Автор: a*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:53, курсовая работа
Цель: определить как стиль воспитания родителя влияет на полоролевую идентичность подростка
Гипотеза: между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью подростка существует прямая связь.
Задачи:
Охарактеризовать понятия «стиль воспитания», «неполная семья», «полоролевая идентичность»
Выделить основные стили воспитания
Определить, какая существует связь между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью мальчика – подростка.
Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………………………5
1.1. Особенности стиля воспитания детей в неполной семье……………………5
1.2. Полоролевая идентичность подростков из неполных семей………………..9
1.3. Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………..13
Выводы к разделу 1………………………………………………………………..19
2. Практическое исследование связи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях..20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………20
2.2 Обработка и анализ результатов исследования………………………………21
Выводы к разделу 2………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………
Попустительский стиль воспитания наблюдается в 41,2 % неполных семей - подросток должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителя или не выполняет указаний родителя, для которого характерно неумение, неспособность или нежелание руководить им.
Оставшиеся 32,3 % приходятся на демократический стиль семейного воспитания, при котором родитель поощряет личную ответственность и самостоятельность подростков, требует осмысленного поведения и старается помочь им, чутко относясь к их запросам, но также проявляет твердость, заботится о соблюдении дисциплины.
На
третьем этапе исследования была
проведена методика FPI с целью диагностики
состояний и свойств подростков, имеющих
первостепенное значение для процесса
социальной адаптации и регуляции поведения.
По
опроснику FPI получили данные, которые
отобразили в таблице 3.
Таблица 3. Средние показатели по опроснику FPI
Номер шкалы | ШКАЛЫ | Средние показатели в неполных семьях |
I | невротичность | 8,5 |
II | спонтанная агрессивность | 6,7 |
III | депрессивность | 5,4 |
IV | раздражительность | 6,2 |
V | общительность | 5,2 |
VI | уравновешенность | 3,3 |
VII | реактивная агрессивность | 7,5 |
VIII | застенчивость | 6,25 |
IX | открытость | 7,6 |
X | экстраверсия-интроверсия | 8,1 |
XI | эмоциональная лабильность | 7,55 |
XII | маскулинизм - феминизм | 4,65 |
У мальчиков - подростков отмечаются высокие показатели по невротичности, спонтанной и реактивной агрессивности (6,7 и 7,5 соответственно), раздражительности, эмоциональной лабильности, экстраверсии (8,1). Это говорит о повышенном уровне импульсивного, агрессивного поведения по отношению к социальному окружению с выраженным стремлением к доминированию; о неустойчивом эмоциональном состоянии со склонностью к аффективному реагированию, проявляющимся в частых колебаниях настроения, повышенной возбудимости, раздражительности, недостаточной саморегуляции, а также о готовности подростков к более доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми. Последнее, скорее всего, связано с тем, что детям из неполных семей не хватает внимания со стороны родителей, поэтому они стремятся к доверительным взаимоотношениям с окружающими, стараясь заполучить их внимание.
Кроме того, у подростков, отмечены низкие показатели (3,3 балла) по шкале уравновешенности, что свидетельствует о плохой защищенности к воздействию стресс-факторов в обычных жизненных ситуациях, базирующейся на уверенности в себе, оптимистичности и активности.
Таким образом, по результатам методики FPI для мальчиков – подростков, воспитывающихся в неполных семьях, характерна открытость, которая позволяет характеризовать отношение к социальному окружению и уровень самокритичности. Высокие оценки свидетельствуют о стремлении к доверительно-откровенному взаимодействию с окружающими людьми при высоком уровне самокритичности.
Исходя
из полученных результатов исследования
можно констатировать наличие взаимосвязей
между типом отношения к детям, характером
внутрисемейной ситуации и оценкой себя
как представителя определенного пола,
степень андрогинности, маскулинности
и феминности личности.
Выводы
к разделу 2
В ходе проведения исследования было выявлено, что мальчиками из неполных семей не до конца осознается их социальная роль. Большую часть испытуемых можно отнести к андрогинному типу личности (53 %), однако с низкой степенью выраженности в выборке – 55,6 %. К маскулинному типу относится 29,4 % (из них с ярко выраженной маскулинностью – 20 %). К феминному – 17,6 % (с ярко выраженной феминностью – 16,6 %).
Также было установлено, что в 26,5 % неполных семей преобладает авторитарный стиль семейного воспитания. Попустительский стиль воспитания наблюдается в 41,2 % неполных семей. Оставшиеся 32,3 % приходятся на демократический стиль семейного воспитания.
У
мальчиков - подростков отмечаются высокие
показатели по невротичности, спонтанной
и реактивной агрессивности (6,7 и 7,5 соответственно),
раздражительности, эмоциональной лабильности,
экстраверсии (8,1). Это говорит о повышенном
уровне импульсивного, агрессивного поведения
по отношению к социальному окружению
с выраженным стремлением к доминированию;
о неустойчивом эмоциональном состоянии
со склонностью к аффективному реагированию,
проявляющимся в частых колебаниях настроения,
повышенной возбудимости, раздражительности,
недостаточной саморегуляции, а также
о готовности подростков к более доверительно-откровенному
взаимодействию с окружающими людьми.
Последнее, скорее всего, связано с тем,
что детям из неполных семей не хватает
внимания со стороны родителей, поэтому
они стремятся к доверительным взаимоотношениям
с окружающими, стараясь заполучить их
внимание.
Заключение
Итак, целью экспериментальной работы является: рассмотреть влияние стиля воспитания в неполных семьях на полоролевую идентичность мальчиков-подростков. В экспериментальной работе было осуществлено диагностические методики, такие как: опросник "Родителей оценивают дети", опросник FPI, методика С. Бем на исследование маскулинности-феминности личности.
Анализ результатов в целом показал, что в неполных преобладает чрезмерная опека над детьми со стороны родителей. Эта зависимость от родителей не способствует формированию интересов и самооценки у ребенка, а также не развивает у ребенка умение самостоятельно принимать решение и нести свой груз ответственности за них.
Анализ полоролевых ориентаций подростков, реализуемых в полоролевом поведении личности и включающих типично мужские, женские либо «бесполые» черты, показал, что в условиях, как в благоприятной, так и неблагоприятной внутрисемейной ситуации, усиливается полоролевая ориентация мальчиков-подростков из неполных семей на феминную модель поведения (53 % - андрогинность, 17,6 % - феминность) т.е. их полоролевое поведение содержит в себе феминные характеристики такие, как, например, уступчивость, мягкость, чувствительность и т.д. Затруднения в самоидентификации по признаку пола чаще возникают у мальчиков-подростков из неполных семей, как в условно благоприятной, так и неблагоприятной внутрисемейной ситуации.
Таким
образом, неполнота функционирования
семьи в совокупности с характером
внутрисемейной ситуации, стилем воспитания
создают фактор риска, который влияет
на становление и развитие образа «я»
подростка как представителя пола.
Список
литературы