Теории развития речи

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 20:30, реферат

Описание работы

Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны —восприятие языковых конструкций и их понимание.

Работа содержит 1 файл

культура речи.docx

— 69.08 Кб (Скачать)

6.Детей старшего возраста следует учить слышать ошибки и самостоятельно исправлять их. Приемы здесь возможны разные. Например: «Ты неверно изменил слово ... , подумай, как изменить его правильно», - говорит воспитатель. Можно дать образец аналогичного изменения слова' (родительный падеж множественного числа - матрешек, ботинок, варежек).

7.В качестве образца  используется пример правильной  речи одного из детей. 

8.При исправлении детских  ошибок не следует быть слишком навязчивыми, необходимо учитывать обстановку, быть внимательными и чуткими собеседниками. Примеры:

- ребенок чем-то огорчен, он жалуется воспитателю, хочет от него помощи,    совета, но допускает речевую ошибку;

- ребенок играет, он возбужден, что-то говорит и де лает ошибки;

  -ребенок впервые решился прочитать стихотворение наизусть. Он вышел на середину комнаты, начал декламировать, но стал допускать грамматические ошибки: следует ли поправлять детей в такие моменты? Конечно, не следует. Воспитатель фиксирует свое внимание на ошибках, чтобы позднее исправить их в подходящей обстановке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные приемы формирования правильного звукопроизношения в старшем дошкольном возрасте.

Проводятся фронтальные и индивидуальные занятия. Специальные занятия -  1 раз в два месяца, отдельные  упражнения входят в занятия по развитию речи не реже двух раз в месяц. Сначала закрепляется произношение смешиваемых звуков, а затем дети упражняются в их дифференциации.

Структура занятия    состоит из четырех частей:

Первая  часть:

-показ и объяснение артикуляции звука или сравнение двух дифференцируемых звуков,

-упражнения на произношение этих звуков.

Вторая  часть:

-включение  звука в  слово или фразу с целью закрепления и дифференциации звуков.

  Например, в игре «Кто ушел и кто пришел?» детей учат различению звуков на слух,  для дифференциации свистящих с и з подбирают игрушки: слона, лису, собаку, зебру, зайца, козу, корову, петуха. Игрушки то убирают (кто ушел?), то показывают вновь (кто пришел?). Дети должны назвать животное и сказать, есть ли в этом слове звук с или з. Игры «Хлопни в ладоши, если услышишь нужный звук», «Подпрыгни», «Если услышишь З – подними правую руку, если С – левую».

Третья  часть:

-упражнения на произношение звуков в связной речи: чтение и пересказ коротких рассказов,

-рассказывание по картинке,

-составление рассказов  на предложенную тему.

Четвертая часть:

-хоровое произнесение  чистоговорок, скороговорок, потешек.

-упражнения, направленные на формирование интонационной выразительности речи, воспитание умения пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, четкой дикции

-отгадывание  загадок.

 

 

 

 

 

 

 

Виды игрушек на занятиях.

  Значение:        в основе рассказывания детей по игрушкам лежит непосредственное их восприятие, что оказывает влияние на развитие детской наблюдательности и сенсорное воспитание. Занятия с игрушками носят творческий характер, способствуют развитию мышления и воображения. Игрушка создает возможность закрепить и активизировать  и пополнить словарь, вызывает положительные эмоции. Поэтому, она используется как средство обучения повествованию и описанию.          Занятия с игрушками были разработаны Е.И. Тихеевой, А.М. Бородич, Э.П. Коротковой, О.И. Соловьевой.

Виды игрушек, используемые на занятиях:  - дидактические: матрешки, башенки, пирамидки,  -сюжетные (образные): куклы, машины, животные, посуда, мебель, транспорт,  - готовые наборы игрушек с одним содержанием: стадо, зоопарк, птичий двор,  - наборы, составленные воспитателем или детьми: мальчик, девочка, сани, собака; девочка, домик, курица, кошка; заяц и собака.

Виды занятий  по игрушкам.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

 

1. Описание игрушки - связное последовательное описание внешнего вида игрушки, иногда с добавлением личного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображенного в игрушке живого существа.

        Описание игрушек может проводиться в виде дидактической игры «Магазин игрушек» (посуды, одежды), «Чудесный мешочек», «Кто это?», «Почтальон принес посылку» и др.) Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру). Дидактические игры на описание  проводят после нескольких занятий, на которых дети приобрели некоторые умения описывать игрушку, приобрели определенный словарный запас и соответствующие представления. Игра должна быть  живой,  ритмичной, эмоциональной, предусматривать активное участие каждого ребенка.

           Одним из видов описания игрушки является отгадывание и составление загадок детьми. Вначале дети учатся отгадывать загадки, а затем составлять загадки-описания.

   Например, вниманию детей предлагается 5 - 6 игрушек для рассматривания их внешнего вида и определения качеств - цвета, формы, размера, материала. Появление игрушек может быть обыграно - почтальон принес посылку. Затем об одной из игрушек дается загадка: «Грива на шее волной, хвост трубой, меж ушей челка» (конь); «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает» (баран).

            Постепенно дети подводятся к  самостоятельному составлению загадок. 

2. Сюжетные рассказы (повествования).

          а) рассказ по набору игрушек - связный последовательный рассказ про группу игрушек, чаще всего сопровождаемый игровыми действиями воспитателя с игрушками по типу игры-драматизации. Его составление облегчается тем, что ребенок рассказывает о действиях, которые совершает сам.

         б) рассказ по отдельной игрушке - это связный последовательный рассказ о воображаемых действиях и приключениях одного героя - данной игрушки. Это наиболее трудный вид рассказывания. Игрушка только определяет главного героя, а образы других действующих лиц, действия и ситуации придумывают сами дети на основе творческого воображения и собственного опыта.

         На занятиях с игрушками следует обучать детей речевым умениям, необходимым для составления описательных и повествовательных монологов: сформировать элементарное представление о структуре текста: в описании научиться  определять объект, его части, свойства, качества, действия с ним, в конце высказав оценочное суждение; в повествовании – выделять главную тему, развивать сюжет, соблюдать структуру (завязка, развитие действия, кульминация, развязка).  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Критерии отбора художественной литературы.

Для решения задач  всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного  развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как  для чтения и рассказывания, так  и для исполнительской деятельности. В основе отбора – педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.

При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного  и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается  также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную  оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания  дошкольникам раскрывается в работах  О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько  критериев:

1.      идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

2.      высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

3.      доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

4.      сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

5.      конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1.      Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.

2.      Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3.      Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной  жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю  необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

 

 

Репка. Комедия. Вторая младшая  группа.

Значение детских народных сказок в процессе воспитания и становления  личности ребенка фундаментально. Как  ни странно, оно еще более актуально  для современных городских детей, - малыш теряется в догадках, что  значит гумно, кныш, пуща, репище, сусеки и тому подобное, потому что не знаком с элементарным деревенским бытом. Старинные народные слова открывают новый богатый мир великого русского языка.  
Русский народный фольклор существует вне времени и традиций, он достойно воплощает не только опыт, накопленный многими поколениями наших предков, но базовые составляющие менталитета, систему ценностей нашего народа, которую нам так важно передать по наследству нашим детям. Репертуар городского малыша обязательно должен включать устное народное творчество, желательно, простые добрые сказки.  
Морально-этическая составляющая народной сказки исподволь формирует у ребенка здоровое и нравственное восприятие окружающей действительности, соответствующее традициям и установкам, принятым в данной стране. Читая и перечитывая малышу "Курочку Рябу", "Теремок", "Репку", "Колобка" и многие другие волшебные сказки, мы ненавязчиво предлагаем ему готовый опыт и мудрость нашего народа.  
Иногда русские народные сказки кажутся нам слишком простыми, незамысловатыми, подчас даже примитивными. Но на самом деле, каждая из них содержит не только поверхностную мораль, но и потайную, настоящее двойное дно. Оно складывается не только из значения, но и из самого звучания слов, особой мелодики речи в переплетении с сюжетными ходами. В течение многих веков сказки "оттачивались" сотнями поколений рассказчиков, из них исчезало все лишнее и наносное, оставалось только главное, то, что запоминалось и казалось важным - вот откуда такая лаконичность и кажущаяся простота народной сказки, которую не заменишь никакими современными авторскими историями.  
Истинное значение русских народных сказок не всегда понятно даже взрослому человеку. Ведь многие из них насчитывают уже больше тысячи лет. Именно поэтому замысловатые сюжеты народного творчества органично сочетают в себе древние традиции Руси, язычества и раннего христианства. В сказках, видоизменявшихся на фоне долгих столетий, тесно соединились былинные и библейские мотивы, а некоторые метафоры на самом деле отражают взгляды наших предков на окружающий их мир, полный загадок и неожиданностей.  
Несколько проще разгадать первоначальный замысел сказочных образов при работе с древними, необработанными вариантами сказок. Например, мало кто знает, что в истории о Колобке каждый из встреченных героем зверей откусывал от румяного Колобка по кусочку, а хитрой Лисе досталась горбушка. Толкование такого варианта лежит на поверхности: круглый Колобок символизирует собой луну, а его путешествие - не что иное, как лунный цикл от полнолуния до полного исчезновения "горбушки" - месяца. Петушок-Золотой гребешок - по мнению исследователей на самом деле образ солнышка, которое ночь - Лиса уносит "за высокие горы, за дремучие леса, за синие моря".  
Калоритные сюжеты народных сказок подчиняются ряду неписанных правил: множество повторов, огромное количество явных и скрытых символов, чередование "наказаний" и "поощрений" героя в зависимости от оценки его поступков. Завязкой народной сказки часто становится дерзкое ослушание, роковая ошибка героя, которую он может и должен исправить для того, чтобы спасти себя или близкого человека (братца, жену и так далее). Таким образом, наши древние предки грамотно формировали модели правильного и неправильного поведения, а также закладывали возможность, позволяющую самостоятельно заключать доступные детскому пониманию выводы. Таким образом, ребенок развивает мышление.  
Раннее и близкое знакомство с русской народной сказкой дает ребенку не только прочную морально-этическую позицию и нравственную опору для принятия важных решений. Сказки могут помочь родителям стимулировать раннее и гармоничное развитие наших детей, уберечь их от ошибок в последующей жизни, а также научат и нас, и малышей ценить самобытность, мудрость русской культуры и красоту родной речи. 
Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека в реальности. В  сказках выражено радостное приятие бытия – удел честного, трудолюбивого и  умеющего постоять за свое достоинство человека.  
Так, например, предельно простая по содержанию и форме сказка «Репка», учит малышей не опускать руки при возникновении проблем, а смело и дружно бороться с трудностями. Сказка воспитывает ребенка в духе гуманизма, учит совместными силами добиваться успеха, достойно и уважительно относиться даже к самому крохотному существу на свете. 
В рамках данной работы я предлагаю субъективную трактовку, с элементами доброго юмора, русской народной сказки "Репка" на фоне нашей современности, - только не судите слишком строго. 
И так,посадил дед репку. 
Представим себе работящего старичка на огороде. Трудно ему приходится, но он старается в надежде на хороший урожай. Молодец, старичок, муравей-трудяга! Все мы знаем из курса психологии, что в старости важна сила жить до конца и творческое отношение к жизни вообще. Так вот наш дед отлично справляется с этим заданием, возможно, он даже мечтает о небывалом, фантастичном урожае….  
Всевышний услышал молитвы трудяги и вознаградил достойно старичка. Свершается настоящее чудо, ради которого живет каждый человек на этой земле, а надежду бережет в глубоких тайниках своей души. 
Выросла репка большая-пребольшая. Пошел старик за урожаем: тянет-потянет, вытянуть не может! 
Дед озадачен, как же так! Свое же богатство в руки не дается! Возможно, это урок нашему старичку, чтобы не был заносчивым и жадным, умел просить помощи близких родственников. 
Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут! 
Возможно, оба не достаточно стараются, но учтем возраст наших старичков, отдадим должное уважение обоим. Как замечательно, что они не одиноки на всем белом свете! Было время, когда встала забота о потомстве и супруги ее выполнили. Сегодня они могут гордиться своей внучкой – хорошей помощницей старикам. 
Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут! 
Внучка - трудолюбивая девочка, но она еще ребенок и ее сил не достаточно, чтобы вытянуть репку и она остается в земле. Кто еще остается? Конечно, наши верные четвероногие друзья: собака и кошка. 
Позвала внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, вытянуть не могут! Позвала Жучка Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку – тянут-потянут, а вытянуть не могут! 
Не случайно собака и кошка названы по имени. В русском народном творчестве, фольклоре, животные олицетворяют самих людей, имена Жучка и Машка – это дань уважения нашим четвероногим друзьям. С другой стороны, собака и кошка – настоящие члены семьи, они лучшие товарищи внучки.   
Все в сборе, работают дружно, даже собака с кошкой, занятые общим делом, а репка не выходит. Кто еще остается, не знают, отчаянно вспоминают…. 
Позвала Машка мышку… 
Складывается комичная ситуация: хищник обращается за помощью к своей жертве. Забавно, что жертва не отказывает, хотя имеются все основания остерегаться, а вдруг это очередная ловушка? Мышка обнаруживает, что все скованы одной цепью, связаны одной целью, значит, она оправдывает средства!  
Бабка, внучка, верная Жучка, Машка и мышка пришли на выручку к деду в первую очередь ради любви. Чудо-репка выявила, что в этом доме живут в мире и согласии, и каждый готов потрудиться, а то и пострадать за ближнего своего. А в случае с мышкой – и за врага. Смилостивилась мышка над теми, у чьего стола ей доводилось кормиться. А милость, она – выше справедливости... Именно тогда раздалась земля и выпустила Репку на свет божий. 
Глубокая по своей сути, мирная и светлая сказка, и после неё так хорошо на душе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  • Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку        дошкольников. – М., 2000
  • Бородич А.М. Методика развития речи. – М., 1981
  • Развитие речи детей дошкольного возраста/под ред. Ф.А. Сохина – М., 1984
  • Стародубова Н.А. Теория и методика развития речи дошкольников. М., 2006
  • Ушакова О.С. Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду. – М., 2009
  • Хрестоматия  по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста/сост. М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М., 2000

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   

«Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста»

   

«Развитие речи дошкольника»

   

«Живое слово в дошкольном учреждении»

   

«Психолого-педагогические основы развития речи дошкольников»

   

«Методика развития речи детей»

   

«Роль картинки в обучении родному  языку детей дошкольного возраста»

   

«Родной язык в детском саду»

   

«Занятия в детском саду»,

«Занятия по русскому языку»




 

 

 


Информация о работе Теории развития речи