Тейлор К. Тест «Сказка»

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 23:50, тест

Описание работы

Этот тест можно проводить с детьми младшего возраста, пользующимися крайне простым языком для выражения своих чувств. Благодаря простоте теста даже неподготовленный человек сможет провести его, следуя инструкциям, приведенным ниже.

Работа содержит 1 файл

Тейлор К..doc

— 281.50 Кб (Скачать)

Нормальные ответы — того же типа, что перечислены в первом варианте сказки, плюс некоторые другие:

• Постарается есть меньше молока и больше травки.

• Сперва он покапризничает, но ему понравится маленький ягненок, поэтому он будет есть

только травку.

 

Ответы, на которые следует обратить внимание, — те же, что и в первом варианте сказки, плюс некоторые другие:

• Он будет есть только травку, но будет очень злиться на маленького ягненка и на маму.

• Постарается прогнать маленького ягненка.

• Притворится послушным, а потом тайком унесет маленького ягненка и снова сможет пить

молоко.

• Найдет другую маму для маленького ягненка.

• Будет бить маленького ягненка и т. д.

 

Младенец получает питание путем сосания груди, в то же время сами сосательные движения доставляют ему удовольствие. Таким образом, первым объектом-источником удовольствия становится для него материнская грудь. Кормя грудью, мать закладывает основы психического здоровья своего ребенка. Э. Эриксон писал, что «в это время ребенок живет и любит через свой рот, а мать живет и любит через свою грудь, выражая голосом, мимикой, позой тела готовность сделать все необходимое для ребенка». 3. Фрейд считал, что «сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни ребенка». Поэтому отлучение от груди он называл «психологической травмой первых дней». То, как ваш ребенок перенес эту психологическую травму, какой след она оставила в его душе, вы можете узнать из результатов данного теста. Мать, конечно, не сможет восполнить то, что утратил ребенок с отнятием от груди, естественным путем, то есть предложив ему свою грудь. Но компенсировать это в некоторой степени можно, проявляя заботу о ребенке, уделяя ему свое внимание и демонстрируя ему свою любовь и одобрение.

Привязанность к матери, которая первоначально проистекает из инстинкта самосохранения (в частности, необходимости утоления голода), постепенно становится независимой от этого инстинкта, дифференцируется от него. Ребенок хочет находиться рядом с мамой, скучает без нее, даже когда его голод утолен, и чувствует себя абсолютно счастливым, если мать занимается исключительно его кормлением и заботой о нем. Но, когда появляется младенец, старший ребенок понимает, что мать принадлежит не только ему. Несложно понять, что ребенок смотрит на своих братьев и сестер как на врагов. Он ревнует к ним мать и хотел бы, чтобы их не было. Двухлетняя девочка, отец которой с гордостью показывает ей новорожденного брата и ожидает, что она придет в восторг, просто спрашивает: «А когда он снова умрет?» Одна женщина рассказывает, что, когда она кормила своего ребенка грудью, к ней довольно близко подобрался ее трехлетний сын, вооруженный каким-то острым предметом, и она с большим трудом остановила его, чтобы он не нанес увечье малышу.

Можно привести множество подобных примеров. Известно немало случаев, когда двух- и трехлетние дети, оставленные наедине с малышами, наносили им серьезные травмы.

Вот высказывание ребенка о своей младшей сестре, характер которого типичен для подобных ситуаций: «Я надеюсь, что доктор сделает Дороти укол, и ей будет очень больно. И она будет кричать и кричать. А я буду смеяться и радоваться, что ей больно. Я притворюсь, как будто это совсем меня не волнует».

 

Упражнение «Образ настроения»

Это задание, как и следующее, помогает ребенку научиться более тонко различать свои переживания, понимать свой внутренний мир, адекватно воспринимать себя и оценивать свое состояние. Рост и углубление самопонимания поможет ему более точно воспринимать окружающих, их отношение. Таким образом, чем лучше ребенок понимает себя, тем лучше он понимает других, легче устанавливает с ними контакт и взаимодействие.

Ребенка просят нарисовать свое нынешнее настроение или чувства с помощью форм, линий, цвета, оттенков и т. д., без изображений каких-либо объектов. Инструкции могут быть разными. Например: «Нарисуй, что ты сейчас чувствуешь (на что похоже твое настроение сейчас)» или «Нарисуй, что ты чувствовал, когда...» (задается некая ситуация, например, когда наказали родители).

Позднее можно обсудить с ребенком, как различные цвета и формы передают разное настроение, какие эмоции вызывают. Например, красный цвет может выражать тревогу, гнев или энергию, а плавные мягкие формы могут быть более успокаивающими, чем угловатые, острые. Однако важно помнить, что все описания и характеристики меняются от ребенка к ребенку. Цветам и формам никогда не должны быть заранее предписаны какие-то конкретные настроения или чувства, они не должны как-либо интерпретироваться.

