Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Проанализировать организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
Задачи исследования:
Рассмотреть категорию пожилых людей, как объект социальной политики государства
Проанализировать нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста.
Рассмотреть специфику организации социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом.
Изучить Технологии и организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
Разработать проект, направленный на взаимодействие молодежи и пожилых людей.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА .…………………………………………………………………….

5
1.1 Пожилые люди как объект социальной политики государства ………...
5
1.2 Нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста ……………………………………………………….…….

10
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..

14
2.1 Система социального обслуживания лиц пожилого возраста в современной России и за рубежом …………………………………………....

14
2.2 Технологии и организация социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО………...………………………………………………………..

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Ильина.docx

— 70.70 Кб (Скачать)

Для оказания консультативной  помощи с посещениями малоподвижных  граждан на дому в отдаленных районах  Новосибирской области ежемесячно формируются выездные медицинские  бригады врачей-специалистов из областных  государственных учреждений здравоохранения  Новосибирской области.

В целях профилактики заболеваний  и активного долголетия планируется  организовать работу школ здоровья.

В настоящее время в  Новосибирской области существует развитая система стационарных учреждений социального обслуживания - это 16 учреждений мощностью 4,7 тыс. мест, 31 отделение (дом) милосердия и дом-интернат малой  вместимости, 12 специальных домов  для одиноких престарелых, в которых  проживает 1141 человек из числа граждан  пожилого возраста [20,c.24].

Поддержание учреждений социального  обслуживания в рабочем состоянии, повышение социально-бытовых и  комфортных условий проживания в  них граждан пожилого возраста является важным направлением деятельности социальных служб.

В Новосибирской области  создана нормативная правовая база по организации социального обслуживания граждан пожилого возраста. Для усиления социальной защищенности граждан пожилого возраста планируется совершенствовать механизмы социального стационарного  и надомного обслуживания на основе социологических исследований и  результатов мониторинга социально-экономического положения граждан, их потребностей в социальных услугах.

Несмотря на принимаемые  меры, увеличивается количество одиноких граждан пожилого возраста, полностью  или частично потерявших способность  к самообслуживанию, а следовательно, увеличивается потребность в надомном и стационарном социальном обслуживании этих граждан.

На 1 января 2011 года социальное обслуживание на дому предоставляется 18,3 тыс. граждан пожилого возраста. Растет число граждан пожилого возраста, нуждающихся в социально-медицинском  обслуживании на дому [28,c.214].

Одной из основных проблем  граждан пожилого возраста является социальное одиночество и отсутствие возможностей для реализации своих  творческих возможностей. С целью  полноценного возвращения граждан  пожилого возраста в социум, преодоления  их изоляции и расширения социальных контактов используются такие организационные  формы работы, как социальные клубы  общения. На территории Новосибирской  области работает более 230 клубных  объединений, охватывающих более 5000 граждан  пожилого возраста. Эффективным средством  активизации деятельности социальных клубов общения будет проведение ежегодных областных фестивалей клубов общения граждан пожилого возраста [30,c.193].

Организация социального обслуживания пожилых должна быть нацелена на обеспечение  безопасной старости через снижение воздействия факторов социального  риска и максимально возможную  степень реализации социальных гарантий в сочетании с предоставлением  широкого спектра услуг в области  профилактики и развития, чтобы пожилые  могли как можно дольше сохранять  социальный тонус и привычный  образ жизни, оставаясь активными  и полезными членами общества.

Социальное обслуживание и обеспечение  пенсионеров включает в себя назначение им пенсий и различных пособий, содержание и обслуживание престарелых одиноких пожилых людей в специальных  учреждениях органов социальной защиты населения, бесплатное протезирование, льготы инвалидам, оказание помощи бездомным  и др.

Социально-медицинское обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста на дому или в специализированных государственных и муниципальных учреждениях. В обеспечении достойной жизнедеятельности престарелых граждан в системе социальной защиты весьма положительно зарекомендовали себя уже упоминавшиеся центры социального обслуживания, помогающие одиноким престарелым адаптироваться к тяжелой жизненной ситуации. На сегодняшний день практически во всех городах ведется работа по выполнению программы развития сети этих центров [25, с. 180].

Одной из первостепенных задач социального  обслуживания является выявление нуждающихся. Центры социального обслуживания осуществляют контроль за гражданами пожилого возраста с целью принятия их в отделения социального обслуживания на дому [34, с.13].

Социальное обслуживание пожилых  людей предусматривает стационарные, полустационарные и нестационарные формы.

К стационарным формам относятся дома-интернаты или пансионаты для пожилых людей. Для поступления в пансионат пожилой человек должен 75% пенсии перечислять в Пенсионный фонд района, оставляя себе лишь 25%. Обязательным условием при поступлении является передача пенсионерами своего жилья в муниципальный жилищный фонд города, где они проживают.

Дома-интернаты рассчитаны на людей пожилого возраста, которые сохранили частичную или полную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании облегченных условий для реализации своих жизненных потребностей. Основная цель этих социальных учреждений — обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи.

Дома престарелых предназначены  для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе. Однако число желающих перейти на жительство в Дом престарелых снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому[14,c.25].

Полустационарная форма обслуживания пожилых включает в себя социально-медицинское, социально-бытовое и культурное обслуживание пенсионеров, организацию медицинской помощи, питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности. Она осуществляется отделениями дневного и ночного пребывания, а также медико-социальными отделениями, реабилитационными центрами. Цель данных отделений — поддержание активного и здорового образа жизни пожилых людей, способных к самообслуживанию, преодоление замкнутости и одиночества.

К нестационарным формам социального  обслуживания относятся социальное обслуживание на дому, срочное обслуживание, социально-консультативная помощь.

Отделения временного пребывания осуществляют лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия, культурное и бытовое  обслуживание, предоставляют питание  для одиноких пожилых людей.

Отделения социально-медицинской помощи на дому осуществляют постоянное или временное социально-медицинское и социально-бытовое обслуживание на дому одиноких пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи. Главная цель деятельности этого отделения-максимально продлить пребывание одиноких старых людей в привычной для них домашней среде.

Служба срочной социальной помощи Центра социального обслуживания предусматривает  оказание широкого перечня услуг: предоставление разовой необходимой медицинской  помощи, обеспечение необходимыми лекарственными препаратами, разовое обеспечение  остро нуждающихся бесплатным горячим  питанием, одеждой, содействие в получении  временного жилья [13,c.14].

Отделения социально-консультативной помощи оказывают необходимую психологическую, правовую, юридическую и другую поддержку в центрах социально-медицинского обслуживания и по телефону.

Существенное значение в условиях кризисной обстановки в России имеет  адресная помощь пожилым людям — в первую очередь наиболее нуждающимся, например одиноким пенсионерам в возрасте старше 80 лет, и выражается в виде помощи по хозяйству, предоставлении медицинских услуг и т.д.

В ряде регионов страны значительную помощь пожилым людям оказывают  местные органы власти, увеличивая дифференцированные выплаты неработающим одиноким пенсионерам, предоставляют  льготы на проезд, бесплатное получение  некоторых лекарств. Развивается  социально-бытовое обслуживание пенсионеров, обеспечение их обувью, одеждой, различными приспособлениями для передвижения и т.д. [25, с. 180].

Итак, деятельность центров социального  обслуживания в России свидетельствует  о том, что данная модель социальной службы, ориентированной на работу с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание. Однако наряду с уже распространенными  формами социального обслуживания образуются и новые, которые приобретают  всю большую популярность среди  одиноких пожилых людей.

Таким образом, социальная помощь одиноким пожилым людям осуществляется службами социальной помощи, куда обращаются пожилые  граждане, за получением социально-медицинского обслуживания в условиях социализации и адаптации к новым условиям жизни.

Работа с пожилыми и старыми  людьми считается одной из самых  тяжелых в психологическом плане. Поэтому социально-медицинская работа с данной категорией населения использует методы и технологии, применяемые психологами, психотерапевтами, педагогами, геронтологами, юристами и другими специалистами [22, с. 24].

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В современном обществе пожилые  люди занимают значимую социальную нишу, вследствие этого возрастает внимание общества к вопросам их социального  бытия. В настоящее время идет процесс формирования научного взгляда  на необходимость использования  потенциала пожилых людей как  социально активной группы в обществе. Вместе с тем пожилые люди заслуживают  человеческого отношения к себе и, соответственно, достойного человека социального положения не потому, что представляет собой «ресурс», необходимый для общественного  развития, а потому, что они равноправные, полноценный граждане, которые уже  внесли свой вклад в развитие общества.

С учетом изменений возрастной структуры населения России проблемы пожилых людей, как самой быстрорастущей и одной из наиболее многочисленных групп российского социума, в дальнейшем будут обостряться. Низкий уровень материальной обеспеченности является фактором социального неблагополучия, определяющим низкий уровень социального положения пожилых людей; подавляющее большинство пожилых людей находится в состоянии бедности и малообеспеченности и вынуждено раскрывать личностные ресурсы. Жизнедеятельность пожилых людей в настоящее время усложняется в связи с проблемами адаптации к новой социальной ситуации при низкой материальной обеспеченности, что сказывается на их социальном благополучии.

Отличительной чертой современного российского общества является несовершенство социальной политики, отражающей позицию  государства в отношении пожилых  граждан, что негативно сказывается  на их социальном положении. Темпы совершенствования  государственной социальной политики в настоящее время отстают  от темпов снижения уровня жизни пожилых. Важным основанием построения адекватной социальной политики является дифференцированный подход к различным подгруппам граждан  старшего возраста. Основной задачей социальной политики должно стать достойное социальное обеспечение, гарантия равенства социальных возможностей в обществе. Совершенствование государственной политики позволит улучшить не только уязвимое материальное положение пожилых людей, но и их социальное самочувствие. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Алекандрова М.Д Проблемы социальной и психологической геронтологии. Л., 2003. — 230 с.
  2. Ахметова М.С. Социальная защита пожилых людей в трансформирующемся российском обществе// Социально – гуманитарные знания. – 2008. -7. – 272-277
  3. Баталова О.П Социальная защита населения — приоритетное направление социальной политики администрации области// Социальная работа, 2008,№ 1-с.17
  4. Болтеева В.В. Изменение личности у престарелых,проживающих в домах интернатах, автор. Диссертация — М.,2005.-102 с.
  5. Васильева Г.И Информация о деятельности отделения социального обслуживания на дому// Социальный работник.2005,№ 64.- С. 23 — 29
  6. Войтенко В.П.,Полюхов А.М. Биологические и социальные основы психологической адаптации при старении// Старение и адаптация, тез.и реф. доклады. 2006.-163с.
  7. Григорьев С.И.,Гуслякова Л.Г. Социология для социальной работы. Учебное пособие для студентов вузов 2 — е издание доп., перераб. - М.: Издательский дом МАГИСТР — ПРЕСС, 2002.-216с.
  8. Дельпере Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста. М.,2008. – 223с.
  9. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В Роль и место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. — М.: 2006.-214с.
  10. Зарубежный и отечественный опыт социальной работы. М.: Социально – технологический институт, 2005. – 272с.
  11. Карпенкова Т.В Основы социально – правовой защиты пожилых людей //Психология зрелости и старения.-2003,№2.-12с.
  12. Кахуто С.В. Организация работы по оказанию социальных услуг в центре социального обслуживания// Работник социальной службы 2007, №4.-с.34
  13. Киселев С.Г. Социальное обслуживание — вклад в социальное благополучие граждан пожилого возраста// Работник социальной службы.2004,-№1-2.-с.17
  14. Козлов Т.З. Основы социальной работы с пожилыми людьми — М.,2005.-106с.
  15. Концепция социальной политики в отношении пожилых людей// Социальное обеспечение,2006,№ 1.-с.26
  16. Корнеева Л.С. Социальные проблемы// Достоинство.2005,№ 46,- с.3
  17. Краснова Н.Н., Зябрева Л.М. и др. Для одиноких престарелых и инвалидов// Работник социальной службы.2007,№ 3.-с.8
  18. Краснова О.В Особенности социально-психологической адаптации в позднем возрасте// Психология зрелости и старения. 2006,№ 3.-с.18
  19. Кресс В.М Социальная защита населения — приоритетные направления социальной политики администрации области//Социальная работа,2008, № 1.-с.24
  20. Крупенко М.И., Казначеев С.В. и др. Проблемы современной социальной геронтологии.- Новосибирский областной геронтологический центр. 2006.-204с.
  21.   Кучмаева О.В. Нестационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста: состояние и развитие.// Работник социальной службы,2007, №3.-с.24
  22. Лобанова Н.П. Социальная защита населения – приоритетное направление социальной политики администрации области// Социальная работа, 2008,№ 5.-с.24
  23. Михалева А.В. Старение населения как определяющий фактор развития системы социального обслуживания// «Третий возраст»:новые возможности: Материалы городского общественного форума 13 
  24. Сотникова Н.Б. Социальное обслуживание пожилых людей на основе индивидуального подхода. Из опыта работы. — Томск 2007- 180с.
  25. Социальное обеспечение в странах Северной Европы.М.,2004,234с.
  26. Социальное обеспечение в странах Запала: Франция, ФРГ, Италия. М.,2004,145с.
  27. Социальное положение пожилых людей в регионе / М.С. Ахметова// Регионология. — 2011. — № 1. – С.213 – 216.
  28. Социальная работа за рубежом / под ред. В.И.Жукова. М.,2006,245с.
  29. Старшее поколение в социальной среде: проблемы адаптации / М.С. Ахметова// Вестн. Баш. Ун-та. – 2008. – № 4. – С.192–194.
  30. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]/ Режим доступа: www.gsk.ru
  31. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» от 15 ноября 1995 года// Работник социальнйо службы.1997,№ 1.-с.112
  32. Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 года № 70// Работник социальной службы.2002,№ 3.-с.12
  33. Федярина В.Н. Специальный жилой дом — новая модель оказания социальных услуг// Работник социальной службы.2007, № 2.-с.13

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми