Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:22, реферат
Описание работы
Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека. Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем: 1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный? 2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?
Черты, сформированные окружающей
средой, наоборот, обусловлены влияниями
в социальном и физическом окружении.
Эти черты отражают характеристики
и стили поведения, усвоенные
в процессе научения, и формируют модель,
запечатленную в личности ее окружением.
Способность, темперамент
и динамические черты. Исходные черты,
в свою очередь, могут быть классифицированы
в терминах модальности, посредством
которой они выражаются. Способности
определяют умения человека и его
эффективность в достижении желаемой
цели. Черты темперамента относятся
к другим эмоциональным и стилистическим
качествам поведения. Кеттел рассматривает
черты темперамента как конституциональные
исходные черты, определяющие эмоциональность
человека. Наконец, динамические черты
отражают мотивационные элементы поведения
человека.
Кеттел убежден в том, что имеет
смысл классифицировать черты на общие
и уникальные. Общая черта -- это такая
черта, которая присутствует в различной
степени у всех представителей одной и
той же культуры. И напротив, уникальные
черты -- это такие черты, которые имеются
лишь у немногих или вообще у кого-то одного.
Практически все исследования Кеттела
посвящены общим чертам, но признание
им уникальных черт дает возможность подчеркнуть
значение неповторимой индивидуальности
людей. Он также полагает, что сама по себе
организация общих черт в личности всегда
уникальна. Однако нам не следует преувеличивать
значение признания Кеттелом уникальности
комбинации черт у каждого конкретного
человека. В действительности его намного
больше интересовали общие принципы поведения,
чем личность конкретного индивидуума.
Отечественные концепции
теории личности
Опираясь на данные
литературы, можно констатировать,
что сегодня в отечественной
психологии широко распространен взгляд
на человека как на индивида, личность
и субъект деятельности, но при
этом отсутствует более или менее
общепринятая концепция личности [6,
12]. Рассмотрим последовательно концепции
личности некоторых авторов.
1.1 Концепция личности А. Ф. Лазурского
Значение этой концепции
в том, что впервые было выдвинуто
положение об отношениях личности,
представляющих собой ядро личности.
Особое же значение ее еще и в
том, что идея отношений личности
стала отправной для многих отечественных
психологов, прежде всего представителей
ленинградской-петербургской школы психологов
[12].
Взгляды А. Ф. Лазурского на
природу и структуру личности
формировались под непосредственным
воздействием идей В. М. Бехтерева в
пору, когда он работал под его
руководством в Психоневрологическом
институте.
По мысли А. Ф. Лазурского
основная задача личности - это приспособление
(адаптация) к окружающей среде, которая
понимается в самом широком смысле
(природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения,
идеи, эстетические, моральные, религиозные
ценности и т. п.) [4]. Мера (степень) активности
приспособления личности к окружающей
среде может быть разной, что находит отражение
в трех психических уровнях - низшем, среднем
и высшем. Фактически эти уровни отражают
процесс психического развития человека.
Личность в представлении
А. Ф. Лазурского это единство двух психологических
механизмов [там же]. С одной стороны,
это эндопсихика - внутренний механизм человеческой
психики. Эндопсихика обнаруживает себя
в таких основных психических функциях
как внимание, память, воображение и мышление,
способность к волевому усилию, эмоциональность,
импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной
одаренности, наконец, характере. По А.
Ф. Лазурному эндочерты в основном являются
врожденными.
Другую существенную сторону
личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется
отношением личности к внешним объектам,
среде. Экзопсихические проявления всегда
отражают на себе внешние, окружающие
человека условия. Обе эти части связаны
между собой и влияют друг на друга. Например,
развитое воображение, обусловливающие
и способности к творческой деятельности,
высокая чувствительность и возбудимость
- все это предполагает к занятиям искусством.
То же в отношение экзокомплекса черт,
когда внешние условия жизни как бы диктуют
и соответствующее поведение.
Процесс адаптации личности
может быть более или менее
успешным. А. Ф. Лазурский в связи
с этим принципом выделяет три
психических уровня.
