Техники арт-терапии в практике психокоррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Арт-терапия - это очень популярный в наше время вид терапии, поэтому разработка программ арт-терапии – перспективное направление, так как искусство позволяет в скрытой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение благодаря тому, что творчество - является одной из трансформирующих сил для преодоления страха, тревоги, возникших в связи с внутренним экзистенциальным конфликтом. Сам процесс арт-терапии приносит удовольствие, обучает клиентов выражать свои переживания как можно более спонтанно и произвольно.

Содержание

Введение
1. Общая характеристика метода
2. Цели арт-терапии
3. Основные направления в арт-терапии
4. Техники арт-терапии в практике психокоррекции:
а) Спонтанное рисование
б) Техника анонимного подарка
в) Техника овощных печатей
г) Рисование волшебными красками
Заключение
Использованная литература

Работа содержит 1 файл

АРТ-ТЕРАПИЯ.doc

— 122.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Цели арт-терапии

 

Привлекательность метода арт-терапии состоит для современного человека в том, что этот метод в основном использует невербальные способы самовыражения и общения. В процессе творчества активно задействуется правое полушарие мозга. Современная же цивилизация задействует в основном вербальную систему общения и левое «логическое» полушарие. Нормальное, гармоничное развитие человека предполагает равноценное развитие обоих полушарий и нормальное межполушарное взаимодействие.

 

Арт-терапия предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество. Таким образом, достигаются цели: 

 

1. Дать социально приемлемый выход агрессивности и другим негативным чувствам. Работа над рисунками, картинами, скульптурами является безопасным способом выпустить "пар" и разрядить напряжение.

 

2. Облегчить процесс лечения. Неосознаваемые внутренние конфликты и переживания часто бывает легче выразить с помощью зрительных образов, чем высказать их в процессе вербальной коррекции. Невербальное общение легче ускользает от "цензуры" сознания.

 

3. Получить материал для интерпретации и диагностических заключений. Продукты художественного творчества относительно долговечны, и клиент не может отрицать факт их существования. Содержание и стиль художественных работ дают возможность

получить информацию о клиенте, который может помогать в интерпретации своих произведений.

 

4. Проработать мысли и чувства, которые клиент привык подавлять. Иногда невербальные средства являются единственно возможными для выражения и прояснения сильных переживаний и убеждений.

 

5. Наладить отношения между психологом и клиентом. Совместное участие в художественной деятельности может способствовать созданию отношений эмпатии и взаимного принятия.

 

6. Развить чувство внутреннего контроля. Работа над рисунками, картинами или лепка предусматривают упорядочивание цвета и форм.

 

7. Сконцентрировать внимание на ощущениях и чувствах. Занятия изобразительным искусством создают богатые возможности для экспериментирования с кинестетическими и зрительными ощущениями и развития способности к их восприятию.

 

8. Развить художественные способности и повысить самооценку. Побочным продуктом арт-терапии является чувство удовлетворения, которое возникает в результате выявления скрытых талантов и их развития.

Таким образом, арт-терапия апеллирует к внутренним, самоисцеляющим ресурсам человека, тесно связанными с его творческими возможностями. Отличительной особенностью человека является способность и одновременно потребность в отображении своего внутреннего мира. Эта особенность позволяет активно перерабатывать информацию, которая поступает извне. В результате в психике индивидуума вырабатываются различные адаптивные механизмы. Они позволяют человеку лучше приспосабливаться к жизни, быть более успешным в постоянно меняющемся мире. В процессе взаимодействия с миром человек стремится осознать себя как личность, понять свою роль в жизни, оставить «след». Этот след остается не только в виде хозяйственной деятельности, но и в продуктах его активной психической деятельности. Одной из ярких форм ее проявления можно считать искусство и творчество. Искусство и творчество являются следствием процессов переработки информации при взаимодействии с окружающим миром.

3. Основные направления в арт-терапии

 

Современная арт-терапия характеризуется многообразием школ и направлений, зачастую имеющих различное понимание как самой арт-терапевтической деятельности, так и факторов, приводящих к лечебному воздействию. Как отмечает А.И.Копытин, “данные различия определяются не только характерными для той или иной страны социально-экономическими и культурными условиями, но и междисциплинарным характером самого арт-терапевтического метода, наличием внутри арт-терапевтического сообщества различных сегментов, представляющих те или иные направления психотерапии, а также плюралистическим, постструктуралистским контекстом современного общества”. Тем не менее, можно говорить о существовании общих принципов, лежащих в основе арт-терапевтической деятельности, позволяющих рассматривать арт-терапию в качестве самостоятельного метода. Эти принципы заключаются              в              следующем:

- Арт-терапия предполагает использование клиентом различных художественных материалов и видов творческой экспрессии для выражения содержания своего внутреннего мира.

- Творческая деятельность клиента протекает в определенных условиях (студии, кабинете и т.д.), помогающих создать чувство безопасности и способствующих свободному самовыражению. 

- В большинстве случаев работа происходит при участии специалиста, обладающего знаниями о природе творческого процесса, понимающего психологическое содержание художественной продукции клиента и выступающего в качестве посредника в его диалоге со своим произведением. 

- В арт-терапии используются специальные приемы, помогающие клиенту осознать выраженные в творческой работе содержания своего внутреннего мира. 

Рассмотрим              основные              направления              арт-терапии, сформиро- вавшиеся              за              период              ее              развития. 


                      Психодинамическая              арт-терапия 

Как уже упоминалось выше, основательницей данного подхода является американский психоаналитик М. Наумбург. Она опиралась на работы Фрейда и Юнга, утверждавших, что художественное творчество предоставляет доступ к содержанию бессознательного. Одним из ключевых постулатов психодинамической арт-терапии является утверждение о том, что наиболее важные мысли и переживания человеку легче изобразить в виде визуальных образах, чем описать словами. Наумбург полагала, что выражая свои страхи, фантазии и сновидения в рисунках, клиент вступает в контакт с бессознательным и постепенно продвигается к осознанию содержания своего внутреннего мира. Важная роль в психодинамической арт-терапии отводится фактору отношений клиента и психотерапевта. По мнению Наумбург, достижение сколько-нибудь значимых и устойчивых лечебных эффектов вне психотерапевтических отношений              вряд              ли              было                            бы              возможно. 

                     Гуманистическая              арт-терапия

Основой и философской базой гуманистической психологии являются, как это следует из названия, представления К.Роджерса о природе человека и факторах, приводящих к личностному росту. Согласно этой точке зрения, каждый человек обладает самоценностью, достоинством и способностью к самоуправлению. Эмпатия и принятие терапевта позволяют клиенту почувствовать себя в безопасности, выявить свой уникальный потенциал и, таким образом, приводят к исцелению.

Вторым важным моментом, использующимся в гуманистической арт-терапии, является вера в терапевтические и преобразующие свойства творческого процесса. Как пишет Н. Роджерс ,гуманистическая арт-терапия отличается от аналитической или медицинской модели арт-терапии, в которой искусство используется для того, чтобы продиагностировать, проанализировать и «пролечить» людей и направлена в большей степени на самоисследование, пробуждение творческого потенциала человека и достижения высших состояний сознания.
                                     Гештальт-арт-терапия

С точки зрения гештальт-терапии, рисование и лепка являются деятельностью, с помощью которой человек более полно присутствует в настоящем. В ходе сессии или группового занятия терапевт помогает участникам раскрывать свои перспективы и сознавать переживания.

Так, клиентам могут быть предложены следующие задания - доверять своему собственному восприятию; давать себе полную свободу действия с художественным материалом; делать то, что наиболее приятно, и не сравнивать свою работу с работами других; сознавать, что каждый из нас находится в процессе постоянного изменения и что художественное творчество может выражать наши восхищение, экспериментирование и личностный рост.

Основная идея гештальт-арт-терапии – внутренний поиск клиентом способов самовыражения, а не поиск проблем, которые надо решить, или переживаний, которые надо актуализировать. Гештальт арт-терапевт в большей степени является фасилитатором, а не руководителем; его помощь может заключаться в выделении главного в том, как клиент видит свои художественные произведения, в обратной связи, основанной на собственном восприятии работ клиента, но никогда – в интерпретациях и аналитическом              разборе. 

                    Терапия              выразительными              искусствами

Особенностью данного направления является обращение к различным видам искусства в зависимости от требования ситуации. Авторы направления (Шон Макниф, Паоло Книлл) исходят из представления о полимодальности восприятия человека, что предполагает, что для выражения им своих чувств с помощью искусства необходимо использование как голоса, так и движений, красок. Большое значение в терапии выразительными искусствами отводится концепции эстетического отклика (чувствам, ощущениям, образам, возникающим у терапевта в ответ на возникающее в ходе психотерапевтического сеанса произведение), позволяющей реагировать на творчество клиента безоценочно. Также вводится такое понятие, как эстетическая ответственность, которое подразумевает ответственное художественное участие психотерапевта в творческом процессе. Проявляя эстетическую ответственность, терапевт достигает психотерапевтических результатов не с помощью интерпретаций, а в результате совместной с клиентом работы над точным и полным выражением его внутреннего образа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Техники арт-терапии в практике психокоррекции

Спонтанное рисование

Наиболее распространенная техника - это спонтанное рисование. Для этого в руки берется лист бумаги, выбирается формат, наиболее созвучный в данный момент: вертикальный или горизонтальный; выбирается формалиста: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник (форму можно создать с помощью ножниц). Включается спокойная музыка, глаза чуть прикрываются. Таким образом создаются условия для спонтанного рисования: рука "рисует сама". Постепенно рисунок можно дополнять аппликацией из вырезок, природных материалов, овощей, листами капусты, кружками моркови), опилками. Процесс спонтанного рисования занимает от 20 до 45 мин.

Безусловно, непросто выражать себя без задания, действовать без образца. Но это важно: так можно научиться слушать себя, а затем и другого. Спонтанное рисование помогает выражать свои чувства на бумаге: отыгрывать агрессию, освобождаться от депрессивных чувств, увидеть свой мир со стороны, снять психологическое напряжение, актуализировать внутреннее чувство меры (когда понятно, что уже достаточно экспериментировать, можно остановиться).

Информация о работе Техники арт-терапии в практике психокоррекции