Технология проблемного обучение

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 14:00, реферат

Описание работы

Введение

Теория проблемного обучения разрабатывается в отечественной и мировой педагогике с середины 50-х годов XX столетия. Сегодня теория проблемного обучения - достаточно глубоко разработанная и стройная отрасль педагогической науки. Чем вызвано ее возникновение?
Можно указать несколько причин. До середины 50-х годов методы обучения исследовались по преимуществу с точки зрения деятельности

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….3

Список литературы………………………………………………………..…………..4

Анатированный список литературы………………………………...……………….5

Словарь……………………………………………………………………………….13

Научно-популярная статья…………………………………………..………………15

Работа содержит 1 файл

чернухина. Технология проблемного обучения.doc

— 118.00 Кб (Скачать)

    - метода аналогий;

    - описательного метода и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарь

 

              Проблемное обучение — система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управления поиском решения проблемы. Усвоения новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя [2, c.32].

              Личность — относительно устойчивая система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности в социальный контекст. Стержневым образованием личности является самооценка, которая строится на оценках индивида другими людьми и его оценивании этих других [1, c.53].                            Самооценка — ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам. В качестве основного критерия оценивания выступает система личностных смыслов индивида. Главные функции, которые выполняются самооценкой, — регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного выбора, и защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость личности. Значительную роль в формировании самооценки играют оценки окружающих личности и достижений индивида [1, c. 54].

              Мотив (от лат. moveo – двигаю) — материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности. Мотив представлен субъекту в виде специфических переживаний, характеризующихся либо положительными эмоциями от ожидания достижения данного предмета, либо отрицательными, связанными с неполнотой настоящего положения. Но для осознания мотива, т.е. для включения данных переживаний в культурно обусловленную категориальную систему, требуется особая работа [1, c. 55].

              Потребности — форма проявления интенциональной природы психики, в соответствии с которой живой организм побуждается к осуществлению качественно определенных форм деятельности, необходимых для сохранения и развития индивида и рода [1, c. 55].

 

              Педагогическая технология – совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели               [5, c.24].                                                                                                                                                                                                    Проблемное учение - это учебно-познавательная деятельность учащихся по усвоению знаний и способов деятельности путем восприятия объяснения учителя в условиях проблемной ситуации, самостоятельного анализа проблемных ситуаций, формулировки проблем и их решение по средствам выдвижения предложений, гипотез их обоснование и доказательства, а также путем проверки правильности решения [5, c. 25].                                                                                    Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности не может достичь цели известным ему способом действие это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия. Проблемная ситуация есть закономерность продуктивной, творческой познавательной деятельности [5, c. 25].

              Задача – учебное задание, предполагающее поиск новых знаний, способов (умений) и стимуляцию активного использования в обучении связей, отношений, доказательств. Задачи не решаются по годовым образцам, а прогнозируют новые решения, в которых необходима догадка, прикидка и т.д. Особенно велика роль задачи  в проблемном обучении [2, c. 33].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Научно-популярная статья

«Технология проблемного обучения»

              Развивающее обучение обеспечивает развитие познавательных способностей и интеллекта, направлено на формирование новых качеств личности. Основные принципы развивающего обучения: системность и целостность содержания; ведущая роль теоретических знаний; обучение на высоком уровне трудности; изучение быстрым темпом; осознание процесса обучения (рефлексия); включение в процессе обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая в общем понимании трактуется так, что правое полушарие – это все художественное, интуитивное, а левое – рационально-логическое. Поэтому в основу когнитивного стиля личности положена концепция функционального доминирования работы левого и правого полушарий и связанных с этим особенностей «предпочтений» восприятий. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Поэтому необходима цикличность, т.е. левоправополушарная гармонизация.                                                                                                                                                                         Приведу в пример ситуацию одно из учителей по физике: на уроке физики в 9 классе по теме: «Движение жидкостей и газов по трубам. Закон Бернулли». После введения в гидродинамику он рассказывал историю о пленнике: «Пленника поставили посреди небольшой круглой комнаты. Здесь вершил суд сам великий визирь. Сухо прошелестел его голос: - Аллах дарует тебе жизнь, визирь увидел, как вздохнул пленник,- если отгадаешь великую загадку. – Он показал на плоскую чашу, подвешенную на цепях, - стоит открыть отверстие в дне чаши, и из нее потечет вода. Каждый миг вытекает одно и тоже количество воды, от чего же сужается струйка, удаляясь от чаши? Твое время – пока течет вода. С последней каплей падает и твоя голова. – Как быстро течет вода! Стража уже обнажила острые сабли. Трудно решать задачу на волоске от гибели, но голос пленника не дрогнул. Он успел назвать причину сужения струи. Что ответил пленник? Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу: площадь сечения и скорость течения жидкости находятся в обратной пропорциональной зависимости. При выдвижении гипотезы работает правое полушарие - интуитивное, а при математическом доказательстве – левое. Оба полушария в работе. В итоге – гармония.                                                                                                                При проблемном обучении выделяют систему методов: проблемное изложение; проблемные вопросы; диалоговые методы; эвристические беседы; поисковая деятельность. Например, если взять узкие полоски бумаги и подуть сверху вдоль полосок, то мы увидим, что свободный конец бумаги поднимается вверх. Почему это происходит? Выдвигается гипотеза: давление движущегося газа зависит от скорости. Идет обсуждение ситуации, предлагаются различные версии, доказательства, примеры, аналогии. Опять работают оба полушария.               Рассмотрим основные этапы осуществления проблемного подхода:                             1 этап: Подготовка к восприятию проблемы – актуализация знаний.                             2 этап: Создание проблемной ситуации.                                                                                                   3 этап: Формулировка проблемы – итог возникшей проблемной ситуации, сформулированной виде познавательной задачи. Определяется, на что учащиеся должны направить свои усилия, на какой вопрос искать ответ.                                                         4 этап: Процесс решения проблемы (осознание проблемы, формулирование гипотезы, вывод, причинно – следственные связи).                                                                                     5 этап: Доказательство правильности решения, подтверждение его на практике (если возможно).                                                                                                                                             Например: участникам раздаются стаканы с чаем и ложечки – это  подготовительный этап. Предлагается всем помешать ложечкой в чашке чаинки. Видим, что чаинки на дне разбежались по краям, а затем собрались к середине – это создание проблемной ситуации. «Почему это произошло?» – формулировка  проблемы. Выдвигаются гипотезы – процесс решения проблемы. После обсуждения гипотез приходим к правильному ответу: причины, заставляющие собираться чаинки к центру дна чашки кроется в том, что вращение нижних слоев воды тормозится трением о дно чашки и в чашке получается вихревое движение, направленное в верхних слоях от середины к краям, а в нижнем - от краев к середине. У дна будет течение, направленное к оси чашки, оно то и увлекает чаинки и поднимает их на некоторую высоту, а затем они под действием силы тяжести опускаются вниз.                                                                                                   При такой постановке исследования вновь работают оба полушария, а значит идет развитие личности ученика.                                                                                                   Рассмотрим наиболее интересные типы проблемных задач: ситуация неожиданности, ситуация конфликта, ситуация несоответствия, ситуация неопределенности, ситуация выбора, ситуация предложения.                                                         В пример опять приведу уроки одного из учителей по физике.                                           На уроке по теме «Люминесценция» учитель использует ситуацию неожиданности, которую создает тем, что вначале освещает дневным светом экраны, покрытые люминофором разного цвета, а затем выключает свет в классе, и учащиеся видят яркое свечение веществ. Этот факт вызывает удивление, кажется парадоксальным, поражает своей неожиданностью. А главное – ученики начинают активно мыслить, пытаются объяснить это неожиданное явление.                             При изучении теории «ультрафиолетовая катастрофа» использует ситуацию конфликта, которая возникает, потому что новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.               Использует ситуацию несоответствия, которая порождается противоречием между жизненным опытом обучающихся и научными данными, которые предъявляются в условиях задач. Например, при изучении темы «Броуновское движение» учащиеся экспериментально убеждаются, что диффузия происходит медленно, а когда им сообщается научный факт, что скорость молекул газа 400 – 600 м/с, возникает проблемная ситуация.               Рассматривая движение частицы (электрона) в микромире - понятия определенной траектории теряет смысл (ситуация неопределенности). Одним из приемов активизации мышления учащихся является ситуация выбора. Приведу пример: в средние века священными считались 7 металлов: медь, золото, серебро, свинец, олово, железо и ртуть. Алхимики часто стремились в своих подсчетах к этому числу. Они насчитали и 7 планет: Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, Луна, Солнце. Средневековые алхимики придавали таинственность совпадению этих семерок, поэтому каждому металлу соответствовала планета. Учащимся дается задание: за 1 минуту разгадать код средневековой алхимии, образовав 7 пар (металл – планета). После некоторых рассуждений ученики приходят к верному ответу: золото – Солнце; серебро – Луна; медь – Венера; свинец – Сатурн; олово – Юпитер; ртуть – Меркурий. Характерной чертой проблемного обучения является функция развития творческих способностей. В процессе проблемно – поисковой деятельности учащиеся овладевают продуктивным мышлением, развивают свое воображение, у них появляется интерес к познанию.                                                                                                   Педагогический процесс необходимо так организовывать, чтобы ученика поставить в положение первооткрывателя, что учителю знакомо, но ново для ученика. Я считаю, что особенностью современного урока является то, что педагогический процесс должен быть деятельным. Учитель должен помочь организовать самостоятельный поиск познания, а модель обучения должна выглядеть примерно так: учитель создает информационно – образовательную среду, в которой ученики выбирают индивидуальную траекторию обучения в соответствии со своими познавательными потребностями и возможностями, а также особенностями своего мышления и личностными предпочтениями, а учитель только помогает ученику в освоении учебных элементов предмета.

 

 



Информация о работе Технология проблемного обучение