Тейлор К. Тест «Сказка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:50, тест

Описание работы

Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.

Работа содержит 1 файл

Тейлор К..doc

— 281.50 Кб (Скачать)


Тейлор К. Тест «Сказка»

Материал взят из книги: Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей / Пер. с англ. Е. Рыбиной. -3-е изд. -М.: Апрель-Пресс, Психотерапия, 2008. - 224с. - (Серия «Детская психология»).

Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.

Во всех используемых в тесте сказках имеется персонаж, с которым ребенок будет стараться идентифицировать себя. В зависимости от состояния ребенок будет реагировать на описанную в сказке ситуацию нейтрально или, наоборот, эмоционально. Все сказки заканчиваются вопросом, на который ребенок должен дать ответ. Цель теста состоит в том, чтобы наблюдать за спонтанно возникающими эмоциональными явлениями, которые в поведении ребенка обычно не проявляются, но, тем не менее, присутствуют в нем.

Данная методика может проводиться дома, в семейной обстановке, поскольку нетребует никакихособых условий. Тем не менее не исключено, что вам придется проявить определенную изобретательность, дабы получить желаемый результат.

Несколько советов

Прежде всего, ребенок не должен испытывать страх или тревогу. Он должен почувствовать, что тест — это игра, похожая на многие другие. Вам также следует выбрать подходящий удобный момент для проведения теста. Было бы замечательно, если бы ребенок сам попросил вас рассказать ему сказку. Имейте выдержку и терпение, не торопите ребенка с ответами и не спешите комментировать его высказывания; не следует также поспешно переходить от одной сказки к другой.

Если ребенок проявляет тревогу или излишнюю возбудимость, слушая сказку, прервите повествование и попробуйте вернуться к ней позднее или в другой раз. Точно так же следует поступить, если ребенок проявляет безразличие, рассеянность или невнимательность. По-видимому, вы выбрали не самый подходящий момент.

Обращайте пристальное внимание на тон голоса ребенка, на то, насколько быстро или, напротив, медленно он реагирует, не дает ли он поспешных ответов. Наблюдайте за его поведением, телесными реакциями, мимикой и жестами.

Обратите внимание, в какой мере его поведение во время проведения теста отличается от обычного, повседневного поведения; не замечаете ли вы чего-то необычного, нетипичного для вашего ребенка.

Согласно Дюсс, такие реакции ребенка и особенности поведения, как просьба прервать рассказ, стремление перебить рассказчика, предложение необычных, неожиданных окончаний историй, торопливые и поспешные ответы, изменения тона голоса, признаки волнения на лице (излишнее покраснение или бледность, потливость, небольшие тики), отказ отвечать на вопрос, возникновение настойчивого желания опередить события или начать сказку с начала — все это признаки патологической реакции на тест и, не исключено, сигналы какого-то психического расстройства. Этот факт вам необходимо будет учитывать при дальнейшем проведении теста и для подтверждения или опровержения полученных результатов обратиться к другим методикам. В любом случае, не стоит спешить делать выводы, лучше всего обратиться к специалистам. Вы также должны иметь в виду следующее. Детям свойственно, слушая, пересказывая или придумывая истории и сказки, искренне выражать свои чувства, в том числе и те, которые принято считать негативными — например, агрессию.

Некоторые истории могут вызывать у детей страх, но это страх, связанный с удовольствием и возбуждением. Было бы ошибкой считать, что ребенок защищен от подобных эмоций. Напротив, у него время от времени возникает желание вспоминать мрачные и будоражащие воображение ситуации и истории, и это ничто иное, как признак психологического здоровья. Естественно, при условии, что это не носит навязчивого характера.

Именно излишества должны вызывать у вас подозрение. С другой стороны, если ребенок постоянно выказывает нежелание слушать рассказы, содержащие элементы, вызывающие тревогу и беспокойство, это также может быть признаком психологического расстройства. Избегание сложных ситуаций в жизни — это всегда признак неуверенности и страха и, если страх не является следствием реальной угрозы, можно говорить об определенном душевном расстройстве.

Данный тест не так прост в интерпретации результатов, как может показаться на первый взгляд. Прежде чем вы обретете достаточный опыт работы с тестом и полученными результатами, не следует считать себя непогрешимыми. Следует помнить, что достойны внимания как положительные, так и отрицательные результаты: и теми, и другими вы должны пользоваться в качестве ориентира в процессе непосредственного наблюдения за развитием ребенка, а также при проведении других тестов.

Сказка «Птенец»

Цель этой сказки — выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или обоих.

В гнездышке на дереве спали птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел сильный ветер. Ветка, на которой держалось гнездо, сломалась, и гнездышко упало вниз: все оказались на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?

 

Типичные нормальные ответы:

• Он тоже полетит и сядет на какую-нибудь ветку.

• Полетит к маме, потому что испугался.              

• Полетит к папе, потому что он сильней.

• Останется на земле, потому что не умеет летать, но будет звать на помощь, и папа (мама) прилетит и заберет его.

Ответы, на которые следует обратить внимание:

• Не умеет летать, поэтому останется на земле.

• Попытается взлететь, но у него ничего не получится.

• Погибнет во время падения.

• Умрет от голода (дождя, холода и т. д.).

• О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит и так далее.

 

Позитивные ответы свидетельствуют о том, что ребенок обладает определенной самостоятельностью, способен принимать решения. Верит в собственные силы, может опираться на себя даже в сложных ситуациях.

Негативные ответы говорят об обратном. Такой ребенок характеризуется зависимостью от других людей, в первую очередь — своих родителей или тех, кто занимается его воспитанием. Он не привык принимать самостоятельные решения, видит опору в окружающих его людях.

В первые месяцы жизни выживание ребенка всецело зависит от тех, кто о нем заботится. Зависимость для него — единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. Жесткая зависимость от матери формируется, когда ребенка при малейшем крике берут на руки. Малыш быстро привыкает к этому и не успокаивается ни при каких других условиях. В дальнейшем такой ребенок, скорее всего, будет очень привязан к матери и, даже став взрослым мужчиной, инстинктивно, бессознательно будет искать защиты и помощи у матери.

Многое зависит от того, удалось ли ребенку в соответствующий момент личностного развития реализовать свои психологические потребности в любви, доверии, самостоятельности и признании. Если родители не отказывали ребенку в признании и доверии, позднее ему удается выработать навыки самостоятельности и инициативы, что и приводит к развитию его чувства независимости.

Есть и другой фактор формирования независимости. В период от 2 до 3 лет у ребенка развивается моторная и интеллектуальная самостоятельность. Если родители не ограничивают активность ребенка, у него появляется самостоятельность. Как помочь ребенку почувствовать, что он способен на что-то? Психологическая задача этого периода для родителей — отделение и индивидуализация ребенка, которая осуществляется благодаря умению родителей давать ему возможность почувствовать себя «большим». Помощь, поддержка, но не опека должны стать нормой поведения для родителей.

Некоторые матери, обладающие тревожным и властным характером, непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и даже своего настроения. Эти матери, испытывая страх одиночества, изживают его чрезмерной заботой о ребенке. Именно такая привязанность, принимая невротический характер, порождает в ребенке инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и способностях.

К подобным результатам может привести и излишняя строгость отца, который не столько воспитывает, сколько дрессирует ребенка, требуя от него беспрекословного подчинения и наказывая при малейшем непослушании.

 

Сказка "Годовщина свадьбы родителей»

Цель сказки — выяснить, как ребенок видит свое положение в семье, какова, по его мнению, его роль во взаимоотношениях мать—отец; узнать, не испытывает ли он чувство ревности к союзу своих,    родителей; другими словами, не считает ли он себя обделенным вниманием со стороны родителей из-за проявления ими чувств друг к другу. Можно задать дополнительные вопросы, приведенные после сказки,

 

Отмечается годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник. Они пригласили всех друзей и своих родителей. Во время праздника их ребенок встает и один уходит в сад. Что произошло, почему он ушел?

 

Типичные нормальные ответы:

• Пошел за цветами для мамы.

• Пошел немного поиграть.

• Ему стало с взрослыми скучно, поэтому он решил развлекаться один.

• Ему надоело находиться на празднике.

• Ему сделали замечание по поводу того, как он ест (сидит, ведет себя и т. д.).

 

Другие ответы, касающиеся скуки на празднике, должны рассматриваться как нормальные, поскольку встречаются довольно часто.

 

Ответы, на которые следует обратить внимание:

• Ушел, потому что разозлился.

• Хотел остаться один.

• Ему стало грустно (одиноко).

• Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти.

 

Если вы столкнулись с такими ответами, вам следует задать дополнительные уточняющие вопросы, попросив ребенка дать более подробное объяснение. Вполне возможно, что ребенок не захочет продолжать разговор или объяснять свои ответы, а, возможно, внесет некоторые уточнения, которые помогут вам сделать более верное заключение.

