Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях

Автор: a*************@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель: определить как стиль воспитания родителя влияет на полоролевую идентичность подростка
Гипотеза: между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью подростка существует прямая связь.
Задачи:
Охарактеризовать понятия «стиль воспитания», «неполная семья», «полоролевая идентичность»
Выделить основные стили воспитания
Определить, какая существует связь между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью мальчика – подростка.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………………………5
1.1. Особенности стиля воспитания детей в неполной семье……………………5
1.2. Полоролевая идентичность подростков из неполных семей………………..9
1.3. Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………..13
Выводы к разделу 1………………………………………………………………..19
2. Практическое исследование связи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях..20
2.1 Организация и методы исследования…………………………………………20
2.2 Обработка и анализ результатов исследования………………………………21
Выводы к разделу 2………………………………………………………………..26
Заключение………………………………………………………………………….27
Список литературы…………………

Работа содержит 1 файл

курсовая по психологии.doc

— 180.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………3

1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………………………5

1.1. Особенности стиля воспитания детей в неполной семье……………………5

1.2. Полоролевая идентичность подростков из неполных семей………………..9

1.3. Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях……………………………..13

Выводы к разделу 1………………………………………………………………..19

2. Практическое исследование связи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях..20

2.1 Организация и методы исследования…………………………………………20

2.2 Обработка и анализ результатов исследования………………………………21

Выводы к разделу 2………………………………………………………………..26

Заключение………………………………………………………………………….27

Список литературы…………………………………………………………………28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  
 

      Актуальность  проблемы. Влияние, которое оказывают родители на формирование психологических и личностных особенностей ребенка, обуславливает неослабевающий интерес, проявляемый к семье со стороны психологов, социологов, педагогов и т.д. Исследования семьи проводятся в различных направлениях.

     Одной из кризисных социальных ситуаций развития является неполная семья, в первую очередь, в силу преобладания отрицательных результирующих воздействий на личностное и социальное развитие ребенка.

     Традиционно неполной признается семья, в которой  наличествует только один из родителей  (либо мать, либо отец), то есть постоянные семейные функции и обязанности выполняет проживающий с детьми родитель, хотя зачастую не живущий в семье родитель осуществляет какое-либо участие в жизни семьи.

     В настоящее время наблюдается  значительный рост количества разводов, в результате чего увеличивается количество детей, воспитывающихся в неполных семьях, социализирующая функция которых, как правило, не реализуется в полном объеме по ряду причин социально-экономического и психологического характера.

     Важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков полоролевого поведения. Медики и психологи отмечают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается, ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. Даже небольшое отклонение от нормы в области полового самосознания чревато негативными последствиями.

      Объект  исследования: мальчики – подростки 12 – 14 лет из неполных семей.

      Предмет исследования: стиль воспитания и полоролевая идентичность.

      Цель: определить как стиль воспитания родителя влияет на полоролевую идентичность подростка

      Гипотеза: между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью подростка существует прямая связь.

      Задачи:

    1. Охарактеризовать понятия «стиль воспитания», «неполная семья», «полоролевая идентичность»
    2. Выделить основные стили воспитания
    3. Определить, какая существует связь между стилем воспитания родителя и полоролевой идентичностью мальчика – подростка.

Методологической  основой исследования являются методики С. Бем, РОД, FPI. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Теоретические аспекты исследования проблемы взаимосвязи стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях 

1.1. Особенности стиля воспитания детей в неполной семье 

     Семья есть исторически изменяющаяся социальная группа, универсальными признаками которой является гетеросексуальная связь, система родственных отношений и развитие социальных и индивидуальных качеств личности и осуществление определенной экономической деятельности.

     Воспитание  — это целенаправленный и организованный процесс формирования личности [1].

     Семейное  воспитание — это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений [5].

     Воспитательные  воздействия осуществляются на основе механизма подкрепления — поощряя  поведение, которое взрослые считают правильным, и, наказывая за нарушение установленных правил, родители внедряют в сознание ребенка определенную систему норм, соблюдение которых постепенно становится для ребенка привычкой и внутренней потребностью; механизма идентификации — ребенок подражает родителям, ориентируется на их пример, старается стать таким же.

     Особенность воспитательной деятельности семьи – в ее непреднамеренности, естественной включенности в жизнедеятельность этой малой психолого-социальной группы.

