Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:50, реферат
Цель данной работы - углубить и систематизировать знания в области понятий темперамента и характера, их сущности, типов и классификаций характера и темперамента, их взаимосвязь с личностью, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1 Общее понятие о темпераменте………………………………………….4
1.2 Физиологическая основа темперамента…………………………………5
1.3 Психологическая характеристика темпераментов……………………...7
1.4 Темперамент и личность………………………………………………….9
2 ХАРАКТЕР
2.1 Общее понятие о характере……………………………………………..11
2.2 Физиологические основы характера…………………………………....12
2.3 Типическое и индивидуальное в характере……………………………12
2.4 Черты характера…………………………………………………………13
2.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………
1
ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1 Общее понятие о темпераменте………………………………………….4
1.2 Физиологическая основа темперамента…………………………………5
1.3 Психологическая характеристика темпераментов……………………...7
1.4
Темперамент и личность………………………………………………….9
2
ХАРАКТЕР
2.1 Общее понятие о характере……………………………………………..11
2.2 Физиологические основы характера…………………………………....12
2.3 Типическое и индивидуальное в характере……………………………12
2.4
Черты характера………………………………………………………
2.5
Формирование характера у детей и пути
его воспитания…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………
СПИСОК
ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
" Темперамент ", " характер ", " личность " - в этих понятиях исходно содержится сложная внутренняя диалектика. Мы используем их для определения человеческой индивидуальности - того, что отличает данного человека от всех остальных, что делает его уникальным. Вместе с тем мы заранее предполагаем в этой уникальности черты, общие с другими людьми, иначе всякая классификация, да и само употребление перечисленных понятий, потеряла бы смысл. Какие же именно черты, стороны, качества, особенности человека отражает каждое из этих понятий? Слова "темперамент", "характер", "личность" употребляются нами постоянно и повсеместно, они нужны и свою роль выполняют. В повседневном общении в каждое из них вкладывается достаточно определенный смысл и с их помощью достигается взаимопонимание.
Цель данной работы - углубить и систематизировать знания в области понятий темперамента и характера, их сущности, типов и классификаций характера и темперамента, их взаимосвязь с личностью, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
Еще в глубокой древности учёные, наблюдая внешние особенности поведения людей, обратили внимание на большие индивидуальные различия в этом отношении. Одни очень подвижны, эмоционально возбудимы, энергичны. Другие медлительны, спокойны, невозмутимы. Одни общительны, легко вступают в контакты с окружающими, жизнерадостны, другие замкнуты, скрытны.
Психические особенности человеческой личности характеризуются различными свойствами, проявляющиеся при общественной деятельности человека. Одним из психических свойств личности является темперамент человека.
Характер
же – это каркас личности, в который входят
только наиболее выраженные и тесно взаимосвязанные
свойства личности, отчетливо проявляющиеся
в различных видах деятельности. Все черты
характера – это черты личности, но не
все черты личности – черты характера.
1
ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1
Общее понятие о темпераменте
Темперамент - это индивидуальные особенности человека, определяющие динамику протекания его психических процессов и поведения. Под динамикой понимают темп, ритм, продолжительность, интенсивность психических процессов, в частности эмоциональных процессов, а также некоторые внешние особенности поведения человека - подвижность, активность, быстроту или замедленность реакций и т. д. Темперамент характеризует динамичность личности, но не характеризует ее убеждений, взглядов, интересов, не является показателем ценности или малоценности личности, не определяет ее возможности (не следует смешивать свойства темперамента со свойствами характера или способностями). Можно выделить следующие основные компоненты, определяющие темперамент.
1.Общая
активность психической
Можно отметить две крайности: с одной стороны, вялость, инертность, пассивность, а с другой - большая энергия, активность, страстность и стремительность в деятельности. Между этими двумя полюсами располагаются представители различных темпераментов.
2.
Двигательная, или моторная, активность
показывает состояние
3.
Эмоциональная активность
Древнегреческий врач
1.2
Физиологическая основа
темперамента
Согласно учению И. П. Павлова, индивидуальные особенности поведения, динамика протекания психической деятельности зависят от индивидуальных различий в деятельности нервной системы. Основой же индивидуальных различий в нервной деятельности является проявление и соотношение свойств двух основных нервных процессов - возбуждения и торможения
Были установлены три свойства процессов возбуждения и торможения:
1) сила процессов возбуждения и торможения,
2)
уравновешенность процессов
3)
подвижность (сменяемость)
Сила нервных процессов выражается в способности нервных клеток переносить продолжительное либо кратковременное, но очень концентрированное возбуждение и торможение. Это определяет работоспособность (выносливость) нервной клетки.
Слабость
нервных процессов
Важным свойством высшей нервной деятельности является уравновешенность нервных процессов, т. е. пропорциональное соотношение возбуждения и торможения. У некоторых людей эти два процесса взаимно уравновешиваются, а у других этого равновесия не наблюдается: преобладает или процесс торможения или возбуждения.
Одно из основных свойств высшей нервной деятельности - подвижность нервных процессов. Подвижность нервной системы характеризуется быстротой сменяемости процессов возбуждения и торможения, быстротой возникновения и прекращения их (когда этого требуют условия жизни), скоростью движения нервных процессов (иррадиации и концентрации), быстротой появления нервного процесса в ответ на раздражение, быстротой образования новых условных связей, выработки и изменения динамического стереотипа.
Комбинации
указанных свойств нервных
В зависимости от соотношения этих свойств нервной системы Павлов выделил 4 основных типа высшей нервной деятельности:
Схема типов высшей нервной деятельности
(по И. П. Павлову)
1).Сильный уравновешенный тип. Отличаясь сильной нервной системой, он характеризуется неуравновешенностью основных нервных процессов - преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.
2).Сильный уравновешенный подвижный тип. Процессы торможения и возбуждения сильны и уравновешенны, но быстрота, подвижность их, быстрая сменяемость нервных процессов ведут к относительной неустойчивости нервных связей.
3).Сильный уравновешенный инертный тип. Сильные и уравновешенные нервные процессы отличаются малой подвижностью. Представители этого типа внешне всегда спокойны, ровны, трудно возбудимы.
4).Слабый тип. Представители слабого типа нервной системы не могут выдерживать сильные, длительные и концентрированные раздражители. Слабыми являются процессы торможения и возбуждения. При действии сильных раздражителей задерживается выработка условных рефлексов. Наряду с этим отмечается высокая чувствительность (т.е. низкий порог) на действия раздражителей.
Тип высшей, нервной деятельности относится к природным высшим данным, это врожденное свойство нервной системы. На данной физиологической основе могут образоваться различные системы условных связей, т. е. в процессе жизни эти условные связи будут различно формироваться у разных людей. Темперамент и есть проявление типа высшей нервной деятельности в деятельности, поведении человека.
Особенности
психической деятельности человека,
определяющие его поступки, поведение,
привычки, интересы, знания, формируются
в процессе индивидуальной жизни человека,
в процессе воспитания. Тип высшей нервной
деятельности придает своеобразие поведению
человека, накладывает характерный отпечаток
на весь облик человека - определяет подвижность
его психических процессов, их устойчивость,
но не определяет ни поведения, ни поступков
человека, ни его убеждений, ни моральных
устоев.
1.3
Психологическая характеристика
темпераментов
По мнению И.П. Павлова, темпераменты являются "основными чертами" индивидуальных особенностей человека. Их принято различать следующим образом: