Технология скрытого управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа

Описание работы

Одним из интереснейших разделов психологии является раздел изучающий такой психологический феномен, как манипулирование сознанием. За отправную точку можно взять часть определения из “Словаря” ...умение отвлечь внимание ... от того, что должно быть скрыто. Можно добавить, что манипуляция - это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.

Содержание

Введение 1

1.Основные приемы манипуляции 2
2. Технология скрытого управления 4
2.1. Получение управляющей информации об адресате воздействия 4
2.2. Понуждение к действию 5
2.3. Методы нейролингвистического программирования (НЛП) 8
3. Защита от манипулирования 11

Заключение 13
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Манипулирование сознанием1.doc

— 110.00 Кб (Скачать)

Искажение информации варьирует от откровенной лжи до частных деформаций, таких как подтасовка фактов или смещение по множеству значений по­нятия, когда, скажем, борьба за право какого-либо меньшинства подается как борьба против интере­сов большинства.

Утаивание информации в наиболее полном виде проявляется в умолчании — сокрытии определенных тем.

Гораздо чаще используется метод частичного освещения или избирательной подачи материала.

Иногда «выделяют информацию» так, что на самом деле присутствует лишь видимость передачи информации, а она не передается вовсе.

         Психологическая нагрузка. Распространены способы информирования, имеющие целью оказать психологическое, в том числе манипулятивное, давление на собеседника. В приводимых примерах подчеркнуты слова, осуществляющие такое воздействие посредством «догрузки» новым смыслом:                                                               |

                  «Универсальные высказывания», которые в принципе проверить невозможно, а потому они не подлежат обсуждению: например «Все мужчины подлецы», «Все женщины обманщицы», «На всякого мудреца доволь­но простоты», «Богохульники потому и богохульству­ют, что они отвергнуты Богом».

                  Генерализации (расширенные обобщения):

- переносимые на группы людей: «Работы здесь на пол­часа. Но ведь они старики» — скрытая генерализация, так как «старики не в состоянии выполнить даже и легкую работу»;

- во времени: «всегда», «постоянно», «вечно». Напри­мер: «От тебя всегда ждешь подвоха»;

                  Неявное указание на нарушение общепринятой нормы: «Вы даже дверь за собой не закрыли» — давит сильнее, чем простое указание: «Закрой дверь».

                  Расширение сообщения: «Несмотря на их отно­шения, их все-таки послали вместе в командировку». Этим сообщается: «У них «такие» отношения». Или еще примеры: «Он ведь не знает английского!», «Она и училась-то заочно» (читай — неполноценное обра­зование).

                  Замещение субъекта действия: «Начальство не про­стит нас...», «Как мы теперь себя чувствуем?» — в по­следней фразе хорошо чувствуется еще и психологи­ческая пристройка сверху.

                  Подмена нейтральных понятий эмоционально-оце­ночными и наоборот: «товары сэконд хэнд» вместо «вещи, бывшие в употреблении» или того хуже — «с чужого плеча»; вместо негативного «шпион» — «раз­ведчик» и др..

                  Ложная аналогия: «Вольво» — автомобиль для лю­дей, которые мыслят» — как будто все остальные ав­томобили изготавливаются для тех, кто мыслить не способен.

                  Тематическое переключение: «Ну как, ты гово­рил с начальником?» «А почему у тебя такой тон?».

                  Неявные допущения, вводимые в информационный обмен: «Как вы понимаете, я не могу это дать» — допущение «вы все сами понимаете» навязывается партнеру как само собой разумеющееся.

                  Допущения типа «ясно и очевидно»: «Пойдешь с нами?» — «Куда мне теперь деваться...» или «А у меня есть выбор?» — очевидный намек на принуждение как следствие снятие с себя ответственности за этот, возможно, и следующие поступки.

в. Уловки.

Уловки в споре манипулятивны по двум основаниям. Во-первых, они позволят получить сиюминутное пре­имущество над оппонентом и навязать ему свою точку зрения, как проигравшему. Во-вторых, результат спора воздействует на слушателей. Победителя они считают правым. И если победа достигнута не по справедливос­ти, а благодаря всевозможным уловкам, то это манипу­ляция в чистом виде. В качестве примера достаточно при­вести спор обвинителей и защитников в суде. Слушатели (судьи, присяжные) решают в пользу победителей спора.

Другой пример — политические дебаты. Зрители, как правило, голосуют за победившую сторону, хотя победа эта может быть одержана посредством манипулятивных способов.

Уловкой называется всякий прием, с помощью которого хотят загнать собеседника в невыгодное для него положение.

Виды уловок:

«Оттягивание». Иногда бывает так, что оппонент привел довод, на который мы не можем сразу найти возражение, просто «не приходит в голову». В таких случаях стараются по возможности незаметнее «оттянуть возражение», например, задают вопросы в связи с приведенным доводом как бы для выяснения его; начинают ответ издали, с чего-нибудь, имеющего отношение к данному вопросу, но прямо с ним не связанного, и т.д. Тем временем мысль продолжает работать, и желаемое выражение часто находится.

«Попирание». Вполне позволителен и такой прием, когда мы, видя, что оппонент смутился при каком-нибудь доводе, или стал особенно горячиться, или старается ускользнуть от ответа, обращаем особенное внимание этот довод и начинаем «напирать» на него. Какой бы ни был спор, всегда следует зорко следить за слабыми пунктами в аргументации противника и, найдя такой, «разработать» его до конца, не «выпуская», пока не выяснилась и не обозначилась вся слабость этого пункта. «Выпустить» соперника стоит лишь тогда, когда у него очевидный шок, или из великодушия.

«Аргументы вразброс». Есть также уловки, которыми отвечают на нечестные уловки противника. Иног­да без этого не защитить себя. Например, вам надо доказать какую-нибудь важную мысль. Но соперник почувствовал, что если вы ее докажете, то докажете и тезис, и тогда дело его проиграно. Чтобы не дать вам это сделать, он прибегает к нечестной уловке: какой бы довод вы ни привели, он объявляет его недоказательным. Вы скажете: «Все люди смертны». Он отвечает: «Это еще не доказано». Вы скажете: «Ты-то сам существуешь или нет?». Он отвечает: «Может быть, и существую, а может быть, это и иллюзия». Что с таким человеком делать? При злостном отрицании доводов остается или бросить спор, или, если это неудобно, прибегнуть к защитной уловке. Наиболее характерны две: надо «провести» доводы в пользу до­казываемой мысли так, чтобы оппонент не заметил, что они предназначаются для этой цели. Тогда он не станет упорствовать и может их принять. Когда мы проведем все их вразброс, потом остается только со­единить их вместе — и мысль доказана. Соперник по­пался в ловушку.

«Противоречащая мысль». Заметив, что оппонент злостно отрицает каждый наш аргумент в пользу доказываемой мысли, а нам необходимо провести какой-нибудь довод, мы ста­вим ловушку. О нашем доводе умалчиваем, а вместо него берем противоречащую ему мысль и делаем вид, что ее-то и хотим употребить как довод. Если про­тивник «заладил» отрицать все наши аргументы, то он может, не вдумавшись хорошенько, наброситься на эту ложь и отвергнуть ее. Тут-то ловушка и захлоп­нется. Отвергнув то, что противоречит нашему доводу, он тем самым принял наш довод, который хотели провести.

 

2.3. Методы нейролингвистического программирования (НЛП)

 

НЛП создавалось с целью оказания помощи пациентам в решении их психологических проблем. Это направление психотерапии — довольно молодое: первые работы появились лишь в 1975—1977 годах.

Рассмотрим только те методы, развитые в рамках НЛП, которые могут быть использованы для скрытого управления человеком, включая, конечно, и манипулирование им.

Являясь новой технологией эффективной коммуникации, НЛП создавалось не на пустом месте и вобрало в себя многое полезное из того, что было наработано предшествующими исследованиями. Упрощенно можно определить НЛП как систему для познания и изменения человеческого поведения и мышления.

Подстройка и раппорт

Установить раппорт — значит «присоединиться» к другому человеку, подстраиваясь к языку его телод­вижений чутко и с уважением. Подстройка — это не подражание, которое заметно, преувеличенно и без разбора копирует движения другого человека, — по­следнее часто считается оскорбительным (как пере­дразнивание).

К движениям руки можно подстроиться слабым дви­жением своей кисти, к движению тела — соответству­ющими движениями головы. Можно подстроиться к основной позе собеседника. Мощным средством установления раппорта являет­ся подстройка к частоте дыхания и моргания глазами. Когда люди находятся в глубоком раппорте, они ды­шат и моргают в унисон.

Подстройка к голосу — еще один способ установить раппорт. Можно подстроиться к тону, темпу, громкости и ритму речи.

Во время телефонного разговора подстройка к голо­су — единственный способ установления раппорта. За­тем вы можете отстроиться, изменив темп или тон го­лоса, — это скрытый, но действенный и уважительный сигнал к окончанию разговора.

Подстройка и раппорт дают прямой канал воздействия на подсознание в виде подражательного поведе­ния на невербальном уровне. И как результат — скры­тое управление на подсознательном уровне.

Приверженность общей культуре, ценностям, об­щие интересы, работа, друзья, увлечения, симпатии и антипатии, политические и иные пристрастия — нее, что объединяет собеседников, способствует рап­порту.

Способ, облегчающий задачу подстроиться, — ис­ключить слово «но» из своего словаря. «Но» — проти­вопоставляет. Замените его на «и», которое соединя­ет, — оно просто добавляет и расширяет то, что уже сказано. А на деле может уничтожить то, против чего вы выступаете.

Люди, находящиеся в раппорте, отзеркаливают, со­ответствуют друг другу в позах, жестах и взглядах. Это похоже на танец, в котором каждый партнер отклика­ется на движения другого дополняющими его движе­ниями.

Присоединение и ведение

Раппорт позволяет выстроить мост к другому чело­веку. Когда он возведен, вы можете начинать изменять свое поведение, и, как правило, партнер последует за вами, В НЛП это называется присоединением и ведени­ем. Ведение невозможно без раппорта.

Когда близкий нам человек печален, естественно использовать сочувственный тон голоса, а не кричать бодро: «Не унывай!» Толку от этого призыва — ника­кого. Но если сначала отразить его горестную позу и мягким тоном посочувствовать ему, то он скорее пой­дет за вами к более оптимистичному настрою.

Говоря с рассерженным человеком, подстройтесь к его гневу, но немного ниже его уровня. А затем посте­пенно, успокаивая свое собственное состояние, успо­койте и собеседника.

Воздействие на адресата

Таким образом, скрытое управление объектом по­средством НЛП-техники включает следующие этапы.

             Присоединение к дыханию, темпу речи и мышле­ния, отзеркаливание (раппорт).

             Закрепление поддержанием удобным для собесед­ника соотношением речи и молчания, подтверждени­ем согласия.

             Ведение — изменение позы, жестов, мимики, тем­па речи и дыхания партнера в нужном направлении.

На подсознание негативные команды действуют как позитивные. Подсознание не обрабатывает лингвисти­ческие отрицания и просто не обращает на них внима­ния. Родитель или учитель, который говорит ребенку не делать что-то, тем самым повышает вероятность того, что ребенок сделает это снова. Крикните канато­ходцу: «Будь осторожен!», а не: «Не упади!». Именно то, чему вы сопротивляетесь, настойчиво владеет ва­шим вниманием.

Введение в транс

Раппорт позволяет незаметно для собеседника вызвать у него заторможенное состояние — гипноидный транс.

Например, начните мигать в том же темпе, что и партнер, а затем постепенно делайте мигания чаще, но закрывайте и открывайте глаза при этом все медленнее. Собеседник почувствует, как его одолевает, дремотное состояние и желание не раскрывать глаза.

Другой способ: начать постепенно расфокусировать свои глаза, ведя партнера за собой. Расфокусировку можно проводить, как бы глядя в бесконечно «сквозь» собеседника. Расфокусировка глаз являет важным признаком измененного состояния сознания в противовес фокусированию их на каком-нибудь объекте.

Можно также, приспособив темп речи к дыханию другого человека, начать постепенно снижать его, делая тем самым дыхание собеседника боле редким. А это в свою очередь уменьшает его способность к противодействию.

Смена состояний

Таким образом, начиная со словесной или несловесной подстройки к другому человеку, можно затем незаметно заставить его следовать за собой.

Во время процедуры «ведения» необходимо посто­янно наблюдать за собеседником, отмечая внешние признаки, свидетельствующие о наступлении гипноидного состояния. К числу таких признаков относят­ся всевозможные «мелкие» движения — бессознатель­ные подергивания рук, непроизвольные вздергивания мышц. При переходе в состояние транса у человека нередко возникает расслабление лицевых мышц, что зрительно воспринимается как «уплощение» лица, его «дряблость». Меняются выражение глаз, тип ды­хания, теплеют и краснеют кисти рук в связи с уси­лением притока крови к конечностям. Задача веду­щего при этом заключается в таком построении взаимодействия, чтобы данные признаки продолжа­ли усиливаться и наступала более глубокая стадия погружения. С этой целью полезно использовать ве­дущую систему восприятия клиента, о которой мы уже говорили.

Введение в гипноидное состояние

Разработаны различные способы погружения собе­седника в гипноидное состояние незаметным для него путем. Одной из наиболее простых возможностей яв­ляется просьба к собеседнику подробно описать свои предыдущие необычные состояния, которые он ра­нее испытывал. По мере такого описания, задавая нуж­ные вопросы, можно постепенно вводить в транс сво­его собеседника, например: «Что вы чувствуете во время длительной поездки в машине, когда вам теп­ло... и удобно... и не хочется ни о чем думать...»? Дру­гой возможный вариант — самому начать описывать аналогичные состояния, испытанные в тех или иных жизненных ситуациях.

Рефрейминг — новый взгляд на ситуацию

В любом событии можно отыскать не только «негативные» стороны (что обычно делает потенциальный пациент), но и положительные аспекты. Психолог должен восполнять этот пробел: давать человеку пропущенную часть опыта, меняя тем самым его восприятие происходящего и общее мироощущение.

Например, человек работает предпринимателем, стесняется заходить в помещение с большим количеством людей, поскольку ему трудно выносить направленное на него внимание. Очевидно, что подобный интерес он первоначально интерпретирует с негативной стороны, например как выискивание недостатков его внешности, поведения, вследствие чего возникает травмирующая его застенчивость. Говорящий может так переоформить данное содержание, что человек начнет воспринимать подобное внимание с другой стороны: в качестве уважения к его заслугам или желания быть ему полезным. Это, разумеется, уменьшит его застенчивость и тем самым повысит эффективность профессиональной деятельности.

Информация о работе Технология скрытого управления