Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

•Цель работы – изучить психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности.
•Объект исследования – взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.
•Предмет исследования – психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………... 3
Глава 1. Темперамент и индивидуальный стиль
деятельности как предмет психологического

исследования……………………..................................................


6
1.1. Основные подходы к изучению темперамента
в психологии……………………………………………………..

6
1.2. Индивидуальный стиль деятельности как отражение
темпераментных свойств личности…………………………….

13
Вывод по первой главе…………………………………………. 18
Глава 2. Эмпирическое исследование темперамента и
индивидуального стиля деятельности...……………………...

19
2.1. Изучение типа темперамента……….………………………….. 19
2.2. Изучение индивидуального стиля
деятельности………………..........................................................

24
Вывод по второй главе………………………………………….
Заключение………………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

    Результаты  исследования и их интерпретация

    Далее был проведен качественный анализ данных, полученных по методике «Индивидуальные  стили мышления» А.Алексеева и  Л.Громовой, результаты которой сведены в таблицу и наглядно представлены на гистограмме (Гистограмма 1).

Как видно  из гистограммы (Гистограмма 1), результат суммирования баллов по шкале «С» - синтетический стиль мышления – находится в диапазоне неопределенного предпочтения, что показывает ситуативное применение данного стиля, без систематического использования, но и без пренебрежения.

    По  шкале «И» – идеалистическому стилю мышления – получен результат, располагающийся в зоне умеренного пренебрежения. Это демонстрирует, что у испытуемого снижена склонность к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Понижен интерес к целям, потребностям, нравственным проблемам. Не всегда учитываются субъективные моменты решения проблем, выражающиеся в эмоциях, чувствах, оценках. Отсутствует склонность к утопиям.

    Итоговый  показатель по шкале «П» – прагматический стиль мышления – располагается  в диапазоне неопределенного  предпочтения, что показывает ситуативное  применение данного стиля, без систематического использования, без пренебрежения.

    Аналитический стиль мыслительной деятельности, согласно гистограмме (Гистограмма 1), получил умеренное предпочтение, поскольку результат психодиагностики по данному стилю входит в зону умеренного предпочтения. Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями. Человек, предпочитающий данный стиль склонен к логической, методичной и тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Прежде, чем принять решение, аналитик разрабатывает подробный план и старается собрать как можно больше информации, объективных фактов, используя и глубокие теории. Он воспринимает мир логичным, рациональным, упорядоченным и предсказуемым, поэтому склонен искать формулу, метод или систему, способную дать решение той или иной проблемы и поддающуюся рациональному обоснованию.

    Как видно гистограммы (Гистограмма 1), результат суммирования баллов по шкале «Р» - реалистический стиль мышления – находится в диапазоне неопределенного предпочтения, что показывает ситуативное применение данного стиля, без систематического использования, но и без пренебрежения

    Распределение результатов стилевых предпочтений выявляет отсутствие оценок, входящих в диапазоны сильного и очень сильного предпочтения, а также сильного и очень сильного игнорирования стиля, что наглядно представлено на гистограмме (см. Гистограмма 1). 

     Гистограмма 1. Качественно-количественный анализ показателей  по тесту «Индивидуальные стили мышления» А.Алексеева и Л.Громовой. 

    Как видно на гистограмме (Гистограмма 1), показатели по синтетическому, прагматическому и реалистическому стилям мыслительной деятельности располагаются практически на одном уровне.

    Умеренное предпочтение аналитического стиля мышления испытуемого выражается в выделении логики и аргументации в авторских трудах, опоре на логику и доказательную базу, предпочтении теорий, систематически объясняющих множество связанных ситуаций, в методологическом подходе к решению задач.

    Умеренное игнорирование идеалистического стиля  мыслительной деятельности состоит  в отвержении понятия «верю –  не верю» в науке, низком интересе к публикациям, посвященным личным или социальным проблемам, низкой инноваторской  инициативе, отсутствием доверия к информации, получаемой общим опросом членов организации.

    Как показывает гистограмма (Гистограмма 1), ни одна из шкал не выходит за пределы умеренных показателей, тем самым демонстрируя отсутствие выраженного предпочтения, равно как и игнорирования, в стилях мыслительной деятельности. Сильное же предпочтение определенному стилю мышления показывает последовательное использование стиля в большинстве ситуаций, в то время как сильное игнорирование определенного стиля мыслительной деятельности показывает, что человек не использует данный стиль даже в случаях, когда он является наилучшим подходом к проблеме при данных обстоятельствах.

    Исходя  из вышеизложенного, можно предположить, что испытуемый ситуативно подходит к выбору мыслительных стратегий, определяя их выбор актуальными обстоятельствами. 

    Таким образом, результаты исследования по методике «Индивидуальные стили мышления» А.Алексеева и Л.Громовой выявили умеренное предпочтение аналитического стиля мышления ( Гистограмма 1), умеренное игнорирование идеалистического стиля мышления (см. там же). Кроме того, среди показателей отсутствуют величины, попадающие в статистические диапазоны выраженного и очень выраженного предпочтения, а также выраженного и очень выраженного отвержения определенного стиля мыслительной деятельности.

 

     Выводы по второй главе 

    Эмпирическое  исследование особенностей темперамента и индивидуального стиля деятельности позволило сделать следующие выводы:

  1. Исследование испытуемого по методике стандартизованного самоотчета выявило высокий показатель по шкале «Экстраверсия – Интроверсия» и низкий показатель по шкале «Нейротизм», что в совокупности определяет психодинамические свойства сангвинического типа темперамента.
  2. Высокий показатель по шкале «Экстраверсия – Интроверсия» детерминирован экстравертированным суперфактором в качествах испытуемого, что подтверждает гипотезу о том, что у лица, профессионально ориентированного на сферу «человек – человек» имеет место выраженное значение экстраверсии, выражающееся во внешней обращенности, социабельности, общительности.
  3. Исследование испытуемого по методике «Индивидуальные стили мышления» А.Алексеева и Л.Громовой показало, что предпочтения (равно как и игнорирование) по стилевому использованию являются незначительными, следовательно, можно предполагать ситуативное использование стилей, актуально определяемое обстоятельствами.
  4. Умеренное предпочтение испытуемым аналитического стиля мышления частично подтверждает гипотезу в части определяющей, что у лица, профессионально ориентированного на сферу «человек – человек» выражены такие особенности индивидуального стиля мышления, как ориентированность на систематическое и всестороннее рассмотрение проблемы, объективный подход к ситуации, логичное и методическое решение проблем.

 

Заключение 
 

    Понятие темперамента принадлежит к числу наиболее древних в понятийно-терминологическом аппарате психологии. В истории психологии относительно темперамента было сформулировано множество не очень согласующихся друг с другом точек зрения. Хотя сам термин введен около двух с половиной веков тому назад Гиппократом, в психологии до сих пор нет строго определенного понятия «темперамент». В зависимости от общих концепций психики и личности разные психологи нового и новейшего времени относили к темпераменту разные особенности. Типы темперамента выделялись на основании гуморальных, конституциональных, психофизиологических особенностей индивида. Однако наиболее «живучей» оказалась типология создателя учения, Гиппократа, которая на основании психофизиологических исследований получила физиологическое основание и дополнительную интерпретацию.

    Темперамент является врожденной динамической составляющей личности человека. Темпераментные свойства человека со всей необходимостью опосредуют деятельность человека, накладывая на ее выполнение индивидуальные характеристики, в совокупности объединяющиеся в индивидуальный стиль деятельности.

    Исследование  особенностей темперамента и индивидуального  стиля деятельности испытуемого  показало, что сангвиническому типу темперамента, характеризующемуся высоким уровнем экстраверсии и низким нейротизмом, соответствует такой индивидуальный стиль мыслительной деятельности, при котором отсутствуют выраженные предпочтения в стилях мышления. Незначительное отклонение от зоны неопределенных показателей по шкалам идеалистического (в сторону уменьшения) и аналитического (в сторону увеличения) стилей мыслительной деятельности можно с высокой долей вероятности интерпретировать как ситуативную склонность к ориентации на систематическое и всестороннее рассмотрение проблемы, объективному подходу к ситуации, логичному и методическому решению проблем. Такая стилевая особенность мыслительной деятельности, по мнению автора, присутствует вследствие того, что основной целью жизнедеятельности на момент проведения диагностики является получение профессиональных знаний и умений.

    Высокий уровень экстраверсии испытуемого, выявленный в ходе исследования, показывает внешнюю обращенность, выражающуюся в общительности, социабельности, стремлению к формированию большого количества дружеских контактов. Данные характеристики укладываются в рамки профессиограммы человека, стремящегося реализоваться в сфере профессиональной деятельности «человек – человек». Социальная работа предполагает наличие широкого спектра социальных отношений с лицами различных статусов. Выбор такой специальности с высокой долей вероятности опосредован именно такой характеристикой темперамента, как экстраверсия, а профессиональная реализация в общении, возможно, станет в будущем индивидуальным стилем профессиональной деятельности автора.

    Зависимость индивидуального стиля деятельности от типологических свойств темперамента исследуется достаточно широко. Однако недостаточно исследований, имеющих  прикладное значение для профессионального  становления абитуриентов, студентов и молодых специалистов. На самом деле, установление корреляционных связей между данными параметрами может существенно помочь как в обучении, так и в профессиональном росте, давая возможность скорректировать проблемные моменты еще в зародышевом состоянии.

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности