Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:33, контрольная работа
Арт-терапия - это очень популярный в наше время вид терапии, поэтому разработка программ арт-терапии – перспективное направление, так как искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.
Введение
1. Общая характеристика метода
2. Цели арт-терапии
3. Основные направления в арт-терапии
4. Техники арт-терапии в практике психокоррекции:
а) Спонтанное рисование
б) Техника анонимного подарка
в) Техника овощных печатей
г) Рисование волшебными красками
Заключение
Использованная литература
Для проведения подобных занятий важно выполнить три условия.
1. Многообразие предметов. У клиентов должен быть выбор средств: краски, карандаши, бумага, картон, клей, опилки, старые журналы, из которых можно вырезать нужные образы, овощи.
2. Создание особой комфортной среды. Здесь мы подбираем соответствующую музыку, ароматы, освещение.
3. Принятие темпа клиента. Важно не ограничивать его во времени и средствах самовыражения. Необходимо, чтобы человек, опираясь на внутреннее ощущение меры, сам понял, что процесс завершен.
При обсуждении важно рассмотреть работы и поделиться чувствами, возникшими в процессе творчества. Таким образом человек начинает познавать внутренние миры себя и другого, без чего невозможно позитивное взаимодействие между людьми. В процессе систематического использования техники спонтанного рисования развивается способность к концентрации внимания, стабилизируются процессы возбуждения и торможения, проявляется навык слышать себя и другого. Все это ляжет в основу формирования навыков коммуникативной компетентности, в основу успешной социальной интеграции.
Далее с работами можно делать следующее:
а) можно подобрать соответствующие настроению работы стихи, афоризмы;
б) сочинить историю про художника этой картины - то есть историю о самом себе, переосмысляя свой жизненный путь, принимая свой опыт;
в) сочинять музыку и играть ее на спонтанно созданных музыкальных инструментах, в качестве которых выступят жестяные банки с крупами, свистульки, барабаны, то есть все то, что оказалось под рукой и не требует специального музыкального образования.
Технику "спонтанного рисования" можно "подать" и под сказкотерапевтическим "соусом". Человек, имеющий перед собой чистый лист и многообразные изобразительные средства, подобен Творцу, сотворяющему мир. Возьмем идею Сотворения Мира за основу и обыграем технику спонтанного рисования следующим образом.
Ведущий ставит спокойную музыку и просит участников рисования разместиться поудобнее. При этом важно, чтобы изобразительные средства и чистый лист находились под рукой. Под "мелодекламацию" ведущего участники создают свои работы. Ведущий говорит неторопливо, примерно следующий текст.
"Когда-то давным-давно на этой планете ничего не было. Не было гор и равнин, лесов и полян, рек и озер, морей и океанов. Не было травы и деревьев, животных и людей. Даже солнце, месяц и звезды не светили здесь. Кому-то эта планета показалась бы унылой и безжизненной, кто-то бежал бы оттуда, думая, что сделать там что-то невозможно. Но на самом деле огромную силу таила в себе эта планета для того, кто умеет увидеть в белом листе тайну Непроявленного. И пришел на эту планету Творец, каждой клеточкой тела своего он ощутил потенциал "белого листа", и было у него множество средств, чтобы сделать видимым для всех тайны этой планеты. И зажег он на небе солнце, месяц и звезды, и создал он условия на планете, пригодные для жизни. Населил планету разнообразными существами. И радовались они тому, что могут видеть и быть видимыми..."
Таким образом, сказочная инструкция актуализирует в человеке потенциал Творца. По окончании процесса творения можно обсудить то, что создано. Здесь важно сделать акцент на том, какие миры мы создаем, пригодны ли они для жизни, уютно ли в них, есть ли перспективы у тех, кто в них живет. Собственно, это и есть проявление того, что человек строит внутри себя и вокруг себя. Эта техника дает Возможность увидеть, либо осознать свою скрытую созидательную силу и найти пути ее применения в жизненной практике; либо обнаружить в себе разрушительные тенденции и задуматься о том, каким образом лучше использовать свой потенциал.
Техника анонимного подарка
Участники группы выполняют работу на тему "Мои ощущения" (или "Мои чувства", или "Мои мысли", или другое проективное задание). Главное, чтобы участники группы были заняты своей работой и не рассматривали то, что делает сосед. После того как работа готова, всем участникам группы предлагается перенести свои работы в специальное место. При этой авторы работ остаются неизвестны. Каждый участник группы рассматривает все работы и выбирает ту, которая пробудила в нем отклик и желание подарить подарок. После этого участники группы изготавливают маленькие подарки с пожеланиями и кладут их на те работы, которые им приглянулись.
Такое задание помогает научиться чувствовать другого и проявлять о нем заботу, дарить и отдавать: В процессе обсуждения окажется, что многие пожелания очень полезны.
Техника овощных печатей
Участники группы вырезают из овощей печати и с их помощью создают композиции. Опыт овощного рисования может показаться нелепым, однако именно он способствует процессу формирования адекватной самооценки на бессознательно-символическом уровне. Ведь печати обычно ставят те, кто обладает соответствующим социальным статусом, а следовательно, и адекватной самооценкой. Так, исподволь, мы помогаем детям конструктивно и творчески утверждать себя.
Рисование волшебными красками
Сначала участники группы делают тесто из муки, соли, подсолнечного масла, клея ПВА, потом добавляют в него гуашь. Такими красками, созданными собственными руками, приятно рисовать, выражать себя и свои чувства, оставлять след...
Рецепт "волшебных красок": 2 столовые ложки муки смешать с 1,5 столовыми ложками соли, добавить 1/3 чайной ложки подсолнечного масла и чуть-чуть воды. Замесить. Постепенно тесто нужно разбавлять водой, чтобы оно стало жидковатым, как густое тесто для блинов. После этого добавляются 2 столовые ложки клея ПВА. Если тесло сильно загустело, можно добавить воды. Далее, в тесто добавляется гуашь того цвета, который нужно создать.
Участники группы договариваются между собой, каждый берется изготовить свой цвет. Для рисования краски становятся общими.
Лучше всего рисовать на грубом картоне. В процессе рисования краски не размазываются, а выливаются на картон. Таким образом создается объем.
Состав красок несет символическое значение. Попадая в сказочную страну, участники группы изучают еще один вид волшебства - творение красок. Именно с помощью чудесных красок можно рассказать миру о том, что чувствуешь, о чем думаешь, к чему стремишься. Однако мысля о высоком, уносясь в своем воображении в заоблачные дали, необходимо помнить о том мире, в котором ты появился на свет. Помнить о "хлебе насущном" и "соли жизни", об "умасливании дел" и "склеивании ситуаций". Поэтому, положив в сосуд для смешивания красок муку и перетирая ее между пальцев, мы будем думать о хлебе, о зерне, дающих жизнь, о наших корнях. Добавив соль и перемешивая ее пальцами с мукой, вспомним про "соль земли". Или сказку о принцессе, не побоявшейся сказать отцу-королю, что любит его, как соль в еде. Капая подсолнечное масло, важно подумать о том, что дела, связанные с нашими созидательными устремлениями, должны идти "как по маслу". Постепенно насыщая тесто водой, будем помнить о воде, из которой возникла жизнь, об "энергии текучести", гибкости и творчества. Добавляя в чудесное тесто клей ПВА, полезно думать о том, как "склеиваются" люди, средства и события, приводя ситуации нашей жизни к созидательному результату.
Мир, который мы творим внутри себя, и вокруг себя не может быть черно-белым. Он цветной, многогранный, искрящийся. Будем помнить об этом, добавляя в чудесное тесто краски.
В дальнейшем картины используются в качестве декораций или тем для сочинения рассказов.
Заключение
Арт-терапия - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Сущность арттерапии проявляется в реконструировании психо-травмирующей ситуации с помощью художественно творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.
Творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром. Терапия творческим самовыражением не лечебна, а целебна: она направлена не на ликвидацию тех или иных симптомов и состояний, а на развитие человеком своих отношений с самим собой и миром.
В каждом человеке предполагается существование возможностей, которые можно освободить для самореализации личности. Поэтому задача арттерапии, не сделать всех художниками или танцорами, а пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.
Согласно взглядам психологов, творчество - одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом и стрессом, способного сформировать поведение со стремлением к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных эмоций. Это особенно важно для детей, не имеющих возможности выговориться, выразить свои переживания в творчестве им легче, чем о них рассказать.
Поэтому не случайно психологи рекомендуют использовать такие занятия с детьми в качестве корректирующего и профилактического средства, как своеобразный способ исключения причин эмоционального дискомфорта и психического нездоровья ребенка.
Использованная литература
1. Амелина А.Н. Арт-терапия в психотерапевтической работе. М.: Смарт, 2006
2. Амелина А.Н. Метод арт-терапии. М, 2002
3. Винников А.Н. Арт-терапия в работе с подростками. М., 2005
4. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. Спб., Питер, 2000.
5. Ермолаева М.В. Практическая психология детского творчества. М., 2001.
6. Зинкевич- Евстигнеева Т.Д. Психотерапия зависимостей. Метод сказкотерапии. - Спб.: Речь, 2001
7. Копытин А.И. Основы арт-терапии. СПб., 1999.
8. Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. СПб., 2002
9. Копытин А.И., Свистовской Е.Е. Арт-терапия детей и подростков. М.: Когито-Центр, 2007
10. Методологические основы применения арт-терапии/Под ред. А.Н.Смирновой. М.: Литера, 2006
11. Юнг К.Г. Психология и поэтическое творчество. Самосознание европейской культуры XX в. М., 1991
2
Информация о работе Техники арт-терапии в практике психокоррекции