Теории развития личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 09:22, реферат

Описание работы

Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
Основные вопросы, на которые должна ответить теория личности, заключаются в следующем:
1. Каков характер главных источников развития личности — врожденный или приобретенный?
2. Какой возрастной период наиболее важен для формирования личности?

Работа содержит 1 файл

Теория личности.docx

— 52.06 Кб (Скачать)

Черты, сформированные окружающей средой, наоборот, обусловлены влияниями  в социальном и физическом окружении. Эти черты отражают характеристики и стили поведения, усвоенные  в процессе научения, и формируют модель, запечатленную в личности ее окружением.

Способность, темперамент  и динамические черты. Исходные черты, в свою очередь, могут быть классифицированы в терминах модальности, посредством  которой они выражаются. Способности  определяют умения человека и его  эффективность в достижении желаемой цели. Черты темперамента относятся  к другим эмоциональным и стилистическим качествам поведения. Кеттел рассматривает черты темперамента как конституциональные исходные черты, определяющие эмоциональность человека. Наконец, динамические черты отражают мотивационные элементы поведения человека.

Кеттел убежден в том, что имеет смысл классифицировать черты на общие и уникальные. Общая черта -- это такая черта, которая присутствует в различной степени у всех представителей одной и той же культуры. И напротив, уникальные черты -- это такие черты, которые имеются лишь у немногих или вообще у кого-то одного. Практически все исследования Кеттела посвящены общим чертам, но признание им уникальных черт дает возможность подчеркнуть значение неповторимой индивидуальности людей. Он также полагает, что сама по себе организация общих черт в личности всегда уникальна. Однако нам не следует преувеличивать значение признания Кеттелом уникальности комбинации черт у каждого конкретного человека. В действительности его намного больше интересовали общие принципы поведения, чем личность конкретного индивидуума.

 

 

Отечественные концепции  теории личности

Опираясь на данные литературы, можно констатировать, что сегодня в отечественной  психологии широко распространен взгляд на человека как на индивида, личность и субъект деятельности, но при  этом отсутствует более или менее  общепринятая концепция личности [6, 12]. Рассмотрим последовательно концепции  личности некоторых авторов.

1.1 Концепция личности А. Ф. Лазурского

Значение этой концепции  в том, что впервые было выдвинуто  положение об отношениях личности, представляющих собой ядро личности. Особое же значение ее еще и в  том, что идея отношений личности стала отправной для многих отечественных  психологов, прежде всего представителей ленинградской-петербургской школы психологов [12].

Взгляды А. Ф. Лазурского на природу и структуру личности формировались под непосредственным воздействием идей В. М. Бехтерева в  пору, когда он работал под его  руководством в Психоневрологическом институте.

По мысли А. Ф. Лазурского основная задача личности - это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая  понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные  ценности и т. п.) [4]. Мера (степень) активности приспособления личности к окружающей среде может быть разной, что находит отражение в трех психических уровнях - низшем, среднем и высшем. Фактически эти уровни отражают процесс психического развития человека.

Личность в представлении  А. Ф. Лазурского это единство двух психологических  механизмов [там же]. С одной стороны, это эндопсихика - внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере. По А. Ф. Лазурному эндочерты в основном являются врожденными.

Другую существенную сторону  личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Экзопсихические проявления всегда отражают на себе внешние, окружающие человека условия. Обе эти части связаны между собой и влияют друг на друга. Например, развитое воображение, обусловливающие и способности к творческой деятельности, высокая чувствительность и возбудимость - все это предполагает к занятиям искусством. То же в отношение экзокомплекса черт, когда внешние условия жизни как бы диктуют и соответствующее поведение.

Процесс адаптации личности может быть более или менее  успешным. А. Ф. Лазурский в связи  с этим принципом выделяет три  психических уровня.

Низший уровень характеризует  максимальное влияние внешней среды  на психику человека. Среда как  бы подчиняет такого человека себе, не считаясь с его эндоособенностями. Отсюда противоречие между возможностями человека и усвоенными им профессиональными навыками. Средний уровень предполагает большую возможность приспособиться к окружающей среде, найти в ней свое место. Более сознательные, обладающие большей работоспособностью и инициативой, люди выбирают занятия, соответствующие их склонностям и задаткам. На высшем уровне психического развития процесс приспособления осложняется тем, значительная напряженность, интенсивность душевной жизни, заставляет не только приспособиться к среде, но и порождает желание переделать, видоизменить ее, сообразно своим собственным влечениям и потребностям. Иными словами, здесь скорее мы можем встретиться с процессом творчества.

Итак, низший уровень дает людей недостаточно или плохо  приспособленных, средний - приспособившихся, а высший - приспособляющихся.

На высшем уровне психического уровня благодаря духовному богатству, сознательности, скоординированности душевных переживаний экзопсихика достигает наивысшего развития, а эндопсихика составляет ее естественную подоснову. Поэтому деление идет по экзопсхическим категориям, точнее, по важнейшим общечеловеческим идеалам и их характерологическим разновидностям. Важнейшими среди них, по мнению А. Ф. Лазурского являются: альтруизм, знание, красота, религия, общество, внешняя деятельность, система, власть.

1.2 Взгляды С.  Л. Рубинштейна на структуру  личности

Первое, на что специально обращает внимание С. Л. Рубинштейн, приступая  к характеристике личности, это зависимость  психических процессов от личности [1]. По мнению автора, этот принцип выражается, во-первых, в индивидуально-дифференциальных различиях между людьми. У разных людей, в зависимости от их индивидуальных, т. е. личностных особенностей имеются  различные типы восприятия, памяти, внимания, стили умственной деятельности.

Во-вторых, личностная зависимость  психических процессов выражается в том, что сам ход развития психических процессов зависит  от общего развития личности. Смена  жизненных эпох, через которые  проходит каждая личность и происходит ее развитие, приводит не только к смене  жизненных установок, интересов, ценностных ориентации, но и приводит к смене  чувств, волевой жизни. Личностные изменения  в ходе ее развития приводят к изменениям в психических процессах (познавательных, аффективных, волевых).

В-третьих, зависимость психических  процессов от личности выражается в  том, что сами эти процессы не остаются независимо развивающимися процессами, а превращаются в сознательно  регулируемые операции, т. е. психические  процессы становятся психическими функциями  личности. Так, внимание в своей специфически человеческой форме оказывается  произвольным, а мышление - это совокупность операций, сознательно направляемых человеком на решение задач. Исходя из данного контекста, вся психология человека является психологией личности.

Следующее важное для психологической  концепции личности положение состоит  в том, что любое внешнее воздействие  действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних  воздействий [13]. Раскрывая это положение, С. Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, - от неорганической природы  к органической, от живых организмов к человеку, - тем более сложной  становится внутренняя природа явлений  и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению  к внешним». Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются - ею становятся». Психические свойства личности - не изначальная данность; они формируются и развиваются в ходе деятельности.

Итак, для понимания психологии личности, с точки зрения С. Л. Рубинштейна  становятся важными следующие положения [1]:

1) психические свойства  личности в ее поведении, в  действиях и поступках, которые  она совершает, одновременно и  проявляются, и формируются',

2) психический облик личности  во всем многообразии ее свойств  определяется реальным бытием, образом  жизни и формируется в конкретной  деятельности;

3) процесс изучения психического  облика личности предполагает  решение трех вопросов:

· Чего хочет личность, что  для него привлекательно, к чему он стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

· Что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности,

· Что личность есть, что  из его тенденций и установок  вошло у нее в плоть и  кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности. Это  вопрос о характере.

Выделив эти аспекты психического облика личности, С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что они взаимосвязаны и взаимообусловлены, что в конкретной деятельности они  сплетены в единое целое. Направленность личности, ее установки, порождая в  однородных ситуациях определенные поступки, переходят затем в характер и закрепляются в нем в виде свойств. Наличие же интересов к  определенной области деятельности стимулирует развитие способностей в этом направлении, а наличие  способностей, обусловливая успешную работу, стимулирует интерес к  ней.

Также тесно связаны между  собой способности и характер. Наличие способностей порождает  у человека уверенность в себе, твердость и решительность или, напротив, самомнение или беспечность. Равно и свойства характера обусловливают развитие способностей, поскольку способности развиваются посредством их реализации, а это в свою очередь зависит от свойств характера - целеустремленности, настойчивости и т. п. Таким образом, в реальной жизни все стороны, аспекты психического облика личности, переходя друг в друга, образуют неразрывное единство.

1.3 Концепция личности  А.Н. Леонтьева

К концу 1970-х гг., кроме  ориентации на структурный подход к  проблеме личности, стала развиваться  концепция системного подхода. В  этой связи особый интерес представляют идеи А. Н. Леонтьева [5].

По оценке А.В. Аверина, концепция личности Леонтьева характеризуется высоким уровнем абстрактности. При всем ее отличии от других имеется общая посылка с ними. Суть ее в том, что, по мнению А. Н. Леонтьева, «личность человека «производится» - создается общественными отношениями» [цит. по 5]. Таким образом, очевидно, что в основе представлений о личности отечественных психологов лежит марксистской постулат о ней как о совокупности общественных отношений.

Охарактеризуем кратко особенности  понимания личности Леонтьевым. Личность, по его мнению, -- это психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе. Соподчинение различных деятельностей создает основание личности, формирование которой происходит в процессе социального развития (онтогенеза) [6].

К понятию «личность» Леонтьев не относил генотипические обусловленные  особенности человека -- физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, эффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навыки, в том числе профессиональные. Перечисленные выше категории, по его мнению, составляют индивидные свойства человека. Понятие «индивид», по Леонтьеву, отражает, во-первых, целостность и неделимость конкретного человека как отдельной особи данного биологического вида и, во-вторых, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей этого вида. Почему Леонтьев разделил эти характеристики на две группы: индивидные и личностные? По его мнению, индивидные свойства, в том числе генотипически обусловленные, могут многообразно меняться в ходе жизни человека. Но от этого они не становятся личностными, потому что личность не есть обогащенный предшествующим опытом индивид. Свойства индивида не переходят в свойства личности. Даже трансформированные, они так и остаются индивидными свойствами, не определяя складывающейся личности, а составляя лишь предпосылкц и условия ее формирования.

Развитие личности предстает  перед нами как процесс взаимодействий множества деятельностей, которые  вступают между собой в иерархические  отношения. Личность выступает как  совокупность иерархических отношений  деятельностей. Их особенность состоит, по выражению А. Н. Леонтьева, в «связанности»  от состояний организма. «Эти иерархии деятельностей порождаются их собственным  развитием, они-то и образуют ядро личности,- отмечает автор. Но возникает вопрос о психологической характеристике этой иерархии деятельностей.

Для психологической трактовки  «иерархий деятельностей» А. Н. Леонтьев использует понятия «потребность», «мотив», «эмоция», «значение» и «смысл» [6]. Отметим, что само содержание деятельностного подхода меняет традиционное соотношение и между этими понятиями и смысл некоторых из них. Место просто мотива занимает так называемый мотив-цель, понятие, вводимое А. Н. Леонтьевым как структурный элемент будущего каркаса личности.

Информация о работе Теории развития личности