Низший уровень характеризует
максимальное влияние внешней среды
на психику человека. Среда как
бы подчиняет такого человека себе,
не считаясь с его эндоособенностями.
Отсюда противоречие между возможностями
человека и усвоенными им профессиональными
навыками. Средний уровень предполагает
большую возможность приспособиться к
окружающей среде, найти в ней свое место.
Более сознательные, обладающие большей
работоспособностью и инициативой, люди
выбирают занятия, соответствующие их
склонностям и задаткам. На высшем уровне
психического развития процесс приспособления
осложняется тем, значительная напряженность,
интенсивность душевной жизни, заставляет
не только приспособиться к среде, но и
порождает желание переделать, видоизменить
ее, сообразно своим собственным влечениям
и потребностям. Иными словами, здесь скорее
мы можем встретиться с процессом творчества.
Итак, низший уровень дает
людей недостаточно или плохо
приспособленных, средний - приспособившихся,
а высший - приспособляющихся.
На высшем уровне психического
уровня благодаря духовному богатству,
сознательности, скоординированности
душевных переживаний экзопсихика достигает
наивысшего развития, а эндопсихика составляет
ее естественную подоснову. Поэтому деление
идет по экзопсхическим категориям, точнее,
по важнейшим общечеловеческим идеалам
и их характерологическим разновидностям.
Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского
являются: альтруизм, знание, красота,
религия, общество, внешняя деятельность,
система, власть.
1.2 Взгляды С.
Л. Рубинштейна на структуру
личности
Первое, на что специально
обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая
к характеристике личности, это зависимость
психических процессов от личности
[1]. По мнению автора, этот принцип выражается,
во-первых, в индивидуально-дифференциальных
различиях между людьми. У разных
людей, в зависимости от их индивидуальных,
т. е. личностных особенностей имеются
различные типы восприятия, памяти,
внимания, стили умственной деятельности.
Во-вторых, личностная зависимость
психических процессов выражается
в том, что сам ход развития
психических процессов зависит
от общего развития личности. Смена
жизненных эпох, через которые
проходит каждая личность и происходит
ее развитие, приводит не только к смене
жизненных установок, интересов, ценностных
ориентации, но и приводит к смене
чувств, волевой жизни. Личностные изменения
в ходе ее развития приводят к изменениям
в психических процессах (познавательных,
аффективных, волевых).
В-третьих, зависимость психических
процессов от личности выражается в
том, что сами эти процессы не остаются
независимо развивающимися процессами,
а превращаются в сознательно
регулируемые операции, т. е. психические
процессы становятся психическими функциями
личности. Так, внимание в своей специфически
человеческой форме оказывается
произвольным, а мышление - это совокупность
операций, сознательно направляемых
человеком на решение задач. Исходя из
данного контекста, вся психология человека
является психологией личности.
Следующее важное для психологической
концепции личности положение состоит
в том, что любое внешнее воздействие
действует на индивида через внутренние
условия, которые у него уже сформировались
ранее, также под влиянием внешних
воздействий [13]. Раскрывая это положение,
С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше»
мы поднимаемся, - от неорганической природы
к органической, от живых организмов
к человеку, - тем более сложной
становится внутренняя природа явлений
и тем большим становится удельный
вес внутренних условий по отношению
к внешним». Именно это методологическое
положение, выведенное С. Л. Рубинштейном,
делает понятным хорошо известную формулу:
«личностью не рождаются - ею становятся».
Психические свойства личности - не изначальная
данность; они формируются и развиваются
в ходе деятельности.
Итак, для понимания психологии
личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна
становятся важными следующие положения
[1]:
1) психические свойства
личности в ее поведении, в
действиях и поступках, которые
она совершает, одновременно и
проявляются, и формируются',
2) психический облик личности
во всем многообразии ее свойств
определяется реальным бытием, образом
жизни и формируется в конкретной
деятельности;
3) процесс изучения психического
облика личности предполагает
решение трех вопросов:
· Чего хочет личность, что
для него привлекательно, к чему
он стремится? Это вопрос о направленности,
установках и тенденциях, потребностях,
интересах и идеалах;
· Что может личность?
