Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:58, реферат
Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром. Через танец мы делаем шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, соглашаемся увидеть мир и себя в нем под новым – порой неожиданным – углом. Ведь тело – это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Танцевально-двигательная терапия………………………………….........3
1.1 Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии…….…4
1.2 Основные принципы, цели и задачи
танцевально - двигательной терапии………………………………….….6
1.3 Причина использования танцтерапии в психотерапии……………….…8
1.4 Эмоции и движение………………………………………………………11
1.5 Техники, приёмы и упражнения танцтерапии ………………………....13
Заключение……………………………………………………………..……..17
Список литературы…………………………………………………………...19
РЕФЕРАТ
по дисциплине:
Психологическая коррекция
Тема:
Танец
как средство психокоррекции
Содержание.
Введение…………………………………………………………
1.1 Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии…….…4
1.2 Основные принципы, цели и задачи
танцевально - двигательной терапии………………………………….….6
1.3 Причина использования танцтерапии в психотерапии……………….…8
1.4 Эмоции
и движение……………………………………………………
1.5 Техники,
приёмы и упражнения
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Введение.
Танцевальная терапия - это вид психотерапии, который использует движение для развития социальной, когнитивной, эмоциональной и физической жизни человека. Танцевальные терапевты работают с людьми с разнообразными эмоциональными проблемами, снижением интеллектуальных возможностей и тяжелыми заболеваниями. Они работают в психиатрических больницах, поликлиниках, центрах психического здоровья, тюрьмах, спецшколах и имеют частную практику. Они работают с людьми всех возрастов в групповой и индивидуальной терапии. Танцтерапевты стараются помочь людям развить навыки общения, позитивный образ себя и эмоциональную стабильность.
Танцевально-двигательная терапия - это междисциплинарная область, она существует на стыке психотерапии и танцевального искусства. Кроме того, она тесно связана со многими другими областями знания. Среди них: анатомия, физиология, психофизиология, нейропсихология, самые разные теории движения и танца, психология и т.д., - т.е. практически все, что можно отнести к областям знания о теле, движении, танце, психике, о творческом процессе и творческом выражении.
Очевидно, что танец как метод лечения относится к сфере телесно-ориентированной терапии, а также психологии, лечебной физкультуры, арт-терапии и психосоматической медицины. Особая ценность и сила танца, его интеграционный смысл состоят в том, что все физические, эмоциональные, интеллектуальные и духовные процессы соединяются в единое действие.
Танец – это коммуникация, которая осуществляется
на трех уровнях: с самим собой, с другими
людьми, и с миром. Через танец мы делаем
шаг к принятию свободы и творчества в
повседневной жизни, соглашаемся увидеть
мир и себя в нем под новым – порой неожиданным
– углом. Ведь тело – это единственное,
что в человеке не лжет и может помочь
ему раскрыть и выразить себя во всей своей
полноте и истине. [1]
1. Танцевально-двигательная терапия
Танцевально-двигательная терапия — это метод психотерапии, в котором тело является инструментом, а движение процессом, помогающим клиентам пережить, распознать и выразить свои чувства и конфликты. Телесные движения человека рассматриваются как отражение его внутренней психической жизни и взаимоотношений с окружающим миром. Танцевальная терапия базируется на предпосылке, что тело и психика взаимосвязаны. Танцтерапевты убеждены, что ментальные и эмоциональные проблемы представлены в теле в виде мышечных зажимов и ограничивающих двигательных паттернов. Человеку, который обращается к танц-терапевту, не обязательно иметь опыт движения и танца. Здесь акцент ставится на том, как человек чувствует своё тело и движение, а не на том, насколько хорошо он владеет танцевальной техникой и как он выглядит во время танца.
1.1 Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии
Корни танцевально-двигательной терапии восходят к древним цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека. Человеческую историю можно рассматривать не только как хронологию событий, но и как историю движения.
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого было поучение и увеселение публики. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танцевально-двигательная терапия. [4]
На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В. Райх, Г. Салливан), аналитическая психология К. Юнга. Одним из главных достоинств танцевально-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. К.Юнг считал, что взаимное проникновение телесных и душевных признаков столь глубоко, что по свойствам тела мы не только можем сделать далеко идущие выводы о качествах души, но и по душевным особенностям мы можем судить о соответствующих телесных формах. В литературе выделяются следующие факторы, способствовавшие развитию танцевально-двигательной терапии:
Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец – это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения – человеческое тело".
