Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Проанализировать организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
Задачи исследования:
Рассмотреть категорию пожилых людей, как объект социальной политики государства
Проанализировать нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста.
Рассмотреть специфику организации социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом.
Изучить Технологии и организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
Разработать проект, направленный на взаимодействие молодежи и пожилых людей.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА .…………………………………………………………………….

5
1.1 Пожилые люди как объект социальной политики государства ………...
5
1.2 Нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста ……………………………………………………….…….

10
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..

14
2.1 Система социального обслуживания лиц пожилого возраста в современной России и за рубежом …………………………………………....

14
2.2 Технологии и организация социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО………...………………………………………………………..

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Ильина.docx

— 70.70 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Стр.

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...

3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО

ВОЗРАСТА .…………………………………………………………………….

 

5

1.1 Пожилые люди как объект социальной политики государства ………...

5

1.2 Нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста ……………………………………………………….…….

 

10

ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ  СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..

 

14

2.1  Система социального обслуживания лиц пожилого возраста в современной России и за рубежом …………………………………………....

 

14

2.2 Технологии и организация социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО………...………………………………………………………..

 

23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...

30

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………

32

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «СВЯЗЬ ПОКОЛЕНИЙ»………………………...

35

Приложение А.   Комплекс социально-психологического тестирования направленного на выявление личностных особенностей студентов..............

 

43

Приложение Б. Содержание цикла мероприятий входящих в мастер – класс «Наши руки не для скуки»………………………………………………

 

44

Приложение В. Комплекс социально-психологических лекций направленных на подготовку студентов по работе с пожилыми людьми…..

 

46

Приложение Г. Структура занятий для пожилых людей

 «Работаем с компьютером  грамотно»………………………………………...

 

47

Приложение Д. Содержание творческого вечера  «Создаем Добро»……….

48

Приложение Е. Содержание занятий «Танец наоборот»…………………….

49




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Постоянное возрастание  доли пожилых во всём населении становится влиятельной социально-демографической  тенденцией практически всех развитых стран.

Изменение социального статуса  человека в старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, изменениями  ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, возникновением затруднений в социально-бытовой, психологической адаптации к  новым условиям, требует необходимости  выработки особых подходов, форм и  методов социальной работы с пожилыми людьми в России. [ 17 ].

При социологическом исследовании проблем изменения социального  положения пожилых людей, их роли и места в обществе особую актуальность приобретают вопросы освоения данной категорией граждан жизненной тактики  и стратегии в новой социальной ситуации. Познание ресурсных возможностей пожилых людей, их социального самочувствия, адаптационных стратегий, направленных на преодоление негативных последствий  социальных трансформаций, будет способствовать формированию более широкого представления  о социальном положении пожилых  людей в современном российском обществе [7, с. 216].

По классификации Всемирной  организации здравоохранения, население  в возрасте от 60 до 74 лет отнесено к пожилому, от 75 до 89 лет — к  старшему, а от 90 лет и старше —  к долгожителям [21, с. 204].

В России накоплен определенный опыт социальной работы с пожилыми людьми, но следует сказать, что неразрешенных, сложных проблем здесь значительно  больше. Многие социальные работники  полагают, что им достаточно жизненного опыта, чтобы работать с пожилыми людьми. Для того чтобы работать с пожилыми людьми, нужно знать  их социальное положение (в прошлом  и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований  [24]

По данным Федеральной  службы государственной статистики РФ число пожилых людей в структуре  населения постепенно растет. В 2002 г. людей старше 60 лет в России было 590 млн.; к 2010 г. их будет уже 1 млрд. 100 млн. В России сейчас около 30 млн. пожилых: 4,3 % из них — это люди старше 75 лет. 3 — 4 млн. пожилых нуждаются в постоянной медико-социальной помощи, а в интернатах пребывает только 216-220 тыс. человек [31]. 

Объект исследования: Система социального обслуживания лиц пожилого возраста

Предмет исследования: Особенности организации социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО

Цель работы: Проанализировать организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.

Задачи исследования:

  1. Рассмотреть категорию пожилых людей, как объект социальной политики государства
  2. Проанализировать нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста.
  3. Рассмотреть специфику организации социальной  работы с пожилыми людьми в России и за рубежом.
  4. Изучить Технологии и организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
  5. Разработать проект, направленный на взаимодействие молодежи и пожилых людей.

Методы исследования: анализ литературных источников, социальное проектирование.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА

1.1 Пожилые люди как объект социальной политики государства

 

 Социальное обслуживание пожилых людей является одним из важнейших направлений социальной политики, которое может быть реализовано социальными службами различных форм собственности: государственными, муниципальными, частными, общественными и т. д. Либерализация концепции государства в последние 12 — 15 лет ведет к его постепенному уходу из многих привычных для населения сфер социальной деятельности. Однако ни понятная населению система социального страхования, ни дополняющая ее поддержка различных форм самоорганизации и взаимопомощи населения, в том числе, в рамках различных сообществ, за этот период не были созданы. В публикациях по социальной политике отмечено, что 1990-е гг. были десятилетием перемен и пересмотра многих традиционных социальных обязательств практически во всех развитых государствах [7, с. 216].

Основной причиной перемен  является старение населения, но мнения о необходимых изменениях социальной политики расходятся. Исследователи утверждают, что необходимо модифицировать целый ряд институтов, чтобы удовлетворить потребности изменившейся возрастной структуры общества: повысить налоги на работающих, чтобы сохранить достигнутый уровень жизни пожилых или поднять возраст выхода на пенсию до 67, а в перспективе — до 69 лет (в большинстве развитых стран мира возраст выхода на пенсию — 65 лет) [17, с.3].

