Теории развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:22, реферат

Описание работы

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?
2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

Работа содержит 1 файл

Теория личности.docx

— 52.06 Кб (Скачать)

Во-вторых, отношения, характеризующие свойства личности «представляют собой отношение  к чему-то объективному, находящемуся вне сознания – это отношение  к труду, к людям, к коллективу, вещам и т. п.». К примеру наблюдательность или вдумчивость выражают отношение человека к собственной психической деятельности: потребность наблюдать либо размышлять.

В-третьих, отношения  личности «представляют собой в  высокой степени обобщенные отношения  к определенной стороне действительности, имеющей особое значение в общественно-трудовой деятельности».

Последнее отличие  отношений, выражающихся в свойствах личности состоит в их устойчивости и постоянстве. Именно благодаря этому личность способна противостоять воздействиям среды, преодолевать сопротивление внешних условий, осуществлять свои цели и намерения.

«Таким образом, заключает В. С. Мерлин, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. Такие отношения мы в дальнейшем будем называть отношениями личности». 

КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ К. К. ПЛАТОНОВА

Данная концепция  наиболее яркий образец реализации идей структурного подхода к пониманию  личности человека. К. К. Платонов рассматривает  личность как динамическую систему, т. е. систему, развивающуюся во времени, изменяющую состав входящих в нее  элементов и связей между ними, при сохранении функции.

В этой системе автор  выделяет четыре подструктуры личности. Критериями выделения подструктур  являются:

• отношение биологического и социального, врожденного и приобретенного, процессуального и содержательного;

• внутренняя близость черт личности, входящих в каждую подструктуру;

• каждая подструктура имеет свой особый, основной для  нее инструмент формирования (воспитание, обучение, тренировка, упражнение);

• объективно существующая иерархическая зависимость подструктур;

• исторические критерии, используемые для сущностного понимания  личности: « личность как сумма  психических свойств,

«личность как опыт человека, « биологизация личности, « социологизация личности.

Применение данных критериев к анализу личности позволило автору выделить в ее структуре  следующие основные подструктуры:

1. Подструктура  направленности и отношений личности, которые проявляются в виде  моральных черт. Они не имеют  врожденных задатков и формируются  путем воспитания. Поэтому она  может быть названа социально  обусловленной. Она включает желания,  интересы, склонности, стремления, идеалы, убеждения, мировоззрение. Все  это – формы проявления направленности, в которых проявляются отношения  личности. Однако К. К. Платонов  рассматривает отношение не как  свойство личности, а как «атрибут  сознания, наряду с переживанием  и познанием, определяющим различные  проявления его активности». По  К. К. Платнову параметры этой подструктуры следует рассматривать на социально-психологическом уровне.

2. Подструктура  опыта, которая «объединяет знания, навыки, умения и привычки, приобретенные  путем обучения, но уже с заметным  влиянием биологически, и даже  генетически обусловленных свойств  личности». К. К. Платонов, признает  что «далеко не все психологи  рассматривают указанные свойства как свойства личности». Но закрепление их в процессе обучения, делает их типичными, что и позволяет их считать свойствами личности. Ведущая форма развития качеств этой подструктуры – обучение обусловливает и уровень их анализа – психолого-педагогический.

3. Подструктура  индивидуальных особенностей психических  процессов или функций памяти, эмоций, ощущений, мышления, восприятия, чувств, воли. К. К. Платонов намеренно  устанавливает такой порядок  их следования, подчеркивая тем  самым силу биологической и  генетической обусловленности психических  процессов и функций. В наибольшей  мере это характерно для памяти, поскольку психическая память  развивалась на основе физиологической  и генетической памяти, а без  нее не могли бы существовать  другие психические процессы  и функции. Что касается эмоций  и ощущений, то они свойственны  как человеку, так и животным. Уже поэтому видно отчетливое  влияние на их развитие биологического  фактора.

Процесс формирования и развития индивидуальных особенностей психических процессов осуществляется путем упражнения, а изучается  данная подструктура в основном на индивидуально-психологическом уровне.

4. Подструктура  биопсихических свойств, в которую  входят «половые и возрастные  свойства личности, типологические  свойства личности (темперамент). Процесс  формирования черт этой подструктуры, а точнее их переделки, осуществляется  путем тренировки. «Свойства личности, входящие в эту подструктуру, несравнимо больше зависят от  физиологических особенностей мозга,  а социальные влияния их только  субординируют и компенсируют». Поскольку активность этой подструктуры определяется силой нервной системы, то изучаться она должна на психофизиологическом и нейропсихологическом, вплоть до молекулярного, уровне.

Таким образом, по мнению К. К. Платонова, в эти подструктуры «могут быть уложены все известные  свойства личности. Причем часть этих свойств относится в основном только к одной подструктуре, например, убежденность и заинтересованность – к первой; начитанность и умелость – ко второй; решительность и сообразительность – к третьей; истощаемость и возбудимость – к четвертой. Другие, а их больше, лежат на пересечениях подструктур и являются результатом взаимосвязей различных собственных подструктур. Примером может являться морально-воспитанная воля, как взаимосвязь 1-й и 3-й подструктур; музыкальность, как взаимосвязь 3, 4 и обычно 2-й подструктур».

 


Информация о работе Теории развития личности