Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2011 в 16:54, курсовая работа
•Цель работы – изучить психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности.
•Объект исследования – взаимосвязь темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.
•Предмет исследования – психологические особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности человека.
Введение…...………………………………………………………………... 3
Глава 1. Темперамент и индивидуальный стиль
деятельности как предмет психологического
исследования……………………..................................................
6
1.1. Основные подходы к изучению темперамента
в психологии……………………………………………………..
6
1.2. Индивидуальный стиль деятельности как отражение
темпераментных свойств личности…………………………….
13
Вывод по первой главе…………………………………………. 18
Глава 2. Эмпирическое исследование темперамента и
индивидуального стиля деятельности...……………………...
19
2.1. Изучение типа темперамента……….………………………….. 19
2.2. Изучение индивидуального стиля
деятельности………………..........................................................
24
Вывод по второй главе………………………………………….
Заключение………………………………………………………………… 30
Диспозиция
способов поведения человека и устойчива,
и динамична. Однажды сформировавшись,
диспозиция стремится сохранять внутреннюю
структуру и свойственные ей функции,
побуждая человека воспроизводить одну
и ту же линию поведения, принимать однотипные
решения, делать однотипные выборы и прогнозы.
То есть, диспозиции «ответственны» не
только за исполнение конкретных действий
и поступков, но и за формирование долгосрочных
поведенческих программ – индивидуального
стиля деятельности и даже жизни.
Таким образом, индивидуальный стиль деятельности человека – это обусловленная сочетанием определенных свойств темперамента устойчивая система индивидуальных приемов и способов, адаптированная к условиям выполняемой деятельности и направленная на достижение наилучших результатов с наименьшими психофизиологическими затратами (либо получением эмоционального удовлетворения) для человека.
Выводы по первой
главе
Теоретическое исследование особенностей темперамента и индивидуального стиля деятельности позволило сделать следующие выводы:
На протяжении
сотен лет типологии
На настоящий момент существуют различные подходы к определению собственно темперамента.
Глава 2.
Эмпирическое исследование
темперамента и индивидуального
стиля деятельности
Организация исследования
В настоящем исследовании изучались особенности темперамента и индивидуального стиля деятельности на примере мышления. Испытуемым в ходе исследования выступал автор работы: студентка 4-го курса Магнитогорского государственного университета, обучающаяся на социальном факультете.
Исследование проходило ряд этапов:
Процедура
тестирования проходила в первой
половине дня. Тестирование осуществлялось
последовательно, без перерывов.
2.1.Изучение
типа темперамента
Метод исследования
Поставленные цель и задачи определили необходимость выбора метода исследования – стандартизированного самоотчета. Для изучения особенностей темперамента испытуемого применялась методика Г. Айзенка по определению темперамента [12; 19].
Система шкал Г. Айзенка представляет собой удачный пример минимизированного базиса факторов, на основании которого описываются многие типы и варианты человеческих характеров и темпераментов. В процессе выполнения данной методики применялось практическое правило заполнения подобных психологических анкет, тестирующих личность: быстрая реакция на стимульный материал, поскольку наиболее интересной и информативной с точки зрения анализа является первая реакция отвечающего, когда он дает наиболее «устоявшийся», интуитивно близкий ему ответ.
Методика состоит из 57-ми вопросов, предполагающих дихотомический вариант ответов на них. Опросник методики Г. Айзенка по определению темперамента приведен в Приложении 1, результаты опроса приведены в Приложении 2.
Обработка результатов ответов на вопросы анкеты осуществлялась с использованием «ключа». Для определения типа темперамента определялись величины показателей экстраверсии и нейротизма. А для оценки надежности этих показателей подсчитывалась величина показателя искренности. Величина показателей измеряется в баллах, подсчитываемых как количество совпадений ответов испытуемого с «ключом». Итоговый показатель по шкале «Ложь» соответствует одному из 3-х уровней искренности: норма (0 – 3 балла); сомнительный (4 – 5 баллов); недостоверность (6 – 9 баллов). Итоговый показатель по шкале «Экстраверсии – Интроверсии» соответствует одному из 3-х типов: интроверт (0 – 10 баллов); амбиверт (11 – 14); экстраверт (15 – 24). Итоговый показатель по шкале «Нейротизм» соответствует одному из 4-х уровней эмоциональной лабильности: эмоциональная устойчивость (0 – 10 баллов); эмоциональная впечатлительность (11 – 16 баллов); отдельные признаки расшатанности нервной системы (17 – 22 балла); нейротизм, граничащий с патологией (23 – 24 балла).
Вторым
шагом в ходе обработки результатов
являлось построение схемы типов темперамента.
Темперамент и его основные свойства можно
представить в виде точки проекции величины
экстраверсии и эмоциональной устойчивости,
полученной путем пересечения перпендикуляров,
восстановленных к соответствующим значениям
осей.
Результаты исследования и их интерпретация
Опросник
Г. Айзенка по определению темперамента
применялся для эмпирического изучения
темпераментных особенностей испытуемого.
Результаты психодиагностического исследования
представлены в таблице (см. Таблица 1).
Таблица 1
Итоговые
показатели по методике
Г. Айзенка по определению
темперамента
Наименование шкалы | Сумма баллов |
Ложь | 4 |
Экстраверсия - Интроверсия | 18 |
Нейротизм | 6 |
Как видно из таблицы (Табл. 1), набранное количество баллов по шкале искренности находится в диапазоне сомнительных ответов, из чего можно сделать вывод о том, что испытуемый умеренно пытается исказить результаты тестирования, продемонстрировать социально желаемое поведение.
Показатель
по шкале Экстраверсии-
Сумма баллов по шкале нейротизма соответствует низкому уровню, что показывает эмоциональную устойчивость испытуемого. Характеристикой низкого показателя нейротизма служит стабильность и низкая тревожность, и, как следствие, стрессоустойчивость и высокий фрустрационнный порог.
Согласно логике осуществления анализа данных по методике Г. Айзенка, следует построить схему темперамента, для чего определяется точка проекции величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости, полученная путем пересечения перпендикуляров, восстановленных к соответствующим значениям осей. Схема темперамента испытуемого представлена на рисунке 1 (Приложение ).
Как показывает рисунок (рис.1), положение точки пересечения проекций величины экстраверсии и эмоциональной устойчивости располагается в области сангвинического типа темперамента. Г. Айзенк включает в соотношение двух базовых параметров личности сангвиников следующие черты: общительность, открытость, разговорчивость отзывчивость, беспечность, живость, беззаботность, стремление к лидерству [21].
Сангвиник характеризуется как стабильная личность. Представитель этого типа - живой, любознательный, подвижный (но без резких, порывистых движений) человек. Как правило, весел и жизнерадостен. Легко поддаётся чувствам, но они у него обычно не сильны и не глубоки. Быстро забывает обиды, сравнительно легко переживает неудачи [19]. Социален, легко устанавливает контакты, общительный, доброжелательный, приветливый, быстро сходится с людьми, легко налаживает хорошие отношения, стремится к лидерству. Такой человек отличается сильной, уравновешенной психикой, легко и быстро реагирует на изменения ситуации. В.М.Кроль считает, что «комбинация таких черт позволяет сангвинику получать максимальное по сравнению с другими типами характеров количество положительных эмоций» [12].
По мнению Стендаля, сангвинику свойственны живые, быстрые и легко возникающие ощущения, большая жизненная сила, быстрота и легкость действий. К душевным свойствам сангвиника Стендаль относит приподнятое состояние духа, приятные и блестящие мысли, благожелательные и нежные чувства, непостоянство привычек, легковесность и изменчивость души, недостаток глубины и силы ума [24].
При
правильном воспитании сангвиника отличает
высокоразвитое чувство коллективизма,
отзывчивость, активное отношение к
учебной работе, труду и общественной
жизни. При неблагоприятных условиях,
когда отсутствует
Таким
образом, результаты исследования испытуемого
по методике Г. Айзенка по определению
типа темперамента выявили выраженный
показатель по шкале экстраверсии (Табл.1),
что может выражаться в поведенческом
плане как общительность, обращенность
к внешнему миру. По шкале нейротизма показатель
входит в статистический диапазон эмоциональной
устойчивости (Табл.1). В совокупности показатели
по обеим шкалам соответствуют сангвиническому
типу темперамента (Приложение
).
2.2.
Изучение индивидуального
стиля деятельности
Метод исследования.
Изучение
индивидуального стиля
Данная методика предназначена для определения предпочитаемого способа мышления, манеры задавать вопросы и принимать решения. Каждый пункт опросника состоит из утверждения, за которым следуют пять его возможных окончаний, которые испытуемый должен проранжировать по степени применяемости в реальной ситуации. Методика состоит из 18-ти утверждений. Инструкция и текст опросника представлены в Приложении 4. Обработка результатов тестирования осуществлялась посредством переноса ответов (оценок) на бланк дешифратора, который представлен в Приложении 5. Баллы в соответствующих квадратах суммировались сначала по строкам, а затем – по столбцам, следуя указаниям на бланке дешифратора. Сумма вертикального подсчета записывалась в пять нижерасположенных квадратов, обозначенных буквами «С», «И», «П», «А», «Р». Для проверки правильности проведенных подсчетов определялась сумма результатов вычисления последних квадратов, которая, в случае соблюдения инструкции и верности подсчетов должна составлять 270.
Буквенные обозначения «С», «И», «П», «А», «Р» - суть начальные буквы стилей мышления:
С – синтетический стиль;
И – идеалистический стиль;
П – прагматический стиль;
А – аналитический стиль;
Р – реалистический стиль.
В
зависимости от суммы баллов по каждому
из стилей мышления выявляется один из
семи уровней предпочтения: абсолютное
отчуждение (менее 37 баллов); игнорирование
(от 37 до 42 баллов); умеренное пренебрежение
(от 43 до 48 баллов); неопределенное предпочтение
(от 48 до 59 баллов); умеренное предпочтение
(от 60 до 65 баллов); сильное предпочтение
(от 66 до 71 балла); преданность стилю (выше
71 балла).
Информация о работе Темперамент и индивидуальный стиль деятельности