Устойчивая тенденция  роста доли пожилых людей в  общей численности населения  диктует необходимость коренного  изменения государственной социальной политики по отношению к ним, так  как социальные проблемы, связанные  со старостью, все более возрастают. Назовем некоторые из этих проблем: нарушения функций организма  старого человека на фоне прогрессирующих заболеваний нервной, сердечно -сосудистой, костно-мышечной, эндокринной и других систем увеличивают потребности в квалифицированной медико-социальной помощи; прекращение активной трудовой деятельности и снижение доходов ухудшают уровень материального положения абсолютного большинства пожилых людей; усугубляются проблемы жилищно-бытового устройства; происходит трансформация ценностных ориентиров, меняется образ, режим жизни, ухудшаются условия для реализации интеллектуальных, культурных потребностей; появляются трудности психологической адаптации к новым условиям жизни, одиночество, дефицит общения, постепенно теряются основные социальные связи с окружающей средой [25, с.134].

Пожилые люди подвержены одновременному действию целого ряда неблагоприятных  факторов, и их физическое, психическое, социальное, экономическое благополучие и здоровье очень тесно взаимосвязаны, поэтому их оптимизация требует  многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, носит, как правило, долгосрочный характер.

Социально-экономические  трудности периода радикальных  преобразований последних лет значительно  ухудшили социальное самочувствие большинства  пожилых людей, которые по существу заняли маргинальное положение в  обществе.

Социальный статус пожилых  и престарелых людей существенно  изменился в сторону ухудшения. Старость приносит с собой изменение привычных жизненных стандартов, болезни, тяжелые душевные переживания. Вот почему необходима специальная организация помощи пожилым людям. Наряду с материальными трудностями возникают трудности психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и друзей, болезни, отсутствие постоянной работы приводит к тому, что жизнь человека становиться беднее, меньше положительных эмоций, возникает чувство одиночества и ненужности.

Но главная психологическая  проблема пожилых - это не востребованность, ненужность в обществе [1, с.45].

Изменение социального статуса  человека в старости, вызванное прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а также возникновением различных затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации к новым условиям, диктует необходимость выработки и реализации специфических подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность повседневного  внимания к решению социальных проблем  этой категории граждан возрастает и в связи с увеличением  удельного веса пожилых людей  в структуре населения России, которое наблюдается в последнее  десятилетие не только в нашей  стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что в настоящее время  пенсии и пособия в Российской Федерации получают более 35,5 миллиона человек.

Тенденция роста численности  пожилых людей требует коренного  изменения социальной политики в  отношении к этой, наиболее социально  незащищенной категории общества, особенно сейчас, в условиях перехода к рыночной экономике.

В организации социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального  статуса не только в целом, но и  каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические  и социальные возможности, определенные региональные и другие особенности  жизнедеятельности [3, с.10].

В свою очередь государство  гарантирует пожилым и старым людям возможность получения  социальных услуг на основе принципа социальной справедливости.

В настоящее время для  подавляющего большинства пожилых людей главным источником их существования является пенсия. В условиях становления новой системы пенсионного обеспечения и недостаточной регулирующей роли государства в социальной сфере достижение пенсионного возраста для подавляющей части населения является одной из главных факторов риска бедности.

Пенсия в современных  реалиях имеет характер социального  пособия, позволяющего пожилому человеку выживать в старости; даже ее средний  размер часто не обеспечивает минимальных  стандартов существования. В трансформирующемся российском обществе сложилось понимание  остроты проблемы низкого размера  пенсии, во многом определяющего положение  в старости, которая доминирует над  нерешенностью многих вопросов на рынке  труда.

Дополнительное пенсионное обеспечение (из средств негосударственных  пенсионных фондов, администрации региона, предприятия) пожилых людей в  настоящее время не получило сколько-нибудь значимого распространения. В этой связи подчеркивается необходимость создания гибкой системы защиты социального положения пенсионера, не зависящей от трансформационных «перекосов» [3, с.17].

Натуральные формы социальной поддержки, существовавшие до монетизации  льгот, были способны в существенной мере компенсировать низкий уровень  доходной обеспеченности пожилого человека: стоимость использованных в натуральном  выражении основных социальных льгот  и услуг (жилищно-коммунальных, в оплате телефона, транспорта, лекарств) до проведения монетизации дополняла среднедушевой доход пожилого человека - льготополучателя на 36%. При этом охват льготополучателей был сильно дифференцирован в территориальном аспекте: региональный центр с более высоким уровнем доходов был обеспечен системой льгот в большей мере, чем другие города и сельские населенные пункты с относительно низкими доходами.

Факторами социальной нестабильности для пожилых людей служат новые  резкие реформы основных жизненно важных сфер, реализация на государственном  уровне социальных проектов и программ, не прошедших  экспериментальной проверки в обществе. Понадобилось время для того, чтобы пожилое население стало готово к переходу на новый механизм получения социальных услуг [16, с. 26].

Существующий уровень  государственного социального обеспечения  не соответствует тому, чтобы гарантировать  условия для поддержания и  улучшения социального положения  пожилых людей. Определено, что представители  старшей возрастной группы в большей  степени нуждаются в материальной помощи со стороны государства в  виде трансфертов, чем в социальных услугах.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми