Телевидение как объект психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Манипулирование сознанием становится системным явлением, которое охватывает все сферы жизни и обнаруживается в разнообразных формах.
В постановке целей информационной деятельности, в выборе средств и методов их осуществления, в планировании результатов главным образом присутствует представление об аудитории - о тех, кому адресована информация. Ведь аудитория, в данном случае, безусловно, является одной из разновидностей массы, как субъекта общественного сознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... стр. 1-2
Глава 1. Телевидение и его влияние на зрителя………………………………
1.1 Понятие, характеристики телеаудитории …………………………..стр. 3-4
1.2 Теоретико-методологические основы исследования проблемы
манипулирования сознанием…………………………………………….стр. 5-6
1.3. Влияние телевидения на зрителей …………………………………стр. 7-10
Глава 2. Эмпирическое изучение телевидения как объекта психологического исследования.……………………………………………………………………
2.1. Проведение исследования влияния телевидения на зрителей. ….стр. 11-13
2.2. Анализ полученных результатов……………………………….…стр. 14-17
Заключение…………………………………………………………....... стр. 18
Список литературы…………………………………………………….. стр. 19-21
Приложение 1…………………

Работа содержит 1 файл

общая псих.docx

— 1.69 Мб (Скачать)

     Испытуемые, которые претендуют на наличие оскорбления, как вида вражеской реакции отличаются слабо деформированными потребностями, но в то же время, отсутствием определенных интересов и очень ограниченным кругом общения. Они безвластны, недоверчивы, заискивают перед сильными. Как правило, у них неадекватная самооценка и  чаще всего  занижена.

     Для испытуемых, которые показали наличие  подозрительности, характерен низкий моральный и волевой уровень  регуляции обращения, моральная  нестабильность, игнорирование социальных норм, слабый самоконтроль. Их действия и общение разворачиваются в  диапазоне от недоверия и осторожности относительно   людей к убеждению  в том, что другие люди планируют  и приносят вред.

     Испытуемые  с вербальной агрессией отличает психическая неуравновешенность, постоянная тревожность, сомнения и неуверенность в себе. Они активны и трудоспособны, но в эмоциональных проявлениях склонны к сниженному фону расположения духа. Для них характерен постоянный внутренний конфликт, который становится причиной состояния напряжения.

     У испытуемых, которым свойственно  подвергать испытанию чувство вины, как правило, повышенная внушаемость, неразвитость моральных представлений. Им присуща эмоциональная нестабильность. У таких людей часто наблюдается  заниженная самооценка, повышенная тревожность.

     Испытуемые, которым характерна такая черта  личности, как враждебность имеют  следующие общие черты. Они обидчивы и подозрительны, при этом подозрительность имеет ярко выраженную форму. Испытуемые очень часто испытывают чувство  зависти и ненависти к окружающим за действительные и вымышленные  действия.

     Данные  об агрессивности и враждебности, будут представлены ниже. 
 

     Рис.1 Результаты диагностики уровня агрессии по методике Басса-Дарки

 

     Уровень агрессии имеет следующие значения, из 20 испытуемых:

- у 3 телезрителей (15%) - низкий уровень  агрессии;

- у 6 телезрителей (30%) - средний уровень  агрессии.

- у 11 телезрителей (55%) - высокий уровень  агрессии. 
 
 

     Рис.2 Результаты диагностики враждебности по методике Басса-Дарки 

              

- у 3 телезрителей (15%) - низкий уровень  враждебности, им свойственен низкий  уровень нарушения межличностных  отношений, недостаточная социальная  зрелость.

- у 10 телезрителей (50%) - высокий уровень  враждебности. Им характерны: высокая  тревожность, мнительность, нерешительность,  неуверенность в себе, особенно  в условиях динамичной обстановки, дефицита времени и информации.

- у 7 телезрителей (35%) - средний уровень  враждебности. Испытуемые, которым  характерна такая черта личности, как враждебность имеют следующие  общие черты. Они обидчивы и  подозрительны, при этом подозрительность  имеет ярко выраженную форму. 

     Результат нашего исследования показал, что влияние  телевидения приводит к большей  раздражительности телезрителей, а  увеличение агрессии и враждебности не был замечен.  
 
 
 
 
 

               Заключение 

     На  сегодняшний день телевидение является одним из средств влияния на сознание и поведение людей. На данный момент телевидение способно отвести взгляд человека от реальных проблем и событий  в окружающем мире. Но благодаря  телевидению, если взять его в  рамки педагогического воздействия  и воспитания,возможно развитие гармоничной  и мыслящей правильно личности.

     Результаты  влияния СМИ могут проявляться в трех сферах: информационной, мотивационной и поведенческой. Эти проявления могут быть выявлены на уровне сознания и поведения отдельной личности, ее непосредственного окружения, более широкого сообщества, общества в целом.

     Изучение  влияния телевидения на зрителей может быть зафиксировано в поведенческой сфере, но для этого момент наблюдения должен совпасть с актом поведения.  

     В ходе нашего исследования, которое  состояло в выявлении манипулятивного  влияния телевидения на повышение  агрессии у телезрителей, нами было выявлено, что ни враждебность, ни агрессивность  у наших испытуемых не повысилась. Было отмечено повышение раздражительности и исходя из важности данного вопроса.

     Цель  работы, которая заключалась в  изучение телевидения, как объекта психологического исследования была достигнута.

       Гипотеза о том, что  манипулятивное влияние телевидения приводит к повышению агрессии у телезрителей не подтвердилась.

     Поставленные  задачи исследования: охарактеризовать понятие телевизионной аудитории, рассмотреть отношение аудитории к СМИ, проанализировать взгляды ученых на особенности влияния телевидения на аудиторию, провести исследование влияния телевидения на аудиторию, сформулировать полученные выводы и результаты были решены. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

             Список  литературы 

     1.  Вторая эпоха возрождения в  России: Ю. А. Князев — Москва, Локус Станди, 2007.- 126 с.

     2.  Интернет-СМИ. Теория и практика: Под редакцией М. М. Лукиной — Москва, Аспект Пресс, 2010.- 350 с.

     3.  Интернет-журналистика: А. А. Калмыков, Л. А. Коханова — Санкт-Петербург, Юнити-Дана, 2005.- 384 с.

     4.  Информация и общественное мнение. От репортажа в СМИ к реальным  переменам: — Москва, Альпина  Паблишерз, 2010.- 296 с.

     5.  Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием.  – М.: Эксмо, 2010. – 864 с.

     6. Либин А.В. Дифференцированная  психология: на пересечении европейских,  российских и американских традиций  – М.: Смысл, 2000.-  549с.   

     7. Майерс Д. Социальная психология - СПб: издательство “Питер”, 2009. -  532 с.

     8. Медиа психология. Основные принципы: Петер Винтерхофф-Шпурк — Санкт-Петербург, Гуманитарный центр, 2007.- 288 с.

     9. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество - М: “Академия”, 2009 – 456с.

     10.  Мы изменили мир. Мемуары основателя глобальной спутниковой системы CNN: Сидни Пайк — Москва, Терра-Книжный клуб, 2008.- 504 с.

     11. Основы практической психологии – М.:Психология, 2009. – 289с.

     12. Основы социальной работы под/ред. Павленок П.Д. - М: издательство “Инфра”, 2008. – 476с.

     13. Прокофьева Т.Н. Соционика. Алгебра и гармония человеческих взаимоотношений. Учебно-практическое пособие. – М.: Изд-во "Гном-Пресс", 2009. – 108с.

     14. Психология влияния. Убеждай, воздействуй, защищайся: Роберт Чалдини — Санкт-Петербург, Питер, 2010 .- 336 с.

     15. Психология влияния: — Москва, Гуманитарный центр, 2009 .- 560 с.

     16.  Радиовещание и телевидение США в новом столетии. Структура, экономика, стратегия: М. И. Макеенко — Санкт-Петербург, Издательство МГУ, 2010.- 560 с.

