Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: Проанализировать организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
Задачи исследования:
Рассмотреть категорию пожилых людей, как объект социальной политики государства
Проанализировать нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста.
Рассмотреть специфику организации социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом.
Изучить Технологии и организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
Разработать проект, направленный на взаимодействие молодежи и пожилых людей.

Содержание

Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА .…………………………………………………………………….

5
1.1 Пожилые люди как объект социальной политики государства ………...
5
1.2 Нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста ……………………………………………………….…….

10
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..

14
2.1 Система социального обслуживания лиц пожилого возраста в современной России и за рубежом …………………………………………....

14
2.2 Технологии и организация социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО………...………………………………………………………..

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………

Работа содержит 1 файл

курсовая Ильина.docx

— 70.70 Кб (Скачать)

Большой популярностью среди  пожилых граждан, особенно одиноких, пользуются дневные центры, тоже ориентирующие  свою деятельность на организацию досуга и питания этих лиц. Распространены общественные службы организации отдыха престарелых, которые ежегодно предоставляют пожилым гражданам возможность недельного или двухнедельного отдыха на природе, у моря на базе домов отдыха или пансионатов. Плата за такие услуги обычно не превышает стоимости жизни в домашних условиях.

Большая роль в социальной защите престарелых и инвалидов  отводится органам здравоохранения. Медицинские сестры регулярно посещают их на дому, оказывают доврачебную помощь, дают советы им и их родственникам в отношении профилактики заболеваний, диеты, ухода и т.п. Учреждения здравоохранения часто предоставляют в распоряжение пожилых граждан различные предметы санитарии и гигиены. Достаточно распространенным видом услуг является дежурство на дому дневных или ночных сиделок, оказывающих существенную помощь родственникам в уходе за престарелыми или инвалидами.

В стране насчитывается около 200 гериатрических госпиталей, задачей которых является не только оказание специализированной лечебной и профилактической помощи, но и медицинское, и бытовое обслуживание тяжело больных престарелых на дому во время отпуска родственников. В этих отделениях престарелые проходят клиническое и лабораторное обследования, получают курсы физио — и трудотерапии [26,c.234].

Наряду со специальными муниципальными службами, значительную роль играют частные  и добровольные организации. В стране функционирует около 500 дневных пансионатов, для престарелых. Лица посещающие пансионаты, могут получить в них различные бытовые услуги, двухразовое питание.

В числе других организационных  форм социальной помощи представляют интерес «дома обслуживания престарелых», находящиеся в государственном  ведении. Пенсионеры, посещающие  эти дома, могут принять участие в различных играх, в работе кружков — иностранных языков, вязания, народных танцев.

Во Франции, как и во многих других странах, одной из основных целей предоставления престарелым  социально-бытовой помощи является создание условий для их максимально долгого пребывания в привычных домашних условиях. Наибольшее распространение получили два вида такой помощи — оказание услуг «домашними помощниками» и сестринский уход за престарелыми на дому.

Служба «домашних помощников»  предназначена для оказания услуг  преимущественно бытового характера  пожилым людям, испытывающим затруднения  в приобретении продуктов питания, приготовления пищи, содержании жилых  помещений и т.п. Финансируется  она или за счет системы государственного страхования, или частных компаний.

Для престарелых со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию предназначена  служба «сестринского  ухода», которая включает в себя как элементы обычного надомного  обслуживания, так и предоставление доврачебной медицинской помощи и услуг гигиенического характера. [9,c.48].

Во многих городах Франции  также имеются клубы для пенсионеров, работа которых преимущественно  нацелена на организацию их досуга, устранение социальной изоляции и содействие активному участию в общественной жизни. Существенная роль в их создании принадлежит общественным организациям. Например, сельскохозяйственное общество взаимопомощи сыграло основную роль в учреждении клубов пожилых в  сельских районах [27 с. 145].

Заслуживает внимания тот  факт, что для поддержки новаций  в деле оказания социально-бытовых услуг населению, в точности престарелым и инвалидам, государство может предоставить организациям или добровольным объединениям финансовую помощь.

В Финляндии в сфере  социального обеспечения действует  централизованная система планирования. Центральные государственные органы руководят и контролируют осуществление  социальных услуг, кроме этого государство  в обязательном порядке предоставляет  муниципалитетам дотации на оказание социальной помощи населению, составляющие не менее половины от суммы всех затрат на эти цели.  Непосредственное предоставление социально-бытовых услуг престарелым возложено на муниципалитеты, действующие по принципу самоуправления и организующие свою работу в этом направлении на основании пятилетних планов. Наряду с муниципалитетом социальные услуги оказываются также частным организациями и церковью[26 с.215].

В оказании социальной помощи престарелым и инвалидам в  Финляндии выбрано направление, ориентированное на предоставление услуг в нестационарных условиях и создание наиболее оптимальных  жилищных условий для этой категории  лиц. Наиболее распространенной формой нестационарного обслуживания является предоставление услуг на дому, причем эти услуги оказываются одиноким престарелым. Для престарелых сохранивших в достаточной мере способность к самообслуживанию, предоставляется помощь в уходе за квартирой, лицам практически не выходящих из дома, оказывается содействие в обеспечении питанием, приготовлением пищи, оказывается санитарно-игиенические услуги. Такая помощь может оказываться престарелым на постоянной основе или на определенный период времени. Предоставлением социальной помощи на дому в стране занято более 13 тыс. социальных работников, предварительно прошедших специальную подготовку [27, с. 14].

Широкий набор услуг могут  предложить центры социальной помощи, в которых для пенсионеров имеются помещения для отдыха и досуга, медицинские кабинеты, залы лечебной физкультуры и массажа, сауна, бассейн, столовая, лечебно-рудовые мастерские. Большое значение в Финляндии придается и обустройству жилья престарелых и инвалидов, включающее оснащение квартир системой круглосуточной связи с социальными работниками.

Таким образом, изучение зарубежного  опыта социальной работы абсолютно  необходимое дело, потому что сущность социальной работы - интернациональна, она основывается на общечеловеческом опыте.

История оказания маломобильному населению социально-медицинской помощи в России тесно связана с деятельностью Российского общества Красного Креста.

В 1960 г. при комитетах Общества Красного Креста было создано Бюро медицинских сестер по обслуживанию пожилых на дому в целях оказания помощи органам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными. С целью облегчения работы патронажных сестер для оказания помощи в бытовом обслуживании больных проводилась большая работа по формированию санитарного актива среди населения. Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистками на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 г. была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов.

В середине 70 – х гг. XX в. в порядке эксперимента впервые было организовано надомное обслуживание одиноких пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых Министерства социального обеспечения. Эта деятельность регламентировалась Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами, утвержденным Министерством соцобеспечения РСФСР от 28.10.1975 г.

С этого времени возникла новая государственная форма  социально-медицинского обслуживания - социально-медицинское обслуживание нетрудоспособных одиноких на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовалась справка лечебного учреждения об отсутствии хронических заболеваний [4, с. 102].

Дом-интернат, обслуживающий  граждан на дому, должен был предоставлять  им следующие услуги: доставка продуктов  на дом, стирка, уборка помещения, доставка медикаментов, контроль за состоянием здоровья. Поскольку надомное обслуживание являлось функцией, не свойственной домам-интернатам и вызвавшей у этих учреждений организационные трудности, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию медико-социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам.

В 1987 г. функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому выполняли две организации: государственная - отделения социальной помощи и общественная - служба милосердия Общества Красного Креста. Со временем прекратилась уплата населением членских взносов Обществу Красного Креста, в результате у этой общественной организации значительно сократилась возможность содержать данную службу, в связи с чем ее деятельность была сведена до минимума, в то время как служба медико-социально-бытовой помощи на дому стала быстро расширяться.

Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РФ и  Общества Красного Креста РФ «О взаимодействии органов социальной защиты населения  и службы милосердия Российского  Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения» от 25.05.1993 г. рекомендовалось регулярно  помогать одиноким престарелым гражданам  и инвалидам.

Хотелось бы отметить, что  на сегодняшний день существует множество  возможностей защиты пожилых и престарелых  людей в России и за рубежом. Среди  них можно выделить такие как  система долговременного ухода  за пожилыми и престарелыми, дневные центры для пожилых людей.

В условиях относительного сокращения рождаемости происходит процесс «старения» населения, что  порождает комплекс больших и  сложных проблем. Примерно аналогичные  тенденции прослеживаются и в  других странах.

Такие изменения резко  усиливают давление на различные  государственные и общественные структуры, призванные заботиться о  пожилых людях, защищать их права  и интересы. При этом важно видеть не только сегодняшнее состояние  дел, но и более отдаленные перспективы  развития, к наступлению которых  нужно готовиться сегодня [8,c.125].

Изучение мирового опыта, знакомство с постановкой проблем  и их решением — это необходимый  задел на будущее, это подготовка уже сегодня к тем решениям и свершениям, которые нас ожидают  завтра.

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Технологии и организация социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО

Система функциональных технологий социальной работы включает в себя следующие, наиболее значимые технологические  процедуры: социальную диагностику; социальную профилактику; социальную адаптацию; социальную реабилитацию; социальную коррекцию  и терапию; социальное посредничество и консультирование; социальное обеспечение  и страхование; общественную некоммерческую благотворительную деятельность.

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; обеспечение возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни; соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг; выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании; развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей; обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.

Основными направлениями повышения  уровня благосостояния престарелых являются:

- увеличение размера пенсий;

- совершенствование системы пенсионного обеспечения;

- развитие услуг по уходу на дому;

- расширение сети домов престарелых;

- улучшение условий проживания в этих домах [12, с. 34].

Одной из значимых технологий социальной работы с пожилыми людьми будет являться социальная адаптация. Мероприятия  по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории  пожилых людей.  Данные технологии применяются на практике в различных социальных службах, которые функционируют по всей России [19,c.15].

В настоящее время в России работает 1500 центров социального обслуживания, 11 филиалов и один экспериментальный  комплексный центр социальной защиты населения.

Если рассматривать Новосибирскую  область, то на 01.01.2012 в Новосибирской  области проживает 498 тыс. граждан  пожилого возраста (21% от общей численности  населения Новосибирской области).

В Новосибирской области принят ряд законодательных актов, направленных на повышение качества жизни граждан  пожилого возраста: Законы Новосибирской области «О ветеранах труда Новосибирской области», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», «О мерах социальной поддержки граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», - за счет средств областного бюджета Новосибирской области решаются вопросы по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, высокотехнологичной медицинской помощи, предоставлению услуг по зубо-, глазо- и слухопротезированию, а также оздоровлению на базе госпиталей ветеранов войн, где ежегодно получают комплексное лечение около 8000 человек [23,c.24].

 Вместе с тем требуют решения проблемы, возникающие в связи с особенностями физических и духовных потребностей граждан пожилого возраста: изменение структуры медицинского обслуживания; развитие системы социально-психологической помощи (особенно одиноким гражданам пожилого возраста) [6,c.145].

В целях укрепления здоровья граждан пожилого возраста в 2010 году открыта муниципальная гериатрическая больница на 250 мест, планируется внедрение в практику работы учреждений социального обслуживания современных геронтотехнологий, направленных на профилактику обострений хронических заболеваний немедикаментозными средствами. Ежегодно в рамках Программы медицинскую помощь получат более 4000 граждан пожилого возраста.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми