конструктов могут быть "взволнованный-спокойный", "умный-глупый", "мужской-женский", "религиозный-нерелигиозный", "хороший-плохой" и "дружеский-враждебный". Это только несколько примеров бесчисленных конструктов, которые человек использует, чтобы оценить значение явлений своей повседневной жизни.

Другими словами, личностные конструкты в теории личности Дж. Келли сформированы по дихотомическому признаку.

В соответствии с представлением о  людях как об ученых, Дж. Келли  утверждает: стоит только человеку предположить, что с помощью данного  конструкта можно адекватно прогнозировать и предсказать какое-то событие  в своем окружении, как он начнет проверять это предположение  по событиям, которые еще не наступили. Если конструкт помогает точно прогнозировать события, человек, вероятно, сохранит его. И наоборот, если прогноз не подтвердится, конструкт, на основании которого он был сделан, вероятно, подвергнется пересмотру или даже вообще может быть исключен. Валидность конструкта проверяется с точки зрения его прогностической эффективности, степень которой может меняться.

Дж. Келли предполагал, что все  личностные конструкты биполярны и  дихотомичны по природе, то есть сущность мышления человека заключается в  осознании жизненного опыта в терминах черного или белого, а не оттенков серого. Точнее, переживая события, человек замечает, что какие-то события похожи друг на друга (у них есть общие свойства) и при этом отличаются от других.

Отметим, что такое предположение  позволяет ввести нормативные способы  поведения людей, - или же нормативное  управление: поскольку человек должен жить в мире, где существуют оба  полюса дихотомии-конструкта, он должен как-то действовать и "на поле" другого полюса.

Именно этот когнитивный процесс  наблюдения сходства и различий приводит к формированию личностных конструктов. Таким образом, по крайней мере три  элемента (явления или предметы) необходимы для формирования конструкта: два из элементов конструкта должны быть похожими друг на друга, а третий элемент должен отличаться от этих двух. И схожесть, и различие должны иметь место в пределах одного и того же контекста.

Подобно магниту, все конструкты имеют  два противоположных полюса. То, в чем два элемента считаются  похожими или подобными, называется эмерджентным полюсом, или полюсом  сходства конструкта; то, в чем они  противоположны третьему элементу, называется имплицитным полюсом, или полюсом  контраста конструкта. Следовательно, каждый конструкт обладает эмерджентным и имплицитным полюсами.

Цель теории личностного конструкта - объяснить, каким образом люди интерпретируют и прогнозируют свой жизненный опыт с точки зрения сходства и различий.

К сожалению, Дж. Келли отказался  от исследования процессов, путем которых  человек интерпретирует свой жизненный  опыт в определенном направлении. Он просто не принимал во внимание вопрос об индивидуальных различиях по отношению к происхождению и развитию личностных конструктов. В определенной степени это понятно, так как теория Дж. Келли "неисторична" в том смысле, что в ней не акцентируется прошлый жизненный опыт человека. Однако конструкты должны из чего-то происходить, и наиболее разумным кажется предположение, что они являются продуктами предшествующего опыта. Вероятно, разнообразие индивидуальных конструктных систем можно объяснить различиями в прошлом жизненном опыте.

Теория 2АИА позволяет дать ответ  на этот вопрос: личностные конструкты, которые являются типами 2АИА, ведут  свое происхождение от оптимального совместного управления иерархическими системами. Они сформированы как  блоки (стили, система алгоритмов, набор  способов или режимов) способов управления в иерархических системах, когда  на разных уровнях иерархии и в  разных интерьерах (контекстах - психологи  более часто используют именно этот термин) один и тот же человек  использует один и тот же "личностный конструкт" - тип 2АИА.

Слово "личностный конструкт" в  данном контексте мы недаром взяли  в кавычки! По сути, тип 2АИА не есть личностный конструкту в строгом  смысле теории Дж. Келли! Скорее, тип 2АИА  является неким "неизменным набором  личностных конструктов", который  сопровождает человека всю его жизнь.

Таким образом, теория 2АИА позволяет  продвинуться немного дальше в том  направлении, которые указал Дж. Келли. Конечно, в ней остается еще много  вопросов, решение которых еще  только предстоит получить. Однако теперь мы уже можем утверждать, что ядро личности мы уже можем описать с помощью теории 2АИА.

Теперь рассмотрим более подробно, что же такое личностные конструкты в теории личности Дж. Келли.

Дж. Келли предположил, что все  конструкты характеризуются определенными  формальными свойствами. Во-первых, конструкт напоминает теорию тем, что он затрагивает определенный диапазон явлений. Этот диапазон применимости включает в себя все события, при которых конструкт релевантен или применим. Конструкт "научный-ненаучный", например, вполне применим для интерпретации множества интеллектуальных достижений, но едва ли пригоден для объяснения преимуществ положения человека женатого или холостого. Дж. Келли заметил, что прогностическая эффективность конструкта подвергается серьезной опасности всякий раз, когда он обобщается сверх того набора явлений, для которого предназначен. Следовательно, все конструкты имеют ограниченный диапазон применимости, хотя от конструкта к конструкту границы диапазона могут меняться. Конструкт "хороший-плохой" имеет широкий диапазон применимости, так как он предполагает множество ситуаций, требующих личной оценки. А конструкт «непорочность-проституция» имеет значительно более узкие границы.

Информация о работе Теория Джорджа Келли