Танец как средство психокоррекции

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2012 в 13:58, реферат

Описание работы

Танец – это коммуникация, которая осуществляется на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми, и с миром. Через танец мы делаем шаг к принятию свободы и творчества в повседневной жизни, соглашаемся увидеть мир и себя в нем под новым – порой неожиданным – углом. Ведь тело – это единственное, что в человеке не лжет и может помочь ему раскрыть и выразить себя во всей своей полноте и истине.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..2
1. Танцевально-двигательная терапия………………………………….........3
1.1 Возникновение и развитие танцевально-двигательной терапии…….…4
1.2 Основные принципы, цели и задачи
танцевально - двигательной терапии………………………………….….6
1.3 Причина использования танцтерапии в психотерапии……………….…8
1.4 Эмоции и движение………………………………………………………11
1.5 Техники, приёмы и упражнения танцтерапии ………………………....13
Заключение……………………………………………………………..……..17
Список литературы…………………………………………………………...19

Работа содержит 1 файл

танец как средство психокоррекции.doc

— 106.50 Кб (Скачать)

1.3 Причина использования танцтерапии в психотерапии

    Танцтерапию в настоящее время можно отнести к отдельному виду психотерапии. Она проводится как индивидуально, так и в группах, существует даже семейная танцтерапия. Танец – это умение обращаться к своему телу, понимать его язык и вступать с ним в диалог. Психические заболевания, нарушения, в частности игровая зависимость, характеризуются потерей этих умений, контакта с собой, что равносильно потере контакта с собственным телом.

Лечебные  эффекты танцтерапии:

1) осознание пациентом собственного тела и возможностей его использования, улучшение физического и эмоционального состояния;

2) усиление  чувства собственного достоинства у пациентов путем выработки у них позитивного образа тела  Танец способствует преобразованию тела, делает его привлекательным, что прямо связано с более позитивным образом «я», который нарушается у игроманов;

3) развивает  социальные навыки, делает человека  более коммуникабельным, креативным, общительным;

4) помогает  установить у пациентов контакт и связь между чувствами и движениями, контакт и связь, которые теряются у игроманов. Танец позволяет выработать экспрессивность, дать волю чувствам, исследовать и искоренить внутренние конфликты, которые очень часто являются причиной зависимости от игры;

5) способствует  снятию физической напряженности, расслабляет, что очень важно в занятиях по индивидуальной терапии (саморегуляция), аутогенной тренировке;

6) способствует  приобретению группового опыта  (если танцтерапия проводится в группе, семье) и на бессознательном уровне образованию так называемого магического кольца (способности к невербальному, бессловесному общению, общению движениями, жестами)

Во время  танцтерапии психотерапевт работает с тремя областями.

1. Телом  и движениями 

Цель  – активизация тела, обнаружение  напряжения и конфликтов, умение их ликвидировать

2. Межличностными отношениями.

Цель  – развить и усилить коммуникацию, общительность.

3. Самосознанием 

Цель  – благоприятствовать и углубить самосознание благодаря телесному опыту.

Танцевальная  терапия может применяться:

• для лечения больных (психические и физические нарушения);

• для здоровых людей, имеющих психологические проблемы;

• для развития личности и самосовершенствования;

• для познания себя;

Может проводиться в групповой и  индивидуальной форме.

А также  способствует:

• формированию  положительного образа тела, помогает телесному пониманию себя;

• повышению самооценки;

• развитию спонтанности, умению принимать нестандартные решения;

• снятию стресса, мышечного и физического напряжения;

• уменьшению тревожности, агрессии;

• развивает контактность, помогает в умении устанавливать отношения с партнером и коллективом;

• развивает фантазию и креативность. [8]

     Для примера можно привести  знаменитый арабский танец живота. Он не только услаждает взоры любующихся, он очень полезен и самой танцовщице: гибкость движений воспитывает гибкость характера, раскрепощенность телодвижений формирует внутреннюю свободу. Не случайно женщинам, имеющим проблемы в браке, рекомендуют заняться танцем живота как средством повысить свою сексуальную привлекательность. Если припомнить великих танцоров, артистов балета, то в большинстве своем они живут исключительно долго и выглядят моложе своих лет. И, как правило, любящие танцевать люди – это абсолютно счастливые люди, потому что они до глубокой старости молоды и душой, и телом.

      В танце укрепляются мышцы, улучшается осанка. Танц-терапевты также утверждают, что танец способен изменить и сознание людей, сделав его более чистым и открытым. Как бы там ни было, танцтерапия действительно является замечательным комплексным воздействием на организм и на разум человека, она раскрепощает.

        В танце человек обретает грацию и уверенность в своих движениях, таким образом, улучшается его пластика, походка, манера держать себя. Музыка и танец приносят в жизнь недостающую красоту и гармонию. Все это оказывает положительное психологическое воздействие.

      Танцтерапия показана всем, независимо от пола и возраста. У грамотного танцтерапевта могут заниматься даже дети, лет с полутора-двух. Существуют различные уровни танцтерапии, и разные графики занятий, так что подобрать то, что ему необходимо, сможет и профессиональный танцор, и человек, ни разу в жизни не танцевавший даже на домашней вечеринке. 
 
 
 

1.4 Эмоции и движение

     По этимологии слово "эмоция" произошло, скорее всего, в ХVII веке от французского слова "mouvior", что значит "приводить в движение". А латинское слово "emovere" означает "колеблю", "волную". Таким образом, мы видим смысловую связь слов "эмоции" и "движения". Чарльз Дарвин в 1872 году, в работе "Выражение эмоций у человека и животных", исследовал эмоции человека через анализ средств их выражения. Дарвин, наряду с культурно - опосредствованными, выделил врожденные эмоции, которые характерны всем народам мира. К ним относятся: горе, радость, злость, страх, презрение, стыд, удивление. Эти эмоции имеют типичные формы выражения, которые узнаваемы людьми из самых разных культур, включая изолированные и неграмотные народы. 

    Горе - Люди, страдающие от сильного горя, часто ищут облегчения в резких, сильных, почти неистовых движениях. Но когда страдание несколько смягчается, но еще продолжается, люди больше не хотят двигаться, становятся неподвижными и пассивными, или иногда они покачиваются. Циркуляция крови замедляется, они становятся вялыми, лицо бледнеет, голова повисает на вогнутой грудной клетке, губы, щеки, нижняя челюсть - все опускается вниз под тяжестью собственного веса, Таким образом, все черты как бы удлиняются. 

     Радость - если сильная, то вызывает разные хаотические движения. Человек может пританцовывать, хлопать в ладоши, топать ногами и громко смеяться. Смех, по мнению автора, является первичным выражением радости и счастья. 

      Гнев - возбуждение в мозге способствует усилению мышечного напряжения и в то же время возникновению ощущения прилива энергии. Тело выпрямляется и становится готовым к немедленному действию, но иногда оно наклоняется вперед по направлению к обидчику, становится даже жестким. Рот обычно сжат, демонстрируя тем самым определенные намерения, зубы стиснуты. Характерным является такой жест - руки со сжатыми кулаками поднимаются, как будто готовятся ударить обидчика. Желание ударить становится настолько сильным, что оказавшиеся под рукой предметы рискуют быть разбитыми, брошенными на пол; но очень часто бывает, что движения становятся бесцельными и неистовыми. Маленькие дети могут неистово кататься по полу на спине или животе, крича, пинаясь, царапаясь, ударяя все, что оказывается поблизости. 

     Страх - выражался с древних пор почти так же, как и сейчас: дрожь в теле, холодный пот (испарина), бледность, широко открытые глаза, расслабление большей части мышц, съеживание всего тела или неподвижность. 

     Презрение - наиболее частый способ выражения презрения - это движения, производимые в области носа и рта. Фырканье является универсальным способом выражения презрения или отвращения. 

     Стыд - при остром чувстве стыда возникает сильное желание спрятаться. Мы поворачиваем все тело, особенно лицо, пытаясь как-то спрятаться. Человек, который испытывает чувство стыда, едва ли выдержит встречи взглядами с теми, кто находится рядом, и он всегда будет опускать глаза или смотреть искоса. 

    Изумление - широко раскрытые глаза и рот обычно выражают удивление или изумление. Можно сделать заключение, что поднятие бровей является врожденным или инстинктивным импульсом. Когда мы чувствуем сильное изумление, мы открываем рот, чтобы слышать буквально каждый звук, мы даже задерживаем дыхание или дышим как можно тише, а тело наше остается неподвижным. 

    Кроме основных, врожденных эмоций, Дарвин дифференцировал еще и сложные эмоции. Сложные эмоции известны людям в каждой культуре, но они не имеют прототипов поведенческих паттернов. Он выделил такие сложные эмоции как ревность, зависть, скупость, мстительность, подозрительность, лживость, лукавство, вина, тщеславие, самодовольство, честолюбие, гордость, скромность. 

    К. Юнг подчеркивал важность эмоций как движущей силы поступка. В 1916 году он описал случай из своей практики, в котором он наблюдал как движение, танец были одной из форм выражения бессознательного. 

    В процессе развития социальное окружение принуждает индивида подавлять или маскировать свои эмоции, и тогда они начинают выражаться в телесных симптомах, психосоматических заболеваниях. Поэтому танцтерапия глубоко связана с выражением и трансформацией эмоций.      

     Каждая эмоция имеет свою ценность в выживании, а также и духовное измерение. Но та же самая эмоция, которая подавляется, может исказить тело. Именно через движение можно дать выход сильным эмоциям (например: хлестание, толкание, давление, размахивание могут трансформировать сильные эмоции, которые с помощью слов не могли быть выражены). 

     Танцтерапевт должен обладать большой чувствительностью к происходящему, чтобы дать возможность людям прожить эмоции, выразить их и трансформировать. [5]

1.5 Техники, приёмы и упражнения танцтерапии      

     Танцевально-двигательная терапия  используется с различными целями, в различном объеме и с различной степенью осознанности.       Основные техники танцевально-двигательной терапии вплетены в ткань общей танцевальной сессии и являются параллелями, интерпретациями известных терапевтических техник на языке движения и танца. Мы можем проследить несколько таких параллелей: присоединение по позе и дыханию в НЛП, присоединение по позе и движению ("зеркало"); преувеличение, усиление чувства и его выражения в гештальт-терапии – оформление, преувеличение определенного движения в процессе танцевальной сессии, развитие темы в действие; работа с мышечными блоками и последовательностями сложно-координированных действий в телесно-ориентированной терапии, освобождение от напряжения, расширение диапазона движений в танцевально-двигательной и т.д.

    Кроме техник-приемов внутри ТДТ разработано множество техник-форматов (упражнений и форматов). Это такие упражнения как "континуум", "аутентичное движение", контактная импровизация, "танец пешеходов''(pedestrian dance), "джаз тела" Габриэлы Рот и мн.др.

     Для примера приведем процесс "Тропа танца" (Dancing Path), известный также как "Танец пяти движений". Авторство его принадлежит "городскому шаману" Габриеле Рот. Она выделила пять первичных ритмов движения, которые, по ее мнению, присутствуют во всех культурах и являются репрезентациями онтологических качеств.

1. Flowing – плавные, мягкие, округлые и  текучие движения; движения "женской"  энергии.

2. Stacatto – резкие, сильные и четкие  движения, "мужские" движения.

3. Chaos –  хаотические движения.

4. Lyrical – тонкие, изящные движения, "полет  бабочки" или "падающего  листа".

5. Stillness – движение в неподвижности,  наблюдение за первичными импульсами  движения, "пульсирующая статуя"(5).

       Для этого процесса существует специальная музыка, каждая стадия длится около пяти минут. Перед началом процесса проводится инструктаж, после процесса – проговор. "Танец пяти движений" рекомендуется проходить с закрытыми глазами, полностью отдаваясь, включаясь всем телом в каждый из ритмов.

       Эти модальности или ритмы движения в контексте терапии и личностного исследования являются репрезентациями характеристик личности. У клиента или участника терапии может быть неприятие определенных движений. Так, достаточно часто женщины среднего возраста не принимают "мужские", резкие и сильные движения. "Я не такая, мне это не нравится" – говорят они. Одновременно они жалуются на недостаток внимания в семье, невозможность выражать свои чувства, положение жертвы. В процессе работы выясняется, что именно ясное, яркое и четкое выражение своих желаний помогает изменять ситуацию. Источник силы часто находится там, куда нам страшно и непривычно идти.

      Таким образом, эта техника может выполнять несколько функций:

  1.    Диагностическую – человек обнаруживает "освоенные и неосвоенные" качества и то, как эта картина связана с его жизнью. Он может сделать осознанный выбор – освоить определенную зону своей жизни, до этого незнакомую или даже "запретную".

Информация о работе Танец как средство психокоррекции