Уточнения могут быть такими: «Это праздник папы и мамы, поэтому на ребенка никто не обращал внимания»; «Было слишком шумно»; «Ему не позволяли играть»; «Папа (или мама) ни разу с ним не поиграл»; «Ему не дали конфету»; «Другие дети на празднике ему не понравились (или наоборот)»; «Когда в доме праздники, он всегда уходит играть один, ему не нравятся праздники» и т. д.

Без преувеличения можно сказать, что отношения между мужем и женой имеют громадное влияние на развитие личности ребенка. Недостаток опеки и контроля негативно

сказывается на детях. Если родители проявляют к ребенку недостаточно интереса, а забота и внимание носят формальный характер, то такая невключенность ребенка в жизнь семьи приводит к асоциальному поведению из-за неудовлетворенной потребности в любви и привязанности. А то, что при сильной привязанности супругов друг к другу ребенок вытесняется из семейной общности и остается существом, от которого в их глазах ничего не

зависит, сегодня не редкость.   

 

 

 

Игра «Я чувствую»     

Эта игра может пригодиться вам в том случае, если вы посчитаете необходимым более тщательно проработать какую-либо проблему или конфликт, которые были затронуты ребенком в процессе выполнения теста (как в процессе рисования, так и последующей беседе), но в силу каких-то причин не развиты. Если вы сочтете эту проблему значимой и посчитаете полезным рассмотреть ее более подробно, дайте ей какое-нибудь рабочее определение. Например, если проблема ребенка касается его отношений с младшим братом, ее можно назвать «Ссора».

Игра начинается с того, что вы просите ребенка нарисовать круг и записать в него все чувства, которые ему известны (рис. 1). Пусть он формулирует их, как ему хочется, так, как он их понимает. Вы, в свою очередь, помогаете ему найти подходящие слова и ненавязчиво

пытаетесь расширить спектр его самоощущений с помощью наводящих вопросов: «Если папа обещал сводить тебя в выходные в парк, а сам уехал по делам, что ты чувствуешь?» Разумеется, это касается детей младшего возраста, самосознание которых развито еще очень

слабо. После того, как эта часть задания будет выполнена, попросите ребенка нарисовать ниже еще один круг и вписать в него определение главной проблемы, в нашем случае это «Ссора». Ниже следует нарисовать еще несколько кругов — по числу участников, вовлеченных в конфликт. У нас это круг «Мама» и круг «Брат»; если ребенок сочтет, что нужно включить еще кого-то — не препятствуйте этому. После этого ребенок должен с помощью перечня известных ему чувств из первого круга описать свои переживания, связанные с участниками этой драмы. Пусть в соответствующие круги будут вписаны те чувства, которые он испытывает по отношению к брату, маме и т. д. Разумеется, главное здесь — не заполнить все круги,а сам процесс, в ходе которого вы выслушиваете ребенка, обсуждаете с ним его чувства и переживания, научаете его прислушиваться к своим ощущениям, подводите его к пониманию того, отчего возникают те или иные чувства и эмоции, что с ними связано и к чему они приводят в реальности.

Рис. 1

 

СКАЗКА «ЯГНЕНОК»

 

Цель сказки — выяснить, как ребенок перенес процесс отнятия от груди. У данной сказки есть второй вариант, который дает возможность прояснить наличие или отсутствие чувства ревности к младшему брату, которого еще кормят грудью.

Первый вариант

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Но однажды у мамы не оказалось молока, и она не смогла покормить его. Что делать ягненку?

 

Типичные нормальные ответы:

• Он будет есть травку.

• Поплачет, а потом станет есть травку.

• Пойдет к другой овце и попросит у нее молока.

 

Ответы, на которые следует обратить внимание:

• Умрет от голода.

• Уйдет к другой овце, и к своей маме не вернется.

• Не будет слушаться маму, потому что она оставила его без молока.

• Будет сильно плакать, и мама достанет где-нибудь молока и принесет ему.

 

Второй вариант

Жила-была овца со своим ягненком. Ягненок был уже большой и кушал травку. Вечером мама давала ему немного молока, которое он очень любил. Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который кушает только молоко, потому что еще не умеет есть травку. Тогда мама сказала старшему ягненку, что теперь ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только травку. Как поступит ягненок?

Информация о работе Тейлор К. Тест «Сказка»