Тайный детский язык

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 11:17, реферат

Описание работы

Тайный детский язык – это язык, созданный детской субкультурой, который является либо похожим на язык взрослых с вкраплениями в него различных частиц, либо полностью является новым и не всегда понятным даже для самих детей.

Особенности.

способы словообразования: включение в «основу» слов односложных и многосложных частиц, замена окончаний, перестановка звуков, склеивание разных слов.

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 54.40 Кб (Скачать)

10. Язык фара. Он построен на вплетении двух слогов утка, размещенных между всеми слогами основы. Гласный каждого слога утраивается, связываясь поочередно с согласными ф и р.Пример: Офорот прафарав ляфяряй тефересь нафара уфуру шафара кофоров куфуру(отправляйтесь на Ушаковку).

Если  в слоге основы два согласных, слоги утка вставляются в средину  – после гласной, а согласный  приставляется в конце (напр.: неферет – нет). Ударение ставится на каждом третьем слоге от начала. Лет 20 назад этот язык был достоянием небольшой (три человека – 10 лет и моложе) детской языковой общины (село Тельма Иркутской губ.); теперь им пользуются более многолюдные группы детей.

Пользуясь этими   языками , русские дети словно перекликаются с иноязычными детьми на восточном берегу Южной Африки, которые также создают  секретный   язык  путем прибавления к начальному слогу основы частицы lande, с детьми вадшагга, которые вставляют в средину каждого слова частицу ngala: kitabu (в выражении 1osoma kitabu – мы читаем?), напр., произносится как kitangalabu.

Языки с многосложным утком

11. Язык ведива, или вампа. Самый сложный по числу слогов утка, вплетающихся в ткань основы, язык. К каждому слогу основы или (сравнительно редко) к многосложному концу слова прибавляется звучное сочетание восьми слогов ведива – ведивампампа; при этом соблюдается гармония гласных: ударенные гласные утка подчиняются гласной слога основы или ударенному гласному конца слова; например:

Ждаведива-ведивампампа ливедива-ведивампампа Льваведива-ведивампампа Геведиве-ведивампампе оргиевича-ведиворгиевича-ведивампампоргиевича, даведива-ведивампампаестьведивесть-ведивампампесь заведива-ведивампампа хотеливедиве и т.д. (ждали Льва Георгиевича, да есть захотели).

Этот  довольно трудный язык наблюдается  главным образом, если не исключительно, в обществе девочек.

12. Есть  языки более сложного образования,  получающиеся соединением утков  двух языков, напр., языка фита и ведива. Пример: Ждафита-ведива-фита-ведивампампа-фита лифита-ведифита-ведивампампи-фита (ждали).

Подобного рода языки употребляются редко  и почти всегда в небольших  группах девочек. К комбинированным  можно отнести и «индейские»  языки.

Языки с приставными  слогами

Определенную  группу составляют тайные языки другого  образования, когда слоги уткаприставляются впереди слогов основы. Наиболее распространенными оказываются языки на вер, на о, на бер, на ши и щи и пр.

13. Язык на вер. В принятом словоупотреблении: говорить на вер. Образец (Чита, курорт Макавеево): Верья верпо вермню верчуд верно верье вермгно верве вернье (я помню чудное мгновенье).

В произношении некоторых отделения гласного в  «словах» верья и вернье нет; читается: веря; верне. Ударение на каждом слоге основы.

В Рабочей  Слободе Иркутска дети и подростки (главным образом мальчуганы 8–16 лет) говорятна бер; например: берты берду беррак (ты дурак),

14. Язык на о. В обычном словоупотреблении: говорить на о. Пример (Тулун и мн. др. места):

Оне отко ормить око оня оза ома орён ого – не откормить коня заморенного. Ударение на каждом слоге основы. Уступка требованиям удобства и благозвучия: вм. последовательного оот око (во втором слове приведенной фразы) находим отко.

Язык на щи или на ша (говорить на щи или на ша). Пример: щиты щику щида щипо щишолИли:шаты шаку шада шапо шашол? (Ты куда пошел?). При желании осложнить язык используют тот и другой приставной слог, заставив их чередоваться; тогда приведенная фраза будет звучать так:щиты шаку щида шапо щишол?

Ударение  на каждом слоге основы.

В 1918–1926 гг. все варианты этого языка были в большом употреблении среди  учащихся и подростков (8–16 лет) в  Тулуне, Иркутской губернии; не умер этот язык там и теперь.

16. Язык на щипа. Пример: щипай щипапой щипаду щипадо щипамой (я пойду домой).

Разделение  на слоги, как часто бывает в детских  языках, не всегда «по грамматике» (этим, как и другим, языком пользуются часто и неграмотные), а так, как  удобнее для произношения; напр., в одних случаях слово пойди разложится на слоги так, как только что показано (щипапой щипаду),в других иначе: щипапо щипайду.

Ударение  ставится или на первом слоге утка, или – гораздо чаще – на каждом слоге основы.

Распространен у ребят (главным образом мальчиков 8–16 лет) в Рабочей Слободе в  Иркутске. Впрочем, маленький люд (около 10 л.) предпочитает говорить на о, особенно на бер.

17. Индейский язык соединяет в себе черты языков обеих охарактеризованных групп. Одни элементы его утка оказываются в положении приставных слогов, другие следуют после слогов основы. Пользующиеся этим языком каждый звук произносят как название буквы: а, бэ, вэ... эл, эм и т.д.; пример: эстэол эсэлоэмаэлэся (стол сломался).

Ударение  делается произвольно; неизменно оно  ставится, кажется, только перед паузой, необходимой для передышки при  быстром произношении. Неторопливое произношение и стремление замаскировать  смысловые элементы слов, закрыв их обилием гласных, в частности  непрерывным э, влечет к увеличению числа ударений. Пэошаэли бэы вэ элес дэа пэогэодэа пээлохэая (пошли бы в лес, да погода плохая).

Уступки удобствам произношения и требованиям  благозвучия наблюдаются и в  этом языке: напр., замена в слове  пээлохэая ха на хэ должна быть объяснена именно как такая уступка.

Индейский язык наряду с другими употреблялся преимущественно при игре в индейцев, никакого названия не имел (здесь назван индейским как имевший преимущества в указанной игре). Появление индейского языка в одной языковой группе было вызвано надобностью в языке, которого не понимали бы младшие члены. Один из старших членов группы (14–15-летний гимназист) после поисков и размышлений  нашел выход из затруднения, изобрел («придумал») этот язык – довольно неудобный  и трудный; впрочем, эти минусы искупались тем, что язык достигал своей цели, и тем, что он был совсем необычный. К тому же изобретатель был авторитетнейшим  членом группы: самым сильным, самым  ловким, самым ученым и – главное  – знал себе цену. Как бы то ни было, среди старших членов группы язык привился.

Языки с меной окончания  основы

18. Язык фарты (или харты)К каждому односложному или двусложному слову прибавляется окончание фарты (или харты); в словах многосложных отбрасывается обычное окончание основы и заменяется тем же двусложным фарты.

Пример: Яфарты пофарты гуляфарты (я пойду гулять). Впрочем, это правило имеет немало исключений, характер которых можно показать на таком примере: Жифарты старифарты со старуфарты у сафарты сифарты мофарты (жили старик со старухой у самого синего моря). В последних трех словах делается уступка удобству произношения, может быть, в ущерб понятности, отсекается и заменяется не только окончание, но и часть корня. Вследствие этого не всегда можно различить времена глаголов и пр. Говорение (использование языка) неграмотных отличается тем, что они предлог со следующим словом не разъединяют (состаруфарты). Ударение падает на слог, стоящий непосредственно перед утком.

Язык  фарты (в Иркутске) в игре почти не употребляется; это – язык или деловой (в одних случаях), или служит для забавы – особенно у малых детей (моложе 10–8 лет), которым он дается без большого труда.

19. Так  же образован язык харки (Тулун и окрестности). Образец: Чехарки тыхарки мнехаркиговорихарки? Яхарки совсехарки непонимахарки тебяхарки (Что ты мне говоришь? Я совсем не понимаю тебя).

Все замечания, касающиеся ударения, отступлений от правил, некоторых удобств говорения  неграмотных и использования  языка фарты целиком можно повторить применительно к языку харки.

Язык  этот давнего происхождения: по свидетельству  Е.А. В-вой, шестьдесят и более лет  назад шабартинские ребята, сплошь неграмотные, говорили, несмотря на запрещения взрослых, на этом языке. Он называется в некоторых местах тарабарским.

20. Близок  к нему язык гарги. Он слажен по тем же правилам, что и предыдущий: к каждому односложному или двусложному слову или к корню (тоже не строго различаемому) слов многосложных прибавляется уток гарги; различие состоит в том, что вторая гласная утка находится в подчинении (не всегда строгом) у ударенной гласной основы.

Тыгарги смотригарги! (ты смотри!). Или (из частушки, распеваемой в Тулуне): Тыгарги моёгоргосердегорго (ты мое сердечко).

Употребляется и в детской переписке (в «записочках» при «ранних всходах»).

21. К  этой группе должно отнести язык енции, распространенный лет 25 назад в Енисейске вместе с другими языками.

Пример: Сегоденции будемции читенции и переводенции Парашенции Сибириенции (или Сибиренции) (сегодня будем читать и переводить Парашу Сибирячку). Начало крыловской басни о поваре-грамотее произносится так:

Какенции поваренции грамотенции с поваренции убеженции своенции, а доменции стереженции от мышенции котенции оставенции.

22. К  этой же группе следует причислить подражательный язык, образуемый переменой окончаний обычных слов на «французские».

Пример: Шантон целеброн лаглуар дашиль (Антон серебро на бульвар тащил).

Ударения, конечно, на последнем слоге каждого  слова.

Этот  язык (некоторое время применявшийся  в небольшой группе сельских школьников в Тулуне лет около 30 назад) был  подхвачен из какого-то сборника детских  пьес.

Языки с перестановкой  звуков из основы в  уток

23. Язык шоцы (зовут в иных местах и тарабарским). Образован таким образом: после слова, если оно немногосложно, или первого слога основы, или вообще какой-либо части слова прибавляется двусложный уток, содержащий частицу цы; при этом, если слог основы начинается с согласной, то она, заменяясь звуком ш, переходит в уток и дает начало первому его слогу (вилка – шилкавицы, ножик – шожикноцы и т.п.). Если слог основы начинается гласной, то к нему спереди подставляется ш (я – шаяцы). Соблюдается гармония гласных.

Шайдацы шилкувицы и шожикноцы шожалуйстапоцы (дай вилку и ножик, пожалуйста).

Шаяцы шичегоницы шепонимаюницы шопоцы шраеведенью крацы (я ничего не понимаю по краеведению).

Правила здесь не весьма строги, особенно в  части, касающейся разделения слов основы на слоги. Они разнятся, видимо, по местам, т.е. в разных селах и городах.

Разновидность этого языка дают варианты, в которых  звук основы меняется не у первого  слога, а из средины слова (второй или третий слог). Так, гадалейский вариант языка (диалект) дает, напр., не шарелка-тацы, как было бы в только что описанном варианте, а ташелка-рецы (тарелка).

История создания гадалейского диалекта в коротких словах такова.

Необходимость создать непонятный взрослым язык внесла несколько новых слов в лексику  мальчуганов. Взрослые – вне закона; сделать «налет» на огород не считается  в детских организациях предосудительным. Важно не «влопаться». Сделать налет на огород обозначалось словом шестоплавить; были и другие слова. Кто-то приезжий привез разработанный язык; он быстро (приблизительно в месяц) распространился под названием тарабарского. Вместо шестоплавить получилось шестопшавить-лацы и пр. Обыкновенную речь из уст ребят трудно было услышать.

Язык  шоцы был и языком детской письменности. В записках писали слова – в целях достижения большей неясности – без малейшего отрыва, ничем не отделяя одно слово от другого.

Занесенный  откуда-то язык в сравнительно короткий срок (2–3 года) потерпел некоторые изменения. Так, в заботах о благозвучии этого языка звук ш, имеющий большое значение, иногда заменяется через с; произносится: сашет-пляцы (пляшет) вместо ожидаемого шашет-пляцы.

Информация о работе Тайный детский язык