Теоретические основы психологии управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 21:32, контрольная работа

Описание работы

Поскольку в числе задач менеджера эффективная организация работы его подчиненных, консультирование руководителей относительно вопросов управления персоналом, а также планирование повышения квалификации руководителей и сотрудников и т.п., то одной из важных характеристик менеджера является наличие у него организаторских способностей.

Работа содержит 1 файл

контр. по психологии управления.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ  И  СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

СЕВЕРНЫЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  МЕДИЦИНСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ 

ИНСТИТУТ  МЕНЕДЖМЕНТА 

Кафедра менеджмента и маркетинга 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  дисциплине

«ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ» 
 
 

Вариант 16 
 

              Студентки

              Шифр МДО –

              Специальность 080507 «Менеджмент организации»

              Курс 4

              Форма обучения: заочная

              (с  элементами  дистанционного  обучения)

              Преподаватель: к.м.н. доцент Селезнева Д.А.

 
 
 
 
 
 

Архангельск

2009

    Раздел 1.  Теоретические  основы психологии управления

 

Задание №1 

Верны или неверны следующие утверждения:

  1. Законы психологии управления проявляются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. (ДА)
  2. Объектом психологии управления не является организованная деятельность людей. (НЕТ)
  3. Отражает ли девиз «кто производит – тот не управляет, кто управляет – тот не производит» важность управленческой деятельности организации? (НЕТ)
  4. Менеджер, организуя деятельность других людей решает только управленческие задачи. (НЕТ)
  5. Отражает ли девиз «в менеджменте нас учат тому, что делать, а в психологии управления – тому, как делать» взаимосвязь между психологией управления и менеджментом? (ДА)
  6. Термин «управление» и «менеджмент» - это синонимы. (ДА)
  7. Стихийный механизм управления действует непредсказуемо. (ДА)
  8. Цели организации – это желаемый результат, которого стремится добиться трудовой коллектив. (ДА)
  9. Профессиональная деятельность – это трудовая деятельность не требующая специальных знаний и умений. (НЕТ)
  10. Потребность и мотив – это синонимы. (НЕТ)

Задание №2

Выполните следующие тестовые задания: 

1. Выберите один  или несколько  правильных ответов 

1.  Предметом  изучения психологии управления  является:

    А) проблема человеческих взаимоотношений;

    Б) условия  труда;

    В) психологические  проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров;

    Г) психология малой группы. 

2.  Управленческую  деятельность на всем ее протяжении  сопровождают:

    А) эмоциональные  процессы;                Б) волевые акты;

    В) принятие решений;                           Г) креативные процессы. 

    3. К управляющим факторам формирования высокоэффективного коллектива относятся:

    А) стиль  руководства;                             Б) методы воздействия;

    В) мотивация;                                           Г) все ответы верны. 

    4. Особенностями управленческого труда являются:

    А) умственный труд работников аппарата управления;

    Б) участие  в создании материальных благ не прямо, а косвенно через труд других;

    В) постоянное присутствие менеджера на работе;

    Г) предметом  труда является информация;

     

    5. К  основным методам управления  относятся:

     А) организационно-административные;

     Б) социально – психологические;

     В) статические;

     Г) экономические. 
 

2. Дополните фразы:

1. Психотехнология – наука о практическом использовании психологических техник управления людьми.

2. Предметом исследования психологии управления является психика людей.

3. Риск - это уровень неопределенности в предсказании результатов

4. Цели организации – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация.

5. К  основным функциями менеджера  относят: планирование, организацию, мотивация и контроль.

 

3. Выявите соответствие:

1. Соотнесите нижеследующие положения к старой и новой парадигмам управления: 

 
 
А) – старая парадигма

       управления   

Б) – новая парадигма                    

       управления      

1)ограниченная  хозяйственная самостоятельность                   организаций;
2)управление  деятельностью организаций на  основе сочетания самоуправление  организаций негосударственного сектора;
3)управление  деятельностью предприятий государственного  сектора на основе сочетания  рыночных и административных  методов;
4)переход  от управления персоналом к  управлению человеческими ресурсами;
  5)полное государственное  управление деятельностью организаций.

Ответ: А – 1, Б – 3, Б  – 4 
 

2. Выбор руководителем  того или иного стиля руководства  определяется рядом факторов:

 
А) Объективные   факторы 

Б) Субъективные факторы

 
1)индивидуально  – психологические особенности  личности \ характер, темперамент и др.\
2)способы  и средства деятельности организации;
3)специфика  решаемых задач;
4)наличие  авторитета;
5)уровень  общей и управленческой культуры.

 

Ответ: А – 1, 2;  Б – 2, 3, 5

  

                      

3. Организация как функция менеджмента реализуется через: 

А) административно – оперативное  управление

Б) оперативное  управление

  1. корректировка результатов;
  1. периодическое или непрерывное сравнение фактических  результатов с плановыми;
  1. определение структуры предприятия;
  1. установление  ответственности между работниками  аппарата управления;
  1. распределение функций между подразделениями.
 

    Ответ:  А -  2, 3, 4; Б – 1, 5

                

              

4. Установите  правильную последовательность: 

      Расположите в последовательности принципы управления персоналом:

  1. принцип системности;
  2. принцип научности;
  3. принцип эффективности;
  4. сочетание единоначалия и коллегиальности;
  5. принцип основного звена, т.е. нахождение и решение среди множества задач важнейшей;
  6. контроль и ответственность за исполнение решений.
 

Ответ:  2, 1, 5, 3, 4, 6. 

Задание №3

      Кратко охарактеризуйте основные законы психологии управления: 

  1. закон неопределенности отклика;
  2. закон неадекватности взаимного восприятия;
  3. закон неадекватности самооценки;
  4. закон искажения информации;
  5. закон самосохранения;
  6. закон компенсации.
 
1) Закон неопределенности отклика

Его можно  назвать законом зависимости  внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических  явлениях — апперцепции и наличии стереотипов сознания.

Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта.

Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры.

Как действует  этот закон? Разные люди в разное время  могут качественно по-разному  реагировать на одинаковые воздействия. На банальную грубость в свой адрес  один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. Если бы не существовало различий во внутренних психических структурах, то на одно и то же воздействие каждый человек реагировал бы одинаково. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах поэта отражена сущность закона неопределенности отклика.

Руководителю  следует иметь в виду еще одно проявление этого закона, а именно то, что даже один и тот же человек  в разное время может качественно  по-разному реагировать на одно и  то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления. Рассмотрим на конкретном примере, как действует этот закон. Босс отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Шеф неудовлетворен. Он пытается выяснить у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам.

При этом у руководителя и у подчиненного под влиянием апперцепции и стереотипов  сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения неисполнительности. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И шеф, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому что избрал неправильный способ защиты.

2) Закон неадекватности взаимного восприятия

Суть  этого закона состоит в том, что  человек никогда не может постичь  другого человека с той точностью  и полнотой, которая была бы достаточной  для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы.

Но ведь человек — система гораздо  более сложная, едва ли поддающаяся  полному описанию.

1) Человек  всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития.

2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места». Это и понятно — психологически «открытая» личность может стать жертвой чьих-либо манипуляций.

3) Достаточно  часто человек не может дать  информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. В этом, конечно, нет ничего дурного, ибо таков естественный процесс самовыражения.

Неадекватность  восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить  управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям:

а) принцип  универсальной талантливости. С  управленческой точки зрения, он может  звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»;

б) принцип  развития. Способности (как общие, так  и специальные) могут развиваться;

в) принцип  неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может  считаться окончательной.

3) Закон неадекватности самооценки

Суть  этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной — она всегда либо завышена, либо занижена. Кроме того, человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Следует помнить, что человек — это существо не столько рациональное, логическое, разумное, сколько алогическое, эмоциональное, нерациональное и порой неразумное. Его психику упрощенно можно представить в виде осознаваемого (логико-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-интуитивного) компонентов. Скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным.

4) Закон искажения информации

Иногда  его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом  расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается  в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и  т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. Происходит это не по чьей-то злой воле. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства:

1) Язык, на котором передается управленческая  информация, является языком многозначным. Какими бы строгими или точными  не были используемые в языке понятия, всегда имеется возможность разного толкования одного и того же сообщения. Установлено, что устная информация воспринимается с точностью до 50% (кстати, на этом факте построена известная игра «испорченный телефон»).

2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения.

3) Люди, воспринимающие информацию и  передающие ее, отличаются друг  от друга по уровню образования,  интеллектуального развития, по  своим потребностям, а также по физическому и психическому состоянию. Это тоже накладывает отпечаток на процесс передачи информации.

Что делать для того, чтобы свести искажение  к минимуму? Рекомендуется произвести следующие действия:

1) Уменьшить,  насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации.

2) Своевременно  снабжать сотрудников всей необходимой  информацией по тем вопросам, которые они должны решать.

3) Поддерживать  обратную связь с подчиненными  с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений.

5) Закон самосохранения

Суть  этого закона в том, что одним  из ведущих мотивов, определяющих поведение  людей, является сохранение личного  статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Понять смысл и значение этого закона очень легко. Представим себе производственное совещание, на котором руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих немедленно отреагировал на предложение и сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», — ответил на это руководитель.

Что происходит в этой ситуации со всеми присутствующими? Их сознание моментально переключается  с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему. Как видим, несоблюдение закона сохранения личностного статуса приводит к отрицательному результату. На этом примере хорошо видно, что психологические законы не только влияют на качество работы, но зачастую и определяют его.

Что делать в подобных ситуациях? Рекомендуем  организовать решение какой-то сложной  проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся  предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи».

6) Закон компенсации

В общем  виде этот закон означает, что человек, имеющий какие-то недостатки, сложности  или проблемы в одной области  жизнедеятельности, осознанно или  неосознанно старается компенсировать их усиленной работой в другой области. Применительно к психологии управления это означает, что при высоком уровне стимулов к данной работе или высоких требованиях к человеку недостаток каких-либо способностей к данному виду деятельности возмещается другими способами или навыками и умением работать. Если это происходит неосознанно, то необходимый опыт приобретается методом проб и ошибок. Но если компенсация осуществляется сознательно, то эффект от нее можно увеличить. К примеру, при слаборазвитой памяти нужно умело организовать труд: использовать записные книжки, диктофоны, еженедельники и т. д.

 
 
 
 
 
 
 
 

    Раздел 2.  Психологические  основы организации  труда 

Задание №1 

Верны или неверны следующие  утверждения: 

  1. Малая социальная группа не является социально-психологической характеристикой организации. (ДА)
  2. Фраза «Вся наша жизнь – хождение по группам». (ДА)
  3. Психологический климат в коллективе полностью зависит от руководителя. (НЕТ)
  4. К уровню конформного поведения не относится внушение. (ДА)
  5. Межличностные отношения – это субъективно переживаемые связи между людьми. (ДА)
  6. Авторитет бывает официальный (авторитет должности) и реальный (уважение, которым пользуется руководитель) (ДА)
  7. Функционирование социальных групп зависит от согласия их членов относительно каких-то фундаментальных жизненных принципов. (ДА)
  8. Меньшинство никогда не сможет изменить мнение большинства в группе. (НЕТ)
  9. Изменение – необходимое условие долговременного функционирования организации. (ДА)
  10. Психологический барьер на пути нововведений, несомненно, отрицательное явление. (НЕТ)
 
 

Задание №2

Выполните  следующие  тестовые задания: 

  1. Выберите  один или несколько  правильных ответов:
 

    1.О каком  понятии идет речь: «Группа людей,  деятельность которых сознательно  координируется для достижения  общей цели или целей»: 

    А) коллектив;                                

    Б) формальная ориентация;

    В) организация;                            

     Г) ассоциация.   

    2. Какие из  перечисленных параметров присущи  высокоразвитым группам: 

    А) достаточная психологическая  сплоченность;

    Б) объединение  близких людей (приятелей);

    В) каждый член группы руководствуется собственными интересами;

    Г) доминирование общественных интересов над  личными. 

Информация о работе Теоретические основы психологии управления