СКАЗКА «ПОХОРОНЫ»

 

Цель этой сказки — выявить отношение ребенка к членам семьи, не только к родителям, но и сиблингам (единокровным братьям и сестрам). Не испытывает ли он желания смерти кого-либо из них. Нет ли у него агрессивных, деструктивных импульсов по отношению к ним.

По улице идет похоронная процессия, и все люди спрашивают, кто умер. Один человек показывает на дом и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто же умер?

Типичные нормальные ответы:

• Неизвестный человек.

• Дедушка (бабушка) какого-то ребенка.

• Человек, который был очень болен.

• Очень важный человек.

• Старик (старушка) и т. д.

 

Ответы, на которые следует обратить внимание:

• Мальчик (девочка).

• Папа одного мальчика.

• Мама одного мальчика.

• Младший (старший) брат одного мальчика и т. д.

 

Если ребенок еще мал, чтобы точно понимать идею смерти, содержание сказки может быть изменено:

Однажды родители, дедушка с бабушкой, тети, дяди и все дети пошли на станцию. Один из них сел на поезд и уехал далеко-далеко, он больше никогда не вернется. Кто уехал на поезде?

Типичные нормальные ответы не должны включать кого-то из ближайшего окружения ребенка.

      «Неизвестно кто»,

      «Никто не уехал»,

                 «Уехал незнакомый человек» и т. д.

Может быть назван человек, не являющийся членом семьи, или какой-то дальний, плохо знакомый ребенку родственник.

 

Ответы, на которые следует обратить внимание — те же, что в первом варианте, либо относящиеся к какому-нибудь лицу из круга семьи, не названному в рассказе и выбранному ребенком в качестве мишени своей агрессивности.

Эта сказка может прояснить отношение ребенка к родителям и окружающим его родственникам.

Известно, что страх наказания и потери любви обычно удерживает ребенка от проявления агрессии как по отношению к взрослым, так и к сиблингам (например, младшему брату). Здесь, в своих ответах, он может выразить свое реальное отношение к ним. Говоря об агрессии, в данном случае следует подразумевать фрустрационный характер ее про нахождения. То есть, ребенок не может стать агрессивным без причины. Не исключено, что причина его враждебного отношения в том, что он столкнулся с некими барьерами, которые препятствуют удовлетворению той или иной его потребности. Это приводит ребенка к состоянию фрустрации. Подвергшись воздействию фрустрации, ребенок реагирует агрессией. Обнаружив агрессивное, враждебное отношение ребенка к члену семьи, следует задуматься не столько над его поведением, сколько над причиной его возникновения, чем родители могли способствовать появлению враждебности в характере ребенка. Следует иметь в виду, что выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у ребенка привычку к ним. Что же касается агрессивного отношения ко второму ребенку в семье, здесь картина более или менее ясна. Будучи некоторое время единственным ребенком в семье, получая всю любовь, нежность и ласку, он не научился делиться и проявлять интерес к другим. С появлением еще одного ребенка возникает борьба с целью добиться любви и внимания родителей. Проблема старшего ребенка в том, что ему жалко терять положение, которое установилось в семье, где он какое-то время был полновластным «хозяином». Теперь же он начинает сомневаться, любят ли его по-прежнему родители, будут ли они о нем заботиться, уделять внимание так же, как и раньше. Чтобы избавиться от этих сомнений, ребенок начинает борьбу со своим братом или сестрой, стараясь превзойти его или избавиться от соперника. Поэтому многие исследователи отмечают, что первенцы более агрессивны и эгоистичны.

Есть все основания считать ревность малолетних детей серьезным явлением. Она причиняет ребенку столько же страданий, сколько мы испытываем во взрослой жизни, когда

в наши отношения с любимым человеком вмешивается конкурент. Различие заключается в том, что ребенок более стеснен в своих действиях, чем взрослый, и потому единственным воплощением его эмоций является желание. Он желал бы, чтобы его братья и сестры куда-нибудь удалились, он желает им смерти. Для маленького ребенка, еще не разобравшегося, что такое смерть, не существует разницы между смертью человека и просто разлукой с ним. Таким образом, желание смерти братьев и сестер вполне естественно для ребенка. Чем больше он дорожит своей матерью, тем сильнее это желание.

 

Упражнение «Чувства»

Это упражнение полезно начать с обсуждения того, что представляют собой чувства: как они возникают, зачем они нам, что они нам сообщают и насколько они разнообразны (вспомнить о таких состояниях, как: счастливый, грустный, сердитый, удивленный, надоевший, обеспокоенный). Пусть ребенок нарисует лицо, которое изображает то или иное чувство. Пусть сам определить, что ему хочется нарисовать. Приемлем любой рисунок: карикатура, мультик, человечки из палочек и т. д.

Спросите: «Почему это лицо грустное (счастливое, удивленное)? Что ты думаешь об этом человеке? Почему? Нарисуй мысле-облако над его головой и подумай, что бы мог сказать этот человек». После чего попросите ребенка нарисовать выражения других чувств.

 

СКАЗКА «СТРАХ»

Как и в предыдущем варианте, это не сказка в строгом смысле слова. В данном случае это просто вопрос, направленный на исследование детских страхов.

Один мальчик сказал себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?

Типичные нормальные ответы:

• Вел себя плохо и теперь боится, что его накажут.

• Прогулял урок в школе, поэтому боится, что мама будет его ругать.

• Боится темноты.

• Боится собаки.

• Ничего не боится, просто пошутил и т. д.

 

Ответы, которые требуют внимания:

• Боится, что его украдут.

• Боится чудовища, которое хочет украсть его и съесть.

• Боится, что его оставят одного.

• Боится дьявола.

• Боится, что какой-нибудь зверь залезет в кровать.

• Боится, что придет вор и ударит его ножом.

• Боится, что умрет мама (папа) и т. д.

 

Столкнувшись с подобными ответами, вам следует задать дополнительные, наводящие вопросы, дабы получить от ребенка более детальное описание и объяснение его страхов.

 

Упражнение «Управляемое чудовище»

Если ребенка беспокоят какие-то страхи, попробуйте разыграть вместе с ним несколько сценок, которые, возможно, помогут ребенку обрести навыки и силы справиться с его проблемой. Пусть ребенок изобразит на рисунке нечто страшное, какую-нибудь пугающую фигуру. После того, как рисунок будет закончен, скажите, что сейчас вы вместе будете делать живого и управляемого монстра. Вы будете материалом для его изготовления, а ребенок — скульптором. Пусть он придаст вам нужную осанку, выражение лица. Если есть возможность — пусть он использует какую-нибудь одежду или аксессуары, чтобы придать вам максимальное сходство с воображаемым чудовищем. Когда монстр будет готов, ребенок становится тем единственным человеком, чьей воле он подчиняется. Без его команды монстр не может сделать ни одного движения. Ребенок должен давать вам команды, которые вы должны беспрекословно выполнять («Монстр, оживай!», «Иди вперед!», «Принеси мне сок из холодильника!» и т. д.). Не разочаровывайте ребенка, пусть он в полной мере испытает власть над придуманным им же чудовищем. Следите за ситуацией: если поймете, что требуются энергичные действия, ведите себя активнее, а если понадобится — изображайте малоподвижную, роботоподобную фигуру. Через некоторое время вы можете предложить самому ребенку побыть чудищем. Пусть в этой роли он проделает то, что его пугает в его кошмарах.

 

Упражнение «Прошлое - настоящее - будущее»

Это упражнение помогает ребенку выразить то, что он испытал, поделиться текущими переживаниями, а также надеждами и страхами, связанными с его видением будущего. Поскольку понятия «прошлое», «настоящее» и «будущее» достаточно абстрактны, они могут быть сложны для понимания маленьких детей.

Важно начать с обсуждения того, что мы подразумеваем под этими понятиями, и продемонстрировать как мы используем их в обычной речи в таких выражения, как: вчера, сегодня, завтра, в прошлом году, в этом году, в следующем столетии, на прошлой неделе, будущим летом и т. д. После этого попросите ребенка подобрать слова, характеризующие все три времени: прошлое, настоящее и будущее.

Пусть он поделится с вами своими представлениями, переживаниями, чувствами и ожиданиями по этому поводу. Это упражнение может также быть очень полезным для работы с детьми, перенесшими психическую травму или подвергшихся насилию.

 

СКАЗКА «ПЕСОЧНЫЙ ЗАМОК»

Цель сказки — выяснить отношение ребенка к собственности и его способность к проявлению альтруистического поведения. Рекомендуется проводить с детьми в возрасте от двух до четырех лет. Дети более старшего возраста обладают большим диапазоном поведенческих реакций и могут находить компромиссные решения.

Один мальчик построил из песка большой красивый замок, очень просторный, где мог играть один. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама попросила подарить ей замок, потому что он ей понравился. Что сделает мальчик, оставит его себе или подарит маме?

Типичные нормальные ответы:

• Немножко поиграет, а потом подарит маме.

• Прежде чем подарить замок маме, покажет его папе (любому другому человеку).

• Поделит его с мамой.

• Отдаст маме, но иногда будет просить обратно, чтобы поиграть и т. д.

 

Ответы, на которые следует обратить внимание:

• Захочет оставить себе, потому что замок очень красивый.

• Никому его не отдаст.

• Поиграет, а потом разрушит его.

• Будет играть всегда один.

• Почему он должен отдавать замок маме?

Вместо мамы в рассказе может фигурировать брат (сестра) ребенка. В этом случае ответы ребенка будут касаться его взаимоотношений с сиблингом. Следует отметить, что представления «мое» и «не мое» развиваются постепенно, параллельно с продвижением ребенка к индивидуальному статусу. Сперва они относятся к телу ребенка, потом к родителям, затем к переходным объектам. Как только у ребенка появляется концепция «моего», он начинает яростно и ревностно отстаивать свою собственность от любых посягательств. «У меня взяли» или «у меня отняли» ребенок понимает гораздо раньше, чем противоположные понятия, то есть тот факт, что надо уважать чужую собственность.

Информация о работе Тейлор К. Тест «Сказка»