Теоретические основы психологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Поскольку в числе задач менеджера эффективная организация работы его подчиненных, консультирование руководителей относительно вопросов управления персоналом, а также планирование повышения квалификации руководителей и сотрудников и т.п., то одной из важных характеристик менеджера является наличие у него организаторских способностей.

Работа содержит 1 файл

контр. по психологии управления.doc

— 200.00 Кб (Скачать)
  1. поиск персонала во внутренних и внешних источниках;
  2. планирование персонала (кадровое планирование) – определение потребности в персонале;
  3. разработка требований к соответствующим должностям или видам деятельности;
  4. решение о приеме на работу;
  5. составление базы данных по кандидатам на вакантные должности;
  6. отбор персонала – выбор лучших кандидатов;
  7. введение в должность (адаптация работника).
 

Ответ: 2, 3, 5, 1, 6, 4, 7 

Задание №3 

Прокомментируйте  ниже следующий рисунок - стили руководства, и кратко опишите каждый стиль: 

                 Бюрократический  Авторитарный  Демократический   Либеральный    

                          стиль                    стиль                    стиль                   стиль                        

Вышестоящая

организация

Руководитель

 

Трудовой 

коллектив

      

Рис. Стили руководства
 
 
 
 

Стиль руководства  — способ, система методов воздействия руководителя на подчиненных. Один из важнейших факторов эффективной работы организации, полной реализации потенциальных возможностей людей и коллектива. Большинство исследователей выделяют следующие стили руководства:

• Директивный стиль (авторитарный);  
• Демократический стиль (коллегиальный);  
• Либеральный стиль (попустительский или анархический).  
 
Директивный стиль управления характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель требует, чтобы о всех делах докладывали именно ему, единолично принимает решения или отменяет их. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Авторитарный стиль руководства отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников 
 
Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель демократического стиля всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Руководитель стимулирует благоприятный психологический климат в коллективе, отстаивает интересы подчиненных.  
 
Либеральный стиль управления характеризуется отсутствием активного участия руководителя в управлении коллективом. Такой руководитель «плывет по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Такой стиль руководства предпочтителен в творческих коллективах, где сотрудники отличаются самостоятельностью и творческой индивидуальностью.  
 
Задание №4
 

Решите  ситуационную задачу: 

    Руководитель  говорит опоздавшему сотруднику: «Вы знаете, который уже час?»  Сотрудник виновато отвечает: «Извините, пожалуйста, за опоздание, это больше не повторится». Руководитель (угрожающе): «Вы уже третий раз за эту неделю опаздываете на работу. Я не буду больше с этим мириться». Не зная как реагировать,  подчиненный молчит.

    Стратегия поведения в данной ситуации для  руководителя и подчиненного? 

Руководитель – потребовать объяснительную (авторитарный метод руководства), выяснить причину (демократический метод) и наказать сотрудника в зависимости от его отношения к работе это может быть: замечание, выговор, лишение премии.

Сотрудник -  должен ставить начальство в известность и отпрашиваться заранее, если причина уважительная. Больше не опаздывать. 
 

Раздел 4  Психология личности и профессионализма менеджера 

Задание №1 

Верны или неверны следующие  утверждения: 

  1. Эмпатия –  одно из важных качеств менеджера. (ДА)
  2. Существует набор необходимых и достаточных личностных качеств, который характерен для преуспевающего менеджера. (НЕТ)
  3. Есть «хорошие» и «плохие» типы личности применительно к работе менеджера. (ДА)
  4. Каждый человек может овладеть любой профессией, однако вопрос в том, сколько ему понадобится времени. (НЕТ)
  5. Для описания модели личности преуспевающего менеджера используются различные психологические теории личности. (ДА)
  6. Чувство неполноценности чаще всего делает человека неспособным преодолевать жизненные трудности. (ДА)
  7. Восприятие человеком социальных объектов зависит от культуры, к которой он принадлежит и от его опыта. (ДА)
  8. Протекание деятельности человека регулируется автоматически.
  9. Воля нужна только для того, чтобы побуждать деятельность.
  10. Индивидуальные особенности восприятия зависят от строения и функционирования органов чувств, а также психологического склада личности. (ДА)
 

Задание №2 

Выполните следующие тестовые задания: 

А. Выберите один или  несколько правильных ответов: 

    1. К слагаемым имиджа менеджера относятся:

    А) профессионализм  и компетентность;

    Б) гуманитарная образованность и нравственная надежность;

    В) образование  в области психотехнологий (наука  о практическом использовании психологических  техник управления людьми);

    Г) все ответы верны. 

    2. Характерные  черты творческого менеджера:

    А) настойчивость в выполнении задач;

    Б) поощряет свободное выражение эмоций;

    В) избегает риска;

    Г) подвержен  сильным стрессам. 
     
     

Б. Дополните фразы:

    1.    Квалификация руководителя (менеджера)  оценивается по способности предвидеть  результат.

    2. Целостная  совокупность познавательных качеств, в вершине которой мышление определяется как интеллектуальные способности.

    3. Агрессивность - это добиваться своего в ущерб другим, настраивать людей против себя.

    4. Оценочный  компонент эмоционально окрашенных  отношений обозначается термином дружба. 

В. Выявите соответствие:

    1. Соотнесите  деятельность менеджеров при  выполнении функций управлений  – мотивации и контроля:

 
А - мотивация 

Б - контроль -

1)  знание  личностных особенностей исполнителей;
2)  помощь работникам в исправлении ошибочных действий;
3) знание  потенциала работников;
4) учет  удовлетворенности/ неудовлетворенности  работника трудом;
5) доброжелательность  при контроле.
 

    Ответ:   А – 1, 3; Б – 2, 4, 5 
     
     

    2. Сопоставьте  термины с описанием их содержания: 

А –  Я-образ                               1) то, каким  индивид видит себя в настоящем,  будущем, каким бы он мог  быть, если бы захотел;
Б –  Я-концепция                             2) то, каким  индивид воспринимает свои способности,  роли и пр.;
В –  Я-реальное                          3) представление  индивида  о себе, каким бы он  хотел стать;
Г –  Я-идеальное                              4) совокупность  устойчивых представлений индивида  о себе, сопряженное с их оценкой  и порождающее определенное поведение.
 

  Ответ: А – 1, В – 2, Б - 3, Г - 4 

3. Нижеприведенные  особенности поведения человека  характеризуют его либо как  индивида, либо как личность:

 
А) характеристика личности 

Б) характеристика индивида

1) старательность;
2) низкая адаптация к темноте;
3) общительность;
4) хорошая  координация обеих рук;
5) медленная  скорость узнавания.
6) большая  эмоциональная возбудимость;
7) трудолюбие;
8) аккуратность;
9) малая  моторная регидность.
 

    Ответ:    А – 1, 3, 7, 8,   Б – 2, 4, 5, 6, 9,            

                             4. Организация управления как  функция менеджмента реализуется  через:

     А) административно – оперативное  управление

     Б)  оперативное управление

1) корректировка  результатов;
2) периодическое или непрерывное сравнение фактических результатов с плановыми;
3) определение  структуры предприятия;
4) установление  ответственности между работниками  аппарата управления;
5) распределение  функций между подразделениями. 
 

Ответ: А - 2, 3, 4;    Б – 1, 5 

Задание № 5 

  1. Составьте психологический портрет цивилизованного  менеджера XI века.

Вся деятельность менеджера связана с  человеческим фактором, а основная часть работы представляет собой взаимодействие с людьми. Поэтому необходимым  качеством является умение устанавливать положительные первичные контакты, располагать к себе человека таким образом, чтобы последующие отношения с ним строились на позитивном начале, доверии и взаимном принятии. Чувство юмора также имеет значение в оказании положительного влияния на психологический климат, производственные отношения. Некоторые трудные ситуации можно разрядить вовремя сказанной шуткой, а замечания в виде безобидной шутливой реплики иногда более действенные и подходящие, нежели прямое указание на недостаток. 
Очень важным моментом эффективной коммуникации является умение слушать. Только специалист, владеющий навыками активного слушания, может расположить к себе другого человека, создать благоприятное отношение, получить в процессе общения ту информацию, в которой он заинтересован, и оказать определенное влияние на своего собеседника. Менеджер должен уметь контролировать свое недовольство, возмущение или гнев. Менеджер  должен соблюдать терпимость во взаимодействии с другими сотрудниками, беспристрастность и безоценочность. Если ему нужно, чтобы критика была эффективной и правильно воспринималась, он должен указать работнику на определенный факт и его следствие; его совет должен звучать как предложение в виде вывода из всего сказанного, а еще лучше, если этот вывод сделает сам человек.   

     Специалист  в любой области может достичь  успеха, только если он уверен в своих  собственных силах. Человек, излучающий уверенность, радость, здоровое чувство  собственной значимости, создает  образ успешного, компетентного  специалиста и вызывает к себе соответствующее отношение. Необходимость принимать важные решения требует умения прогнозировать развитие ситуации, последствия этого решения и выбирать наиболее оптимальный вариант достижения результата. Менеджеру необходим некоторый дар предвидения, интуитивного мышления для анализа проблемных ситуаций.

Так как перечень обязанностей менеджера  достаточно велик, ему приходится одновременно выполнять несколько задач, вести  не один проект. Необходимым условием для высокой работоспособности  и продуктивности в таких условиях деятельности является умение грамотно планировать свое время и распределять ресурсы, разделять задачи на основные и второстепенные. 
Поскольку в числе задач менеджера эффективная организация работы его подчиненных, консультирование руководителей относительно вопросов управления персоналом, а также планирование повышения квалификации руководителей и сотрудников и т.п., то одной из важных характеристик менеджера является наличие у него организаторских способностей.

Информация о работе Теоретические основы психологии управления