     17. Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности// Психологический журнал – 2006 - № 5 - с. 3-18.

     18. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога - М: издательство ВЛАДОС 2000 - Кн. 1 – 384 с.

     19.  СМИ как фактор трансформации российской культуры. Научный доклад А. С. Запесоцкого и материалы дискуссий (+ CD-ROM): — Санкт-Петербург, СПбГУ, 2010.- 360 с.

     20.  Средства массовой информации России: — Санкт-Петербург, Аспект Пресс, 2006 г.- 384 с.

     21. Словарь практического психолога/ сост. Головин С.Ю. – Минск, Москва изд. АСТ, 2001. – 800с.

     22. Столяренко А.Д. Основы психологии. Практикум - Ростов: изд. “Феникс”, 2000. - 576с.

     23. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии – М.: МГУ, 2005. – 489с.

     24. Фидельман М.И. Взаимосвязь интеллектуальных и творческих способностей у подростков // Прикладная психология – 2001-  № 5 – с.60-65.

     25. Хрящева Н.Ю., Макшанов С.И. Тренинг креативности -  СПб “Союз” - 2000. – 343с.

     26.  Тексты СМИ в ментально-языковом пространстве современной России: Т. В. Чернышова — Санкт-Петербург, Либроком, 2009.- 296 с.

     27.  Эмоции и рассудок. Их влияние на поведение потребителя: Арьюн Чаудхури — Москва, Группа ИДТ, 2007.- 256 с.

     28. Язык современной публицистики: — Санкт-Петербург, Флинта, Наука, 2007.- 232 с.

     29. Г.С. Джоуетт, В.О’ Доннел. Пропаганда и внушение. – М., 1998

     30. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологию. – М.: Наука, 1983. – 206С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

               Приложение  1.

     Протоколы описания экспериментальных  ситуаций по изучению телевидения как объекта психологического исследования. 

                       Протокол  № 1.

  1. А, 20 лет, студент
  2. 28.05.2011
  3. Состояние в норме
  4. Диагностика состояния агрессии. Автор: А. Басс и А. Дарки
  5. Цель: изучить уровни агрессивности и её формы.
  6. Материал: ручка, бланк для ответов
  7. Методика проводится в письменном виде. Сказать инструкцию добиться ее понимания.
  8. Инструкция: Прочитывая или прослушивая зачитываемые утверждения, примеряйте, насколько они соответствуют вашему стилю поведения, вашему образу жизни, и отвечайте одним из двух возможных ответов: да «+» или нет «-».
  9. Бланк с результатами исследования: в приложении 2
  10. Обработка результатов: результаты подсчитаны в соответствии с ключом.
  11. Отчет экспериментатора: испытуемый не подавал признаков волнения. На ответы отвечал быстро, не раздумывая. Не задавал вопросов по выполнения методики. Выслушал инструкцию и приступил к выполнению.
  12. Отчет испытуемого: методика понравилась. Вопросы не сложные. Отвечал не раздумывая.
  13. А) Физическая агрессия – использование физической силы против другого лица.

    Косвенная  агрессия - окольным путем направленная на другое лицо или ни на кого не направленная.

    Раздражение – готовность к проявлению негативных чувств при малейшем возбуждении (вспыльчивость, грубость).

    Негативизм – оппозиционная манера в поведении от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся обычаев и законов.

    Обида – зависть и ненависть к окружающим за действительные и вымышленные действия.

    Подозрительность – в диапазоне от недоверия и осторожности по отношению к людям до убеждения в том, что другие люди планируют и приносят вред.

    Вербальная  агрессия – выражение негативных чувств как через форму (крик, визг), так и через содержание словесных ответов (проклятия, угрозы).

    Чувство вины – выражает возможное убеждение субъекта в том, что он является плохим человеком, что поступает зло, а также ощущаемые им угрызения совести.

    Б) У испытуемого  следующие результаты по шкалам:

Информация о работе Телевидение как объект психологического исследования