Темперамент и характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:50, реферат

Описание работы

Цель данной работы - углубить и систематизировать знания в области понятий темперамента и характера, их сущности, типов и классификаций характера и темперамента, их взаимосвязь с личностью, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1 Общее понятие о темпераменте………………………………………….4
1.2 Физиологическая основа темперамента…………………………………5
1.3 Психологическая характеристика темпераментов……………………...7
1.4 Темперамент и личность………………………………………………….9
2 ХАРАКТЕР
2.1 Общее понятие о характере……………………………………………..11
2.2 Физиологические основы характера…………………………………....12
2.3 Типическое и индивидуальное в характере……………………………12
2.4 Черты характера…………………………………………………………13
2.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Работа содержит 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

     2.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания 

     Как отмечалось, характер формируется, развивается  и изменяется в практической деятельности человека, отражает условия и образ его жизни.

     Формирование  характера начинается с раннего  детства. Уже в дошкольном возрасте обрисовываются первые контуры характера, начинает складываться привычный образ  поведения, определенные отношения  к действительности. Проявления коллективизма, настойчивости, выдержки, смелости в дошкольном возрасте формируются прежде всего в игре, особенно в коллективных сюжетных играх с правилами.

     Большое значение имеют простейшие виды доступной  дошкольнику трудовой деятельности. Выполняя некоторые несложные обязанности, ребенок приучается уважать и любить труд, чувствовать ответственность за порученное дело. Под влиянием требований родителей и воспитателей, их личного примера у ребенка постепенно складываются понятия о том, что можно и чего нельзя, и это начинает определять его поведение, закладывает основы чувства долга, дисциплины, выдержки; ребенок приучается давать оценку собственному поведению.

     С поступлением в школу начинается новый этап формирования характера. Ребенок впервые сталкивается с рядом строгих правил и школьных обязанностей, определяющих все его поведение в школе, дома, в общественных местах.

     Эти правила, обязанности развивают  у школьника организованность, систематичность, целеустремленность, настойчивость, аккуратность, дисциплинированность, трудолюбие. Исключительно важную роль в формировании характера играет школьный коллектив. В школе ребенок вступает  в новые для него отношения с учителями, в отношения содружества и взаимопомощи с товарищами. У него развивается сознание долга и ответственности перед коллективом своего класса, школы, чувство товарищества, коллективизм. Особенно  интенсивно развиваются черты характера у подростков. Подросток в значительно большой мере, чем младший школьник, участвует в жизни взрослых, к нему предъявляют более высокие требования. Подросток в своей учебной и общественной деятельности уже гораздо больше начинает руководствоваться мотивами общественного порядка - чувством долга и ответственности перед коллективом, желанием поддержать честь школы, класса.

     Решающее  влияние на характер ребенка оказывает  воспитание. Не существует детей, характер которых нельзя было бы перевоспитать, и которым нельзя было бы привить  определенные положительные качества, устранив даже как будто бы уже  укоренившиеся у них отрицательные черты.

     Каковы  же пути воспитания характера? Необходимым  условием воспитания характера является формирование мировоззрения, убеждений, и идеалов. Мировоззрением определяется направленность человека, его жизненные  цели, устремления, из мировоззрения вытекают моральные установки, которыми люди руководствуются в своих поступках. Задача формирования мировоззрения, убеждений должна решаться в единстве с воспитанием определенных форм поведения, в которых могла бы воплотиться система отношений человека к действительности. Поэтому для воспитания общественно ценных черт характера необходима такая организация игровой, учебной, трудовой деятельности ребенка, при которой он бы мог накопить опыт правильного поведения.

     В процессе формирования характера надо закреплять не только определенную форму поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, но и соответствующий мотив этого поведения, ставить детей в такие условия, чтобы их практическая деятельность соответствовала их идейному воспитанию, чтобы они применяли на практике усваиваемые принципы поведения. Если условия, в которых жил и действовал ребенок, не требовали от него, например, проявления выдержки или инициативности, то соответствующие черты характера у него и не выработаются, какие бы высокие моральные идеи ни прививались ему словесно. Нельзя воспитать мужественного человека, если не поставить его в такие условия, когда бы он мог и должен был проявить мужество. Воспитание, устраняющее все трудности на жизненном пути ребенка, никогда не может создать сильного характера.

     Важнейшим средством воспитания характера  является труд. В серьезном и общественно  значимом труде, связанном с преодолением трудностей, воспитываются лучшие черты  характера - целеустремленность, коллективизм, настойчивость.   Важнейшее условие правильной организации воспитательных мероприятий - тесная согласованность учебно-воспитательной работы школы с соответствующими влияниями семьи.

     На  воспитание характера влияют литература и искусство. Образы литературных героев и их поведение часто служат для школьника своеобразным образцом, с которым он сравнивает свое поведение.

     На  воспитание характера влияет и личный пример воспитателя, будь то родите ли или педагоги. То, что делают воспитатели, часто гораздо больше влияет на жизнь  ребенка, чем- то, что они ему говорят. Как учитель относится к работе, как он следует общественным нормам поведения, владеет ли собой и своими чувствами, каков стиль его работы - все это имеет огромное значение для воспитания характера детей.

     Важную  роль в формировании характера играет живое слово учителя, воспитателя, с которым он обращается к ребенку. Значительное место занимают, в частности, этические, или моральные, беседы. Их цель - формировать у детей правильные моральные представления и понятия. Для более старших школьников один из путей формирования характера - самовоспитание. Однако и у младших школьников учитель должен воспитывать стремление изжить у себя те или иные недостатки, нежелательные привычки, выработать полезные привычки. Особенно важна необходимость индивидуального подхода в воспитании характера

     Индивидуальный  подход требует выбора и осуществления  таких воспитательных мероприятий, которые соответствовали бы особенностям личности школьника и состоянию, в котором он в данное время  находится.

     Совершенно необходимо принимать во внимание мотивы поступков, так как различия в мотивах определяют и различия в воспитательных мероприятиях, которые должны быть осуществлены учителем в ответ на тот или иной поступок учащегося. Индивидуальный подход требует опоры на то положительное, что уже есть у каждого ребенка в области его интересов, отношений к людям, к отдельным видам деятельности и т. д. Всемерно развивая уже имеющиеся ценные черты, поощряя положительные поступки, педагог легче может добиться преодоления отрицательных черт характера у детей.

     Для того чтобы воспитывать характер школьника с учетом его индивидуальных особенностей, следует хорошо знать  их, т. е. всесторонне и глубоко  изучить индивидуальность ученика. Изучение ребенка - сравнительно длительный процесс. Только хорошее знание учащегося позволит наметить индивидуальные мероприятия по его дальнейшему воспитанию или перевоспитанию и приведет к желаемым результатам.

     Впервые встречаясь с учениками в самом  начале первого года обучения, учитель  должен внимательно наблюдать их, побеседовать с родителями об условиях и некоторых особенностях развития ребенка, о проявлениях его характера. На основании наблюдений и бесед необходимо составить определенную программу формирования характера ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. 
 
 
 

 

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     Темперамент – это врожденные особенности  человека, которые обусловливают динамические характеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. Выделяют 4 основных типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик. Каждый из типов темперамента имеет свои положительные стороны.

     Характер  – индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных особенностей личности, проявляющихся в поведении человека, в определенном отношении: к себе, к другим людям, к порученному делу, в характере отражаются волевые качества.

     Исходя  из материалистического понимания  человеческих явлений, следует отметить, что общим для характера и темперамента, является зависимость от физиологических особенностей человека- Формирование характера существенно зависит от свойств темперамента, более тесно связанного со свойствами нервной системы. Кроме того, черты характера возникают тогда, кода темперамент уже достаточно развит. Характер развивается на основе, на базе темперамента. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность или инертность реакции и т.д. Однако темперамент не предопределяет характер, У людей с одинаковыми свойствами темперамента может быть совершенно различный характер. Особенности темперамента могут способствовать или противодействовать формированию тех или иных черт характера.

     Свойства  темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером.

     Черты темперамента и характера органически  связаны и взаимодействуют друг с другом в целостном едином облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его  индивидуальности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 

     1.  Левитов Н. Д. Психология характера,  изд. 3. М., "Просвещение", 1969

  1. Ковалев А. Г. Психология личности, изд. 3. М., "Просвещение", 1970

     3. Гоноболин Ф. Н. Воля, характер, деятельность. Минск, "Народная асвета", 1966

     4. Шепель В. М. Управленческая  психология. Москва, "Экономика", 1984

  1. Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность, изд. М., "Наука", 1984

     6. Божович Л. И. Личность и  ее формирование в детском  возрасте. М, "Просвещение", 1968

           7. Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС», 2003 

Информация о работе Темперамент и характер