Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2011 в 21:32, контрольная работа
Поскольку в числе задач менеджера эффективная организация работы его подчиненных, консультирование руководителей относительно вопросов управления персоналом, а также планирование повышения квалификации руководителей и сотрудников и т.п., то одной из важных характеристик менеджера является наличие у него организаторских способностей.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ
СЕВЕРНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ
МЕНЕДЖМЕНТА
Кафедра
менеджмента и маркетинга
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине
«ПСИХОЛОГИЯ
УПРАВЛЕНИЯ»
Вариант
16
Студентки
Шифр МДО – Специальность 080507 «Менеджмент организации» Курс 4 Форма обучения: заочная (с элементами дистанционного обучения) Преподаватель: к.м.н. доцент Селезнева Д.А. |
Архангельск
2009
Задание
№1
Верны
или неверны следующие
Задание №2
Выполните
следующие тестовые задания:
1.
Выберите один
или несколько
правильных ответов
1. Предметом
изучения психологии
А) проблема человеческих взаимоотношений;
Б) условия труда;
В) психологические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров;
Г)
психология малой группы.
2. Управленческую
деятельность на всем ее
А) эмоциональные процессы; Б) волевые акты;
В)
принятие решений;
3. К управляющим факторам формирования высокоэффективного коллектива относятся:
А) стиль
руководства;
В) мотивация;
4. Особенностями управленческого труда являются:
А) умственный труд работников аппарата управления;
Б) участие в создании материальных благ не прямо, а косвенно через труд других;
В) постоянное присутствие менеджера на работе;
Г) предметом труда является информация;
5. К основным методам управления относятся:
А) организационно-
Б) социально –
В) статические;
Г) экономические.
2. Дополните фразы:
1. Психотехнология – наука о практическом использовании психологических техник управления людьми.
2. Предметом исследования психологии управления является психика людей.
3. Риск - это уровень неопределенности в предсказании результатов
4. Цели организации – это конечные состояния или желаемый результат, которого стремится добиться организация.
5. К основным функциями менеджера относят: планирование, организацию, мотивация и контроль.
3. Выявите соответствие:
1. Соотнесите нижеследующие
положения к старой и новой парадигмам
управления:
А) – старая парадигма
управления Б) – новая парадигма управления |
1)ограниченная
хозяйственная |
2)управление
деятельностью организаций на
основе сочетания | |
3)управление
деятельностью предприятий | |
4)переход
от управления персоналом к
управлению человеческими | |
5)полное государственное управление деятельностью организаций. |
Ответ:
А – 1, Б – 3, Б
– 4
2. Выбор руководителем
того или иного стиля
А) Объективные факторы Б) Субъективные факторы |
1)индивидуально – психологические особенности личности \ характер, темперамент и др.\ |
2)способы
и средства деятельности | |
3)специфика решаемых задач; | |
4)наличие авторитета; | |
5)уровень
общей и управленческой
|
Ответ: А – 1, 2; Б – 2, 3, 5
3. Организация как
функция менеджмента реализуется через:
А)
административно – оперативное
управление
Б) оперативное управление |
|
| |
| |
| |
|
Ответ: А - 2, 3, 4; Б – 1, 5
4. Установите
правильную последовательность:
Расположите в последовательности принципы управления персоналом:
Ответ: 2, 1,
5, 3, 4, 6.
Задание №3
Кратко охарактеризуйте основные законы
психологии управления:
1)
Закон неопределенности отклика
Его можно назвать законом зависимости внешних воздействий от внутренних психологических условий (структур). Этот закон основывается на психологических явлениях — апперцепции и наличии стереотипов сознания. Апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта субъекта. Стереотипы сознания — устойчивые мнения, оценки, суждения, которые неточно и неполно отражают окружающую действительность и влияют на поведение, создавая явные или скрытые коммуникационные барьеры. Как действует этот закон? Разные люди в разное время могут качественно по-разному реагировать на одинаковые воздействия. На банальную грубость в свой адрес один человек ответит грубостью, другой — смолчит, а третий будет стараться успокоить грубияна. Если бы не существовало различий во внутренних психических структурах, то на одно и то же воздействие каждый человек реагировал бы одинаково. «Нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», — в этих словах поэта отражена сущность закона неопределенности отклика. Руководителю следует иметь в виду еще одно проявление этого закона, а именно то, что даже один и тот же человек в разное время может качественно по-разному реагировать на одно и то же воздействие. Важно понять, что множество внутренних психологических факторов (настроение, эмоциональное состояние и т. д.) серьезно влияют, а порой и определяют реакции конкретного человека в конкретных ситуациях. И эти факторы невозможно учесть. Не стоит предполагать, что можно всегда и везде предопределить реакцию (отклик) собеседника на какое-либо ваше действие. Отклик нельзя предвидеть — это непреложный закон психологии управления. Рассмотрим на конкретном примере, как действует этот закон. Босс отдает распоряжение и надеется, что оно будет исполнено (ожидает определенного отклика). Иногда так и происходит, а иногда — нет. Представим, что задание выполнено неточно, неправильно или не выполнено вообще. Шеф неудовлетворен. Он пытается выяснить у подчиненного причины, по которым не выполнено задание, и одновременно анализирует ситуацию сам. При этом у руководителя и у подчиненного под влиянием апперцепции и стереотипов сознания имеются свои, иногда диаметрально противоположные, объяснения неисполнительности. Руководитель может счесть своего сотрудника бездельником или саботажником. Подчиненный, в свою очередь, может найти десятки «объективных» обстоятельств в свое оправдание. И шеф, и подчиненный совершают ошибку: первый — потому что избрал непригодный способ взаимодействия с подчиненным, второй — потому что избрал неправильный способ защиты. 2) Закон неадекватности взаимного восприятия Суть этого закона состоит в том, что человек никогда не может постичь другого человека с той точностью и полнотой, которая была бы достаточной для серьезных решений относительно этого человека. Наше восприятие «устроено» таким образом, что практически никогда не бывает точным и полным. Даже самый обыкновенный предмет, находящийся у нас перед глазами, мы никогда не воспринимаем целиком и полностью, а всегда видим, причем в определенном ракурсе, только ту его часть, которая попадает в поле зрения и непосредственно воздействует на наши рецепторы. Но ведь человек — система гораздо более сложная, едва ли поддающаяся полному описанию. 1) Человек всегда находится в состоянии изменения. Известно, что в любой момент времени любой человек определенного возраста может находиться на разных уровнях физического, физиологического, интеллектуального, социального, нравственного, эмоционального и сексуального развития. 2) Человек всегда осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и «слабые места». Это и понятно — психологически «открытая» личность может стать жертвой чьих-либо манипуляций. 3) Достаточно часто человек не может дать информацию о себе потому, что не знает себя. А в некоторых случаях он, часто сам того не подозревая, старается показаться не таким, какой есть на самом деле, а таким, каким ему хочется быть в глазах других людей. В этом, конечно, нет ничего дурного, ибо таков естественный процесс самовыражения. Неадекватность восприятия и стремление человека показать себя лучше, чем он есть, необходимо учитывать, принимая любое управленческое решение. Как же можно строить управленческую деятельность с учетом закона неадекватности восприятия? Специалисты в области управления рекомендуют менеджерам использовать следующие принципы подхода к людям: а) принцип универсальной талантливости. С управленческой точки зрения, он может звучать так: «Нет людей бездарных, неспособных. Есть люди, занятые не своим делом»; б) принцип развития. Способности (как общие, так и специальные) могут развиваться; в) принцип неисчерпаемости. Ни одна оценка, данная человеку при его жизни, не может считаться окончательной. 3) Закон неадекватности самооценки Суть этого закона состоит в том, что при попытке оценить себя человек сталкивается с теми же внутренними барьерами и ограничениями, что и при анализе других людей. Известно, что самооценка никогда не бывает адекватной — она всегда либо завышена, либо занижена. Кроме того, человеку свойственно в чем-то себя переоценивать и в то же самое время в чем-то недооценивать, и это, безусловно, накладывает отпечаток на выводы, которые он делает относительно себя. Следует помнить, что человек — это существо не столько рациональное, логическое, разумное, сколько алогическое, эмоциональное, нерациональное и порой неразумное. Его психику упрощенно можно представить в виде осознаваемого (логико-мыслительного) и неосознаваемого (эмоционально-интуитивного) компонентов. Скрытые внутренние движущие силы, заставляющие человека действовать определенным образом, самим этим человеком порой не осознаются. Именно поэтому логический, рассудочный самоанализ (так же, как и анализ других людей) никогда не бывает вполне адекватным. 4) Закон искажения информации Иногда его называют законом потери смысла управленческой информации, или законом расщепления смысла управленческой информации. Суть этого закона заключается в том, что управленческая информация (директивы, приказы, распоряжения и т. д.) имеет объективную тенденцию к изменению смысла в процессе движения «сверху вниз». Степень изменения прямо пропорциональна числу звеньев, через которые проходит информация: чем больше работников знакомится с ней и передает ее другим людям, тем сильнее смысл отличается от первоначального. Происходит это не по чьей-то злой воле. В основе потери смысла информации лежат следующие обстоятельства: 1) Язык,
на котором передается 2) Если информация неполная, если доступ к ней ограничен и потребность подчиненных в получении оперативных сведений удовлетворяется не полностью, то люди неизбежно начинают домысливать, додумывать, дополнять то, что знают, опираясь на непроверенные факты и собственные догадки. И тогда объем информации изменяется не только в сторону уменьшения, но и в сторону увеличения. 3) Люди,
воспринимающие информацию и
передающие ее, отличаются друг
от друга по уровню Что делать для того, чтобы свести искажение к минимуму? Рекомендуется произвести следующие действия: 1) Уменьшить, насколько это возможно, количество передаточных звеньев, участвующих в процессе распространения информации. 2) Своевременно
снабжать сотрудников всей 3) Поддерживать обратную связь с подчиненными с целью контроля за правильностью усвоения получаемых сведений. 5) Закон самосохранения Суть этого закона в том, что одним из ведущих мотивов, определяющих поведение людей, является сохранение личного статуса, состоятельности, собственного достоинства. Прямое или косвенное ущемление достоинства вызывает отрицательную реакцию. Понять смысл и значение этого закона очень легко. Представим себе производственное совещание, на котором руководитель предложил присутствующим высказаться по какому-либо вопросу. Один из присутствующих немедленно отреагировал на предложение и сказал что-то невпопад. «Вечно вы начинаете с глупостей», — ответил на это руководитель. Что происходит в этой ситуации со всеми присутствующими? Их сознание моментально переключается с задачи обсуждения на задачу защиты собственного достоинства. Это значит, что человек невольно начинает думать о том, как бы не оказаться в положении первого выступающего. Он перестает работать на поставленную задачу и старается угадать позицию руководителя. А это снижает творческий потенциал участников совещания — людей, коллективно решающих проблему. Как видим, несоблюдение закона сохранения личностного статуса приводит к отрицательному результату. На этом примере хорошо видно, что психологические законы не только влияют на качество работы, но зачастую и определяют его. Что делать в подобных ситуациях? Рекомендуем организовать решение какой-то сложной проблемы в режиме разделенного времени: сначала собрать все имеющиеся предложения, не определяя их ценности, а затем провести критический анализ соответствия предложенного «условиям задачи». 6) Закон компенсации В общем
виде этот закон означает, что человек,
имеющий какие-то недостатки, сложности
или проблемы в одной области
жизнедеятельности, осознанно или
неосознанно старается |
Раздел
2. Психологические
основы организации
труда
Задание
№1
Верны
или неверны следующие
утверждения:
Задание №2
Выполните следующие
тестовые задания:
1.О каком
понятии идет речь: «Группа людей,
деятельность которых
А) коллектив;
Б) формальная ориентация;
В)
организация;
Г) ассоциация.
2. Какие из
перечисленных параметров
А) достаточная психологическая сплоченность;
Б) объединение близких людей (приятелей);
В) каждый член группы руководствуется собственными интересами;
Г)
доминирование общественных
интересов над
личными.
Информация о работе Теоретические основы психологии управления