Темперамент, характер

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 23:31, контрольная работа

Описание работы

Предмет педагогики – процесс направленного развития и формирования человеческой личности в условиях ее развития, обучения, образования, воспитания. Образование процесс и результат усвоения определенной системы знаний и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности.
Целями данной работы являются – рассмотреть такое свойство личности человека как темперамент; раскрыть сущность процесса образования и образовательной системы.
Для достижения поставленных целей определены следующие задачи:

Содержание

Введение…………………………………………………………………………....3
1. Темперамент, его сущность, типы и их характеристика. Необходимость учета темперамента в общении и во взаимоотношениях с людьми………...4
2. Образование как ценность, процесс и система……………………................12
Заключение………………………………………………………………………...20
Тестовые задания ………………………………………………………………... 23

Литература…………………………………………………………………............26

Работа содержит 1 файл

ВАРИАНТ 21 -ОКОНЧ.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

В оценке уровня образованности школьника выделяют элементарную или функциональную грамотность, предметную и методологическую компетент­ность. При изучении уровня образованности специалиста с высшим образовани­ем оценивается уровень образования в сфере гуманитарных, социально-эконо­мических или естественнонаучных дисциплин, блока дисциплин общепрофес­сионального направления и профессиональной специализации. В рамках многоуровневой системы обучения в вузе выделяют уровень общего образова­ния, уровень бакалавриата и магистратуры.

Основные элементы образования как конкретного образовательного учреж­дения - это:

1.      цели образования;

2.      содержание образования;

3.      средства и способы получения образования;

4.      формы организации образовательного процесса;

5.      реальный образовательный процесс как единство обучения, воспитания и раз­вития человека;

6.      субъекты и объекты образовательного процесса;

7.      образовательная среда;

8.      результат образования, т.е. уровень образованности человека в данном учеб­ном заведении.

Функционирование любой образовательной системы подчинено той или иной цели.

Образовательные цели - это сознательно определенные ожидаемые результаты, которых стремится достичь данное общество, страна, государство с помощью сложившейся системы образования в целом в настоящее время и в бли­жайшем будущем. Эти цели социально зависимы от различных условий: от ха­рактера общества, от государственной образовательной политики, от уровня раз­вития культуры и всей системы просвещения и воспитания в стране, от системы главных ценностей.

Цели образовательной системы - это конкретное описание программы раз­вития человека средствами образования, описание системы знаний, тех норм деятельности и отношений, которыми должен овладеть обучающийся по оконча­нии учебного заведения. В со­временных условиях при отборе целей обычно  учитываются  как социальный запрос государства и общества, так и  цели отдельного человека, желающего получить образование в конкретном образовательном учреждении, его интересы и склонности.

Цели обучения конкретной учебной дисциплины уточня­ют и определяют цели образования современного человека как таковые и цели конкретного образовательного учрежде­ния с учетом специфики дисциплины, объема часов учебного курса, возрастных и других индивидуальных особенностей обучающихся. Как правило, цели показывают общие страте­гические ориентиры и направления деятельности педагогов и учащихся.

В образовательном учреждении содержание образования - это содержание деятельности субъектов образовательного процесса (преподавателя и учащего­ся), оно конкретизируется в учебном плане образовательного учреждения. Со­держание каждой дисциплины учебного плана конкретизируется в образовательных программах, каждая образовательная программа содержательно нахо­дит свое отражение в учебниках и учебных пособиях.

Способы получения образования в мировой и отечественной практике:

-         успешное обучение в условиях конкретной образовательной системы в кол­лективе учащихся (или студентов) и завершение всего цикла обучения в рам­ках данного учебного заведения успешной сдачей выпускных экзаменов (дневная и вечерняя формы обучения);

-         индивидуальное обучение на дому самостоятельно или с помощью педаго­гов, сдача экзаменов и других форм отчетности государственной экзамена­ционной комиссии при конкретном учебном заведении (экстернат);

-         дистантное (от англ. distanse - расстояние) обучение с помощью обучающих программ на компьютере;

-         заочная форма обучения с помощью переписки, отдельных консультаций у преподавателей образовательного учреждения, отчетных письменных конт­рольных работ, обобщающих лекций по всему курсу, зачетов и экзаменов.

Формы организации образовательного процесса:

-         урок (35 или 45 мин) - основная форма обучения в школе;

-         лекция (90 или 120 мин) - основная форма обучения в вузе;

-         семинар - практическое занятие всей учебной группы;

-         лабораторный практикум - практическое занятие с применением техники, специальной аппаратуры, проведением эксперимента, опыта, исследования;

-         учебная экскурсия на природу, предприятие, в музей, на выставку и пр.;

-         групповые или индивидуальные консультации с преподавателем по отдель­ным учебным темам или вопросам;

-         иные формы организации.

В мировой практике в разные исторические периоды появились и до сих пор взаимодействуют между собой несколько систем обучения:

-         классно-урочная;

-         лекционно-практическая, курсовая;

-         индивидуальная;

-         кабинетная;

-         система интенсивного (ускоренного) обучения;

-         система политехнического обучения (изучение основ наук и основ совре­менного производства в их единстве);

-         система разноуровневого обучения и др.

Образованный человек - это не только знающий и умеющий человек в основ­ных сферах жизнедеятельности, с высоким уровнем развитых способностей, но и человек, у которого сформировано мировоззрение и нравственные принципы, а понятия и чувства получили благородное и возвышенное направление. То есть образованность предполагает и воспитанность человека. В современных условиях интенсивного процесса коммуникации между всеми странами и интеграции миро­вого образовательного пространства формируется единое понимание образо­ванного человека для всех стран и континентов.

Заключение

 

 

Современный образованный человек должен хорошо разбираться в жизни общества, строящегося на основе достижений мировой цивилизации и обра­зования, интересов граждан России и потребностей создания в ней общественных условий, отвечающих идеалам гуманизма, подлинной демократии, свободы, уважения и защиты прав граждан, принимать ре­шения и совершать дела, отвечающие его писаным и неписа­ным законам. Нельзя цивилизованно, по-современному строить жизнь, труд, отношения с людьми, воспитывать своих детей, развивать и со­вершенствовать себя самого, добиваться успехов, помогать дру­гим и обществу, не обладая минимумом научно достоверных сведений по психологии и педагогике, а руководствуясь лишь житейскими, обывательскими, в значительной степени ошибоч­ными представлениями.

Темперамент – это аспект общей структуры личности, характеризующийся предрасположенностью к определённым моделям эмоционального реагирования, изменений настроения и уровнем чувствительности, определяемым возбуждением.

Не существует двух абсолютно одинаковых людей. Это справедливо в отношении как физических, так и психологических характеристик. Одни люди спокойны, другие вспыльчивы, одни способны долго и напряжённо работать для достижения результата, другие вкладывают всю свою силу в один «рывок». Психологические различия между людьми объективны – они объясняются физиологическими особенностями функционирования  нервной системы. От этих особенностей в значительной степени (хотя и не полностью, важнейшую роль играет воспитание личности) зависит характер индивида, его успешность или неуспешность в конкретной профессиональной деятельности, стиль межличностного общения, взаимодействие с другими людьми в профессиональной и личной сферах.

Следует заметить, что различия по психологическим особенностям – это различия не по уровню возможностей, а по своеобразию их проявлений. Психологические особенности обуславливают пути и способы работы, но не уровень достижений. В свою очередь, умственные возможности человека создают условия для компенсации психологических недостатков. Знание психологических особенностей личности, понимание их природы может обеспечить правильную профориентацию, эффективный подбор кадров для конкретного вида профессиональной деятельности, а при необходимости – и разработку мер психологической коррекции отдельных черт личности. Таким образом, подобные знания незаменимы для педагогов, воспитателей, работников кадровых служб, руководителей различных уровней.

Понятие «образование» есть категория всеобщая, целостная, полифункциональная. Это понятие трактуется как процесс и результат обучения, а процессуальная сторона образования ассоциируется с понятием «обучение».  Под обучением в современной науке и педагогической практике понимаются активный целенаправленный процесс передачи (трансляции) обучающемуся социокультурного опыта предыдущих поколений (знаний, норм, обобщенных способов действий и т.д.) и организация освоения этого опыта, а также возможности и готовности применить этот опыт в различных ситуациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Варианты тестовых заданий

 

Вариант  3

1. Понятие “самонаблюдение” является синонимом термина:

а) интроверсия;

б) интроекция;

в) интроспекция;

г) интроскопия.

 

2. Отражение реальной действительности в иных, неожиданных и непривычных сочетаниях и комбинациях - это:

а) мечты;

б) грёзы;

в) утопия;

г) фантазия.

 

3. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

       г) классификация.

 

4. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, влияющее на всю личность, характеризующееся бурным протеканием, изменением сознания и нарушением волевого контроля - это:

а) аффект;

б) страсть;

в) фрустрация;

г) стресс.

 

5. Высокая степень работоспособности, умение спокойно находить выход в трудных ситуациях выявляют такие показатели нервной системы, как:

а) сила;

б) уравновешенность;

в) подвижность;

г) динамичность.

 

 

6. Рефлексы:

а) всегда врождённые проявления;

б) встречаются только у низших животных;

в) имеет мало отношения к выживанию;

г) простейшие сенсомоторные акты.

 

7. Мысль о предмете, в которой что-либо утверждается или отрицается, - это:

а) понятие;

б) суждение;

в) умозаключение;

г) силлогизм.

 

8. Ощущения, возникающие при воздействии внешних стимулов на рецепторы, расположенные на поверхности тела, называются:

       а) экстрорецепторами;

       б) интеррецепторами;

       в) проприорецепторами;

       г) внутренними.

 

9. Устойчивая склонность человека воспринимать угрозу своему “я” в разных ситуациях характеризуется эмоциональным состоянием:

а) подавленность настроения;

б) стресс;

в) тревога;

г) гнев.

 

10. Реакция на наименьшую силу внешнего воздействия является показате­лем:

а) сензитивности;

б) реактивности;

в) активности;

г) пластичности и ригидности.

 

11. Термин “условный рефлекс” предложен:

а) Ч. Дарвином;

б) И.П. Павловым;

в) И.М. Сеченовым;

г) В.М. Бехтеревым.

12. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибоч­ному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

а) целостность;

б) предметность;

в) константность;

г) структурность.

 

13. Основанием разделения памяти на двигательную, эмоциональную, об­разную и вербальную является:

а) ведущий анализатор;

б) предмет отражения;

в) активность субъекта;

     г) вид деятельности.

 

14. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопе­реживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) идентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

 

15. По И.П. Павлову, сильный, неуравновешенный и подвижный тип нерв­ной системы характерен:

а) сангвиникам;

б) флегматикам;

в) холерикам;

г) меланхоликам.

 

16. Компонент учебного процесса, определяющий образовательную систему:

а) оценочно-результативный;

б) формы и методы организации учебного процесса;

в) цели и задачи учебного процесса;

г) операционно-деятельный.

 

 

Ответы:

 

1 -  в ; 2 – г;  3 – г; 4 – а; 5 – б; 6 - г; 7 - б; 8 – а; 9 - в; 10 - а; 11 - б; 12 - а; 13 - а; 14 - в; 15 - в; 16 - б.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.      Бабанский Ю. К. Педагогика, - М., 1988.

2.      Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- 2-е изд.стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

3.      Закон РФ «Об образовании», 1992 г.

4.      Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 3-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.

5.      Подласый И. П. Педагогика: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: 1 книга – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

6.      Радугин А.А. Психология и педагогика – Москва, 2000 г.

7.      Реан А. А., Бордовская Н. В., Розум С. И.  Психология и педагогика. - СПб.: Питер, 2002. - (Серия «Учебник нового века»).

Информация о работе Темперамент, характер