Это вопрос о способностях, о дарованиях
человека, о его одаренности,
· Что личность есть, что
из его тенденций и установок
вошло у нее в плоть и
кровь и закрепилось в качестве
стержневых особенностей личности. Это
вопрос о характере.
Выделив эти аспекты психического
облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал,
что они взаимосвязаны и взаимообусловлены,
что в конкретной деятельности они
сплетены в единое целое. Направленность
личности, ее установки, порождая в
однородных ситуациях определенные
поступки, переходят затем в характер
и закрепляются в нем в виде
свойств. Наличие же интересов к
определенной области деятельности
стимулирует развитие способностей
в этом направлении, а наличие
способностей, обусловливая успешную
работу, стимулирует интерес к
ней.
Также тесно связаны между
собой способности и характер.
Наличие способностей порождает
у человека уверенность в себе,
твердость и решительность или, напротив,
самомнение или беспечность. Равно и свойства
характера обусловливают развитие способностей,
поскольку способности развиваются посредством
их реализации, а это в свою очередь зависит
от свойств характера - целеустремленности,
настойчивости и т. п. Таким образом, в
реальной жизни все стороны, аспекты психического
облика личности, переходя друг в друга,
образуют неразрывное единство.
1.3 Концепция личности
А.Н. Леонтьева
К концу 1970-х гг., кроме
ориентации на структурный подход к
проблеме личности, стала развиваться
концепция системного подхода. В
этой связи особый интерес представляют
идеи А. Н. Леонтьева [5].
По оценке А.В. Аверина, концепция
личности Леонтьева характеризуется высоким
уровнем абстрактности. При всем ее отличии
от других имеется общая посылка с ними.
Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева,
«личность человека «производится» - создается
общественными отношениями» [цит. по 5].
Таким образом, очевидно, что в основе
представлений о личности отечественных
психологов лежит марксистской постулат
о ней как о совокупности общественных
отношений.
Охарактеризуем кратко особенности
понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, -- это психологическое
образование особого типа, порождаемое
жизнью человека в обществе. Соподчинение
различных деятельностей создает основание
личности, формирование которой происходит
в процессе социального развития (онтогенеза)
[6].
К понятию «личность» Леонтьев
не относил генотипические обусловленные
особенности человека -- физическую
конституцию, тип нервной системы, темперамент,
биологические потребности, эффективность,
природные задатки, а также прижизненно
приобретенные знания, умения и навыки,
в том числе профессиональные. Перечисленные
выше категории, по его мнению, составляют
индивидные свойства человека. Понятие
«индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых,
целостность и неделимость конкретного
человека как отдельной особи данного
биологического вида и, во-вторых, особенности
конкретного представителя вида, отличающие
его от других представителей этого вида.
Почему Леонтьев разделил эти характеристики
на две группы: индивидные и личностные?
По его мнению, индивидные свойства, в
том числе генотипически обусловленные,
могут многообразно меняться в ходе жизни
человека. Но от этого они не становятся
личностными, потому что личность не есть
обогащенный предшествующим опытом индивид.
Свойства индивида не переходят в свойства
личности. Даже трансформированные, они
так и остаются индивидными свойствами,
не определяя складывающейся личности,
а составляя лишь предпосылкц и условия
ее формирования.
Развитие личности предстает
перед нами как процесс взаимодействий
множества деятельностей, которые
вступают между собой в иерархические
отношения. Личность выступает как
совокупность иерархических отношений
деятельностей. Их особенность состоит,
по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности»
от состояний организма. «Эти иерархии
деятельностей порождаются их собственным
развитием, они-то и образуют ядро личности,-
отмечает автор. Но возникает вопрос
о психологической характеристике
этой иерархии деятельностей.
Для психологической трактовки
«иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев
использует понятия «потребность»,
«мотив», «эмоция», «значение» и «смысл»
[6]. Отметим, что само содержание деятельностного
подхода меняет традиционное соотношение
и между этими понятиями и смысл некоторых
из них. Место просто мотива занимает так
называемый мотив-цель, понятие, вводимое
А. Н. Леонтьевым как структурный элемент
будущего каркаса личности.