Телевидение как объект психологического исследования

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Января 2012 в 15:12, курсовая работа

Описание работы

Манипулирование сознанием становится системным явлением, которое охватывает все сферы жизни и обнаруживается в разнообразных формах.
В постановке целей информационной деятельности, в выборе средств и методов их осуществления, в планировании результатов главным образом присутствует представление об аудитории - о тех, кому адресована информация. Ведь аудитория, в данном случае, безусловно, является одной из разновидностей массы, как субъекта общественного сознания.

Содержание

Введение…………………………………………………………………... стр. 1-2
Глава 1. Телевидение и его влияние на зрителя………………………………
1.1 Понятие, характеристики телеаудитории …………………………..стр. 3-4
1.2 Теоретико-методологические основы исследования проблемы
манипулирования сознанием…………………………………………….стр. 5-6
1.3. Влияние телевидения на зрителей …………………………………стр. 7-10
Глава 2. Эмпирическое изучение телевидения как объекта психологического исследования.……………………………………………………………………
2.1. Проведение исследования влияния телевидения на зрителей. ….стр. 11-13
2.2. Анализ полученных результатов……………………………….…стр. 14-17
Заключение…………………………………………………………....... стр. 18
Список литературы…………………………………………………….. стр. 19-21
Приложение 1…………………

Работа содержит 1 файл

общая псих.docx

— 1.69 Мб (Скачать)

     НОУ ВПО «Московская гуманитарно-техническая академия» 

             Психологический факультет 

             Кафедра общей психологии 
         

               КУРСОВАЯ  РАБОТА

  ПО ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ 

Телевидение как объект психологического исследования 
 
 

                                    Студент: Валиева Ирина Рустемовна

                                                        Очное отделение

                           Группа 401

                       Научный руководитель: Н.И. Киселева  
 
 

Москва

2011

Оглавление

Введение…………………………………………………………………... стр. 1-2

Глава 1. Телевидение  и его влияние на зрителя……………………………… 

1.1 Понятие, характеристики  телеаудитории …………………………..стр. 3-4

1.2 Теоретико-методологические основы исследования проблемы

манипулирования сознанием…………………………………………….стр. 5-6

1.3. Влияние телевидения  на зрителей …………………………………стр. 7-10

Глава 2. Эмпирическое изучение телевидения как объекта  психологического исследования.……………………………………………………………………

2.1. Проведение  исследования влияния телевидения  на зрителей. ….стр. 11-13

2.2. Анализ полученных  результатов……………………………….…стр. 14-17

Заключение…………………………………………………………....... стр. 18

Список литературы…………………………………………………….. стр. 19-21

Приложение 1…………………………………………………………... стр. 22-25

Приложение 2…………………………………………………………..  стр. 26 
 
 
 
 
 
 

                 Введение.

     Манипулирование сознанием становится системным  явлением, которое охватывает все  сферы жизни и обнаруживается в разнообразных формах.

     В постановке целей информационной деятельности, в выборе средств и методов  их осуществления, в планировании результатов  главным образом   присутствует представление об аудитории - о тех, кому адресована информация. Ведь аудитория, в данном случае, безусловно, является одной из разновидностей массы, как  субъекта общественного сознания.

     При изучении аудитории исследуется сознание и поведение людей в процессе потребления информации, изучается выбор аудиторией средств информации.

     Много исследований посвящено специфике  отношения аудитории к разным средствам массовой информации, таким  как прессе, радио, телевидению, интернету.

     Я.В. Шведова, исследуя телепродукт, который выходит в эфир центральных телеканалов, она раскрывает возможности ТВ как социального педагога.

     Методологической  основой работы послужили фундаментальные  принципы и подходы таких наук как психология, филология, теория массовой коммуникации и журналистики, философия, социология, история. В основу методологии положены принципы объективности, системности, историзма, комплексности, сочетания теоретического и эмпирического уровней анализа. Автор опирался также на сравнительно-исторический, структурный подход, на анализ данных, полученных в результате исследований других авторов.     

     В связи с постоянным развитием  передачи информации изменяются запросы, интересы аудитории. А именно знание представлений, запросов, требований аудитории  разрешают улучшить работу всех тех  сфер, которые дают нам информацию.Значит, изучение телевидения как объекта  психологического исследования  остается всегда актуальным, поскольку его зрителем, ежедневно становится все население страны.

     Целью курсовой работы является изучение телевидения  как объекта психологического исследования.

     Гипотезой данной работы стало предположение  о том, что влияние телевидения  приводит к повышению агрессии у  телезрителей.

      Объект  данного исследования – телевидение  как средство массовой информации.

     Предмет исследования - телевидения как объект психологического исследования.

     Исходя  из цели работы, были сформированы следующие  задачи:

- охарактеризовать  понятие телевизионной аудитории;

- рассмотреть  отношение аудитории к СМИ;

- проанализировать  взгляды ученых на особенности  влияния телевидения на аудиторию;

- провести  исследование влияния телевидения  на аудиторию;

- сформулировать  полученные выводы и результаты.

     Выборку составили  20 человек испытуемых в возрасте от 19 лет до 25 лет. Возраст от 19 до 25 лет – возраст ранней зрелости человека, влияние, на психику которого не столь ощутимо, чем в подростковом возрасте.

     Теоретическую базу исследования составили работы Грабельникова А.А.,Засурского Я.Н, С.Г., Лозовского Б.Н., Олешко В.Ф., Прохорова Е.П.,Верховской А.В., Дугина Е.Л., Коробейникова В.С., Прохорова Е.П., Федотовой Л.Н. 
 

      Глава 1. Телевидение и  его влияние на аудиторию.

      1.1 Понятие, характеристики  телеаудитории.

     Объектом изучения аудитории телевидения,  является масса людей в системе отношений, таких как информация, поступающая телезрителям по телевидению.

     Понятие «аудитория» связано с представлением о множестве людей, включенных в процесс восприятия информации. В эмпирических исследованиях оно толкуется обычно как совокупность людей, вступающих в контакт с источником информации. Понятие «аудитория» закреплено за субъектом, который занят в рамках этой системы, прежде всего потреблением информации и тем самым является объектом информационного воздействия.

     В системе массовой информации складываются функциональные отношения между  участниками –телевидением и зрителем.

     В целом содержание массовой информации охватывает все стороны связей человека с обществом и его подсистемами, все области общественных отношений, в которые включена личность.

     Существуют  материалы, которые рассчитываются на более широкую аудиторию. В основном-это развлекательные и познавательные передачи, информационные программы телевидения.

     Переходя  от общего представления об аудитории  к психологическому уровню, следует  конкретизировать понятие аудитории. Вся система массовой информации рассчитана на все население страны, местные средства - соответственно на всё население того региона, в котором они действуют. Население страны или региона составляет желаемую аудиторию СМИ.

     Для телезрителей характерна черта, которую можно определить как выносливость, так как работа средств массовой информации рассчитана на регулярный контакт с аудиторией.

     Данные  ряда исследований позволяют предположить, что те люди, которые пользуются телевидением, делают это не реже одного раза в неделю, а чаще всего - несколько раз в неделю.

     Соотношение желаемой и реальной аудитории относятся к числу показателей эффективности СМИ. Причем такие показатели следует рассматривать как базовые, которые не могут быть получены без контакта со зрителем.  
 

 

 

1.2 Теоретико-методологические  основы исследования  проблемы

манипулирования сознанием

     Ницше писал: «Если сто человек стоят  друг возле друга, каждый теряет свой ум и получает какой-либо другой».

     С конца XІX столетия одной из главных  проблем психологии, философии и  культурологии стало массовое сознание. 

     Интенсивные исследования методов манипулирования  и теоретических обобщений в  данной сфере стали проводиться, начиная со второй половины XX столетия.

К.Ховланд  изучал факторы, которые влияют на сознание человека. К. Манхейм занимался изучением методов, которые влияют на поведение человека.  

     Г.М. Малеин рассматривал вопросы, связанные с влиянием технических средств информационной связи на культуру и сознание людей. В свою очередь, Г. Шиллер изучал основные аспекты влияния средств массовой информации на сознание, формирование общественной мысли, управление обществом.

     К современным исследованиям относятся  работы американских авторов, как Г.С Джоуетт и В.О’Доннелл. Их работа называется «Пропаганда и внушение». Их работа посвящена анализу пропаганды и феномена внушения в современном мире. Авторы говорят: «…Внушение основано на принципе взаимодействия и стремится удовлетворить потребности как того, кто внушает, так и объекта внушения. Модель пропаганды описывает, каким образом элементы информационной коммуникации и коммуникации внушения можно инкорпорировать в пропагандистскую коммуникацию».

        Проблема информационной войны  находит свое отображение в  роботах следующих авторов: А.Н.Грешневиков,  В.Ф.Прокофьев, И.И.Юзвишин, Ю.Хабермас.

     Проблемой идеологического манипулирования  занимались Л.М.Барботько и Э.М.Мирской. Есть потребность в целостном социально-философском осмыслении феномена манипулирования сознанием во всем многообразии его проявлений.

     Существует  много видов манипуляции и, ориентируясь на проведенную социально-философскую интерпретацию, можно дать следующее определение: манипуляция - это влияние на сознание, психику, эмоции личности с целью изменения и управление ценностными ориентациями, формирование искусственных потребностей, мотивов, эмоционального расположения духа  для изменения поведения в интересах инициатора манипулятивного влияния.

     Манипуляции преследует такую цель, как создать такое направление мысли, психическое состояние и эмоциональный настрой, которые выгодны манипулятору.

     Понятие «манипулирование» имеет в виду сам процесс влияния с помощью  определенных средств на сознание человека с целью изменения его стереотипов  мышления и поведения.

      Манипулирование - это особый вид деятельности, связанный  с организацией, созданием средств, способов и осуществлением манипуляции  массовым сознанием. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

           1.3. Влияние телевидения  на аудиторию 

     Человек современного городского общества является зависимым от телевидения, он частично теряет свободу и проводит возле  экрана намного больше времени, чем  для удовлетворения потребностей в  информации.

     Президент Американского союза газетных редакторов Лорен Гилионе считает: «Репортажи новостей на телевидении всегда вызвали  сомнения - реальным ли является то, что в них представлено.

       Природа визуальных средств информации - развлекать, драматизировать, создавать  сны наяву для массового зрителя  - влияет на содержание информации. Мир фантазии смешивается с  миром факта. Для многих людей то, что появляется на экране телевизора, становится реальностью».

     Важным  условием успешного применения манипулятивных технологий является разрушение психологической  защиты человека, тех основ, на которых  держится его возможность к критическому восприятию информации.

     Русский исследователь С. Кара-Мурза отмечает, такие основные методические приемы, которые усиливают эффективность телевидения в манипуляции сознания:

Информация о работе Телевидение как объект психологического исследования