Танец как средство психокоррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:58, реферат

Описание работы

Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром. Через танец мы делаем шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, соглашаемся увидеть мир и себя в нем под новым – порой неожиданным – углом. Ведь тело – это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Танцевально-двигательная терапия………………………………….........3
1.1 Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии…….…4
1.2 Основные принципы, цели и задачи
танцевально - двигательной терапии………………………………….….6
1.3 Причина использования танцтерапии в психотерапии……………….…8
1.4 Эмоции и движение………………………………………………………11
1.5 Техники, приёмы и упражнения танцтерапии ………………………....13
Заключение……………………………………………………………..……..17
Список литературы…………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

танец как средство психокоррекции.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

     2. Тестовую – если проводить эту технику в начале и в конце тренинга, то многие люди ясно воспринимают степень и качество наступивших личностных изменений.

    3.  Терапевтическую – в сочетании с другими техниками осознания и трансформации "Тропа танца" позволяет человеку найти способы выражения себя, расширить диапазон реакций и форм взаимодействия. Кроме того, само по себе движение, к тому же наполненное личностным и смыслами, оказывает положительное психофизиологическое действие.

    В танцтерапии используются разные приемы:

1  Спонтанный, неструктурированный танец для самовыражения и выражения отношений

2  Целенаправленный  двыбор музыки (психотерапевтом  и пациентом) 

3. Кинестетическая  эмпатия (умение понять другого  при помощи движений и жестов)

4  Работа  с мышечным панцирем (расслабление).

5  Целенаправленный выбор тем танцевальных упражнений.

Упражнения  танцтерапии:

1. «Отображение»

Упражнение  направлено на осознание своего тела, творческих движений и эмпатию. Пациенты делятся на пары, в каждой паре выбирают, кто будет ведущим, а кто – ведомым. Участники встают друг напротив друга, смотрят в глаза, лидер начинает выполнять какие-либо упражнения (изящные движения руками, головой, ногами), а ведомый, как зеркало, должен повторить его движения (ведущий поворачивает голову вправо, ведомый – влево, ведущий поднимает левую руку, ведомый – правую). Через несколько минут партнеры меняются ролями

2. «Животные». Упражнение способствует творческому развитию. Пациенты выбирают, какое животное они будут изображать,о своем выборе никому не говорят Участники должны изобразить повадки, походку, голос выбранного животного.

3. Следование  за ведущим 

Пациенты  разделяются на маленькие группы (по 4—5 человек), каждая группа выстраивается в ряд, участник, оказавшийся впереди, является ведущим. Ведущий спонтанно двигается по пространству, импровизирует с движениями, ведомые следуют за ним, сохраняя ряд и повторяя за ним его движения. Потом второй в ряду становится ведущим, а бывший ведущий уходит в конец ряда  Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый няе побудет ведущим.

4  Свободный танец

Пациенты  усаживаются в круг, один участник выходит в центр и танцует, не заботясь о том, чтобы быть хорошим танцором.

Поэтом  танцор выбирает солиста и уходит в круг. Упражнение продолжается до тех пор, пока каждый не побудет танцором в центре круга  Упражнение можно завершить одновременными танцами участников (любой танец, любые движения). [7]

                                                     
 
 
 
 
 
 

                                                 Заключение                                                                                                                         

        Современный человек значительно отошел от природы, которая никогда не освобождала нас от необходимости двигаться. Вся двигательная активность, человека, который не занимается никакими видами спорта, сводится к лежанию, стоянию, поездкам в транспорте, сидению на работе и у телевизора. В лучшем случае вечером "прогулка" по магазинам. Такой режим ведет к недостатку кислорода в тканях, ухудшая деятельность организма.

Отсутствие  двигательной активности и большие  нервные перегрузки, стрессы - основные причины практически всех заболеваний.

Человек, который начинает двигаться, танцевать  становиться более жизнеспособным, энергичным, здоровым. У него улучшается обмен веществ, работа сердечнососудистой и дыхательной систем, повышается иммунитет к различным заболеваниям. Более того, занятия нормализуют вес, улучшают фигуру, осанку, самочувствие, снимают утомление. Это не удивительно. Ведь движение - это накопление энергии, а не трата ее.

      Танец - это не только средство  для выражения чувств, но также  и средство достижения более  высокого уровня сознания. И исполнение, и наблюдение за движениями  танца ведет к определенной  релаксации и трансформации сознания. [3]

      Танцтерапия стремится дать возможность  каждому пациенту реализовать  свои ощущения в непосредственном  потоке самовыражения, представляющем  собой скорее естественные, самопроизвольные  и неограниченные движения, чем  выполнение формальных танцевальных  движений. Танцтерапевты поддерживают и мотивируют лечение своих пациентов тем, что учат использовать эту форму искусства исцеления, чтобы подключиться к сфере бессознательного. И многие из практикующих эту методику врачей считают, что суть целебного эффекта основана на подсознательном стимулировании в танце каналов энергии, что позволяет жизненной силе двигаться более свободно.

   Самый широкий круг разнообразных  жизненных ситуаций тесно связан  с этой терапией. При этом музыка  вовсе не является обязательным  компонентом. Иногда в танце подчеркнуты творческие аспекты, иногда терапевтические. Данная методика может быть полезна для людей, которые не в состоянии иным способом выразить волнующие их чувства, и почти всегда эффективна при лечении большинства психологических проблем, как умеренных, так и серьезных.  Особенно это заметно на занятиях оздоровительными танцами, целью которых является релаксация в движении. Если человек движется в танце раскрепощено, расслаблено, осмысленно, то значение физических упражнений не ограничивается их воздействием на мышцы: они оказывают положительное влияние на сознание, развитие интеллекта, на эмоциональную и духовную деятельность человека, происходит снятие накопившихся стрессов.

      Мало того, танцтерапия может внести вклад в решение серьезнейших проблем современного человечества. Успехи медицины и общее повышение уровня жизни привели к тому, что человечество быстро "стареет". Существенно возрастает среди населения многих стран доля лиц пожилого и преклонного возраста. Сохранение психической и физической активности людей старших возрастов становится одной из серьезнейших проблем.

По статистике, танцоры живут исключительно  долго. И это счастливые люди. Они  до глубокой старости молоды и душой  и телом.

     Танцтерапия - это проверенное тысячелетиями, абсолютно надежное и самое приятное средство лечения многих болезней и обеспечения здоровья и долголетия. [6] 
 
 
 
 
 

                                       Список литературы

  1. Гренлюнд Э., Оганесян Н.Ю. «Танцевальная терапия. Теория, методика, практика». – СПб.: Речь, 2004
  2. Журнал практического психолога. Специальный выпуск: Танцевально-двигательная терапия, №3, 2005. Москва.
  3. Козлов В.В., Гиршон А.Е., Веремеенко Н.И. Интегративная танцевально-двигательная терапия - изд-во "Речь", 2010
  4. Кьелл Рудестам. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика // СПб. : ПитерКом, 1998.
  5. Лабунская В.А., Шкурко Т.А. Развитие личности методом танцевально-экспрессивного тренинга // Психологический журнал. 1999. Т.20. №1. С.31-38.
  6. Старк А. и Хендрикс К. "Танцевально-двигательная терапия". Ярославль: Самиздат 1994.- 17с
  7. Фельденкрайз М. Осознавание через движение: 12 практических уроков. // М.- СПб, 2000. 160с.  
  8. Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии. Сост. Баскаков В. // Москва, 1992.  
  9. Шкурко Т.А. Танцевально-экспрессивный тренинг. // Спб: Речь, 2003. 192с. 

Информация о работе Танец как средство психокоррекции