Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 21:11, курсовая работа
Цель работы: Проанализировать организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
Задачи исследования:
Рассмотреть категорию пожилых людей, как объект социальной политики государства
Проанализировать нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста.
Рассмотреть специфику организации социальной работы с пожилыми людьми в России и за рубежом.
Изучить Технологии и организацию социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО.
Разработать проект, направленный на взаимодействие молодежи и пожилых людей.
Стр.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...
3
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАБОТЫ С ЛЮДЬМИ ПОЖИЛОГО
ВОЗРАСТА .…………………………………………………………………….
5
1.1 Пожилые люди как объект социальной политики государства ………...
5
1.2 Нормативно-правовые аспекты организации социальной защиты лиц пожилого возраста ……………………………………………………….…….
10
ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА………………………………………………..
14
2.1 Система социального обслуживания лиц пожилого возраста в современной России и за рубежом …………………………………………....
14
2.2 Технологии и организация социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО………...………………………………………………………..
23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………...
30
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………
Большой популярностью среди пожилых граждан, особенно одиноких, пользуются дневные центры, тоже ориентирующие свою деятельность на организацию досуга и питания этих лиц. Распространены общественные службы организации отдыха престарелых, которые ежегодно предоставляют пожилым гражданам возможность недельного или двухнедельного отдыха на природе, у моря на базе домов отдыха или пансионатов. Плата за такие услуги обычно не превышает стоимости жизни в домашних условиях.
Большая роль в социальной
защите престарелых и инвалидов
отводится органам
В стране насчитывается около 200 гериатрических госпиталей, задачей которых является не только оказание специализированной лечебной и профилактической помощи, но и медицинское, и бытовое обслуживание тяжело больных престарелых на дому во время отпуска родственников. В этих отделениях престарелые проходят клиническое и лабораторное обследования, получают курсы физио — и трудотерапии [26,c.234].
Наряду со специальными муниципальными службами, значительную роль играют частные и добровольные организации. В стране функционирует около 500 дневных пансионатов, для престарелых. Лица посещающие пансионаты, могут получить в них различные бытовые услуги, двухразовое питание.
В числе других организационных форм социальной помощи представляют интерес «дома обслуживания престарелых», находящиеся в государственном ведении. Пенсионеры, посещающие эти дома, могут принять участие в различных играх, в работе кружков — иностранных языков, вязания, народных танцев.
Во Франции, как и во многих других странах, одной из основных целей предоставления престарелым социально-бытовой помощи является создание условий для их максимально долгого пребывания в привычных домашних условиях. Наибольшее распространение получили два вида такой помощи — оказание услуг «домашними помощниками» и сестринский уход за престарелыми на дому.
Служба «домашних помощников» предназначена для оказания услуг преимущественно бытового характера пожилым людям, испытывающим затруднения в приобретении продуктов питания, приготовления пищи, содержании жилых помещений и т.п. Финансируется она или за счет системы государственного страхования, или частных компаний.
Для престарелых со значительной степенью утраты способности к самообслуживанию предназначена служба «сестринского ухода», которая включает в себя как элементы обычного надомного обслуживания, так и предоставление доврачебной медицинской помощи и услуг гигиенического характера. [9,c.48].
Во многих городах Франции
также имеются клубы для
Заслуживает внимания тот факт, что для поддержки новаций в деле оказания социально-бытовых услуг населению, в точности престарелым и инвалидам, государство может предоставить организациям или добровольным объединениям финансовую помощь.
В Финляндии в сфере
социального обеспечения
В оказании социальной помощи престарелым и инвалидам в Финляндии выбрано направление, ориентированное на предоставление услуг в нестационарных условиях и создание наиболее оптимальных жилищных условий для этой категории лиц. Наиболее распространенной формой нестационарного обслуживания является предоставление услуг на дому, причем эти услуги оказываются одиноким престарелым. Для престарелых сохранивших в достаточной мере способность к самообслуживанию, предоставляется помощь в уходе за квартирой, лицам практически не выходящих из дома, оказывается содействие в обеспечении питанием, приготовлением пищи, оказывается санитарно-игиенические услуги. Такая помощь может оказываться престарелым на постоянной основе или на определенный период времени. Предоставлением социальной помощи на дому в стране занято более 13 тыс. социальных работников, предварительно прошедших специальную подготовку [27, с. 14].
Широкий набор услуг могут предложить центры социальной помощи, в которых для пенсионеров имеются помещения для отдыха и досуга, медицинские кабинеты, залы лечебной физкультуры и массажа, сауна, бассейн, столовая, лечебно-рудовые мастерские. Большое значение в Финляндии придается и обустройству жилья престарелых и инвалидов, включающее оснащение квартир системой круглосуточной связи с социальными работниками.
Таким образом, изучение зарубежного опыта социальной работы абсолютно необходимое дело, потому что сущность социальной работы - интернациональна, она основывается на общечеловеческом опыте.
История оказания маломобильному населению социально-медицинской помощи в России тесно связана с деятельностью Российского общества Красного Креста.
В 1960 г. при комитетах Общества Красного Креста было создано Бюро медицинских сестер по обслуживанию пожилых на дому в целях оказания помощи органам здравоохранения в медицинском обслуживании и уходе за одинокими престарелыми больными. С целью облегчения работы патронажных сестер для оказания помощи в бытовом обслуживании больных проводилась большая работа по формированию санитарного актива среди населения. Однако социально-бытовое обслуживание, осуществляемое санитарными активистками на общественных началах, развивалось слабо. В связи с этим в 1969 г. была сделана попытка привлечения к этой работе учащихся медицинских училищ и студентов медицинских институтов.
В середине 70 – х гг. XX в. в порядке эксперимента впервые было организовано надомное обслуживание одиноких пенсионеров в ряде областей силами работников домов-интернатов для престарелых Министерства социального обеспечения. Эта деятельность регламентировалась Временным положением о порядке организации надомного обслуживания пенсионеров домами-интернатами, утвержденным Министерством соцобеспечения РСФСР от 28.10.1975 г.
С этого времени возникла новая государственная форма социально-медицинского обслуживания - социально-медицинское обслуживание нетрудоспособных одиноких на дому. Для зачисления на надомное обслуживание требовалась справка лечебного учреждения об отсутствии хронических заболеваний [4, с. 102].
Дом-интернат, обслуживающий граждан на дому, должен был предоставлять им следующие услуги: доставка продуктов на дом, стирка, уборка помещения, доставка медикаментов, контроль за состоянием здоровья. Поскольку надомное обслуживание являлось функцией, не свойственной домам-интернатам и вызвавшей у этих учреждений организационные трудности, возникла необходимость создания самостоятельной службы по оказанию медико-социально-бытовой помощи нетрудоспособным гражданам. Такими структурными подразделениями стали отделения социальной помощи на дому одиноким нетрудоспособным гражданам.
В 1987 г. функции социального обслуживания нетрудоспособных на дому выполняли две организации: государственная - отделения социальной помощи и общественная - служба милосердия Общества Красного Креста. Со временем прекратилась уплата населением членских взносов Обществу Красного Креста, в результате у этой общественной организации значительно сократилась возможность содержать данную службу, в связи с чем ее деятельность была сведена до минимума, в то время как служба медико-социально-бытовой помощи на дому стала быстро расширяться.
Согласно указанию Министерства социальной защиты населения РФ и Общества Красного Креста РФ «О взаимодействии органов социальной защиты населения и службы милосердия Российского Красного Креста в вопросах социальной защиты малообеспеченных групп населения» от 25.05.1993 г. рекомендовалось регулярно помогать одиноким престарелым гражданам и инвалидам.
Хотелось бы отметить, что на сегодняшний день существует множество возможностей защиты пожилых и престарелых людей в России и за рубежом. Среди них можно выделить такие как система долговременного ухода за пожилыми и престарелыми, дневные центры для пожилых людей.
В условиях относительного сокращения рождаемости происходит процесс «старения» населения, что порождает комплекс больших и сложных проблем. Примерно аналогичные тенденции прослеживаются и в других странах.
Такие изменения резко усиливают давление на различные государственные и общественные структуры, призванные заботиться о пожилых людях, защищать их права и интересы. При этом важно видеть не только сегодняшнее состояние дел, но и более отдаленные перспективы развития, к наступлению которых нужно готовиться сегодня [8,c.125].
Изучение мирового опыта, знакомство с постановкой проблем и их решением — это необходимый задел на будущее, это подготовка уже сегодня к тем решениям и свершениям, которые нас ожидают завтра.
2.2 Технологии и организация социального обслуживания лиц пожилого возраста в НСО
Система функциональных технологий
социальной работы включает в себя
следующие, наиболее значимые технологические
процедуры: социальную диагностику; социальную
профилактику; социальную адаптацию; социальную
реабилитацию; социальную коррекцию
и терапию; социальное посредничество
и консультирование; социальное обеспечение
и страхование; общественную некоммерческую
благотворительную
В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования: предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей; обеспечение возможности самовыражения пожилых граждан и предупреждение устранения их от активной жизни; соблюдение равенства и возможностей пожилых граждан при получении социальной помощи и услуг; выявление индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании; развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей; обеспечение информированности пожилых граждан, как и всего населения, о возможностях социальной помощи и услуг.
Основными направлениями повышения уровня благосостояния престарелых являются:
- увеличение размера пенсий;
- совершенствование системы пенсионного обеспечения;
- развитие услуг по уходу на дому;
- расширение сети домов престарелых;
- улучшение условий проживания в этих домах [12, с. 34].
Одной из значимых технологий социальной работы с пожилыми людьми будет являться социальная адаптация. Мероприятия по социальной адаптации положительно воздействуют на отдельные категории пожилых людей. Данные технологии применяются на практике в различных социальных службах, которые функционируют по всей России [19,c.15].
В настоящее время в России работает
1500 центров социального
Если рассматривать
В Новосибирской области принят ряд законодательных актов, направленных на повышение качества жизни граждан пожилого возраста: Законы Новосибирской области «О ветеранах труда Новосибирской области», «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих в Новосибирской области», «О мерах социальной поддержки граждан, потерявших родителей в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов», - за счет средств областного бюджета Новосибирской области решаются вопросы по обеспечению граждан пожилого возраста лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, высокотехнологичной медицинской помощи, предоставлению услуг по зубо-, глазо- и слухопротезированию, а также оздоровлению на базе госпиталей ветеранов войн, где ежегодно получают комплексное лечение около 8000 человек [23,c.24].
Вместе с тем требуют решения проблемы, возникающие в связи с особенностями физических и духовных потребностей граждан пожилого возраста: изменение структуры медицинского обслуживания; развитие системы социально-психологической помощи (особенно одиноким гражданам пожилого возраста) [6,c.145].
В целях укрепления здоровья
граждан пожилого возраста в 2010 году
открыта муниципальная
Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми