Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:54, курсовая работа
•Цель работы – изучить психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности.
•Объект исследования – взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.
•Предмет исследования – психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.
Введение…...………………………………………………………………... 3
Глава 1. Темперамент и индивидуальный стиль
деятельности как предмет психологического
исследования……………………..................................................
6
1.1. Основные подходы к изучению темперамента
в психологии……………………………………………………..
6
1.2. Индивидуальный стиль деятельности как отражение
темпераментных свойств личности…………………………….
13
Вывод по первой главе…………………………………………. 18
Глава 2. Эмпирическое исследование темперамента и
индивидуального стиля деятельности...……………………...
19
2.1. Изучение типа темперамента……….………………………….. 19
2.2. Изучение индивидуального стиля
деятельности………………..........................................................
24
Вывод по второй главе………………………………………….
Заключение………………………………………………………………… 30
Министерство образования и науки РФ
Федеральное агентство по образованию
ГОУ
ВПО «Магнитогорский
государственный
университет»
Социальный факультет
Кафедра
психологии развития
личности
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности
Курсовая
работа по социальной психологии
Выполнила: Сафонова О.К.
студентка
42 гр.
Научный руководитель: Пятунин В.А. кандидат пед. наук,
профессор
кафедры ПРЛ
Замечания
по курсовой работе:
Допустить к защите:
_________________
Защита:_________________
Магнитогорск
2008 г.
Содержание
Стр.
Введение…...……………………………………………… |
3 | |
деятельности как предмет психологического исследования…………………….......... |
6 | |
1.1. | Основные подходы
к изучению темперамента
в психологии…………………………………………………… |
6 |
1.2. | Индивидуальный
стиль деятельности как отражение
темпераментных свойств личности……………………………. |
13 |
|
18 | |
Глава
2. Эмпирическое исследование
темперамента и
индивидуального
стиля деятельности...……………………. |
19 | |
2.1. | Изучение типа темперамента……….………………………….. | 19 |
2.2. | Изучение индивидуального
стиля
деятельности………………............ |
24 |
|
||
Заключение…………………………………………………… |
30 | |
Список
литературы…………………………………………………… |
32 | |
Приложения |
Введение
Современные тенденции развития отечественного менталитета включают учет индивидуальных различий в контекст социального прогресса. Сейчас, пожалуй, не найти работодателя, равнодушно относящегося к вопросу подбора и оптимальной расстановки кадров, психологически соответствующих производственной деятельности. Любая сфера труда предъявляет особые требования психофизиологическим качествам индивида, которые получают выражение в профессиограмме конкретного вида профессиональной принадлежности.
Учет индивидуальных особенностей личности представляет интерес не только в конкурентном отборе на работу, при проведении профориентационных процедур, но и в стабилизации семейных межполовых и родительско-детских отношений, при прогнозировании поведения человека в юридической практике и многое другое.
Таким образом, в настоящее время проблема типологических различий человека вышла на столь высокий уровень, что представляет интерес не только по части научного развития теорий, но и в актуальном прикладном использовании в психологической практике.
Интерес к типологическим различиям человека заложен еще до полноправного определения психологии как науки. Древнегреческая медицина оставила нам в наследие учение Гиппократа, психологические обобщения которого в течение веков получали доказательство своей релевантности, а названия типов темперамента теоретически закреплены и вошли в бытовой лексикон современности.
В течение веков типологические различия занимали умы великих философов, физиологов, психологов. Типы темперамента выделялись на основании гуморальных (Гиппократ, К.Гален, И.Кант), конституциональных (Э.Кречмер, Э.Шелдон), психофизиологических (И.П.Павлов, Б.М.Теплов, В.Д.Небылицин) особенностей индивида [5; 6; 16; 18; 22; 23]. Стилевые особенности деятельности в рамках западной психологии получили два различных понимания: стиль как характеристика индивидуальной стратегии системы промежуточных целей (А.Адлер) и стиль как характеристика системы операций, к которым личность предрасположена в силу своих индивидуальных свойств (Г.Оллпорт, Р.Стагнер, Х.Виткин). В отечественной психологии, исходя из общей концепции деятельности (С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев), термин «стиль» применяется для определения взаимоотношения объективных требований деятельности и свойств личности. Признано, что индивидуальный стиль деятельности есть «индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно или стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (типологически обусловленной) индивидуальности с предметными, внешними условиями деятельности» [8].
Актуальность работы состоит в подтверждении теоретических тезисов о связи типологических свойств темперамента индивида с его профориентационной направленностью, а также выявлении стилевых предпочтений в мыслительной деятельности субъекта профессиональной сферы «человек – человек».
В ходе работы была выдвинута следующая гипотеза исследования:
Для реализации цели исследования и подтверждения гипотезы были поставлены следующие задачи:
Поставленные цель и задачи решались с помощью следующих методов исследования: теоретический анализ литературы, методики стандартизованного самоотчета (методика Г.Айзенка по определению темперамента, тест «Индивидуальные стили мышления» А.Алексеева и Л.Громовой).
Теоретическая
значимость данной курсовой работы состоит
в подтверждении внешней
Практическая
значимость данной работы представляется
в возможности определения
Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и приложения.
Глава 1.
Темперамент и
индивидуальный стиль
деятельности как
предмет психологического
исследования
Еще в древние времена люди обращали внимание на индивидуальные особенности разных людей. Известно, что в Древнем Риме набор в армию производился по следующему принципу: кандидата в воины подводили к краю глубокой пропасти и визуально оценивали изменения в его внешности, обусловленные вегетососудистой реакцией организма. В случае покраснения кожных покровов воин считался пригодным к бою и принимался в армию, в случае побледнения – сбрасывался в пропасть. Современная психофизиология определяет детерминацию вегетососудистого реагирования типом высшей нервной деятельности, опосредованным силой и подвижностью нервных процессов.
Заслуга первого научного разделения индивидуальных особенностей человека на типы принадлежит древнегреческому врачу Гиппократу утверждавшему, что различия людей опосредованы соотношением четырех основных «жизненных соков» организма – крови, флегмы, желтой и черной желчи – входящих в его состав. Современные психологи и физиологи единодушно признают Гиппократа создателем учения о темпераментах [3; 5; 6; 9; 20; 22; 23]. Так, великий физиолог И.П. Павлов говорит, что Гиппократ «уловил в массе бесчисленных вариантов человеческого поведения капитальные черты» [цит. по 6].
Гуморальная теория о типах темперамента была развита античным врачом Клавдием Галеном , который считал, что от комбинаций соков и начал зависят психические свойства и даже пол человека. Всего он выделял 13 темпераментов, из которых лишь один нормальный, а 12 – некоторое отклонение от нормы [6]. Традиционное же описание четырех гиппократовских типов темперамента относят римскому врачу Аэцию [там же ].
Итогом достаточно длительного изучения типов темперамента в рамках гуморальной теории стали следующие описания темперамента:
Философским изучением типов темперамента занимался Иммануил Кант который разделил типы темперамента по следующему принципу [7]:
I – темпераменты чувства, которые, в свою очередь подразделяются на а) сангвинический (человека веселого нрава) и б) меланхолический (человека мрачного нрава) типы;
II – темпераменты деятельности, разделяемые на а) холерический (человека вспыльчивого) и б) флегматический (хладнокровный) типы.
И.Кант считал, что «сложных темпераментов нет…их всегда и во всем только четыре, и каждый из них однороден» [7].
Не менее интересными мыслями по поводу типологии темпераментов поделился Стендаль в своей работе «История живописи в Италии». Он выделил шесть «наиболее резко отличающихся друг от друга темпераментов» [24] – сангвинический, холерический, флегматический, меланхолический, нервный и атлетический – и описал их душевные, физические и нравственные свойства, а также влияние климата и образа жизни на формирование того или иного типа темперамента.
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности