Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 21:50, реферат
Цель данной работы - углубить и систематизировать знания в области понятий темперамента и характера, их сущности, типов и классификаций характера и темперамента, их взаимосвязь с личностью, развитие способности к научно-исследовательской работе в ходе изучения литературных источников и нормативно-инструктивных материалов.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………. 3
1 ТЕМПЕРАМЕНТ
1.1 Общее понятие о темпераменте………………………………………….4
1.2 Физиологическая основа темперамента…………………………………5
1.3 Психологическая характеристика темпераментов……………………...7
1.4 Темперамент и личность………………………………………………….9
2 ХАРАКТЕР
2.1 Общее понятие о характере……………………………………………..11
2.2 Физиологические основы характера…………………………………....12
2.3 Типическое и индивидуальное в характере……………………………12
2.4 Черты характера…………………………………………………………13
2.5 Формирование характера у детей и пути его воспитания…………….17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….21
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Какова связь темперамента с характером? Характер человека – это сплав врожденных свойств высшей нервной деятельности с приобретенными в течение жизни индивидуальными чертами. Правдивыми, добрыми, тактичными или, наоборот, лживыми, злыми, грубыми бывают люди с любым типом темперамента. Однако при определенном темпераменте одни черты приобретаются легче, другие труднее. Например, организованность, дисциплинированность легче выработать флегматику, чем холерику; доброту, отзывчивость – меланхолику. Быть хорошим организатором, общительным человеком проще сангвинику и холерику. Однако недопустимо оправдывать дефекты своего характера врожденными свойствами, темпераментом. Отзывчивым, добрым, тактичным, выдержанным можно быть при любом темпераменте.
Характер взаимосвязан с
2.2
Физиологические основы
характера
Физиологической
основой характера является сплав
черт типа высшей нервной деятельности
и сложных устойчивых систем временных
связей, выработанных в результате индивидуального
жизненного опыта. В этом сплаве системы
временных связей играют более важную
роль, так как тип нервной системы можно
сформировать все общественно ценные
качества личности. Но, во-первых, системы
связей формируются различно у представителей
разных типов нервной системы и, во-вторых,
эти системы связей проявляются своеобразно
в зависимости от типов. Например, решительность
характера можно воспитать и у представителя
сильного, возбудимого типа нервной системы,
и у представителя слабого типа. Но воспитываться
она будет по-разному и проявляться будет
по-разному в зависимости от типа.
2.3
Типическое и индивидуальное
в характере
Из
сказанного ясно, что характер не наследуется
и не является прирожденным свойством
личности, а также не является постоянным
и неизменным свойством. Характер формируется
и развивается под влиянием окружающей
среды, жизненного опыта человека, его
воспитания. Влияния эти носят, во-первых,
общественно-исторический характер (каждый
человек живет в условиях определенного
исторического строя, определенной социальной
среды и складывается как личность под
их влиянием) и, во-вторых, индивидуально-своеобразный
характер (условия жизни и деятельности
каждого человека, его жизненный путь
своеобразны и неповторимы). Поэтому характер
каждого человека определяется как его
общественным бытием (и это главное!), так
и его индивидуальным бытием. Следствием
этого является бесконечное разнообразие
индивидуальных характеров. Однако в жизни
и деятельности людей, живущих и развивающихся
в одинаковых условиях, имеется много
общего, поэтому и в характере их будут
некоторые общие стороны и черты, отражающие
общие, типические стороны их жизни. Характер
каждого человека представляет собой
единство индивидуального и типического.
Каждая общественно-историческая эпоха
характеризуется определенным общим укладом
жизни и общественно-экономическими отношениями,
которые влияют на мировоззрение людей,
формируя черты характера.
2.4
Черты характера
Характер
- это неразрывное целое. Но изучить
и понять такое сложное целое,
как характер, нельзя, не выделив
в нем отдельных сторон или
типичных проявлений (черт характера).
Общие черты характера
Волевые качества можно воспитывать у человека. И. П. Павлов подчеркивал, что человек - это единственная система, способная регулировать сама себя в широких пределах, т. е. может самосовершенствоваться. Слабовольные люди при продуманной педагогической работе с ними могут стать активно деятельными. При этом надо принимать во внимание индивидуальные особенности человека, например его темперамент. Так, у холерика легче выработать активность и решительность, чем у меланхолика. Сам человек должен с юного возраста тренировать свою волю, вырабатывать такие качества, как самообладание, активность, смелость.
Характер проявляется не только отношением к другим людям, но и к самому себе. Каждый из нас, намеренно или сам того не осознавая, нередко сравнивает себя с окружающими и в итоге вырабатывает довольно устойчивое мнение о своем интеллекте, внешности, здоровье, положении в обществе, т.е. формирует «набор самооценок», от которого зависит: скромны мы или высокомерны, требовательны к себе или самоуспокоенны, застенчивы или кичливы.
У большинства людей проявляется тенденция оценивать себя чуть выше среднего. Это позволяет сделать вывод, что человеку свойственна потребность в достаточно высокой самооценке, т.е. каждому хочется уважать себя. Самоуважение – один из истоков психологической устойчивости, хорошего настроения. Допустим, человек совершил ошибку, сделал что-то не так. Если этот человек обладает достаточно высоким уровнем самооценки, он может успокоить себя: «Ничего страшного, ведь в целом я отнюдь не глупец и подобное для меня не характерно», т.е. срабатывает психологическая защита и человек успокаивается.
У людей, страдающих неврозами, самооценка чаще бывает завышенной или заниженной, а иногда даже крайней (самый добрый, самый стеснительный, самый честный). Люди с истерическими проявлениями высказывают такие суждения: «Я гораздо умнее, красивее, добрее большинства людей, но я самый несчастный и самый больной».
Человек, считающий себя намного умнее других и тем более намеренно это подчеркивающий, неминуемо вызывает раздражение окружающих. Это естественно – ведь мысль «видите, какой я умный», подразумевает пренебрежительное отношение к окружающим. А кому приятно, чтобы его кто-то считал глупым. Неадекватное самомнение, подчеркивание своих достоинств, надменность, пренебрежение к другим – неиссякаемый источник негативизма окружающих. Нередко приходится общаться с людьми, которые из-за неадекватно высокой самооценки ревниво-завистливо относятся к успехам сослуживцев. «Самый худший и злобный вид зависти: зависть к умственному превосходству», – утверждал Д. Филдинг. Когда чьи-то способности и успехи не сопровождаются скромностью, они провоцируют зависть и негативное отношение окружающих. Завышенная самооценка способствует и такой черте характера, как чрезмерная обидчивость. Обида, как правило, – это чувство, возникающее в ответ на несправедливое к себе отношение окружающих. Но что значит для человека «несправедливое»? А то, что чье-то мнение о нем ниже его собственного мнения о себе. Отсюда ясно, завышенная самооценка способствует обидчивости, нетерпимости к малейшим замечаниям (правда, бывает и другая крайность: с высоты своего «Я» даже серьезную критику не принимает близко к сердцу). Человек с неадекватно высокой самооценкой потенциально конфликтен в ситуациях, когда речь заходит о вознаграждениях и поощрениях за труд. Несовпадение ожидаемой и реальной наград закономерно выливается в обиду и зависть, которые накапливаются и, наконец, прорываются резким обвинением в чей-либо адрес.
С какими же трудностями в общении сталкивается человек с заниженной самооценкой? Представления о себе как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном создают пониженный фон настроения, закрепляют «комплекс неполноценности». Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Как обычно человек реагирует на попытки окружающих снизить его самооценку упреками, критикой? Понятно, что удовольствия при этом он не испытывает, но эмоции его зависят от того, кто критикует, за что критикует, с какой целью и главное, насколько высказанная оценка случившегося расходится с собственной. Редко обижаются на критику со стороны людей, мнением которых очень дорожат (их замечания не для того, чтобы унизить, а чтобы помочь). Подчас не принимают во внимание упреки со стороны случайных посторонних людей. Но у каждого есть какие-то особенно уязвимые стороны, критика которых вызывает резкие негативные эмоции. Для женщин почти всегда обидна негативная оценка их внешности, хозяйственности, опрятности, для мужчин – профессиональных качеств и традиционно мужских достоинств (силы, смелости, выдержки). Есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб взаимоотношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить. Например, в пылу семейной ссоры человек заявил жене: «Я разлюбил тебя. Ты мне неприятна». И хотя это не так, что подтверждают дальнейшие поступки, подобные необдуманные слова уносят с собой тепло супружеских отношений. Следует учесть, что нельзя по конкретному поводу давать общую отрицательную оценку личности и в то же время нельзя изводить человека постоянными мелочными упреками. "Иначе такая критика вызывает обиду, неприязнь, озлобление, желание оправдать себя и обвинить, напасть на надоевшего критика.
Многие чувствуют себя неуютно, сталкиваясь с человеком, источающим непрерывные восторги в их честь. Дело в том, что в ситуации, когда один человек, хвалит другого, они находятся в неравных отношениях: первый осознает свою цель и истинные чувства и четко понимает, что у него за этим кроется, – лесть, комплимент или заслуженная похвала. Тот же, кто слушает, оказывается в более трудном положении, поскольку не всегда может уловить цель собеседника. Поэтому неудивительна настороженность и негативизм, с которым встречают хвалебный поток, особенно со стороны неспециалиста или малознакомого человека. Лесть – это явно преувеличенная похвала, произносимая с целью завоевать чье-либо расположение. Если она усваивается тем, кому адресуется, то наносит ему вред – делает его надменным, самодовольным и самоуспокоенным, а в последующем закономерно рождает неприязнь и насмешки окружающих.
Комплимент в отличие от лести не преследует выгоду и является следствием искреннего сиюминутного восторга или привычной вежливости. Своевременно сказанный комплимент, хоть и ненадолго, но повышает настроение человека.
Заслуженная похвала поддерживает и адекватно повышает уровень притязаний человека и тем самым побуждает его браться за более трудные задачи – вот в чем польза похвалы. Она произносится и реже, и убежденнее, без патетических восторгов, а если к тому же исходит от человека, чьим мнением дорожат, то доставляет удовольствие.
На формирование самоуважения и самооценки влияют многие факторы, действующие уже в раннем детстве – отношение родителей, положение среди сверстников, отношение педагогов. Сопоставляя мнение о себе окружающих людей, человек формирует самооценку себя, причем любопытно, что человек вначале учится оценивать других, а потом уже оценивать себя. И лишь к 14–15 годам подросток овладевает умением самоанализа, самонаблюдения и рефлексии, анализирует достигнутые собственные результаты и тем самым оценивает себя («Если я не спасовал в трудной ситуации, значит я не трус», «Если смог осилить трудную задачу, значит я способный» и т. п.). Сложившаяся у человека самооценка может быть адекватной (человек правильно, объективно оценивает себя), либо неадекватно завышенной или неадекватно заниженной. А это, в свою очередь, будет влиять на уровень притязаний личности, который характеризует степень трудности тех целей, к которым стремится человек и достижение которых представляется человеку привлекательным и возможным. Уровень притязаний – тот уровень трудности задания, который человек обязуется достигнуть, зная уровень своего предыдущего выполнения. На уровень притязания оказывает влияние динамика неудач и удач на жизненном пути, динамика успеха и неуспеха в конкретной деятельности. Уровень притязания может быть адекватным (человек выбирает цели, которые реально может достичь, которые соответствуют его способностям, умениям, возможностям) либо неадекватно завышенным, заниженным. Чем адекватнее самооценка, тем адекватнее уровень притязаний.
Заниженный
уровень притязаний, когда человек
выбирает слишком простые, легкие цели
(хотя он мог бы достичь значительно более
высоких целей) возможен при низкой самооценке
(человек не верит в себя, низко оценивает
свои способности, возможности, чувствует
себя «неполноценным»), но также возможен
и при высокой самооценке (когда человек
знает, что он умный, способный, но цели
выбирает попроще, чтобы не «перетруждаться»,
«не высовываться», проявляя своеобразную
«социальную хитрость»). Завышенный уровень
притязаний, когда человек ставит перед
собой слишком сложные, нереальные цели,
объективно может приводить к частым неудачам,
к разочарованию, фрустрациям. В юности
часто выдвигаются завышенные, нереалистические
притязания, переоценивают свои способности,
в результате эта беспочвенная самоуверенность
часто раздражает окружающих, вызывает
конфликты, неудачи, разочарования. Только
путем многочисленных проб и ошибок человек
постигает меру своих реальных возможностей.
Но, как ни неприятна бывает юношеская
самоуверенность, психологически гораздо
опаснее пониженное самоуважение, заниженный
уровень социальных притязаний человека,
побуждающий его уклоняться от всякой
деятельности, отказываться от достижения
поставленных целей, избегать людей (т.
к. не верит в себя, боится критики, насмешки)
либо быть послушным орудием в руках других
людей.