Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:50, тест
Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.
Упражнение «Удовлетворение и уверенность»
Сперва небольшое обсуждение: что мы подразумеваем, когда говорим, что чувствуем себя уверенными? Что придает нам уверенность, каким образом наше чувство уверенности зависит от других людей? Как должны вести себя люди и как относиться к нам, чтобы мы испытали чувство уверенности? Как вы думаете, в каких ситуациях полезно чувствовать себя уверенным? После этого попросите ребенка создать картинку. Пусть он нарисует себя сильным и уверенным, причем в такой ситуации, которую считает трудной. Попросите ребенка задуматься над такой ситуацией. Что это может быть? Что он может думать при этом? Что он мог бы чувствовать? Что он мог бы сказать себе?
СКАЗКА «ДУРНОЙ СОН»
Данная сказка дает ребенку полную свободу самовыражения, что должно стимулировать его к тому, чтобы затронуть здесь важную и актуальную (возможно, самую актуальную) тему. Степень этой актуальности будет выражаться в том, была ли затронута данная тема в предыдущих ответах ребенка. Связав ответы, полученные ранее с реакцией ребенка на эту историю, можно получить более объективную картину детских проблем, переживаний и т. д. С этой целью можно попробовать не ограничиваться в данной сказке одним ответом, а с помощью дополнительных вопросов получить несколько вариантов.
Однажды утром один мальчик внезапно проснулся и сказал: «Мне приснился очень плохой сон». Что увидел во сне мальчик?
Типичные нормальные ответы:
• Не знаю, что ему приснилось.
• Сначала помнил, а потом забыл, что снилось.
• Один страшный фильм ужасов.
• Ему приснился страшный зверь.
• Ему приснилось, как он падал с высокой горы и т. д.
Ответы, на которые следует обратить внимание:
• Ему приснилось, что мама (любой другой член семьи) умерла.
• Ему приснилось, что он умер.
• Его забрали незнакомые люди.
• Ему приснилось, что его оставили одного в лесу и т. д.
Следует иметь в виду, что страшные сны снятся всем детям (и не только детям), и в этом нет ничего предосудительного или необычного. Основное внимание в ответах стоит обратить на повторяющиеся мотивы. Если в ответах затрагиваются темы, уже озвученные в предыдущих сказках, вероятно, мы имеем дело с тревожным фактором.
Обращаем ваше внимание на то, что тест следует проводить в спокойной и дружеской атмосфере, не допуская никакой критики или недовольства. Ваше отношение к ребенку должно быть исключительно благожелательным и спокойным.
Относиться же к результатам теста следует с определенной долей условности, не воспринимая их в качестве точных данных. Не будучи профессионалом в данной области,
сделать правильные и однозначные выводы невозможно. Лучше всего будет принять данные в качестве рабочей гипотезы, неких предположений, которые требуют подтверждения путем дальнейших тщательных наблюдений за ребенком или исследований с помощью других тестов. Если же вы обеспокоены полученными результатами, следует обратиться за профессиональной помощью или советом к психологу.
Независимо от того, насколько серьезными окажутся полученные результаты, они помогут лучше узнать ребенка, познакомиться с его страхами, волнениями и тревогами. Опираясь на данные, полученные при исследовании, вы сможете более эффективно строить свои отношения с ребенком, скорректировать своё поведение, найти к нему подход. Как показывает мировая практика, даже довольно сложные проблемы с детьми вполне разрешимы при условии создания благоприятного климата общения в семье.