     Специальные воспитательные "мероприятия", направленные на развитие, коррекцию каких-либо свойств, качеств личности ребенка, в современной семье занимают незначительное место, хотя в домашнем воспитании утвердились определенные требования, запреты, наказания и поощрения. И, тем не менее, в каждый момент жизни вплетаются те или иные воздействия взрослых воспитывающего или обучающего характера. Чем младше ребенок, тем органичнее сочетаются процессы ухода, присмотра, обучения, воспитания. Это дает, как правило, хороший эффект в силу того, что родители (другие члены семьи) чувствуют настроение ребенка, знают его возможности, видят тенденции развития. Другими словами, домашнее воспитание сугубо индивидуально, конкретно, персонализировано; благодаря этому оно благоприятно для инициирования активности ребенка. А активность самого ребенка, реализуясь в той или иной деятельности, - основа формирования социально-психологических новообразований в структуре его личности, ведь специфически человеческие свойства и качества развиваются лишь в процессе взаимодействия ребенка со средой, в процессе его собственной активной деятельности.

     Важнейшей характеристикой семейного воспитания является его стиль, т.е. типичные для старших система приемов и характер взаимодействия с младшими [18].

     Многие  работы, посвященные детско-родительским отношениям, опираются на предложенную Д. Баумринд более 30 лет назад типологию стилей семейного воспитания, содержательно описывавшую три основных стиля: авторитарный, авторитетный, но демократический и попустительский.

     Авторитарный  стиль (в терминологии других авторов — «автократический», «диктат», «доминирование») — все решения принимают родители, считающие, что ребенок во всем должен подчиняться их воле, авторитету.

     Родители  ограничивают самостоятельность ребенка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно. Если по отношению к старшим подросткам матери склонны реализовывать более «разрешающее» поведение, то авторитарные отцы твердо придерживаются избранного типа родительской власти.

     При таком воспитании у детей формируется  лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

     Демократический стиль (в терминологии других авторов — «авторитетный», «сотрудничество») — родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями.

     Подростки включены в обсуждение семейных проблем, участвуют в принятии решений, выслушивают  и обсуждают мнение и советы родителей. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твердость, заботятся о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

     Попустительский стиль (в терминологии других авторов — «либеральный», «снисходительный», «гипоопека») — ребенок должным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми.

     Становясь более взрослыми, такие подростки  конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные  эмоциональные связи, не готовы к  ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность [21].

     Неспособность семьи контролировать поведение  подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

     Помимо  проблем, связанных с условиями  развития ребенка в полной семье, существуют проблемы воспитания в неполной семье.

     Неполная  семья — это семья, где нет одного из родителей, чаще отца [13]. Дети из неполной семьи, как правило, более ранимы, закомплексованы, чем дети из полной семьи. В неполной семье мать часто невротизирована своим социальным положением разведенной женщины или матери-одиночки. Действительно, трудно сохранять душевное равновесие, когда подросший ребенок начинает упорно интересоваться, где папа или кто папа. Даже приемлемо уравновешенная женщина, сформировавшая с ребенком хорошие эмоциональные отношения, начинает терять душевное равновесие при лобовых вопросах своего ребенка. Хотя в наше время юридическое положение одиноких матерей вполне защищено и общественное мнение к ним вполне лояльно, сущность их психологического статуса остается весьма и весьма осложненной: мать не имеет психологической поддержки от отца ребенка, ей не с кем разделить ответственность за своего малыша. Она взваливает все проблемы на свои плечи. В результате — депривированный ребенок, депривированная мама. Такая мать не может быть уравновешенной: она то ласкает своего малыша, то срывает на нем свою досаду за неустроенную, неблагополучную жизнь. Материнская нестабильность создает у ребенка ощущение (или уверенность) нежелательности его появления на свет. Ребенок между тем нуждается в близком друге — мужчине (это может быть его родной дед, дядя, кто-то еще из близких или далеких родственников; может быть хороший мамин знакомый). Важно, чтобы взрослый мужчина установил дружеские, доверительные отношения с ребенком и не изменял этим отношениям, не путал их с отношениями к маме. Взрослый мужчина в качестве друга нужен и мальчику, и девочке — ведь правильная половая идентификация ребенка будет осуществляться только в том случае, если он будет иметь возможность сравнивать роль мужчины и женщины. 

Информация о работе Связь стиля воспитания и полоролевой идентичности мальчиков-подростков, воспитывающихся в неполных семьях