В 50-е – 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств.
Большое влияние на развитие танцевально-двигательной терапии оказала аналитическая психология К. Юнга. "Тело без души нам ни о чем не говорит, так же как – позволим себе встать на точку зрения души – душа ничего не может значить без тела..." К. Юнг считал, что артистические переживания, которые он называл "активным воображением", выраженные, например, в танце, могут извлечь неосознанные влечения и потребности из бессознательного и сделать их доступными для освобождения и анализа. [4]
Танцевально-двигательная терапия является областью психотерапии. Как отдельное направление она оформилась примерно в 50-70-е годы ХХ века вначале в США, а затем в 60-80-е годы в Великобритании, Германии и Израиле. В 80-90-е годы танцтерапия получила свое развитие в других странах Европы, Азии, в Австралии и в России. Официальным годом рождения танцевально-двигательной терапии в России можно считать 1995, когда была создана Ассоциация танцевально-двигательной терапии в Москве. [3]
1.2 Основные принципы, цели и задачи танц-терапии
Основная задача танцевально-двигательной терапии – обретение чувствования и осознанности собственного "Я". Люди обращаются к танцтерапевту потому, что они, будучи отчужденны от тела, не чувствуют себя интегрированными. В нашей современной культуре мы относимся к телу часто как к вещи, предмету. В отличие от подходов работы с телом в танцевально-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танцтерапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танцевально-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним (т.е. недирективный стиль терапии). Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
1. Тело и психика связаны нераздельно и оказывают постоянное взаимное влияние друг на друга. Для танцтерапевта аксиома то, что тело - зеркало души, а движение - это выражение человеческого "Я". Делая более гибким тело, мы делаем более гибкой и душу, и наоборот. Следовательно, задача терапии - достичь самоосознания, исследуя реакции тела и его действия.
2. Танец - это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром. Таким образом, задачей будет формирование безопасного пространства, терапевтических отношений, чтобы анализируя отношения с терапевтом и/или с другими людьми, если это групповая работа, человек мог бы найти более эффективные способы взаимодействия в окружающей его среде.
3. Холистический принцип, т.е. принцип целостности, где триада мысли-чувства-поведение рассматривается как единое целое и изменения в одном аспекте влекут изменения в двух других. Задача - найти способ соответствия друг другу мыслей, чувств и действия. Часто человек думает одно, чувствует другое, а делает третье, что является отражением какого-то внутреннего конфликта. Здесь исследуется, как мысль, чувство и движение могут выражать какое-то одно содержание, а также анализируется, что в личной истории привело к такому разделению внутри, т.е. к потере внутренней целостности.
4. Тело воспринимается как процесс, а не как предмет, объект или субъект. Слово "процесс" подчеркивает, что мы имеем дело не с данностью, статикой, а с чем-то постоянно изменяющимся. Суть такого процесса лучше всего отражает один из принципов Дао: способность видеть статику в движении и движение в статике.
Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, вид, сдерживать его и думаем, что оно останется безответным, не даст никакой обратной реакции. А потом возникают не всегда объяснимые симптомы, боли, появляется постоянно ощущаемое напряжение в теле, скованность, спектр движения становится все более ограниченным. Задача: следуя процессу человека (можно сказать, его психосоматическому Дао), танцтерапевт помогает освободить и раскрыть информацию, которая лежит в основе симптомов, болей, разного рода телесных дискомфортов и ограничений в движении - человек учится понимать язык своего тела и таким образом восстанавливает диалог с самим собой. Также эта работа развивает способность использовать движение и танец для выражения полного спектра чувств и находить конструктивные способы отношения со своими чувствами без отрицания и подавления (которое было бы деструктивно для психологического здоровья).
5. Обращение к творческим ресурсам человека как к неиссякаемому источнику жизненной силы и созидательной энергии. Задача: развитие самоуважения самопринятия и глубинного доверия к себе и к жизненному процессу, развитие постоянного контакта со своими жизненными ресурсами. Здесь танцевально-двигательная терапия обращается непосредственно к творческому танцу: это моменты исследования и выражения эмоционального материала (снов, фантазий, воспоминаний) посредством символического движения. [6]