Итак, существуют мотивы-стимулы,
т. е. побуждающие, порой остроэмоциональные,
но лишенные смыслообразующей функции,
и смыслообразующие мотивы или мотивы-цели,
тоже побуждающие деятельность, но при
этом придающие ей личностный смысл. Иерархия
этих мотивов составляют мотивационную
сферу личности, центральную в структуре
личности А. Н. Леонтьева, поскольку иерархия
деятельностей осуществляется посредством
адекватной ей иерархии смыслообразующих
мотивов. По его мнению «структура личности
представляет собой относительно устойчивую
конфигурацию «главных, внутри себя иерархизованных,
мотивационных линий. Внутренние отношения
главных мотивационных линий ... образуют
как бы общий «психологический» профиль
личности».
Все это позволяет А. Н.
Леонтьеву выделить три основных
параметра личности:
o широта связей человека с миром
(посредством его деятельностей);
o степень иерархизованности
этих связей, преобразованные в иерархию
смыслообразующих мотивов (мотивов-целей);
o общая структура этих связей,
точнее мотивов-целей.
Процесс становления личности
по А. Н. Леонтьеву есть процесс «становления
связной системы личностных смыслов».
1.4 Концепция личности А.В. Петровского
Сформулированный Леонтьевым
подход к пониманию проблемы личности
нашел свое дальнейшее развитие в
работах отечественных психологов
-- представителей московской школы, в
том числе А. В. Петровского. В учебнике
«Общая психология», подготовленном под
его редакцией, дается следующее определение
личности: «Личностью в психологии обозначается
системное социальное качество, приобретаемое
индивидом в предметной деятельности
и общении и характеризующее уровень и
качество представленности общественных
отношений в индивиде» [10].
А.В. Петровский в своих
разработках исходит из того, что
понятия «индивид» и «личность»
не тождественны. Личность -- это особое
качество, которое приобретается индивидом
в обществе в процессе вступления его
в общественные по своей природе отношения.
Чтобы понять основания, на которых формируются
те или иные свойства личности, нужно рассмотреть
жизнь человека в обществе. Включенность
индивида в систему общественных отношений
определяет содержание и характер выполняемых
им деятельностей, круг и способы общения
с другими людьми, т. е. особенности его
социального бытия, образа жизни. Но образ
жизни отдельных индивидов, тех или иных
общностей людей, а также общества в целом
определяется исторически развивающейся
системой общественных отношений. А это
означает, что личность можно понять или
изучить только в контексте конкретных
социальных условий, конкретной исторической
эпохи. Причем следует отметить, что для
личности общество -- это не, просто внешняя
среда. Личность постоянно включена в
систему общественных отношений, которая
опосредуется множеством факторов.
Петровский считает, что личность
конкретного человека может продолжаться
в других людях, и со смертью индивида
она полностью не умирает. И в словах «он
живет в нас и после смерти» нет ни мистики,
ни чистой метафоричности, это констатация
факта идеальной представленности индивида
после его материального исчезновения.
Рассматривая далее точку
зрения представителей московской психологической
школы на проблему личности, следует
отметить, что в понятие личность
в большинстве случаев авторами
включаются определенные свойства, принадлежащие
индивиду, причем имеются в виду
и те свойства, которые определяют
своеобразие индивида, его индивидуальность.
Однако понятия «индивид», «личность»
и «индивидуальность» не тождественны
по содержанию, -- каждое из них раскрывает
специфический аспект индивидуального
бытия человека. Личность может быть понята
только в системе устойчивых межличностных
связей, опосредованных содержанием, ценностями,
смыслом совместной деятельности каждого
из участников. Эти межличностные связи
реальны, но по природе своей сверхчувственны.
Они проявляются в конкретных индивидуальных
свойствах и поступках людей, входящих
в коллектив, но не сводятся к ним.
Подобно тому, как понятия
«индивид» и «личность» не тождественны,
личность и индивидуальность, в свою
очередь, образуют единство, но не тождество.
Если черты индивидуальности
не представлены в системе межличностных
отношений, они оказываются несущественными
для оценки личности и не получают условий
для развития, подобно тому как в качестве
личностных выступают лишь индивидуальные
черты, в наибольшей степени «втянутые»
в ведущую для данной социальной общности
деятельность. Поэтому, по мнению представителей
московской психологической школы, индивидуальность
-- лишь одна из сторон личности человека
[12].
Таким образом, в позиции
представителей московской психологической
школы прослеживается два основных
положения. Во-первых, личность и ее
характеристики сопоставляются с уровнем
социального проявления качеств
и свойств человека. Во-вторых, личность
рассматривается как продукт
социальный, никак не связанный с
биологическими детерминантами, а, следовательно,
можно сделать вывод о том,
что социальное в большей степени
влияет на психическое развитие индивида.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ
В. Н. МЯСИЩЕВА
Анализируя взгляды
В. Н. Мясищева на личность следует подчеркнуть,
по меньшей мере, два положения, значимые
для теоретического осмысления проблемы
личности.
Первое из них
в том, что он стал первым, кто
в открытой форме поставил вопрос
о структуре личности. «Структурная
характеристика освещает нам человека
со стороны его целостности или
расщепленности, последовательности или
противоречивости, устойчивости или
изменчивости, глубины или поверхности,
преобладания или относительной
недостаточности тех или иных
психических функций». Это принципиальное
положение, по-видимому, и определило
специфику его взглядов
на структуру
личности, где нет отдельных составляющих,
но есть психологическая данность –
отношение, замыкающая на себя все другие
психологические характеристики личности.
Именно отношение по мысли В. Н. Мясищева
является интегратором этих свойств, что
и обеспечивает целостность, устойчивость,
глубину и последовательность поведения
личности. В этой связи нельзя согласиться
с К. К. Платоновым, упрекающим В. Н. Мясищева
в том, что он вывел за пределы структуры
личности направленность, темперамент
и эмоциональность. Что касается направленности,
то она по мнению В. Н. Мясищева «выражает
доминирующее отношение, или его интерграл».
Эмоциональность также представлена одним
из компонентов в структуре самого отношения.
Что же касается темперамента, то введение
этого структурного, по своей природе,
элемента в функциональное образование,
коим является личность и с чем не спорит
К. К. Платонов, становится просто алогичным.
Второе положение
– это развитие и углубление традиции,
идущей от А. Ф. Ла-зурского. Развивая его
идеи об отношении личности В. Н. Мясищев
строит свою концепцию личности, центральным
элементом которой является понятие отношение.
Отношение личности
– это активная, сознательная, интегральная,
избирательная основанная на опыте
связь личности с различными сторонами
действительности. По мысли В. Н. Мясищева
отношение – это системообразующий
элемент личности, которая предстает как
система отношений. При этом важным моментом
является представление о личности как
о системе отношений, структурированной
по степени обобщенности – от связей субъекта
с отдельными сторонами или явлениями
внешней среды до связей со всей действительностью
в целом. Сами отношения личности формируются
под влиянием общественных отношений,
которыми личность связана с окружающим
миром в целом и обществом, в частности.
Действительно, с
момента рождения человек вынужден
вступать именно в общественные отношения
(сначала с матерью – непосредственно-эмоциональные
отношения, затем с окружающими
его близкими, сверстниками, воспитателями,
педагогами, коллегами и т. д. в
виде игровой, учебной, общенческой и трудовой
деятельности), которые преломляясь через
«внутренние условия» способствуют формированию,
развитию и закреплению личностных, субъективных
отношений человека. Эти отношения выражают
личность в целом и составляют внутренний
потенциал человека. Именно они проявляют,
т. е. обнаруживают для самого человека
скрытые, невидимые его возможности и
способствуют появлению новых. Автор особо
подчеркивает регулятивную роль отношения
в поведении человека.
Структура отношения.
В. Н. Мясищев выделяет в отношении «эмоциональную»,
«оценочную» (когнитивную, познавательную)
и «конативную» (поведенческую) стороны.
Каждая сторона отношения определяется
характером жизненного взаимодействия
личности с окружающей средой и людьми,
включающего различные моменты от обмена
веществ до идейного общения.
Эмоциональный компонент
способствует формированию эмоционального
отношения личности к объектам среды,
людям и самому себе.
Познавательный (оценочный)
способствует восприятию и оценке (осознанию,
пониманию, объяснению) объектов среды,
людей и самого себя.
Поведенческий (конативный)
компонент способствует осуществлению
выбора стратегий и тактик поведения личности
по отношению к значимым (ценным) для нее
объектов среды, людей и самому себе.
Виды отношений.
Прежде всего они разделяются на положительные
и отрицательные как с точки зрения эмоциональной,
так и рациональной оценок.
Поведенческая сторона
отношения выражается посредством
потребностей, поскольку сама потребность
указывая на свой предмет, тем самым дает
и косвенное указание на способ достижения
этого предмета.
Эмоциональная сторона
отношения выражается посредством
привязанности, любви, симпатии и противоположных
по знаку чувств – неприязни, вражды,
антипатии.
Познавательная
или оценочная сторона проявляется
в принятых личностью моральных
ценностях, выработанных убеждениях, вкусах,
склонностях, идеалах.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ
А. Г. КОВАЛЕВА
Личность в трудах
А. Г. Ковалева выступает как интегральное
образование психических процессов,
психических состояний и психологических
свойств.
Психологические процессы
составляют фундамент психической
жизни человека. Психические процессы
формируют психические состояния,
которые характеризуют функциональный
уровень психической деятельности.
До образования устойчивых психических
свойств состояния характеризуют
развивающуюся личность ребенка
в целом (ребенок капризный, спокойный,
аффективный, уравновешенный и т. п.).
Смена состояний меняет облик
личности ребенка. В определенных условиях
одно из состояний может укрепиться
и определить некоторые особенности
его характера (возбудимый, застенчивый,
депрессивный и т. д.).
Психические свойства
образуются из психических процессов,
функционирующих на фоне психических
состояний. Психические свойства характеризуют
устойчивый, относительно постоянный
уровень активности, характерный
для данного человека. В свою очередь
уровень активности определяет ту или
иную социальную ценность личности и
составляет внутренние субъективные условия
развития человека. В процессе развития
психические свойства определенным образом
связываются друг с другом и образуются
сложные структуры.
В качестве таковых
А. Г. Ковалев рассматривает темперамент
(система природных свойств человека),
направленность (система потребностей,
интересов и идеалов), способности
(интеллектуальные, волевые и эмоциональные
свойства), характер (система отношений
и способов поведения). Автор отмечает,
что «выделение этих структур в какой-то
мере условно, так как одни и те
же свойства характеризуют не только
направленность, но и характер, оказывают
влияние на проявление способностей.
Однако – продолжает он – следует
различать эти структуры как
относительно автономные, поскольку
при наличии одних и тех
же свойств, например, направленности
люди могут разниться друг от друга
по способностям, темпераменту и характеру».
Дальнешая эволюция
взглядов А. Г. Ковалева на структуру личности
незначительна. В 1981 г. в главе, посвященной
личности, в учебнике по общей психологии
он пишет, что первым компонентом в структуре
личности является направленность, вторым
– способности, третьим – характер, четвертым
– система управления, которую обозначают
понятием «Я», а пятый – психические процессы.
Сама личность представляет
собой синтез названных выше структур.
Независимость, произвольность поведения
и зрелость человеческой личности обеспечивается
этим синтезом.
КОНЦЕПЦИЯ ЛИЧНОСТИ
В. С. МЕРЛИНА
Из всех других отечественных
концепций личности наиболее близко
к вышеперечисленным в содержательном
плане примыкает концепция личности В.
С. Мерлина – основателя и руководителя
пермской школы психологов.
Что же сближает позицию
В. С. Мерлина с позициями ленинградских
психологов? Прежде всего это взгляд на
понимание самого свойства личности.
Во-первых, под психическими
свойствами личности В. С. Мерлин понимает
«такие свойства, которые характеризуют
человека как субъекта общественно-трудовой
деятельности».
Следующий аспект взглядов
В. С. Мерлина – психологическое содержание
этих свойств. «Для характеристики человека
как субъекта деятельности, пишет автор,
необходимо и достаточно охарактеризовать
его отношение к объекту деятельности.
... Каждое психическое свойство личности
выражает отношение к действительности.
Таким образом, в концепции В. С. Мерлина
понятие отношение, также
как в вышеприведенных
концепциях играет центральную и
ведущую роль. Вместе с тем автор
подчеркивает, что отношение, харктеризующее
свойства личности отличается «от других
психических свойств и явлений, характеризующих
отношение человека».
Во-первых, отношения,
выражающие свойства личности – это
отношения сознания как целого, а
не отдельных его сторон. Например,
наблюдательность, эмоциональность, внимательность
– это свойства отдельных сторон
сознания.