Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:12, курсовая работа
Манипулирование сознанием становится системным явлением, которое охватывает все сферы жизни и обнаруживается в разнообразных формах.
В постановке целей информационной деятельности, в выборе средств и методов их осуществления, в планировании результатов главным образом присутствует представление об аудитории - о тех, кому адресована информация. Ведь аудитория, в данном случае, безусловно, является одной из разновидностей массы, как субъекта общественного сознания.
Введение…………………………………………………………………... стр. 1-2
Глава 1. Телевидение и его влияние на зрителя………………………………
1.1 Понятие, характеристики телеаудитории …………………………..стр. 3-4
1.2 Теоретико-методологические основы исследования проблемы
манипулирования сознанием…………………………………………….стр. 5-6
1.3. Влияние телевидения на зрителей …………………………………стр. 7-10
Глава 2. Эмпирическое изучение телевидения как объекта психологического исследования.……………………………………………………………………
2.1. Проведение исследования влияния телевидения на зрителей. ….стр. 11-13
2.2. Анализ полученных результатов……………………………….…стр. 14-17
Заключение…………………………………………………………....... стр. 18
Список литературы…………………………………………………….. стр. 19-21
Приложение 1…………………
Испытуемые, которые претендуют на наличие оскорбления, как вида вражеской реакции отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и очень ограниченным кругом общения. Они безвластны, недоверчивы, заискивают перед сильными. Как правило, у них неадекватная самооценка и чаще всего занижена.
Для испытуемых, которые показали наличие подозрительности, характерен низкий моральный и волевой уровень регуляции обращения, моральная нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Их действия и общение разворачиваются в диапазоне от недоверия и осторожности относительно людей к убеждению в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Испытуемые с вербальной агрессией отличает психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и трудоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону расположения духа. Для них характерен постоянный внутренний конфликт, который становится причиной состояния напряжения.
У
испытуемых, которым свойственно
подвергать испытанию чувство вины,
как правило, повышенная внушаемость,
неразвитость моральных представлений.
Им присуща эмоциональная
Испытуемые,
которым характерна такая черта
личности, как враждебность имеют
следующие общие черты. Они обидчивы
и подозрительны, при этом подозрительность
имеет ярко выраженную форму. Испытуемые
очень часто испытывают чувство
зависти и ненависти к
Данные
об агрессивности и враждебности, будут
представлены ниже.
Рис.1 Результаты диагностики уровня агрессии по методике Басса-Дарки
Уровень агрессии имеет следующие значения, из 20 испытуемых:
- у 3 телезрителей (15%) - низкий уровень агрессии;
- у 6 телезрителей (30%) - средний уровень агрессии.
- у 11
телезрителей (55%) - высокий уровень
агрессии.
Рис.2
Результаты диагностики враждебности
по методике Басса-Дарки
- у 3
телезрителей (15%) - низкий уровень
враждебности, им свойственен низкий
уровень нарушения
- у 10
телезрителей (50%) - высокий уровень
враждебности. Им характерны: высокая
тревожность, мнительность, нерешительность,
неуверенность в себе, особенно
в условиях динамичной
- у 7
телезрителей (35%) - средний уровень
враждебности. Испытуемые, которым
характерна такая черта
Результат
нашего исследования показал, что влияние
телевидения приводит к большей
раздражительности
Заключение
На
сегодняшний день телевидение является
одним из средств влияния на сознание
и поведение людей. На данный момент
телевидение способно отвести взгляд
человека от реальных проблем и событий
в окружающем мире. Но благодаря
телевидению, если взять его в
рамки педагогического
Результаты влияния СМИ могут проявляться в трех сферах: информационной, мотивационной и поведенческой. Эти проявления могут быть выявлены на уровне сознания и поведения отдельной личности, ее непосредственного окружения, более широкого сообщества, общества в целом.
Изучение влияния телевидения на зрителей может быть зафиксировано в поведенческой сфере, но для этого момент наблюдения должен совпасть с актом поведения.
В ходе нашего исследования, которое состояло в выявлении манипулятивного влияния телевидения на повышение агрессии у телезрителей, нами было выявлено, что ни враждебность, ни агрессивность у наших испытуемых не повысилась. Было отмечено повышение раздражительности и исходя из важности данного вопроса.
Цель работы, которая заключалась в изучение телевидения, как объекта психологического исследования была достигнута.
Гипотеза о том, что манипулятивное влияние телевидения приводит к повышению агрессии у телезрителей не подтвердилась.
Поставленные
задачи исследования: охарактеризовать
понятие телевизионной аудитории, рассмотреть
отношение аудитории к СМИ, проанализировать
взгляды ученых на особенности влияния
телевидения на аудиторию, провести исследование
влияния телевидения на аудиторию, сформулировать
полученные выводы и результаты были решены.
Список
литературы
1. Вторая эпоха возрождения в России: Ю. А. Князев — Москва, Локус Станди, 2007.- 126 с.
2. Интернет-СМИ. Теория и практика: Под редакцией М. М. Лукиной — Москва, Аспект Пресс, 2010.- 350 с.
3. Интернет-журналистика: А. А. Калмыков, Л. А. Коханова — Санкт-Петербург, Юнити-Дана, 2005.- 384 с.
4.
Информация и общественное
5.
Кара-Мурза С. Манипуляция
6.
Либин А.В. Дифференцированная
психология: на пересечении европейских,
российских и американских
7. Майерс Д. Социальная психология - СПб: издательство “Питер”, 2009. - 532 с.
8. Медиа психология. Основные принципы: Петер Винтерхофф-Шпурк — Санкт-Петербург, Гуманитарный центр, 2007.- 288 с.
9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М: “Академия”, 2009 – 456с.
10. Мы изменили мир. Мемуары основателя глобальной спутниковой системы CNN: Сидни Пайк — Москва, Терра-Книжный клуб, 2008.- 504 с.
11. Основы практической психологии – М.:Психология, 2009. – 289с.
12. Основы социальной работы под/ред. Павленок П.Д. - М: издательство “Инфра”, 2008. – 476с.
13. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и гармония человеческих взаимоотношений. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во "Гном-Пресс", 2009. – 108с.
14. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся: Роберт Чалдини — Санкт-Петербург, Питер, 2010 .- 336 с.
15. Психология влияния: — Москва, Гуманитарный центр, 2009 .- 560 с.
16. Радиовещание и телевидение США в новом столетии. Структура, экономика, стратегия: М. И. Макеенко — Санкт-Петербург, Издательство МГУ, 2010.- 560 с.
17. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал – 2006 - № 5 - с. 3-18.
18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - М: издательство ВЛАДОС 2000 - Кн. 1 – 384 с.
19. СМИ как фактор трансформации российской культуры. Научный доклад А. С. Запесоцкого и материалы дискуссий (+ CD-ROM): — Санкт-Петербург, СПбГУ, 2010.- 360 с.
20. Средства массовой информации России: — Санкт-Петербург, Аспект Пресс, 2006 г.- 384 с.
21. Словарь практического психолога/ сост. Головин С.Ю. – Минск, Москва изд. АСТ, 2001. – 800с.
22. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум - Ростов: изд. “Феникс”, 2000. - 576с.
23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии – М.: МГУ, 2005. – 489с.
24. Фидельман М.И. Взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей у подростков // Прикладная психология – 2001- № 5 – с.60-65.
25. Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности - СПб “Союз” - 2000. – 343с.
26. Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: Т. В. Чернышова — Санкт-Петербург, Либроком, 2009.- 296 с.
27. Эмоции и рассудок. Их влияние на поведение потребителя: Арьюн Чаудхури — Москва, Группа ИДТ, 2007.- 256 с.
28. Язык современной публицистики: — Санкт-Петербург, Флинта, Наука, 2007.- 232 с.
29. Г.С. Джоуетт, В.О’ Доннел. Пропаганда и внушение. – М., 1998
30.
Пономарев Я.А. Методологическое введение
в психологию. – М.: Наука, 1983. – 206С.
Приложение 1.
Протоколы
описания экспериментальных
ситуаций по изучению
телевидения как объекта
психологического исследования.
Протоко
Косвенная агрессия - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.
Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).
Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.
Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.
Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.
Вербальная агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).
Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.
Б) У испытуемого следующие результаты по шкалам:
Информация о работе Телевидение как объект психологического исследования