Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2011 в 14:20, контрольная работа
Историки психологии насчитали 35 различных определений и, соответственно, точек зрения на то, что такое внимание. Сложностью изучения является то, что внимание не выступает как отдельный процесс. По словам П.Я.Гальперина (1958), “и про себя, и внешнему наблюдению внимание открывается как направленность, настроенность и сосредоточенность любой психической деятельности, следовательно, только как сторона или свойство этой деятельности” Что такое внимание и что значит быть внимательным? Житейский ответ на этот вопрос, наверное, может дать каждый. Но что понимает под этим наука?
Вступление………………………………………………………….. ..3
1 Общее понятие о внимании ………………………………………. 4
1.1 Основные функции и формы проявления внимания ……….. 5
1.2 Теории внимания ……………………………………………….6
1.3 Физиологическая основа внимания …………………………...7
1.4 Основные свойства внимания ....................................................9
1.5 Отвлекаемость внимания ...........................................................10
2 Рассеянность ......................................................................................11
3 Развитие внимания у детей ………………………………………..11
4 Заключение …………………............................................................12
5 Список использованных источников ............................................. 14
С переключаемостью внимания функционально связаны два разнонаправленных процесса: включение и отвлечение внимания. Первый характеризуется тем, как человек переключает внимание на нечто и полностью сосредоточивается на нем; второй -- тем, как осуществляется процесс отвлечения внимания.
Все три обсуждаемые характеристики внимания связаны, помимо прочего, со специальными свойствами нервной системы человека, такими, как лабильность, возбудимость и торможение. Соответствующие свойства нервной системы непосредственно определяют качества внимания, особенно непроизвольного, и поэтому их следует рассматривать в основном как природно обусловленные.
Распределение внимания -- его следующая характеристика. Она состоит в способности рассредоточить внимание на значительном пространстве, параллельно выполнять несколько видов деятельности или совершать несколько различных действий. Заметим, что, когда речь идет о распределении внимания между разными видами деятельности, это не всегда означает, что они в буквальном смысле слова выполняются параллельно. Такое бывает редко, и подобное впечатление создается за счет способности человека быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, успевая возвращаться к продолжению прерванного до того, как наступит забывание.
Известно, что память на прерванные, действия способна сохраняться в течение определенного времени. В течение этого периода человек может без труда возвратиться к продолжению прерванной деятельности. Так именно и происходит чаще всего в случаях распределения внимания между несколькими одновременно выполняемыми делами.
Распределение внимания зависит от психологического и физиологического состояния человека. При утомлении, в процессе выполнения сложных видов деятельности, требующих повышенной концентрации внимания, область его распределения обычно сужается.
Объем
внимания -- это такая его характеристика,
которая определяется количеством информации,
одновременно способной сохраняться в
сфере повышенного внимания (сознания)
человека. Численная характеристика среднего
объема внимания людей -- 5--7 единиц информации.
Она обычно устанавливается посредством
опыта, в ходе которого человеку на очень
короткое время предъявляется большое
количество информации. То, что он за это
время успевает заметить, и характеризует
его объем внимания. Поскольку экспериментальное
определение объема внимания связано
с кратковременным запоминанием, то его
нередко отождествляют с объемом кратковременной
памяти. Действительно, как мы убедимся
далее, эти феномены тесным образом связаны
друг с другом.
Пример:
Возьмем такой пример: я нахожусь на каком-нибудь празднестве и поглощена интересной беседой. Внезапно я слышу свое имя, негромко произнесенное кем-то в другой группе гостей. Я быстро переключаю внимание на разговор, происходящий между этими людьми, и слышу мнение о себе. Но в то же время я упускаю нить прежнего разговора. Я настроился на вторую группу и отключилась от первой. Это пример воздействия особо актуальной информации. Именно высокая значимость сигнала (а не его интенсивность), желание узнать, что обо мне думают другие, определили изменение направления моего внимания.
Когда мы говорим о внимании, то подразумеваем также сосредоточенность, углубленность в деятельность. Чем труднее стоящая перед человеком задача, тем напряженнее, интенсивнее, углубленнее будет его внимание, и, наоборот, чем легче задача, тем менее углубленным является его внимание.
В то же время сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего. Чем больше мы сосредоточены на решении данной задачи, тем меньше замечаем все окружающее, вернее, мы замечаем, что происходит, но неотчетливо. Таким образом, при внимательном отношении к какому-либо предмету, он (этот предмет) оказывается в центре нашего сознания, все остальное воспринимается в этот момент слабо, оказывается на периферии воспринимаемого. Благодаря этому отражение становится ясным, отчетливым, представления и мысли удерживаются в сознании до тех пор, пока не завершится деятельность, пока не будет достигнута ее цель. Тем самым внимание обеспечивает еще одну функцию - контроль и регуляцию деятельности.
Внимание обычно выражено в мимике, в позе, в движениях. Внимательного слушателя легко отличить от не внимательного. Но иногда внимание направлено не на окружающие объекты, а на мысли и образы, находящиеся в сознании человека. В данном случае говорят об интеллектуальном внимании, которое несколько отличается от внимания сенсорного (внешнего). В некоторых случаях, когда человек проявляет повышенную сосредоточенность на физических действиях, имеет смысл говорить о моторном внимании. Все это свидетельствует о том, что внимание не имеет своего собственного познавательного содержания и лишь обслуживает деятельность других познавательных процессов.
Интересные и противоречивые свойства внимания привлекали к нему взгляды многих ученых, которые по-разному объясняли происхождение и сущность внимания.
В
связи с разнообразием явлений и множеством
свойств внимания возникает особая проблема
их систематики. Задачи описания свойств
и классификации видов внимания решались
различными исследователями по-разному.
Так, Джемс, классифицируя виды внимания,
опирался на данные житейского опыта и
самонаблюдения и наиболее существенной
считал функцию отбора: «Это когда разум
охватывает в ясной и отчетливой форме
нечто, в чем видится одновременно несколько
возможных объектов или ходов мысли. Сосредоточение,
концентрация сознания -- вот его суть.
Оно означает отвлечение от одних вещей
ради того, чтобы эффективно работать
с другими».
Другие авторы закладывали в свои классификации
оригинальные концепции внимания. Центральным
моментом систематики в этих случаях становится
различение процессов и результатов внимания.
Результат определял внимание как таковое,
а особенности процесса наводили на видовую
классификацию (Т. Рибо, 1890; Н.Н. Ланге, 1893;
В. Вундт, 1912; Э. Титченер, 1914). Именно
в работах Вундта, Джемса, Титченера и
Рибо были сформулированы фундаментальные
понятия психологии внимания и предложены
основные парадигмы его экспериментального
исследования.
Исследования
внимания начались уже на этапе становления
научной психологии, а в определенном
смысле даже предшествовали ему и составляли
его главное содержание. Фактор внимания
существенно влиял на результаты физиологических
экспериментов. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца,
У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера пробудили
широкий интерес к исследованиям феномена
внимания -- в частности у ассистента Гельмгольца,
молодого физиолога В. Вундта, которому
только предстояло стать основоположником
экспериментальной психологии.
2.1.
Внимание как апперцепция в теории В.Вундта.
В.Вундту безусловно принадлежит приоритет в создании научной системы психологии и одновременно роль основателя психологии внимания.
Центральные вопросы в отношении внимания, занимавшие ученого, можно сформулировать так: как соотносятся сознание и внимание, какую функцию выполняет внимание в организации содержаний сознания?
Для разграничения явления внимания и явлений сознания, которые в целом представлялись В.Вундту однородными, он использовал метафору зрительного поля: наиболее отчетливо воспринимаемое содержание в зрительном поле лежит в его фиксационной точке, тогда как менее отчетливое содержание распределено в обычном поле зрения. Таким образом, внимание выступает как «психический процесс, происходящий при более ясном восприятии ограниченной по сравнению со всем полем сознания области содержаний». Как видим, внимание, по В.Вундту, представляет собой одну из характеристик сознания, вернее, свойство части сознания (фокуса).
В своих опытах по изучению объема сознания Вундт установил, что объем сознания составляет около шести ассоциативно связанных объектов. Количественной мерой объема сознания для него служил мелодический ряд, включающий различное количество тактов. Объем сознания определялся длинною такого ряда, что при последовательном прослушивании двух рядов испытуемый мог непосредственно установить их равенство. Другими словами, Вундт давал испытуемым прослушать ряд, состоящий из одного, двух, трех, четырех и т.д. тактов. Такты могли быть различной степени сложности: двухдольные (тик-так), трехдольные (ритм вальса: и - раз - два - три), четырехдольные и т.д. Испытуемым было запрещено специально сосчитывать количество тактов. Сразу после завершения одного ряда предъявлялся второй. Испытуемый должен был сказать, возникает ли у него ощущение равенства рядов или нет. Испытуемые давали верные ответы для 8 двухдольных, 6 трехдольных и 5 четырехдольных тактов. Однако не все такты мелодии воспринимались испытуемыми одинаково ясно и отчетливо. Такт, воспринимаемый в заданный момент, был наиболее отчетлив, следующий - менее отчетлив и так далее вплоть до полного исчезновения ощущения. Вундт пришел к выводу, что только такт, воспринимаемый в данный момент, находился в фокусе сознания, т.е. был «внимательным», а все остальные такты удерживались за счет ассоциативной связи с фокусом.
Для того, чтобы измерить «объем» той узкой зоны поля сознания, который Вундт и называл вниманием, он предъявлял испытуемым матрицы со случайными наборами букв или последовательности изолированных звуков, которые испытуемым не удавалось объединить в такты. В этом случае испытуемые могли ясно различить только шесть элементов. Таким образом, В.Вундт пришел к заключению, что постоянный объем сознания включает в себя около шести целостных сложных элементов, которые ассоциативно связаны между собой, а объем внимания состоит из шести изолированных элементов.
Описывая отношения содержаний сознания, которые находятся в фокусе внимания и тех содержаний, которые принадлежат более отдаленным его областям, В.Вундт использовал предложенные еще Лейбницем термины «перцепции» и «апперцепции». Перцепцией называется вхождение содержания в сознание. Апперцепцией называется сосредоточение внимания на определенном объекте, т.е. вхождение его в фокус сознания. Вундт отмечал, что наша способность к осознанию не является постоянной, а зависит от характера материала, который мы воспринимаем. Если мы воспринимаем набор не связанных друг с другом элементов, объемы сознания и внимания совпадают. Границей сознания становится граница внимания (внимание = сознание). Если же перед нами стимул, который состоит из множества взаимосвязанных элементов, то апперципируемое (находящееся в фокусе) и прецепируемое (то, что выходит за пределы внимания) сливаются в одно целое. При этом сознание «расширяется» (сознание › внимание), а апперцепция осуществляет связующую функцию между элементами сознания.
2.2. Явление «аккомодации
внимания» и виды внимания в работах
Э.Б.Титченера.
Титченер, в основном разделяя взгляд Вундта на внимание, привлек для его иллюстрации дополнительную метафору волны. В метафоре волны фиксируется прерывистый характер внимания, т.е. представление о том, что в каждый момент времени только одно содержание достигает «гребня волны внимания» (апперципируется). Титченер описал явление «аккомодации внимания», или преимущества при апперципировании того содержания, которое лучше согласуется с предшествующим.
Титченер также создал одну из ранних классификаций внимания, разделив виды внимания по степени произвольности. Он выделил первичное внимание (непроизвольное). Такое внимание можно наблюдать в следующих ситуациях. Прежде всего бывают такие случаи, когда паше внимание невольно направляется на что-нибудь, и мы бессильны воспрепятствовать этому; или, другими словами, бывают такие впечатления, что не мы па них обращаем внимание, а они берут паше сознание штурмом. К этому разряду впечатлений принадлежат интенсивные возбудители. Громкие звуки, яркие световые явления, резкие вкусы и сильные запахи, сильные давления, крайние температуры, сильные боли -- все эти впечатления ясны благодаря своей интенсивности; они, как говорят, привлекают к себе паше внимание против вашей воли; они пробивают себе путь к фокусу сознания, какие бы препятствия ни встретились на этом пути. Равным образом существуют известные качества, которые непреодолимо приковывают к себе внимание: к разряду этих последних принадлежат, как показывает опыт автора (хотя между отдельными индивидуумами и могут быть значительные различия), горький вкус, запах мускуса и желтый цвет. Если много раз повторять одно и то же раздражение, то оно привлечет к себе внимание, даже если вначале оно было совершенно незаметным. Внезапные раздражения и внезапные перемены в раздражениях производят тот же самый результат. Так обстоит дело с движением: животное или птица, пересекающая ландшафт, мелодия, которая по сравнению с равномерным аккомпанементом то усиливается, то замирает, насекомое, которое щекочет нам руку, когда мы лежим па траве, -- все эти явления заставляют нас обратить па себя внимание. Все новое также овладевает вниманием. Новым впечатлением, говоря па психологическом языке, будет такое впечатление, которое при своем вступлении в сознание не имеет еще с ним ассоциативных связей; оно стоит в нем уединенно, изолированно от других. Если такое впечатление сколько-нибудь интенсивно, оно само собою становится ясным, оно действует на сознание возбуждающим образом, в то время как внезапное раздражение действует поражающим образом, а движение -- расстраивающим образом.