Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:54, курсовая работа

Описание работы

•Цель работы – изучить психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности.
•Объект исследования – взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.
•Предмет исследования – психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.

Содержание

Введение…...………………………………………………………………... 3
Глава 1. Темперамент и индивидуальный стиль
деятельности как предмет психологического

исследования……………………..................................................


6
1.1. Основные подходы к изучению темперамента
в психологии……………………………………………………..

6
1.2. Индивидуальный стиль деятельности как отражение
темпераментных свойств личности…………………………….

13
Вывод по первой главе…………………………………………. 18
Глава 2. Эмпирическое исследование темперамента и
индивидуального стиля деятельности...……………………...

19
2.1. Изучение типа темперамента……….………………………….. 19
2.2. Изучение индивидуального стиля
деятельности………………..........................................................

24
Вывод по второй главе………………………………………….
Заключение………………………………………………………………… 30

Работа содержит 1 файл

КУРСОВИК.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки РФ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «Магнитогорский  государственный  университет» 

Социальный  факультет

Кафедра психологии развития личности 
 
 
 
 
 

Темперамент и индивидуальный стиль деятельности

Курсовая  работа по социальной психологии 
 
 
 

                  Выполнила: Сафонова О.К.

                  студентка 42 гр. 

                  Научный руководитель: Пятунин В.А. кандидат пед. наук,

                  профессор кафедры ПРЛ 
                   
                   

Замечания по курсовой работе: 
 
 
 
 
 
 

Допустить к защите:

_________________ 
 

Защита:_________________    Оценка:___________________ 
 
 

Магнитогорск

2008 г.

Содержание 
 

Стр.

Введение…...………………………………………………………………... 3
      Глава 1. Темперамент и индивидуальный стиль

      деятельности как предмет психологического

      исследования……………………..................................................

 
 
6
1.1. Основные подходы  к изучению темперамента

в психологии……………………………………………………..

 
6
1.2. Индивидуальный  стиль деятельности как отражение

темпераментных  свойств личности…………………………….

 
13
      Вывод по первой главе………………………………………….
18
Глава 2. Эмпирическое исследование темперамента и

      индивидуального стиля деятельности...……………………...

 
19
2.1. Изучение типа темперамента……….………………………….. 19
2.2. Изучение индивидуального  стиля

деятельности………………..........................................................

 
24
      Вывод по второй главе………………………………………….
 
Заключение………………………………………………………………… 30
Список  литературы……………………………………………………….. 32
Приложения  
 

 

Введение 
 

    Современные тенденции развития отечественного менталитета включают учет индивидуальных различий в контекст социального прогресса. Сейчас, пожалуй, не найти работодателя, равнодушно относящегося к вопросу подбора и оптимальной расстановки кадров, психологически соответствующих производственной деятельности. Любая сфера труда предъявляет особые требования психофизиологическим качествам индивида, которые получают выражение в профессиограмме конкретного вида профессиональной принадлежности.

    Учет  индивидуальных особенностей личности представляет интерес не только в  конкурентном отборе на работу, при  проведении профориентационных процедур, но и в стабилизации семейных межполовых и родительско-детских отношений, при прогнозировании поведения человека в юридической практике и многое другое.

    Таким образом, в настоящее время проблема типологических различий человека вышла на столь высокий уровень, что представляет интерес не только по части научного развития теорий, но и в актуальном прикладном использовании в психологической практике.

    Интерес к типологическим различиям человека заложен еще до полноправного  определения психологии как науки. Древнегреческая медицина оставила нам в наследие учение Гиппократа, психологические обобщения которого в течение веков получали доказательство своей релевантности, а названия типов темперамента теоретически закреплены и вошли в бытовой лексикон современности.

    В течение веков типологические различия занимали умы великих философов, физиологов, психологов. Типы темперамента выделялись на основании гуморальных (Гиппократ, К.Гален, И.Кант), конституциональных (Э.Кречмер, Э.Шелдон), психофизиологических (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин) особенностей индивида [5; 6; 16; 18; 22; 23]. Стилевые особенности деятельности в рамках западной психологии получили два различных понимания: стиль как характеристика индивидуальной стратегии системы промежуточных целей (А.Адлер) и стиль как характеристика системы операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств (Г.Оллпорт, Р.Стагнер, Х.Виткин). В отечественной психологии, исходя из общей концепции деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), термин «стиль» применяется для определения взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Признано, что индивидуальный стиль деятельности есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [8].

    Актуальность  работы состоит в подтверждении  теоретических тезисов о связи типологических свойств темперамента индивида с  его профориентационной направленностью, а также выявлении стилевых предпочтений в мыслительной деятельности субъекта профессиональной сферы «человек – человек».

  • Цель работы – изучить психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности.
  • Объект исследования – взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.
  • Предмет исследования – психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.

    В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза исследования:

  • У лица, профессионально ориентированного на сферу «человек – человек» имеет место выраженное значение экстраверсии, выражающееся во внешней обращенности, социабельности, общительности, а также выражены такие особенности индивидуального стиля мышления, как ориентированность на систематическое и всестороннее рассмотрение проблемы, объективный подход к ситуации, логичное и методическое решение проблем.

    Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:

    1. Проанализировать научную литературу по проблеме исследования.
    2. Эмпирически изучить особенности темперамента.
    3. Опытным путем исследовать индивидуальный стиль деятельности на примере мышления.

    Поставленные цель и задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературы, методики стандартизованного самоотчета (методика Г.Айзенка по определению темперамента, тест «Индивидуальные стили мышления» А.Алексеева и Л.Громовой).

    Теоретическая значимость данной курсовой работы состоит  в подтверждении внешней направленности человека, получающего специализацию  в профессиональной сфере «человек – человек», которая предусматривает  безусловную социабельность, общительность, разговорчивость, инициативность. Кроме того, изучение связи темпераментных свойств и стилевых особенностей мышления представляет научный интерес в контексте профориентационной дифференцированности как обучающихся, так и практиков, успешно реализовавшихся на профессиональном поприще.

    Практическая  значимость данной работы представляется в возможности определения стилевых особенностей через темперамент  и обратно, а также применении психодиагностических данных для прогнозирования  профессиональных перспектив.

    Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.

 

      Глава 1. Темперамент и  индивидуальный стиль  деятельности как  предмет психологического исследования 
       

    1. Основные  подходы к изучению темперамента в психологии
 

    Еще в древние времена люди обращали внимание на индивидуальные особенности разных людей. Известно, что в Древнем Риме набор в армию производился по следующему принципу: кандидата в воины подводили к краю глубокой пропасти и визуально оценивали изменения в его внешности, обусловленные вегетососудистой реакцией организма. В случае покраснения кожных покровов воин считался пригодным к бою и принимался в армию, в случае побледнения – сбрасывался в пропасть. Современная психофизиология определяет детерминацию вегетососудистого реагирования типом высшей нервной деятельности, опосредованным силой и подвижностью нервных процессов.

    Заслуга первого научного разделения индивидуальных особенностей человека на типы принадлежит  древнегреческому врачу Гиппократу утверждавшему, что различия людей опосредованы соотношением четырех основных «жизненных соков» организма – крови, флегмы, желтой и черной желчи – входящих в его состав. Современные психологи и физиологи единодушно признают Гиппократа создателем учения о темпераментах [3; 5; 6; 9; 20; 22; 23]. Так, великий физиолог И.П. Павлов говорит, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» [цит. по 6].

    Гуморальная теория о типах темперамента была развита античным врачом Клавдием Галеном , который считал, что от комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 – некоторое отклонение от нормы [6]. Традиционное же описание четырех гиппократовских типов темперамента относят римскому врачу Аэцию [там же ].

    Итогом  достаточно длительного изучения типов  темперамента в рамках гуморальной  теории стали следующие описания темперамента:

  • Сангвиник – (от лат. sanquis – кровь) – субъект, характеризующийся высокой психической активностью, энергичностью, работоспособностью, быстротой и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрым темпом речи. Стремится к частой смене впечатлений, легко и быстро откликается на происходящие события, общителен. Эмоции преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. Сравнительно легко и быстро переживает неудачи.
  • Холерик – (от греч. chole – желчь) – субъект, характеризующийся высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью движений, быстрым темпом, порывистостью. Склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам.
  • Флегматик – (от греч. phlegma – слизь) – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, медлительностью, невыразительностью мимики. Трудно переключается с одного вида деятельности на другой, с трудом приспосабливается к новой обстановке. Преобладает спокойное, ровное настроение. Чувства и настроение обычно отличаются постоянством.
  • Меланхолик – (от греч. melaina chole – черная желчь) – субъект, характеризующийся низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью моторики и речи, быстрой утомляемостью. Меланхолика отличают высокая эмоциональная сензитивность, глубина и устойчивость эмоций при слабом их внешнем выражении, преобладание отрицательных эмоций.

    Философским изучением типов темперамента занимался Иммануил Кант который разделил типы темперамента по следующему принципу [7]:

    I – темпераменты чувства, которые, в свою очередь подразделяются на а) сангвинический (человека веселого нрава) и б) меланхолический (человека мрачного нрава) типы;

    II – темпераменты деятельности, разделяемые на а) холерический (человека вспыльчивого) и б) флегматический (хладнокровный) типы.

    И.Кант считал, что «сложных темпераментов  нет…их всегда и во всем только четыре, и каждый из них однороден» [7].

    Не  менее интересными мыслями по поводу типологии темпераментов  поделился Стендаль в своей работе «История живописи в Италии». Он выделил шесть «наиболее резко отличающихся друг от друга темпераментов» [24] – сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический, нервный и атлетический – и описал их душевные, физические и нравственные свойства, а также влияние климата и образа жизни на формирование того или иного типа темперамента.

Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности