Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 18:39, курсовая работа
Одним из интереснейших разделов психологии является раздел изучающий такой психологический феномен, как манипулирование сознанием. За отправную точку можно взять часть определения из “Словаря” ...умение отвлечь внимание ... от того, что должно быть скрыто. Можно добавить, что манипуляция - это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.
Введение 1
1.Основные приемы манипуляции 2
2. Технология скрытого управления 4
2.1. Получение управляющей информации об адресате воздействия 4
2.2. Понуждение к действию 5
2.3. Методы нейролингвистического программирования (НЛП) 8
3. Защита от манипулирования 11
Заключение 13
Список литературы
CОДЕРЖАНИЕ
Введение
1.Основные приемы манипуляции 2
2. Технология скрытого управления 4
3. Защита от манипулирования
Заключение
Список литературы
ВВЕДЕНИЕ
Одним из интереснейших разделов психологии является раздел изучающий такой психологический феномен, как манипулирование сознанием. За отправную точку можно взять часть определения из “Словаря” ...умение отвлечь внимание ... от того, что должно быть скрыто. Можно добавить, что манипуляция - это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.
Основной инструмент внушения - это слова. Любые визуальные приемы являются по сути лишь вспомогательными, облегчающими достижение цели.
На сегодняшний день процессы, происходящие при внушении, с точки зрения физиологии хорошо изучены: воздействием сначала вызывается сильное возбуждение в ограниченной области головного мозга при одновременном торможении в остальной ее части, а затем производится целенаправленная разрядка, закрепляющая в сознании внушаемую мысль.
Постоянно приходиться сталкиваться как с прямыми, так и косвенными механизмами внушения.
Прямое внушение непосредственно связано только с речью воздействующего человека; при косвенном используется еще и промежуточное действие или раздражитель с целью усиления эффекта. Косвенное внушение зачастую более эффективно, чем прямое: оно не вызывает внутреннего сопротивления у внушаемого.
Приемы манипуляции разнообразны и могут быть обращены как на сознательную, так и на подсознательную сторону психики.
Психика человека суть единство трех составляющих - сознания, подсознания и моторики. Все поведенческие, социальные и повседневные реакции есть проявления этих компонентов. Логично предположить, что для понуждения нужно воздействовать на все три составляющие - однако это не вполне так.
Опыт показывает: обращение к сознанию " в чистом виде" далеко не так результативно, как воздействие на глубинные слои психики. Скрытая манипуляция всегда есть способ подвести другого человека к нужной цели (реакции) в неявной форме. Основным условием является умение подстроиться. Так как голос служит здесь основным инструментом воздействия, то и роль правильного выбора речевой стратегии очевидна.
1. ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ МАНИПУЛЯЦИИ
Жизнь любого человека многогранна по тому жизненному опыту, который имеется у этого человека, по уровню образования, по уровню воспитания, по генетической составляющей, по множеству других факторов, которые обязательно необходимо учитывать при психологическом воздействии на человека. Специалисты по манипулированию психикой (психотерапевты, гипнологи, криминальные гипнотизеры, мошенники, представители власти и т.п.) используют множество различных технологий, позволяющих им управлять людьми.
Рассмотрим основные приемы манипуляции, выделяемые С.Г. Кара-Мурзой:
1. Язык - самое главное средство подчинения.
«Мы - рабы слов», - сказал Маркс, а потом это буквально повторил Ницше. Внушаемость посредством слова - глубинное свойство психики, возникшее гораздо раньше, нежели способность к аналитическому мышлению.
Современный философ С.Московичи подчеркивает: "Что во многих отношениях удивительно и малопонятно, это всемогущество слов в психологии толп. Могущество, которое происходит не из того, что говорится, а из их «магии», от человека, который их говорит, и атмосферы, в которой они рождаются».
2. Язык образов. Очень часто слова, имеющие самый неопределенный смысл, оказывают самое большое влияние на толпу.
3. Знаковые системы. Если человек воспринял абсурдное количественное утверждение, его уже почти невозможно вытеснить не только логикой, но и количественными же аргументами. Манипулирующая сила числа многократно возрастает, когда числа связаны в математические формулы и уравнения - здравый смысл против них бессилен.
4. Музыка.Чтобы предотвратить возможность зарождения собственных групп интеллигенции в массе управляемых, ее нужно полностью лишить тишины. Создается такое звуковое и шумовое оформление окружающего пространства, что средний человек не имеет достаточных промежутков тишины, чтобы сосредоточиться и додумать до конца связную мысль.
5. Социальные стереотипы. Ни один человек не может прожить без «автоматизмов» в восприятии и мышлении - обдумывать заново каждую ситуацию у него не хватит ни психических сил, ни времени. Стереотипы могут быть использованы как мишени для манипуляции. Если удается подтолкнуть крупные массы людей видеть какое-то общественное явление через нужный манипулятору стереотип, то несогласным становится очень трудно воззвать людей к здравому смыслу, убедить их остановиться, подумать, не принимать скоропалительных опасных решений. Ницше заметил: «Так как недостает времени для мышления и спокойствия в мышлении, то теперь уже не обсуждают несогласных мнений, а удовлетворяются тем, что ненавидят их».
6.Чувства. Можно сказать, что в большой манипуляции сознанием игра на чувствах - обязательный этап. Основатель учения о манипуляции сознанием массы Г. Ле Бон писал: «Массы никогда не впечатляются логикой речи, но их впечатляют чувственные образы, которые рождают определенные слова и ассоциации слов». В толпе издавна известны явления, которых нет в индивидуальной психике - подражание, стихийное распространение массового чувства.
7. Воображение. Ле Бон писал в книге «Душа толпы»: «Могущество победителей и сила государств именно то и основываются на народном воображении. Не факты сами по себе поражают народное воображение, а то, каким образом они распределяются и представляются толпе. Кто владеет искусством производить впечатление на воображение толпы, тот и обладает искусством ею управлять».
8. Внимание. Задача манипулятора – убедить. Для этого надо прежде всего привлечь внимание к сообщению. Затем надо, чтобы человек запомнил это сообщение, ибо многократно проверенный закон гласит: убедительно то, что остается в памяти.
Манипуляторы сознанием поступают подобно фокусникам: они отвлекают внимание от главного объекта.
9. Память. С одной стороны, надо, чтобы человек запомнил или заучил до автоматизма какую-то мысль, метафору, формулу ("Да, да, нет, да!"). С другой стороны, бывает необходимо "отключить" его краткосрочную или историческую память - они создают психологический барьер против внушения. Человек, не помнящий ничего из истории своего коллектива (народа, страны, семьи), выпадает из этого коллектива и становится совершенно беззащитен против манипуляции. Это - важное условие для возможности подлогов и подмен предмета утверждений. Если люди быстро забывают реальность, то всякую проблему можно представить ложно, вне реального контекста.
10. Узнавание. В манипуляции сознанием узнавание играет ключевую роль, потому что порождает ложное чувство знакомства. Действуя через СМИ, манипуляторы главную ставку делают на непроизвольное запоминание. При изучении процессов памяти психологи обнаружили явление «дремлющего эффекта»: отложенная в латентных слоях памяти точка зрения, которая была отвергнута сознанием в момент непроизвольного запоминания, с течением времени, «отлежавшись», превращается сначала в смутное, неопределенное представление, а потом и в согласие с ней.
11. СМИ. А.Моль пишет о СМИ: «Они фактически контролируют всю нашу культуру, пропуская ее через свои фильтры, выделяют отдельные элементы из общей массы культурных явлений и придают им особый вес, повышают ценность одной идеи, обесценивают другую, поляризуют таким образом все поле культуры. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в наше время почти не оказывает влияния на развитие общества». «СМИ сегодня есть инструмент идеологии, а не информации.
По особенностям восприятия собеседников можно разбить на четыре типа: аудиалов, визуалов, кинестиков и дигиталов. Это определяется тем, какая из сенсорных систем у человека развита лучше: слуховая, зрительная, кинестическая или мыслительная. Человек неосознанно старается использовать преимущественно ту систему, которая у него развита лучше.
До 5—7 лет (иногда до 14) каждый человек способен к восприятию мира, используя в равной степени визуальную, аудиальную и кинестическую системы. Поэтому детские воспоминания этого периода остаются на всю жизнь. В дальнейшем у каждого индивидуума развивается свой избыточный канал воспоминания (либо визуальный, либо аудиальный, либо кинестический), определяющий наиболее развитой вид восприятия.
Канал управления
Знание типов индивида по восприятию позволяет использовать это для управления им. Общаясь в предпочтительной для объекта системе восприятия, субъект устанавливает с ним устойчивый канал связи. При этом адресат чувствует себя комфортно, испытывает удовольствие от того, что его хорошо понимают, «как будто знакомы всю жизнь» и т.п. Все это способствует аттракции, а затем и скрытому управлению.
Лечебное воздействие
Человек, испытывающий стресс, находящийся в невротической ситуации, сосредотачивает свои переживания в ведущей для него системе восприятия.
Облегчить состояние индивида может расширение восприятия окружающей действительности за счет загрузки других каналов. Например, похлопав друга-страдальца по плечу, потормошив его или просто дружески прикоснувшись, взяв за руки и т.п. (кинестическое воздействие); попросив его вслушаться в мелодию или слова песни, шум деревьев (слуховое воздействие).
Приемы понуждения к действию должны быть обращены и на сознательную, и на подсознательную сторону психики.
Структурно психику можно представить как единство трех ее составляющих — сознания, подсознания и моторики. Что бы ни делал человек, его деятельность выступает как проявление этих компонентов. Значит, чтобы побудить собеседника к активности, нужно воздействовать на его сознание, подсознание (главным образом эмоции) и включить в соответствующую деятельность.
Обращение только к сознанию далеко не исчерпывает всех возможностей убеждения. Только те побудительные усилия достигают цели, которые пройдут через ум, чувство и моторику людей.
При систематическом воздействии оказывается влияние на все сферы жизнедеятельности. Подтверждением этому служит следующий известный факт: супруги, прожившие вместе 25 лет, становятся похожими друг на друга не только психически, но и физически (лицом).
Американские туристы Джон Гельфрейх и Отто Бутесхуде путешествовали по джунглям бразильского штата Мату-Гросу. Заночевав как-то на берегу реки Шингу, утром стали готовить завтрак. Бутесхуде пошел за водой. Он долго не появлялся, и Гельфрейх пошел искать товарища. Он нашел его возле самой воды. Отто медленно шел к густому кустарнику, движения у него были, как у робота, голова неподвижно направлена в сторону зарослей. Проследив направление его взгляда, Гельфрейх увидел голову змеи, торчащую из куста. Реакция Джона была молниеносной: выстрелом из пистолета он сразил пресмыкающееся. Отто вдруг вздрогнул и нервно рассмеялся, же рассказал: у воды почувствовал на себе чей-то взгляд, а что было потом — не помнит.
Описанный случай показывают, что особым взглядом можно подчинить и человека, и животное, и навязать им определенные действия.
Вокруг прямого пристального взгляда давно уже сложился мистический ореол. Его даже называют «магическим взглядом».
В быту пристальным взглядом не следует злоупотреблять, потому что люди под ним начинают нервничать. Обычно во время разговора принято периодически отводить взгляд в сторону, чтобы не смущать.
Если манипулятор желает вывести собеседника из равновесия, он выбирает на его теле или одежде уязвимое место (например, кривые ноги, плохие зубы, грязные ногти, нечищеную обувь, пятно, ширинку и т.д.) и пристально смотрит туда. Собеседник сразу же начнет нервничать.
Способы манипулирования
Все разнообразие производимых над информацией операций с целью скрытого управления адресатом можно сгруппировать по нескольким направлениям: искажение информации; ее утаивание; частное освещение вопроса; способ подачи; психологическая нагрузка.